Рабочая программа по истории России (от древности до XVI века) на 2021/2022 учебный год для обучающихся 6-го класса разработана в соответствии с требованиями: -
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года); -
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; -
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; -
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; -
концепции преподавания учебного предмета «История России», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения 23.10.2020; -
УМК по истории России «Реализуем ИКС» под ред. А.В. Торкунова (учебник охватывает период до начала XVI века); -
УМК «Сферы» для 6-го класса под ред. А.А. Данилова; -
УМК А.Н. Сахарова для 6-го класса. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся: -
Для педагога: -
История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под редакцией А.В. Торкунова; -
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6–9 классы. А.А. Данилов; -
Рабочая программа. 5–9 классы. УМК «История. История класс». Уколова В.И., Ведюшкин В. А., Уколова И. Е. и др.; -
История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс. Абдулаев Э.Н., Артемов В.В. и др. / Под ред. Сахарова А.Н.; -
История России. 6 класс. В 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А.В. Торкунова; -
История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.; -
История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс. Артасов И.А.; -
История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-тренажер. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.; -
История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс. Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. / Под ред. Данилова А.А.; -
История России. Контурные карты. 6 класс. Автор-составитель Тороп В.В.; -
История России. Сборник рассказов. 6 класс; -
История России. Контрольные работы. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Артасов И. А.; -
История России. 6 класс. С древнейших времен до начала XVI века. Учебник. Данилевский И.Н., Андреев И.Л., Юрасов М.К.; -
История России. 6 класс. Рабочая тетрадь к УМК Данилевского И.Н., Симонова Е.В., Клоков В.А. -
Для обучающихся: -
История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под редакцией А.В. Торкунова; -
История России. 6 класс. В 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А.В. Торкунова; -
История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.; -
История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс. Артасов И.А.; -
История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-тренажер. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.; -
История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс. Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. / Под ред. Данилова А.А.; -
История России. Контурные карты. 6 класс. Автор-составитель Тороп В.В.; -
История России. Сборник рассказов. 6 класс; -
История России. Контрольные работы. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Артасов И.А.; -
История России. 6 класс. С древнейших времен до начала XVI века. Учебник. Данилевский И.Н., Андреев И.Л., Юрасов М.К.; -
История России. 6 класс. Рабочая тетрадь к УМК Данилевского И.Н., Симонова Е.В., Клоков В.А. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 40 часов в год из 68 часов, отведенных на изучение истории в 6-м классе (из расчета на 34 учебные недели в учебном году). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Ученик научится: -
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; -
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; -
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; -
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; -
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории; -
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); -
давать оценку событиям и личностям отечественной истории. Ученик получит возможность научиться: -
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); -
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение Наша Родина — Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Русь в IX – первой половине XII века Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X – начале XII века. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Культурное пространство Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Политическая раздробленность на Руси (XII–XIII века) Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Ордынское нашествие на Русь. Усиление Москвы Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое «ордынское иго»). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV века, нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Формирование единого Русского государства в XV веке Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV века. Василий Темный. Новгород и Псков в XV веке: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Повторение Повторение и систематизация учебного материала курса истории России 6-го класса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование по истории России для 6-го класса разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: -
развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; -
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; -
развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; -
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; -
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; -
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; -
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; -
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; -
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. № п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Введение | 1. | Наша Родина — Россия | 1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 2. | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | 3. | Восточные славяне и их соседи | 1 | Русь в IX — первой половине XII века | 4. | Формирование Древнерусского государства | 1 | 5. | Первые киевские князья | 1 | 6. | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | 7. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 | 8. | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | 9. | Культура Древней Руси | 1 | 10. | Повседневная жизнь населения | 1 | 11. | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | 12. | Повторительно-обобщающий урок «Русь в IX — первой половине XII века» | 1 | Политическая раздробленность на Руси (XII–XIII века) | 13. | Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | 14. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | 15. | Новгородская республика | 1 | 16. | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | 17. | Повторительно-обобщающий урок «Политическая раздробленность на Руси (XII–XIII века)» | 1 | Ордынское нашествие на Русь. Усиление Москвы | 18. | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | 19. | Нашествие с Востока | 1 | 20. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | 21. | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | 22. | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 | 23. | Борьба Москвы и Твери | 1 | 24. | Русь и Литва | 1 | 25. | Куликовская битва | 1 | 26. | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV веке | 1 | 27. | Повторительно-обобщающий урок «Русь в XII–XIV веках» | 1 | Формирование единого Русского государства в XV веке | 28. | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV веке | 1 | 29. | Московское княжество в первой половине XV века | 1 | 30. | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | 31. | Московское государство и его соседи во второй половине XV века | 1 | 32. | Русская православная церковь в XV — начале XVI века | 1 | 33. | Социальная структура Российского общества | 1 | 34. | Начало самостоятельного правления Ивана IV. Реформы «Избранной Рады» | 1 | 35. | Опричнина | 1 | 36. | Внешняя политика Ивана IV | 1 | 37. | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI веках | 1 | 38. | Архитектура и живопись в XIV–XVI веках | 1 | 39. | Быт XV–XVI веков | 1 | Повторение | 40. | Повторительно-обобщающий урок «История Отечества с древнейших времен до XVI века» | 1 | Всего за учебный год | 40 | |