Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Крымский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ Е.Г. Мажорова
«31» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОГСЭ. 02. «ИСТОРИЯ»
по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Симферополь, 2018
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПO 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 № 832.
Организация-разработчик: ГАПОУ РК «КМК».
Разработчик: Янковенко Е.В – преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Рабочая программа учебной дисциплины «История» рекомендована цикловой комиссией социально-гуманитарных дисциплин.
Протокол № 1 от «31» августа 2018 г.
Председатель цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин
____________ В.В. Моренко.
Утверждена методическим советом ГАПОУ РК «КМК».
Протокол № 1 от «31» августа 2018 г.
______________ 2018 г. Председатель _________ О.Н. Сухановская
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Программа дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
Цель дисциплины:
формирование представлений об особенностях современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении
последних десятилетий XX — начала XXI вв.;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и
процессов на развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной
России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально - экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
из них: |
лекции | 40 |
Практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
выполнение домашних заданий, подготовка сообщений и презентаций для выступления на лекциях. Составление таблиц, выполнение творческих заданий (подборка фотодокументов). | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | |
Введение Мировая история на рубеже ХХ-ХХI веков. Международные отношения. | Содержание учебного материала: Периодизация международных отношений, характеристика основных периодов. Окончание «холодной войны». Международные отношения в начале 21 в. Основные тенденции развития мирового сообщества (глобализация, НТР). | 2 | 1 |
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI вв. | 24 | |
Тема 1.1. США и Канада | Содержание учебного материала: Внутриполитическое развитие США в1980-2000-х гг. Внешняя политика США на рубеже ХХ-ХХI вв. Политическое развитие Канады в 1980-2000-х гг. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа № 1: Подготовить сообщение и презентацию о культурно-исторических и архитектурных достопримечательностях одного из мегаполисов США. | 1 |
Тема 1.2. Основные черты развития стран Западной Европы. Интеграционные процессы. | Содержание учебного материала: Экономическое развитие стран Запада в конце ХХ начале XXI вв. Политическое и социальное развития стран Западной Европы в конце XX-XXI в. Интеграционные процессы в Европе во второй половине XX-начале XXI в. | 2 | 1 |
Тема 1.3. Великобритания. Франция. Германия. | Содержание учебного материала: Политическое развитие Великобритании в конце XX- начале XXI в. Франция в 1980-х –2000-х. гг. Объединение Германии. ФРГ на современном этапе. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа №2: Заполнить таблицу «Внутренне и внешнеполитическое развитие Италии в конце XX- нач.XXI вв.» | 1 |
Тема 1.4. Крупнейшие страны Азии. Япония. Китай. | Содержание учебного материала: Характеристика Азиатского региона в конце XX – начале XXI в. Политические и экономические модели развития стран Азии. Япония на современном этапе развития Достижения и проблемы КНР на современном этапе. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа № 3: Подготовить сообщения по темам: «Индия в 1970-1980-хх гг.», «Индия на рубеже XX- нач.XXI», «Сотрудничество Индии с РФ». | 2 |
Тема 1.5. Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. | Содержание учебного материала: КНДР и Южная Корея. Проблема объединения и взаимоотношений на современном этапе. Новые индустриальные страны: Малайзия, Таиланд, Филиппины. «Азиатские тигры» («Четыре азиатских малых дракона») : Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Азиатско-тихоокеанская интеграция. Создание и деятельность АСЕАН. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа №4: Заполните таблицу «Пути модернизации стран Латинской Америки» | 2 |
Тема 1.6. Страны Арабского Востока. Арабо-Израильские войны: причины, характер и итоги. | Содержание учебного материала: Общая характеристика политического развития стран арабского Востока. Зарождение и развитие исламского фундаментализма Арабо-израильский конфликт. Палестинская проблема. Урегулирование Ближневосточного кризиса и решение палестинской проблемы в конце XX-начале XXI вв. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа №5: Подготовить сообщения по теме «Политическое и экономическое развитие одной из стран Африки на современном этапе. (ЮАР, Демократическая республика Конго, Нигерия, Алжир, Египет, Намибия )» | 2 |
Тема 1.7. Вооружённые межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке. | Содержание учебного материала: Причины и основные события конфликтов. Участие США и НАТО в урегулировании конфликтов в Ираке и Афганистане. Современное положение в Египте, Саудовской Аравии и Сирии. | 2 | 1-2 |
Практическое занятие № 1: Составление таблицы «Достижения и проблемы стран Азии, Африки и Латинской Америки» | 2 | 2 |
Раздел 2. Дезинтеграционные процессы в СССР и их влияние на страны Восточной Европы. | 16 | |
Тема 2.1. Внутренние предпосылки и причины дезинтеграционных процессов в СССР. | Содержание учебного материала: Структурный кризис советской модели общественно-политического развития. Особенности диссидентского движения в СССР. Внутренне экономические и политические преобразования периода «перестройки». | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа №6: Подготовьте виртуальную экскурсию по городским квартирам в СССР 70-90-х гг. ХХ ст. Опишите характерные элементы интерьера и вкусы людей этих периодов. | 2 |
Тема 2.2. Внешнеполитический курс СССР в 70-е начало 80-х годов ХХ ст. | Содержание учебного материала: Оценка политики советского руководства в 70-80 е гг. XX в. Участие СССР в гражданской войне в Афганистане. Отношение СССР с капиталистическими, социалистическими странами и странами «третьего мира». | 2 | 1-2 |
Тема 2.3. Основные тенденции развития СССР в 80-х гг. ХХ ст. | Содержание учебного материала: Углубление экономического кризиса в СССР Идея «нового политического мышления» в международных отношениях. Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Ликвидация ОВД и СЭВ. | 2 | 1 |
Практическое занятие № 2: Оценка политических событий в странах Восточной Европы. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Распад СССР. Новые и восстановленные независимые государства. | Содержание учебного материала: Августовский переворот 1991 года. Причины и последствия поражения ГКЧП. Распад СССР: причины и последствия. Обновленные и новые независимые государства. | 2 | 1-2 |
Практическое занятие №3: Выявление причин и определение характера конфликтов на постсоветском пространстве. | 2 | 2 |
Тема 2.5. Распад Югославии. Новые южнославянские государства. | Содержание учебного материала: Причины и начало кризиса в Югославии. Распад Югославии. Образование новых южнославянских государств. Межэтнические конфликты и войны на территории бывшей Югославии. | 2 | 1-2 |
Раздел 3. Россия и мир на рубеже XX-XXI вв. | 16 | |
Тема 3.1. Образование РФ ее политическое и экономическое развитие 1991-1999 гг. | Содержание учебного материала: Российская Федерация, как правопреемница СССР. Сохранения курса на демократические преобразования и создания правового государства. Либеральная концепция российских реформ, «Шоковая терапия» переход к рынку, Приватизация в России: ее особенности и результаты. (ускоренная приватизация). Общественно-политическое развитие в 1991-1999 г | 2 | 1-2 |
Тема 3.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала: Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. | 2 | 1-2 |
Тема 3.3. Российская федерация в 2000-х годах. | Содержание учебного материала: Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Президентство Д.А. Медведева. Переизбрание на пост Президента РФ В.В. Путина. Крымская весна и ее историческое значение. | 2 | 1-2 |
Тема 3.4. Развитие культуры в России | Содержание учебного материала: Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, региональных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. | 2 | 1-2 |
Тема.3.5. Россия и мировые интеграционные процессы. | Содержание учебного материала: Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда». Глобальная проблема НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | 2 | 1-2 |
Практическое занятие №4 Анализ программных документов и статистических данных по экономическому сотрудничеству ЕС и РФ | 2 | 2 |
Тема 3.6. Роль Российской Федерации в международном сотрудничестве противодействия терроризму. | Содержание учебного материала: Терроризм. Типы и особенности современного терроризма. Международный терроризм, как глобальное явление. Деятельность РФ по предотвращению и искоренению международного терроризма. | 2 | 1-2 |
Тема 3.7. Перспективы развития РФ в современном мире. | Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Инновационная деятельность приоритетное направление в науке и экономике. | 2 | 1 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета | 58 | |
ДЛЯ ХАРАКЕРИСТИКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов и свойств)
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-гуманитарных дисциплин или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
-количество посадочных мест 25;
-рабочее место преподавателя;
-классная доска;
-наглядные пособия (карты, электронная презентация) в соответствии с темами занятий;
-комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- мультимедиа оборудование (проектор, экран, компьютер).
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература:
1. Артёмов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2 частях, Ч.2 [Текст] / В.В. Артемов , Ю.Н. Лубченков.- М.: издательский центр «Академия», 2014. - 305 с.
2. Артемов В.В., История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / В.В. Артемов , Ю.Н. Лубченков.- - 6-е изд., стер. М.: издательский центр «Академия», 2015. - 368 с.
3.Артёмов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2 частях, Ч.2, [Текст] / В.В. Артемов , Ю.Н. Лубченков.-М.: издательский центр «Академия», 2014. Москва, -320 с.
4.Самыгин С.И. История: учебное пособие [Текст] / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевлев 3-е изд., стер.-М.: КНОРУС, 2016.-306с.
5.Семин В.П. История: учебное пособие[Текст] / В.П. Семин, Ю.Н.Арзамаскин .-2 изд.,- М.:КНОРУС, 2016.-304 с.
6. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально- экономического профилей: методические рекомендации: методическое пособие, [Текст] / Н.И. Шевченко 2013 г., М.: издательский центр «Академия» ,2013. - 272 с.
Дополнительная литература:
1.Левандовский А.А. История России.11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень [Текст] / А.А. Левандовский, Ю.А, Щетинов, Ю.А. Мироненко. - М.: Просвещение, 2014. -384 с.
2.Улунян А.А., История. Всеобщая история. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень. [Текст] / А.А. Улунян, Е.Ю.Сергеев- М.: Просвещение, 2014. -287 с.
3.Шестаков В.А. История. История России ХХ начало ХХI вв. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: углубленный уровень. - [Текст] / В.А.Шестаков М.: Просвещение, 2014. -399 с.
Интернет-ресурсы:
1.http://window.edu.ru/- единое окно доступа к образовательным ресурсам
2.http:// istorik/ru
3.http:// lesson-history.narod.ru
4. www.istmira.com
5. history-of-world.ru
6. www.historie.ru
7. istoria-mira.ru
8. w-reai-history.livejournal.com
9. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых
Образовательных ресурсов
10.http://www/coldwar.ru -сайт,посвященный «Холодной войне» и
международным отношениям
11. http://www.un.org –официальный сайт ООН
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата |
-сформировать представление о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; - овладеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; - сформировать умение применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - овладеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; − сформировать умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. | Понимание роли исторической науки и исторического познания Объяснение и оценка исторических фактов, процессов, явлений. Составление сравнительных таблиц на соответствие Анализ рабочей ситуации, осуществление контроля и оценивание собственной деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы Составление презентаций, сообщений. Анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Выявление информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач Проявление активной позиции в дискуссиях и выражение своего собственного мнения |
6