Миллеровский район, сл.Рогалик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогаликовская основная общеобразовательная школа.
Утверждаю
директор МБОУ
Рогаликовской ООШ
_______Сидоренко В.П.
Приказ от 28.08.18 №75
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
основного общего образования в 6 классе
Количество часов: 67 ч
Учитель Голоколосова Ольга Ивановна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; ; Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.и авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И.и Свенцицкой И.С.,Агибаловой Е.В.
предметной линией учебников «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
1.Пояснительная записка.
В основу рабочей программы по истории в 6 классе положены:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04 2015 г. № 1/15).
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ № 1312.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт.
Цель изучения курса всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учащимися представлений об общих, ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с конца 5 по 15 века, от падения Западной Римской империи до начала эпохи великих географических открытий. Курс даёт возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание её противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; изучение истории своего края.
Задачи изучения истории:
- познакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человека; с важнейшими событиями, процессами отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- вырабатывать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
- развивать способность рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
- развивать гуманистическую культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
- воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
2.Место учебного предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе, из расчета 2-х учебных часов в неделю. В связи с тем, что государственные праздники выпадают на рабочие дни (8.03, 1.05, 3.05) , уроки за год сокращаются на 3 часа. Поэтому данная рабочая программа рассчитана на 67часов из расчёта 2-х учебных часов в неделю. Программа выполняется за счет уплотнения тем раздела V . Программа реализуется в полном объеме.
3. Содержание программы по истории
История Средних веков. 32 ч.
Введение. 1 ч. Происхождение понятия «Средние века» Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
I. Раннее Средневековье. 12 ч.
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия.
Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Жизнь средневекового монастыря.
Карл Великий. Управление империей. Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его реформа. Феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Феодальная раздробленность. Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Византийская империя при Юстиниане. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств Болгарии, Великой-Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Распад Халифата. Культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Контрольная работа по теме «Раннее Средневековье».
II. Зрелое Cредневековье. 17 ч.
Понятие – феодализм. Сеньоры и вассалы. Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести.
Крестьянская община. Крестьяне и сеньоры. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления.
Жизнь и быт горожан. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Причины и начало Крестовых походов и их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов. Папство в зените могущества. Ереси XI — XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия.
Развитие феодальных отношений в Англии. Воздействие нормандского завоевания н развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян.
Усиление князей в Германии Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв.
Причины и начало Столетней войны. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.
Усиление королевской власти в Англии. Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.
Завершение Реконкисты. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Расцвет итальянских городов. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Литература и искусство. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. Архитектура и изобразительное искусство «эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Развитие научных знаний. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Гуситские войны и их значение. Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
Контрольная работа по теме «Зрелое Средневековье».
III. Страны Востока в Средние века. 1ч.
Природные условия Индии и ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
История Китая в эпоху Средневековья. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья, Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками.
IV. Государства доколумбовой Америки. 1ч.
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.
Доколумбова Америка. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения особенности развития.
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
V. Историческое и культурное наследие Средневековья.
Средние века в истории человечества. Культурное и историческое наследие. Обобщение материала по истории Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (35 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-
тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских
общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория
и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Контрольная работа по теме «Русь в IX – первой половине XIIв ».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-
дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-
занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-
скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-
дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-
сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Контрольная работа по теме : «Формирование единого Русского государства»
4. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Введение. | 1 |
I. | Раннее Средневековье. | 12 |
II. | Зрелое Средневековье. | 17 |
III. | Страны Востока в Средние века. | 1 |
IV. | Государства доколумбовой Америки. | 1 |
V. | Историческое и культурное наследие Средневековья. | |
| | 32 |
| Введение. | |
I. | Древнейшие народы на территории России. | 5 |
II. | Древняя Русь в IX – первой половине XII в. | 10 |
III. | Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 |
IV. | Русские земли в середине XIII-XIV веках | 10 |
V. | Формирование единого Русского государства | 5 |
| | 35 |
| Итого: | 67 |
5.Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс.
№ | Дата проведения | Раздел и тема урока | Кол-во часов |
| | Введение. | 1 |
1 | 5.09 | Древние германцы и Римская империя | 1 |
I | | Раннее Средневековье. | 12 |
2 | 7.09 | Государство франков. | 1 |
3 | 12.09 | Церковь в раннее Средневековье. | 1 |
4 | 14.09 | Империя Карла Великого. | 1 |
5 | 19.09 | Феодальная раздробленность Западной Европы. | 1 |
6 | 21.09 | Англия в раннее Средневековье. | 1 |
7 | 26.09 | Византия При Юстиниане. | 1 |
8 | 28.09 | Культура Византии. | 1 |
9 | 3.10 | Образование славянских государств. | 1 |
10 | 5.10 | Возникновение ислама. Арабский халифат. | 1 |
11 | 10.10 | Культура стран халифата. | 1 |
12 | 12.10 | Обобщение по теме: «Раннее Средневековье» | 1 |
13 | 17.10 | Контрольная работа по теме: «Раннее Средневековье» | 1 |
II | | Зрелое Средневековье. | 17 |
14 | 19.10 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 |
15 | 24.10 | В рыцарском замке. | 1 |
16 | 26.10 | Формирование средневековых городов. | 1 |
17 | 7.11 | Торговля в Средние века. | 1 |
18 | 9.11 | Горожане и их образ жизни. | 1 |
19 | 14.11 | Могущество папской власти. | 1 |
20 | 16.11 | Крестовые походы. | 1 |
21 | 21.11 | Объединение Франции. | 1 |
22 | 23.11 | Объединение Англии. | 1 |
23 | 28.11 | Столетняя война. | 1 |
24 | 30.11 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | 1 |
25 | 5.12 | Реконкиста. | 1 |
26 | 7.12 | Германия и Италия в XII – XV веках. | 1 |
27 | 12.12 | Гуситское движение в Чехии. | 1 |
28 | 14.12 | Османская империя. | 1 |
29 | 19.12 | Культура Западной Европы. Обобщение по теме: «Зрелое Средневековье» | 1 |
30 | 21.12 | Контрольная работа по теме: «Зрелое Средневековье» | 1 |
III | | Страны Востока в Средние века. | 1 |
31 | 26.12 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 1 |
IV | | Государства доколумбовой Америки. | 1 |
32 | 9.01 | Народы Америки и Африки в Средние века. | 1 |
V | | Историческое и культурное наследие Средневековья. | |
| | Наследие Средних веков. | |
| | Наша Родина - Россия | |
33 | 11.01 | Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности Древние люди и их стоянки на территории современной России | 5 1 |
34 | 16.01 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
35 | 18.01 | Образование первых государств | 1 |
36 | 23.01 | Восточные славяне и их соседи | 1 |
37 | 25.01 | История заселения родного края. | 1 |
| | Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв Первые известия о Руси | 10 |
38- 39 | 30.01 1.02 | Первые известия о Руси Становление Древнерусского государства | 2 |
40 | 6.02 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 |
41 | 8.02 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 |
42 | 13.02 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 |
43 | 15.02 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 |
44 | 20.02 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Модуль | 1 |
45 | 22.02 | Повседневная жизнь населения. | 1 |
46 | 27.02 | Место и роль Руси в Европе. | 1 |
47 | 1.03 | Урок истории и культуры родного края в древности. | 1 |
48 | 6.03 | Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 5 1 |
49 | 13.03 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
50 | 15.03 | Новгородская республика | 1 |
51 | 20.03 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
52 | 22.03 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» | 1 |
53 | 3.04 | Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках Монгольская империя и изменение политической картины мира | 10 1 |
54 | 5.04 | Батыево нашествие на Русь | 1 |
55 | 10.04 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 |
56 | 12.04 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 |
57 | 17.04 | Литовское государство и Русь | 1 |
58 | 19.04 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 |
59 | 24.04 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 |
60 | 26.04 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв | 1 |
61 | 8.05 | Родной край в истории и культуре Руси. | 1 |
62 | 15.05 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер.XIII-XIV вв» | 1 |
63 | 17.05 | Тема 5. Формирование единого Русского государства Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 5 1 |
64 | 22.05 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 |
65 | 24.05 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 |
66 | 29.05 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 |
67 | 31.05 | Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. Человек в Российском государстве второй пол. XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 |
6.Требования к уровню подготовки учащихся по истории.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей Родины;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.
и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Бо- голюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Критерии оценки учебной деятельности по истории.
Оценка устного ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1) даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;
2) допускает ошибки в формулировке определений, которые искажают их смысл;
3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета _______ Улейская З.П.
от 27.08.2018. г №1 27.08 2018 г.
Председатель педсовета
______ Сидоренко В.П.