Миллеровский район, сл.Рогалик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогаликовская основная общеобразовательная школа.
Утверждаю
директор МБОУ
Рогаликовской ООШ
_______Сидоренко В.П.
Приказ от 28.08.18 №75
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
основного общего образования в 7 классе
Количество часов: 69 ч
Учитель: Голоколосова Ольга Ивановна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; ; Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016. авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2015
предметной линией учебников «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
1.Пояснительная записка
В основу рабочей программы по истории в 7 классе положены:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04 2015 г. № 1/15).
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ № 1312.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт.
Историко-культурный стандарт вносит изменения и в организацию обучения истории: предусмотрен переход с концентрической на линейную систему обучения истории с 5 по 10 классы. Согласно Историко-культурному стандарту вводится новая периодизация истории России для изучения по классам:
7 класс – период XVI-XVII веков;
При переходе на новую структуру исторического образования рабочая программа ориентирована на следующую схему синхронизации курсов всеобщей истории и истории России, представленную в Примерной основной образовательной программе основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
7 | История Нового времени XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии. Первые буржуазные революции. Европа в конце XV – начале XVII вв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII –XVIII вв. Страны Востока в XVI –XVIII вв. | России в XVI-XVII вв: от великого княжества к царству Россия в XVI в. Смута в России. Россия в XVII в. Культурное пространство. Региональный компонент |
Цели и задачи курса:
• выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположны) точек зрения.
В результате изучения курса учащиеся должны:
называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
2.Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история России - 42 часа (по 2 часа в неделю). В связи с тем, что государственные праздники(1.05) выпадают на рабочие дни, уроки за год сокращаются на 1 час, новая история изучается 25 часов, история России - 44 часа. Курсы изучаются последовательно: сначала история России, затем новая история. Программа выполняется за счет уплотнения темы I . Программа реализуется в полном объеме.
3. Содержание курса истории 7класса
ИСТОРИЯ РОССИИ 44ч.
Россия в XVI в.23ч.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. Наш край в XVI в.
Контрольная работа по теме: « Россия в в XVI в»
Россия в XVII в.21ч.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири. Наш край в XVII в.
Контрольная работа по теме: « Россия в XVII в»
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVII в.(25ч)
Европа и мир в начале 16 века (25часов)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Эпоха Великих. Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Контрольная работа по теме: Великие географические открытия. Эпоха Возрождения. Европейские государства в XVI - начале XVII в.
4. Тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов |
ТЕМА I | Россия в XVI веке | 23 |
ТЕМА II | Смутное время. Россия при первых Романовых | 21 |
| Итого | 44 |
ТЕМА I | Европа и мир в начале 16 века | 25 |
| Итого | 25 |
| | 69 |
5. Календарно-тематическое планирование
История России 7 класс (44 ч)
№ | Дата | Тема | Кол-во уроков |
1 | 3.09 | Тема 1. Россия в XVI веке Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 23 1 |
2 | 5.09 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 |
3 | 10.09 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 |
4 | 12.09 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 |
5 | 17.09 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 |
6 | 19.09 | Начало правления Ивана IV | 1 |
7 | 24.09 | Реформы Избранной Рады | 1 |
8 | 26.09 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 |
9 | 1.10 | Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | 1 |
10 | 3.10 | Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления» | 1 |
11 | 8.10 | Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой,Ливонская война» | 1 |
12 | 10.10 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 |
13 | 15.10 | Народы России во второй половине XVI в. | 1 |
14 | 17.10 | Урок-практикум «Опричнина» | 1 |
15 | 22.10 | Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» | 1 |
16 | 24.10 | Россия в конце XVI в. | 1 |
17 | 7.11 | Церковь и государство в XVI в. | 1 |
18 | 12.11 | Культура и народов России в XVI в. | 1 |
19 | 14.11 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 |
20-21 | 19,21.11 | Наш край в XVI в. | 2 |
22 | 26.11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 |
23 | 28.11 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» | 1 |
24 | 3.12 | Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 21 1 |
25 | 5.12 | Смута в Российском Государстве: причин, начало | 1 |
26 | 10.12 | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 1 |
27 | 12.12 | Окончание Смутного времени | 1 |
28 | 17.12 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 |
29 | 19.12 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 |
30 | 24.12 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 |
31 | 26.12 | Народные движения в XVII в. | 1 |
32 | 9.01 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | 1 |
33 | 14.01 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 1 |
34 | 16.01 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 |
35 | 21.01 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 |
36 | 23.01 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 |
37 | 28.01 | Культура народов России в XVII в. | 1 |
38 | 30.01 | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека вXVII в. | 1 |
39 | 4.02 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 |
40-41 | 6,11.02 | Наш край в XVIIв. | 2 |
42 | 13.02 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | 1 |
43 | 18.02 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» | 1 |
44 | 20.02 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | 1 |
| | | |
№ урока | Дата | Тема урока | К-во часов |
-
|
25.02 | ТЕМА I Европа и мир в начале 16 века Технические открытия и выход к Моровому океану | 24 1 |
2-3 | 27.02 4.03 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 2 |
4 | 6.03 | Усиление королевской власти в XVI-XII вв. | 1 |
5 | 11.03 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 |
6-7 | 13.03 18.03 | Новые ценности преобразуют общество Повседневная жизнь Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | 2 |
8-9 | 20.03 1.04 | Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | 2 |
10 | 3.04 | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве | 1 |
11 | 8.04 | Рождение новой европейской науки | 1 |
12-13 | 10-15.04 | Начало Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. | 2 |
14 | 17.04 | Распространение Реформации в Европе | 1 |
15-16 | 22,24.04 | Королевская власть и Реформация в Англии | 2 |
17-18 | 29.04, 6.05 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 2 |
19-20 | 8,13.05 | Революция в Нидерландах и рождение республики в Голландии | 2 |
21-22 | 15,20.05 | Парламент против короля. Начало революции в Англии Революция в Англии. Путь к парламентской республике | 2 |
23 | 22.05 | Контрольная работа по теме: «Великие географические открытия. Эпоха Возрождения.» | 1 |
24-25 | 27,29.05 | Итоговый урок. | 1 |
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Планируемые результаты изучения Истории Нового времени
Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2»может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам
Оценка «1»Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос
Требования к устным ответам.
Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.
Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета _______ Улейская З.П.
от 27.08.2018. г №1 27.08 2018 г.
Председатель педсовета
______ Сидоренко В.П.