1.Закона РФ «Об образовании» (273-ФЗ) с изменениями.
2.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС).
3.Учебного плана общеобразовательного МАОУ гимназии №2.
4. Авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкина «История России».
5. Авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой,обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Общая характеристика учебного курса.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Особенности программы – ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVIвека» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества
Предмет «история» в 6 –м классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 40 часов (согласно авторской программе). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.)
Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей, расположении государств, местах важнейших событий.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Средневековья.
Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники Средневековой культуры
Раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства; положения основных групп населения
Объяснять, в чѐм заключалась назначение и художественные достоинства памятников Средневековой культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодѐжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность научиться:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
давать характеристику общественного строя государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основамсаморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основамсаморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученик получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела |
| | | Основные изучаемые вопросы |
История Средних веков |
1. | Введение. Живое средневековье | 1 | Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. |
2. | Тема1. Становление средневековой Европы | 4 | Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Представление о мире. Место религии в жизни средневекового человека. Каролингское Возрождение |
3. | Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. | 2 | Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. Войны Юстиниана. Культура Византии. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств |
4. | Тема 3. Арабы в 6-11 веках | 1 | Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов |
5. | Тема 4.Феодалы и крестьяне | 2 | Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. |
6. | Тема5.Средневековый город в Западной и Центрально Европе | 2 | Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки |
7. | Тема 6.Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы | 2 | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков |
8. | Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века) | 6 | Усиление королевской власти. Сословно – представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства. Кризис европейского средневекового общества в 14 – 15 ввКрестьянские восстания во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия процесса централизации.Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя |
9. | Тема 8. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках | 2 | Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение. |
10. | Тема 9.Культура Западной Европы в Средние века | 2 | Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, живопись |
11. | Тема11.Народы Азии, Африки и Америки в Средние века | 1 | Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни |
12. | Итоговое повторение | 1 | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. |
История России с древнейших времен до конца ХVI века |
13. | Введение | 1 | Задачи и содержание курса «История России. 6 класс». История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Классификация некоторых языков и языковых групп. Исторические источники и вспомогательные исторические науки. Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника и формами работы. |
14. | Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | Появление и расселение человека на территории современной России. Древние стоянки, родовой строй, орудия труда. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Восточная Европа и евразийские степи в середине Iтысячелетия н. э. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат, Тюркский каганат, Великая Булгария, Скифское царство. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу Iтыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. |
15. | Тема 2. Русь в IX— первой половине XII в. | 11 | Происхождение народа Русь. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Формирование княжеской власти. Новгород и Клев — центры древнерусской государственности. Первые князья Древнерусского государства. Перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых князей, социально-экономический строй Древнерусского государства. Реформы княгини Ольги. Формирование территории Древнерусского государства. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир IСвятой. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы, любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Православная церковь и ее роль в жизни общества. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Особенности культуры Руси, ее специфика и достижения. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, былина и др.). Деревянное и каменное зодчество. Художественное ремесло, фрески, мозаика. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и образ жизни разных слоев населения Руси. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. |
16. | Тема3. Русь в середине XII— начале XIII в. | 5 | Эпоха политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель - самостоятельных государств на Руси. Причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политическойдецентрализации. Идея единства Руси. Развитие русской культуры. Международные связи русских земель, отношения с кочевниками. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Особенности княжеской власти в различных землях Руси. Ростово-суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Рост и расцвет городов. Новгородская республика: территория, политические особенности, категории населения, занятия новгородцев, культура. Южная и Юго-Западная Русь: территории княжеств, особенности правления, занятия населения, культура. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. |
17. | Тема 4. Русские земли в середине XIII—XIVв. | 10 | Возникновение Монгольской империи. Чингисхан и его завоевательные походы. Влияние Монгольской империи на развитие народов Евразии. Первые столкновения русских князей с монголами - Битва на Калке. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу, их последствия. Северо-Западная Русь. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Невская битва и Ледовое побоище. Внутренняя и внешняя политика Александра Невского. Образование Золотой Орды. Государственный строй, армия и вооружение, экономика, население и культура Золотой Орды. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на менталитет, культуру и быт населения Руси. Религиозная политика в Орде и статус Русской православной церкви. Золотая Орда в системе международных связей. Борьба русского народа против ордынского владычества. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Устройство Литовско-Русского государства. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Дмитрий Донской. Русская православная церковь в условиях ордынского владычества. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Набег хана Тохтамыша. Культура и быт русских земель. Книжное дело, летописание, устное народное творчество. Архитектура и живопись. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. |
18. | Тема 5. Формирование единого Русского государства | 6 | Мир к началу ХVв. Политическая география русских земель. Процессы централизации. Генуэзские колонии в Причерноморье. Упадок Византии и его последствия. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Изменения в порядке владения землей в Московском княжестве. Развитие ремесла и торговли в Московском княжестве. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XVв. Василий Темный. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Характер экономического развития Московского государства. Новгород и Псков в XVв. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Стояние на Угре. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Расширение международных связей Московского государства. Флорентийская уния. Падение Византии. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутри церковная борьба. Ереси. Повседневная жизнь и быт населения. Основные категории населения и их положение. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Посадские люди. Появление казачества. Культурное пространство единого Российского государства. Летописание общерусское и региональное. Литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. «Хронограф». Архитектура и живопись. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека. Московский Кремль. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. |
№ тем | Тема | Кол. час. | сроки |
По плану | Факт |
29 | Наша Родина — Россия | 1 | | |
| Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | | |
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | | |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | | |
32 | Образование первых государств | 1 | | |
33 | Восточные славяне и их соседи | 1 | | |
34 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | | |
| Раздел 2. Русь в IX— первой половине XII в. | 11 | | |
35 | Первые известия о Руси | 1 | | |
36-37 | Становление Древнерусского государства | 2 | | |
40 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | | |
41 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | | |
42 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | | |
43 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | | |
44 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 | | |
45 | Повседневная жизнь населения | 1 | | |
46 | Место и роль Руси в Европе | 1 | | |
47 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в IX— первой половине XIIв.» | 1 | | |
| Раздел 3. Русь в середине XII— начале XIII в. | 5 | | |
48 | Политическая раздробленность на Руси | 1 | | |
49 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | | |
50 | Новгородская республика | 1 | | |
51 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | | |
52 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII— начале XIIIв» | 1 | | |
| Раздел 4. Русские земли в середине XIII—XIVв. | 10 | | |
53 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | | |
54 | Батыево нашествие на Русь | 1 | | |
55 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | | |
56 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 | | |
57 | Литовское государство и Русь | 1 | | |
58 | Усиление Московского княжества | 1 | | |
59 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | | |
60 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII— XIVв. | 1 | | |
61 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 | | |
62 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII— XIVв.» | 1 | | |
| Раздел 5. Формирование единого Русского государства | 6 | | |
63 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале ХVв. | 1 | | |
64 | Московское княжество в первой половине XVв. | 1 | | |
65 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | | |
66 | Московское государство и его соседи во второй половине XVв. | 1 | | |
67 | Русская православная церковь в XV— начале XVIв. | 1 | | |
68 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства» | 1 | | |
В 6 «А» классе обучаются 3 ученика с ОВЗ.
Программа по истории составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ.
-недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
-отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
-трудности при составлении письменных ответов.
У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование по истории составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными целями.
Программа по истории для учащихся с ОВЗ предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
-социально-трудовая адаптация.
* помечены темы, изучаемые не в полном объеме обучающимися с ОВЗ.