СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории в 9 классе на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории в 9 классе на 2022-2023 учебный год»



Планируемые результаты

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учащиеся научится:

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Учащийся получит возможность научиться:




используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Личностные УУД:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;

выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

проводить наблюдения под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.






Основное содержание курса истории России (по учебнику под ред. (Торкунова)

  1. класс (40 часов) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Введение. Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Фран­ции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, населе­ние, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперан­ского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преоб­разования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат. Вхож­дение Абхазии в состав России. Война со Швецией и вклю­чение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содер­жание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в рос­сийском обществе. Вклад народов России в победу. Ста­новление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворян­ская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные обще­ства, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика рос­сийского правительства в Финляндии, Польше, на Украи­не, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиле­ние роли России в международных делах. Россия — ве­ликая мировая держава.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Нико­лая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного раз­вития.Изменения в социальной структуре российского обще­ства. Особенности социальных движений в России в усло­виях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в Национальный вопрос в Европе, его особенности в Рос­сии. Национальная политика Николая I. Польское восста­ние 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, дви­жение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, му­сульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец вен­ской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине 19в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной куль­туре (романтизм, классицизм, реализм).



Культура народов Российской империи. Взаимное обо­гащение культур.

Российская культура как часть европейской культуры.

Динамика повседневной жизни сословий.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине

  1. в. Технический прогресс в промышленности и сель­ском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его политики.

Отмена крепостного права, историческое значение ре­формы.

Социально-экономические последствия Крестьянской ре­формы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредит­ной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало ин­дустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социаль­ной и правовой модернизации. Становление самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и обще­ственных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. За­рождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восста­ние 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расши­рение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особен­ности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская полити­ка России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борь­бы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880—1890 гг

Положение основных слоёв российского общества в кон­це XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформен­ный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народниче­ство и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Прио­ритеты и основные направления внешней политики Алек­сандра III. Ослабление российского влияния на Балка­нах. Сближение России и Франции. Азиатская политика.

Культурное пространство империи.

Подъём российской демократической культуры. Раз­витие Школьная реформа. Естественные и обще­ственные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Исто­рическая наука.Критический реализм в литературе. Развитие россий­ской журналистики. Революционно-демократическая ли­тература.Русское искусство. Передвижники. Общественно-поли­тическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение

творчества русских композиторов для раз­вития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.Взаимодействие национальных культур народов России.

Изменения в быту: новые черты в жизни города и де­ревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Россия в начале ХХ в.: кризис империи.

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промыш­ленной революции. Неравномерность экономического раз­вития. Монополистический капитализм. Идеология и по­литика империализма. Завершение территориального раз­дела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный ре­формизм.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Модернизация в России н. XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала века и необходимость её реформирования. Император Ни­колай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу по­литических преобразований. Национальная и конфессио­нальная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монопо­листического капитализма. Сельская община. Аграрное перена­селение.

Особенности социальной структуры российского обще­ства начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса поли­тических партий в России.

Этнокультурный облик империи. Народы России в на­чале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, на­местничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. По­ляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и ДВ. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические при­оритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальнево­сточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные за­коны Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской вой­ны. Место и роль России в Антанте. Нарастание россий­ско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры.

Духовное состояние российского общества в начале века. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Де­каданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская куль­тура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дяги­лева. Рождение отечественного кинематографа.

Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение

Название темы

Количество часов

История России. 39 часов

Тема.1Россия в эпоху правления Александра I

9

Тема.2 Правление Николая II

5

Тема.3 Россия в правление Александра II

8

Тема.4 Россия в правление Александра I

7

Тема.5 Кризис империи в начале XX в.

10

Всеобщая история. История Нового времени. 27 часов


Гл. 1 Начало индустриальной эпохи

6

Гл. 2 Страны Европы и США в первой половине XIX в.

9

Гл. 3 Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

3

Гл. 4 Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в.

9

Заключение. 3 часа

Итого

69 часов



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС (39 ЧАСОВ)

Тема урока

Кол часов

ПЛАН

ФАКТ

Примеч.

ГЛАВА 1. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I (9 ч.)

1

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

2.09



2

Александр I: начало прав­ления. Реформы Сперанского

1

6.09



3

Внешняя политика Алек­сандра I в 1801—1812 гг.

1

9.09



4

Отечественная война 1812 г.

1

13.09



5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

1

16.09



6

Либеральные и охрани­тельные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

1

20.09




7

Социально-экономическое развитие страны в первой четвер­ти XIX в.

1

23.09





8

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.

1

27.09




9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в эпоху правления Александра I». Практикум

1

30.09




ГЛАВА 2. ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (5 ч.)

10

Реформаторские и кон­сервативные тенденции во внутрен­ней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четвер­ти XIX в.

1

4.10



11

Общественное движение при Николае I. Внешняя политика Ни­колая I. Кавказская война 1817-1864. Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

7.10



12

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: наука и образование; художественная культура народов России

1

11.10



13

Контрольная работа

1

14.10



14

Анализ контрольной работы

1

18.10



ГЛАВА 3. РОССИЯ В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА II (8 ч.)

15

Европейская индустри­ализация и предпосылки реформ в России

1

21.10



16

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1


25.10



17

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модерниза­ция

1

28.10



18

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

8.11



19

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1


11.11



20

Национальная и религи­озная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России

1


15.11



21

Внешняя политика Алек­сандра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

18.11



22

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в правление Александра II». Практикум

1

22.11



ГЛАВА 4. РОССИЯ ВПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. (7 ч.)

23

Александр III: особенно­сти внутренней политики

1

25.11



24

Перемены в экономике и в социальном строе

1

29.11



25

Общественное движение в 1880-первой половине 1890гг

1

2.12



26

Национальная и рели­гиозная политика Александра III

1

6.12



27

Внешняя политика Алек­сандра III

1

9.12



28

Культурное простран­ство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования; русская литература; художественная культура народов России

1


13.12



29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия вправление Александра III. социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в.». Практикум

1

16.12



ГЛАВА 5. КРИЗИС ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX В. (10 ч.)

30

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и проти­воречия развития

1


20.12




31

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв.

1

23.12



32

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

1

27.12



33

Внешняя политика Ни­колая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

10.01



34

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

1

13.01



35

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

1


17.01



36

Политическое развитие страны в1907-1914 г.г.

1

20.01



37

Серебряный век российской культуры

1

24.01



38

Контрольная работа по курсу «История России»

1

27.01



39

Анализ контрольной работы по курсу «История России»

1

31.01





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема урока

Кол-во ч.

ПЛАН

ФАКТ

Примеч.

ГЛАВА 1. НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ (6 ч.)

40

Экономическое развитие в XIX –начале XX в.

1

1.02



41

Меняющееся общество. Век демократизации

1

7.02



42

«Великие идеологии». Образование и наука

1

10.02



43

XIX век в зеркале художественных исканий


14.02



44

Повседневная жизнь и мировосприятие человекаXIX в.

1

17.02



45

Обобщение и систематизация знаний по теме « Начало индустриальной эпохи». Практикум

1

21.02



ГЛАВА 2. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (9 ч.)

46

Консульство и Империя

1

18.02



47

Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи

1

3.03



48

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

7.03



49

«От Альп до Сицилии»: объединение Италии

1

10.03



50

Германия в первой половине XIX

1

14.03



51

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половинеXIX в.

1

17.03



52

США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост

1

28.03



53

Контрольная работа

1

31.03



54

Анализ контрольной работы

1

4.04



ГЛАВА 3. АЗИЯ, АФРИКА И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В XIX – НАЧАЛЕ XX В. (3 ч.)

55

Страны Азии в XIX- началеXX в.

1

7.04



56

Африка вXIX- началеXX в

1

11.04



57

Латинская Америка: нелегкий груз независимости

1

14.04



ГЛАВА 4. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. (9 ч.)

58

Великобритания до Первой мировой войны

1

18.04



59

Франция: Вторая империя и Третья республика

1

21.04



60

Германия на пути к европейскому лидерству

1

25.04



61

Австро-Венгрия и Балканы до первой мировой войны

1

28.04



62

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

2.05



63

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»

1

5.05



64

Международные отношения вXIX начале XXв

1

12.05



65

Контрольная работа

1

16.05



66

Анализ контрольной работы

1

19.05



ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3 ч.)

67

Итоговое повторение за курс истории 9 класса

1

23.05



68

Промежуточная аттестация


1

26.05



69

Анализ Промежуточная аттестация


1

30.05






Согласовано

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Ильинская СОШ

от ______ 20 ____ года №___

_______________________/Т.Л. Сулименко/

Подпись руководителя МС


Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________ //

подпись

____ ______ 20___года

дата