Планируемые результаты
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащийся получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные УУД:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдения под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Основное содержание курса истории России (по учебнику под ред. (Торкунова)
класс (40 часов) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Введение. Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине 19в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Российская культура как часть европейской культуры.
Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине
в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.
Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880—1890 гг
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика.
Культурное пространство империи.
Подъём российской демократической культуры. Развитие Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение
творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.Взаимодействие национальных культур народов России.
Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи.
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Модернизация в России н. XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала века и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и ДВ. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.
Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры.
Духовное состояние российского общества в начале века. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.
Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
Название темы | Количество часов |
История России. 39 часов |
Тема.1Россия в эпоху правления Александра I | 9 |
Тема.2 Правление Николая II | 5 |
Тема.3 Россия в правление Александра II | 8 |
Тема.4 Россия в правление Александра I | 7 |
Тема.5 Кризис империи в начале XX в. | 10 |
Всеобщая история. История Нового времени. 27 часов |
Гл. 1 Начало индустриальной эпохи | 6 |
Гл. 2 Страны Европы и США в первой половине XIX в. | 9 |
Гл. 3 Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в. | 3 |
Гл. 4 Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в. | 9 |
Заключение. 3 часа |
Итого | 69 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС (39 ЧАСОВ)
№ | Тема урока | Кол часов | ПЛАН | ФАКТ | Примеч. |
ГЛАВА 1. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I (9 ч.) |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | 2.09 | | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы Сперанского | 1 | 6.09 | | |
3 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | 9.09 | | |
4 | Отечественная война 1812 г. | 1 | 13.09 | | |
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. | 1 | 16.09 | | |
6 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 1 | 20.09 | | |
7 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | 23.09 | | |
8 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. | 1 | 27.09 | | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в эпоху правления Александра I». Практикум | 1 | 30.09 | | |
ГЛАВА 2. ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (5 ч.) |
10 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | 4.10 | | |
11 | Общественное движение при Николае I. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864. Крымская война 1853 – 1856 гг. | 1 | 7.10 | | |
12 | Культурное пространство России в первой половине XIX в.: наука и образование; художественная культура народов России | 1 | 11.10 | | |
13 | Контрольная работа | 1 | 14.10 | | |
14 | Анализ контрольной работы | 1 | 18.10 | | |
ГЛАВА 3. РОССИЯ В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА II (8 ч.) |
15 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | 21.10 | | |
16 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | 25.10 | | |
17 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | 28.10 | | |
18 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | 8.11 | | |
19 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | 11.11 | | |
20 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России | 1 | 15.11 | | |
21 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | 18.11 | | |
22 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в правление Александра II». Практикум | 1 | 22.11 | | |
ГЛАВА 4. РОССИЯ ВПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. (7 ч.) |
23 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | 25.11 | | |
24 | Перемены в экономике и в социальном строе | 1 | 29.11 | | |
25 | Общественное движение в 1880-первой половине 1890гг | 1 | 2.12 | | |
26 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | 6.12 | | |
27 | Внешняя политика Александра III | 1 | 9.12 | | |
28 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования; русская литература; художественная культура народов России | 1 | 13.12 | | |
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия вправление Александра III. социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в.». Практикум | 1 | 16.12 | | |
ГЛАВА 5. КРИЗИС ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX В. (10 ч.) |
30 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 | 20.12 | | |
31 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв. | 1 | 23.12 | | |
32 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1 | 27.12 | | |
33 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | 10.01 | | |
34 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | 13.01 | | |
35 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | 17.01 | | |
36 | Политическое развитие страны в1907-1914 г.г. | 1 | 20.01 | | |
37 | Серебряный век российской культуры | 1 | 24.01 | | |
38 | Контрольная работа по курсу «История России» | 1 | 27.01 | | |
39 | Анализ контрольной работы по курсу «История России» | 1 | 31.01 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
№ | Тема урока | Кол-во ч. | ПЛАН | ФАКТ | Примеч. |
ГЛАВА 1. НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ (6 ч.) |
40 | Экономическое развитие в XIX –начале XX в. | 1 | 1.02 | | |
41 | Меняющееся общество. Век демократизации | 1 | 7.02 | | |
42 | «Великие идеологии». Образование и наука | 1 | 10.02 | | |
43 | XIX век в зеркале художественных исканий | | 14.02 | | |
44 | Повседневная жизнь и мировосприятие человекаXIX в. | 1 | 17.02 | | |
45 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Начало индустриальной эпохи». Практикум | 1 | 21.02 | | |
ГЛАВА 2. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (9 ч.) |
46 | Консульство и Империя | 1 | 18.02 | | |
47 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи | 1 | 3.03 | | |
48 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | 7.03 | | |
49 | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | 10.03 | | |
50 | Германия в первой половине XIX | 1 | 14.03 | | |
51 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половинеXIX в. | 1 | 17.03 | | |
52 | США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост | 1 | 28.03 | | |
53 | Контрольная работа | 1 | 31.03 | | |
54 | Анализ контрольной работы | 1 | 4.04 | | |
ГЛАВА 3. АЗИЯ, АФРИКА И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В XIX – НАЧАЛЕ XX В. (3 ч.) |
55 | Страны Азии в XIX- началеXX в. | 1 | 7.04 | | |
56 | Африка вXIX- началеXX в | 1 | 11.04 | | |
57 | Латинская Америка: нелегкий груз независимости | 1 | 14.04 | | |
ГЛАВА 4. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. (9 ч.) |
58 | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | 18.04 | | |
59 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | 21.04 | | |
60 | Германия на пути к европейскому лидерству | 1 | 25.04 | | |
61 | Австро-Венгрия и Балканы до первой мировой войны | 1 | 28.04 | | |
62 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | 2.05 | | |
63 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | 5.05 | | |
64 | Международные отношения вXIX начале XXв | 1 | 12.05 | | |
65 | Контрольная работа | 1 | 16.05 | | |
66 | Анализ контрольной работы | 1 | 19.05 | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3 ч.) |
67 | Итоговое повторение за курс истории 9 класса | 1 | 23.05 | | |
68 | Промежуточная аттестация | 1 | 26.05 | | |
69 | Анализ Промежуточная аттестация | 1 | 30.05 | | |
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ Ильинская СОШ от ______ 20 ____ года №___ _______________________/Т.Л. Сулименко/ Подпись руководителя МС | Согласовано Заместитель директора по УВР ________________ // подпись ____ ______ 20___года дата |