Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 имени В.А. Джанибекова
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №13
им. В.А. Джанибекова ЩМР МО
__________ О.В.Хлопкова
29 августа 2017 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
(базовый уровень)
1 «В» класс
Составитель:
Мельникова Светлана Диментьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 имени В.А. Джанибекова;
Авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа России». (С.В. Анащенкова, Г.В. Бельтюкова, М.А. Бантова и др. Сборник рабочих программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2011.)
Преподавание ведется по учебнику «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь, 1 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская – М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусств;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Раздел 1. Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся находят в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждают о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривают иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит. Находят, рассматривают красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждают об увиденном (объясняют увиденное). Видят зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявляют геометрическую форму простого плоского тела. Обсуждают и анализируют работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимают и эмоционально оценивают выставку творческих работ одноклассников. Участвуют в обсуждении выставки. Рассуждают о своих впечатлениях и эмоционально оценивают, отвечают на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся находят примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдают и эстетически оценивают украшения в природе. Учатся видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создают роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составляют из готовых цветов коллективную работу. Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях.
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся рассматривают и сравнивают различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретают первичные навыки структурирования пространственной формы. Соотносят внешний вид архитектурной постройки с ее назначением, анализируют их форму, конструкцию, пропорции. Изображают (или лепят) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Конструируют (строят) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работают в группе, создавая коллективный макет игрового городка. Понимают, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учатся воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делают зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвуют в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся учатся различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка. Анализируют, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделяют в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству в 1 «В» классе на 2017-2018 учебный год (33 часа)
№ урока | Тема урока | Плановые сроки | Скорректи- рованные сроки |
Ты учишься изображать (9 часов) |
1 | Все дети любят рисовать. Урок-путешествие. | 04.09-08.09 | |
2 | Изображения всюду вокруг нас. Урок-игра. | 11.09-16.09 | |
3 | Мастер Изображения учит видеть. Урок-игра. | 18.09-22.09 | |
4 | Изображать можно пятном. Урок-путешествие. | 25.09-29.09 | |
5 | Изображать можно в объеме. Урок-игра. | 02.10-06.10 | |
6 | Изображать можно линией. Урок-экскурсия. | 09.10-13.10 | |
7 | Разноцветные краски. Урок-экскурсия. | 16.10-20.10 | |
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок-игра. | 23.10-27.10 | |
9 | Художники и зрители (обобщение темы). Урок-путешествие. | 07.11-10.11 | |
Ты украшаешь (8 часов) |
10 | Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. | 13.11-17.11 | |
11 | Красоту нужно уметь замечать. Цветы — украшение Земли. | 20.11-24.11 | |
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 27.11-01.12 | |
13 | Красивые рыбы. Монотипия. | 04.12-08.12 | |
14 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 11.12-15.12 | |
15 | Узоры, которые создали люди. Орнамент. | 18.12-22.12 | |
16 | Как украшает себя человек. | 08.01-12.01 | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 15.01-19.01 | |
Ты строишь (11 часов) |
18 | Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. | 22.01-26.01 | |
19 | Дома бывают разными. | 29.01-02.02 | |
20 | Домики, которые построила природа. | 05.02-09.02 | |
21 | Дом снаружи и внутри. | 12.02-16.02 | |
22 | Строим город. | 26.02-02.03 | |
23 | Строим город. | 05.03-09.03 | |
24 | Всё имеет своё строение. | 12.03-16.03 | |
25 | Строим вещи. | 19.03-23.03 | |
26 | Строим вещи. | 02.04-06.04 | |
27 | Город, в котором мы живём. Экскурсия. | 09.04-13.04 | |
28 | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | 16.04-20.04 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 23.04-27.04 | |
30 | Праздник птиц. | 30.04-04.05 | |
31 | Разноцветные жуки. | 07.05-11.05 | |
32 | Сказочная страна. | 14.05-18.05 | |
33 | Времена года | 21.05-25.05 | |
| Итого: | 33 часа | |