СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа линии УМК разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №1 р/п Мулловка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»




























Пояснительная записка.

Рабочая программа линии УМК разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №1 р.п. Мулловка для ступени основного общего образования на основе «Программы специальных образовательных учреждений VIIIвида». Зав.ред. В.В. Воронкова. М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017 год. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования( приказМинобрнауки Р Ф №373 от 6 октября 2009 г.)

Школьный курс по изобразительному искусству в 5-6 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умение учиться- способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития- эмоциональной, познавательной, регулятивной, реализуются в процессе обучения всем предметам.



Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».


Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений,знаний,умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся,что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.

Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными,раздаточнымматериалом,техническими средствами обучения.

Основные формы работы:

№ п/п

Вид занятий

Кол. ч. 5кл

Кол. ч 6кл.

1.

Рисование с натуры

4

13

2.

Декоративное рисование

10

11

3.

Рисование на темы

12

6

4.

Беседы об изобразительном искусстве

8

4

5.


В том числе региональный компонент

6


6


Итого


40

40














Урок,фронтальная работа,индивидуальная работа,работа в парах и группах,коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные,практические.

Для решения задач, поставленных программой,предусмотрен четыре вида занятий:

- рисование с натуры

-декоративное рисование

-рисование на тему

-беседы об изобразительном искусстве.



Рисование с натуры (17 часов).

Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов,подобранных с учетом графических возможностей обучающихся.Объекты изображения располагаются, как правило,ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, обеспечит хорошую видимость для всех учащихся.Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, можно было проводить их реальный анализ.Это может быть детский строительный конструктор (кубики,брусочки и др.фигуры).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и ихвзаимного расположения, выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю(осевую) линию, так же пользоваться вспомогательными(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.



Декоративное рисование(21 час).

Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода,а также оформление праздничных открыто, плакатов, пригласительных билетов.Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства на. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях,коврах, обоях, посуде,игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости ;изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.

Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам,по заданной схемеиз данных элементов,самостоятельное составление узоров .В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно - развивающее значение для умственно отсталых детей.

Рисование на темы(18 часов)

Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки,полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера ,в которых ,как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решатся значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать ,как ,где и в какой последовательности их рисовать

Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал, книжные иллюстрации, плакаты, открытки. диафильмы.

Беседы об изобразительном искусстве(12 часов).

В 5-6 классах для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех- четырех произведений живописи ,скульптуры, графики,подобранных на одну тему ;или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умение определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а так же некоторые доступные для осмысления остальных школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляться понимание событий, изображенных на картине, а так же вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события(характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описание картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.

В том числе региональный компонент (12 часов).

Виды изобразительного искусства в Ульяновской области.

Игрушки народов Поволжья.

Художники Поволжья в ВОВ.

Рисование с натуры весенних цветов, занесенных в Красную книгу Поволжья.

Рисование с натуры овощей и фруктов, выращиваемых на полях Поволжья.

Рисование натуры листьев деревьев, растущих на территории Поволжья.

Рисование по представлению. Наброски домашнихживотных, живущих на территории Ульяновской области.

Составление узора в квадрате из растительных форм. Знакомство с растениями занесенными в Красную книгу Поволжья.


5 класс

Рисование с натуры (4 часа).



Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся.Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.



Декоративное рисование (10 часов).

Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.

Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.



Рисование на темы (12 часов).

 Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.



Беседы об изобразительном искусстве (8 часов). 

В 5 классе для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.


Примерная тематика заданий :

Рисование на тему: «Как я провел лето».

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Пейзаж, натюрморт, портрет.

Рисование узора в полосе.

Рисование на тему: «Радуга». Изучение хроматических цветов.

Декоративное рисование: «Осенние цветы».

Рисование с натуры: «Осенний ковер».

Рисование на тему: «Золотая осень».

Беседа о натюрморте с показом иллюстраций натюрмортов.

Декоративное рисование. Узор в квадрате.

Иллюстрирование сказки «Теремок».

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Морской пейзаж.

Рисование узора в полосе с геометрическими элементами.

Рисование на тему: «Следы на снегу».

Декоративное рисование: «Узоры мороза на окне».

Рисование с натуры: «Снеговик». Изучение объемного предмета шаровидной формы.

Рисование на тему: «Предметы карнавала».

Рисование на тему: «Зимние каникулы».

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Натюрморт.

Рисование узора «Снежинки».

Рисование на тему: «Зимний вид спорта».

Беседа о секретах старых мастеров. Изучение узоров Хохломы.

Декоративное рисование. Хохломская роспись.

Рисование на тему по памяти: «Портрет мамы».

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (шкатулка).

Беседа и декоративное рисование. Элементы жостовского букета.

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме.

Рисование на тему: «Весенняя капель».

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Портрет.

Рисование узора в полосе с изображением весенних цветов.

Рисование на тему: «Мы покоряем космос».

Декоративное рисование: «Весенние цветы».

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне. Рисование на тему: « Открытка победителям».

Рисование с натуры: «Скворечник».

Декоративная роспись: «Весенний мотив».




6 класс.

Рисование с натуры.

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического развития окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму( округлая, прямоугольная и т. д пропорции, связь частей между собой, цвет, развитие умения в определенной последовательности( от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

Декоративное рисование.

Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представителей о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.

Рисование на темы.

Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представления об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказывается по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно- прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Примерная тематика заданий :

Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство. Народные игрушки» , в т.ч. региональный компонент.

Составление сетчатого узора для детской ткани(стилизация форм).

Рисование несложного натюрморта из фруктов.

Рисование несложного натюрморта из овощей.

Декоративное рисование- составление симметричного узора.

Декоративное рисование- составление эскиза для значка.

Беседа об изобразительном искусстве «Живопись».

Рисование с натуры игрушек.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала , в т.ч. региональный компонент.

Рисование на тему «Что мы видели на стройке».

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства», в т.ч. региональный компонент.

Рисование новогодней открытки.

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи», в т.ч. региональный компонент.

Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной ) формы и его декоративное оформление, в т.ч. региональный компонент.

Рисование «Ленточного»шрифта по клеткам.

Иллюстрирование отрывка литературного произведения.

Рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры птиц, в т.ч. региональный компонент.

Тематический рисунок «Птицы- наши друзья».

Рисование с натуры предмета шаровидной формы.

Беседа об изобразительном искусстве «О Великой Отечественной войне.

Декоративное оформление почтового конверта.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

5 класс

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

- познавать мир через визуальный художественный образ, учиться видеть рольизобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

-различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;

- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.



6 класс

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства , особенности изделий народных мастеров.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

1 четверть (9 ч.)

№ п/п Тема уроков

Кол-во часов

1

Рисование на тему: «Как я провел лето».

1

2

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Пейзаж, натюрморт, портрет.



1

3

Рисование узора в полосе.

1

4

Рисование на тему: «Радуга». Изучение хроматических цветов.

1

5

Декоративное рисование: «Осенние цветы».

1

6

Рисование с натуры: «Осенний ковер».

1

7

Рисование на тему: «Золотая осень».

1

8

Беседа о натюрморте с показом иллюстраций натюрмортов.

1

9

Декоративное рисование. Узор в квадрате.

1



2 четверть(7 ч.)

1

Иллюстрирование сказки «Теремок».

1

2

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Морской пейзаж.

1

3

Рисование узора в полосе с геометрическими элементами.

1

4

Рисование на тему: «Следы на снегу».

1

5

Декоративное рисование: «Узоры мороза на окне».

1

6

Рисование с натуры: «Снеговик». Изучение объемного предмета шаровидной формы.

1

7

Рисование на тему: «Предметы карнавала».

1

3 четверть (10 ч.)

1

Рисование на тему: «Зимние каникулы».

1

2

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Натюрморт.



1

3

Рисование узора «Снежинки».

1

4

Рисование на тему: «Зимний вид спорта».

1

5

Беседа о секретах старых мастеров. Изучение узоров Хохломы.

1

6

Декоративное рисование. Хохломская роспись.

1

7

Рисование на тему по памяти: «Портрет мамы».

1

8

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (шкатулка).

1

9

Беседа и декоративное рисование. Элементы жостовского букета.

1

10

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме.

1



4 четверть(8 ч.)

1

Рисование на тему: «Весенняя капель».

1

2

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Портрет.

1

3

Рисование узора в полосе с изображением весенних цветов.

1

4

Рисование на тему: «Мы покоряем космос».

1

5

Декоративное рисование: «Весенние цветы».

1

6

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне. Рисование на тему: « Открытка победителям».

1

7

Рисование с натуры: «Скворечник».

1

8

Декоративная роспись: «Весенний мотив».

1







6 класс

1 четверть (9 ч.)

Тема урока

Кол-во

часов

Беседа на тему «Декоративно –прикладное искусство».

1

Натюрморт, состоящий из фруктов.

2

Натюрморт, состоящий из овощей.

2

Составление симметричного узора

2

«Живопись» картины художников

1

Рисование игрушки

2



2 четверть (6 ч.)

«Что мы видели на стройке».

1

Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства»

1

Рисование новогодней открытки.

2

Изготовление новогодних карнавальных масок

1

Новогодняя игрушка

1



3 четверть (10 ч.)

Кружка. Рисование предмета цилиндрической формы.

1

Беседа «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи»

1

Кофейник. Рисование объемного предмета конической формы .

1

Ваза. Рисование и декоративное оформление .

2

Подсвечник со свечой. Рисование и декоративное оформление.

2

«Ленточный» шрифт по клеткам

1

Иллюстрирование отрывка из «Сказки о царе Салтане»

2



4 четверть (8 ч.)

Рисование по памяти

2

Рисование птицы

1

«Птицы -наши друзья»

1

Глобус. Рисование предмета шаровидной формы.

1

Беседа о Великой Отечественной войне с показом репродукций

1

Оформление почтового конверта

1

Кукла-неваляшка. Рисование предмета шаровидной формы.

1