Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство»: интегрированная программа: 1-4 классы Л.Г.Савенкова, Е. А. Ермолинская.
Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Изобразительное искусство», определяются цели и задачи.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование целостного, гармонического восприятия мира;
активизацию самостоятельной творческой деятельности;
развития интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии;
формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту.
формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.
развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Содержание учебно-методического комплекта :
1. «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Савенкова Л.Г. , Ермолинская »-М. :Вентана-Граф, 2013.
2. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Савенкова Л.Г. , Ермолинская Е. А. - М. : Вентана-Граф, 2019
3. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Савенкова Л.Г. , Ермолинская Е. А. – 2 – е изд., дораб. - М. : Вентана-Граф, 2013
4. Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков /Е.А. Ермолинская -М. :Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Авторская программа «Изобразительное искусство» предусматривает 34 часа. Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2020-2021 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 34 часа.
В авторской программе контрольные работы не предусмотрены.
Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, презентация, путешествие, викторина.
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: сообщение, опрос, ролевая игра, практическая работа.
Содержание учебного материала
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (15часов)
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации. Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменений цвета, пространстваи формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение(размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики(линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (10часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (5 часов)
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-целостное, гармоничное восприятие мира; -интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; -умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; -различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); -представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
-умение доводить работу до конца; -способность предвидеть результат своей деятельности; -адекватная оценка результатов своей деятельности;
-способность работать в коллективе;
-умение работать индивидуально и в малых группах;- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты
-постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);-принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса, своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
-умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
-умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач
-умение проводить самостоятельные исследования;
-умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
-участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
-умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);-умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты
-сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
-умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
-способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;-
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
-понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом
;-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;-
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам;
-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для
создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
К концу обучения ученик научится:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, o6ъём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поста» ленными задачами;
создавать образы природы и человека в живописи и графике;
выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
понимать форму как одно из средств выразительности;
отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
изображать объёмные тела на плоскости;
использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
понимать выразительность формы в декоративно-пpикладном искусстве;
использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
К концу обучения ученик получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики живописи;
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику пространство);
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство»
(1ч. в неделю; 34 учебные недели)
2 класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (15 часов) |
1 | Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения | | | |
2 | Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке | | | |
3 | Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами | | | |
4 | Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям | | | |
5 | Интерьер и его музыка | | | |
6 | Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве. В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение | | | |
7 | Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта | | | |
8 | Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве | | | |
9 | Изображение по памяти и наблюдению | | | |
10 | Предмет и герой. Комната и её художественное решение | | | |
11 | Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина | | | |
12 | Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала | | | |
13 | Работа с литературными текстами (сказками) | | | |
14 | Стилизация форм и цвета в декоративной композиции | | | |
15 | Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания | | | |
Развитие фантазии и воображения (10 часов) |
16 | | | | |
17 | Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве | | | |
18 | Композиция «Жизнь планет во Вселенной» | | | |
19 | «Былины и сказки сегодня». Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе | | | |
20 | Композиция «Русалочка» (описание подводного мира) | | | |
21 | Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира | | | |
22 | Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты | | | |
23 | Создание необычной композиции из обычных предметов | | | |
24 | Работа с природным материалом | | | |
25 | Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции | | | |
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (5 часов) |
26 | Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки | | | |
27 | Создание карты местности | | | |
28 | Упражнение на цветовое восприятие звука | | | |
29 | Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу) | | | |
30 | Средства художественной выразительности. Э.Мане, О.Ренуар, А.А.Дейнека, С.В.Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К.Моне, М.А.Врубель, А.Я.Головин, В.Ван Гог, К.А.Коровин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, П. Пикасо, П.Синьяк | | | |
31 | Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д.Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С.Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров | | | |
32 | Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А.Васнецов, В.М.Конашевич, В.В.Лебедев, М.П.Митурич | | | |
33 | Красота произведений декоративно-прикладного искусства | | | |
34 | Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр) | | | |