СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 2 класс (Школа 21 века)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2 класс (Школа 21 века)»


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство»: интегрированная программа: 1-4 классы Л.Г.Савенкова, Е. А. Ермолинская.

Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Изобразительное искусство», определяются цели и задачи.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии;

  • формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту.

  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Содержание учебно-методического комплекта :

1. «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Савенкова Л.Г. , Ермолинская »-М. :Вентана-Граф, 2013.

2. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Савенкова Л.Г. , Ермолинская Е. А. - М. : Вентана-Граф, 2019

3. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Савенкова Л.Г. , Ермолинская Е. А. – 2 – е изд., дораб. - М. : Вентана-Граф, 2013

4. Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков /Е.А. Ермолинская -М. :Вентана-Граф, 2013.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Авторская программа «Изобразительное искусство» предусматривает 34 часа. Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2020-2021 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 34 часа.


В авторской программе контрольные работы не предусмотрены.


Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, презентация, путешествие, викторина.

Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: сообщение, опрос, ролевая игра, практическая работа.



Содержание учебного материала

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (15часов)

Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации. Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменений цвета, пространстваи формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение(размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики(линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

Развитие фантазии и воображения (10часов).

Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (5 часов)

Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

-целостное, гармоничное восприятие мира; -интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; -умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; -различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в до­ме, в школе, в лесу); -представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное про­странство;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (зада­ния) и выделение её этапов;

-умение доводить работу до конца; -способность предвидеть результат своей деятельности; -адекватная оценка результатов своей деятельности;

-способность работать в коллективе;

-умение работать индивидуально и в малых группах;- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собст­венное мнение.

Метапредметные результаты

-постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);-принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса, своей деятельности, определение цели работы (зада­ния) и выделение её этапов;

-умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

-умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач

-умение проводить самостоятельные исследования;

-умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

-умение находить нужную информацию в Интернете;

-участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (ло­гическим) содержанием;

-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер зву­ков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

-умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочи­нять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);-умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ­ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.




Предметные результаты

-сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительно­стью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

-умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

-способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики сво­его эмоционального состояния и героя произведения искусства;

-умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

-умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;-

сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитек­турных памятников своего региона, их истории;

активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понима­ние природы как основы всей жизни человечества;

-понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особен­ностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ­ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом

;-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - сло­весном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

-умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пье­сы и т. п.);-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику вырази­тельного языка каждого из них;-

умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам;

-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для

созда­ния художественного образа, выражения идеи произведения;

-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

К концу обучения ученик научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, o6ъём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поста» ленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности;

  • отмечать разнообразие форм предметного мира и переда­вать их на плоскости и в пространстве;

  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и при­родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедлен­ный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания вы­разительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния чело­века, животного, настроения в природе;

  • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными геро­ями, конструировать фантастическую среду на основе су­ществующих предметных и природных форм;

  • изображать объёмные тела на плоскости;

  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращива­ние формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульп­туры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, много­сложность образа скульптурного произведения, вырази­тельность объёмных композиций, в том числе многофи­гурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искус­ства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по моти­вам народных промыслов;

  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-пpикладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

К концу обучения ученик получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к постав­ленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различ­ное и общее в представлениях о мироздании разных наро­дов мира;

  • активно работать в разных видах и жанрах изобразитель­ного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

  • работать в историческом жанре и создавать многофигур­ные композиции на заданные темы и участвовать в кол­лективных работах, творческо-исследовательских про­ектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, соз­давать фантастические и сказочные образы на основе зна­комства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики совре­менного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дис­куссиях, посвященных искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные ху­дожником при создании произведения искусства, объяс­нять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности


Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство»

(1ч. в неделю; 34 учебные недели)

2 класс

Номер

урока

Тема урока


По плану


По факту


Примечание


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (15 часов)

1

Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения




2

Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке




3

Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами




4

Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям




5

Интерьер и его музыка




6

Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве.

В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение




7

Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта




8

Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве




9

Изображение по памяти и наблюдению




10

Предмет и герой. Комната и её художественное решение




11

Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина




12

Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала




13

Работа с литературными текстами (сказками)




14

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции




15

Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания




Развитие фантазии и воображения (10 часов)

16





17

Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве




18

Композиция «Жизнь планет во Вселенной»




19

«Былины и сказки сегодня». Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе




20

Композиция «Русалочка» (описание подводного мира)




21

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира




22

Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты




23

Создание необычной композиции из обычных предметов




24

Работа с природным материалом




25

Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции




Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (5 часов)

26

Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки




27

Создание карты местности




28

Упражнение на цветовое восприятие звука




29

Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу)




30

Средства художественной выразительности. Э.Мане, О.Ренуар, А.А.Дейнека, С.В.Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К.Моне, М.А.Врубель, А.Я.Головин, В.Ван Гог, К.А.Коровин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, П. Пикасо, П.Синьяк




31

Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д.Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С.Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров




32

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А.Васнецов, В.М.Конашевич, В.В.Лебедев, М.П.Митурич




33

Красота произведений декоративно-прикладного искусства




34

Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр)