СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 4 класс, Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс, Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского»

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.

3. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Л. А. Неменская, Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.

4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. организация / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.

Содержание учебного предмета

В процессе художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе происходит формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Ребенок узнает, что многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Художественные представления предстают как зримые сказки о культурах. Детям присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

1 четверть. Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

2 четверть. Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

3 четверть. Каждый народ – художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

4 четверть. Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятия разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

  • умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желаний общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной , художественно-творческой деятельности.






Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику ; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства).

Темы уроков могут быть изменены, т.к. школа является национальной и в связи с внутри школьными и сельскими мероприятиями.













Тема урока

к/ч

Домашнее задание

Дата

Примечание

4 «а»

4 «б»

4 «в»

4 «г»

4 «а»

4 «б»

4 «в»

4 «г»


1 четверть. Истоки родного искусства-8ч

1

Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.

1

Подготовить материалы за учебный/ год:

акварель, гуашь, графические материалы (восковые карандаши, мелки-пастель, простые карандаши ТМ -М ), кисточки (белка -№6,№10; щетина-№3,№6,№10; синтетика--№3,№6,№10), непроливайка (банка), акварельный альбом 40 листов(формат А4), палитра, ластик, фломастеры.

03.09

02.09


04.09

04.09







2

Красота природы в произведениях русской живописи

1

Подготовить материалы по выбору

10.09


09.09


11.09


11.09







3

Деревня –деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция
и украшения избы


1

Подготовить материалы по выбору

17.09


16.09

18.09

18.09






4

Деревня –деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция
и украшения избы


1

Вспомнить про слово «пропорция». Подготовить графические материалы.

24.09


23.09

25.09

25.09






5

Красота человека. Портрет. Жанр изобразительного искусства .


1

Вспомнить образ русских героев из литературного чтения. Подготовить графические материалы

01.10


30.09

02.10

02.10







6

Образ русского человека в произведениях художников

1

Подготовить материалы по выбору

08.10


07.10

09.10

09.10







7

Календарные праздники. Роль праздников
в жизни людей.

1

Завершение всех работ за четверть. Подведение итогов. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору

15.10


14.10

16.10

16.10






8

Календарные праздники. Роль праздников в жизни людей.

1

-





22.10


21.10

23.10

23.10







2 четверть. Древние города нашей земли-8ч

9

Родной угол. Значение выбора места для постройки города.







1

Подготовить материалы по выбору. Наблюдать за архитектурой родного края, города, села.

05.11


-

06.11

06.11






10

Древние соборы. Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города.


1

Подготовить материалы по выбору


12.11


11.11

13.11

13.11






11

Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города.

1

Прочитать про образ русского богатыря. Подготовить материалы по выбору


19.11


18.11

20.11

20.11







12

Древнерусские воины- защитники. Образ жизни людей древнерусского города; одежда и оружие воинов.

1

Подготовить материалы по выбору


26.11


25.11

27.11

27.11






13

Золотое кольцо России. Памятники архитектуры родного города

1

Подготовить материалы по выбору


03.12


02.12

04.12

04.12






14

Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство.

1

Наблюдать за украшениями фасадов домов. Подготовить материалы по выбору


10.12


09.12

11.12

11.12







15

Праздничный пир в теремных палатах. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древне русского города.


1

Завершение всех работ за четверть. Подведение итогов. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору

17.12


16.12

18.12

18.12






16

Праздничный пир в теремных

палатах. Роль постройки, украшения и изображения в созда-

нии образа древне-

русского города.

Завершение всех работ за четверть. Подведение итогов. Выставка.

1

24.12


23.12

30.12

25.12

25.12







3 четверть. Каждый народ – художник-10ч

17

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

1

Узнать особенности о стране восходящего солнца. Подготовить материалы по выбору


14.01


-

15.01

15.01






18

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды
в японской культуре


1

Подготовить материалы по выбору


21.01


20.01

22.01

22.01






19

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды
в японской культуре







1

Подготовить материалы по выбору


28.01


27.01

29.01

29.01






20

Народы гор и степей. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.

1

Подготовить материалы по выбору


04.02


03.02

05.02

05.02







21

Народы гор и степей. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.

1

Подготовить материалы по выбору


11.02


10.02

12.02

12.02







22

Города в пустыне. Города в пустыне


1

Подготовить материалы по выбору


18.02


17.02

19.02

19.02






23

Древняя Эллада. Мифологические представления древних греков.


1

Подготовить материалы по выбору


25.02


24.02

26.02

26.02







24

Олимпийские игры. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела


1

Завершение всех работ. Подведение итогов за четверть. Подготовиться к выставке.

Подготовить материалы по выбору


03.03


02.03

04.03

04.03






25

Средневековый город. Образ готических городов.


1

Завершение всех работ. Подведение итогов за четверть. Подготовиться к выставке.

Подготовить материалы по выбору


10.03


09.03

11.03

11.03







26

Образ готического храма
в средневековом городе.
Подведение итогов за четверть.

1

-

17.03


16.03

18.03

18.03







4 четверть. Искусство объединяет народы-8ч


27

Многообразие художественных культур
в мире.
Обобщение

1

Подготовить графические материалы.

31.03


-

01.04

01.04







28

Тема материнства в искусстве. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь.

1

Вспомнить значения слова «пропорция». Подготовить графические материалы.

07.04


06.04

08.04

08.04






29

Образ Богоматери в русском
и западно-европейском искусстве

1

Подготовить графические материалы.

14.04


13.04

15.04

15.04







30

Мудрость старости. Есть красота внешняя
и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека






1

Подготовить материалы по выбору.

21.04


20.04

22.04

22.04






31

Сопереживание. Дорогою добра

1

Материал по выбору

28.04

27.04

29.04

29.04






32

Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов.

1

Материал по выбору

05.05

04.05

06.05

06.05







33

Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов

1

Завершение всех работ. Подведение итогов за учебный год. Подготовиться к выставке.

Подготовить материалы по выбору


12.05

11.05

13.05

13.05






34

Работа по замыслу. Подведение итога за учебный год. Выставка

1

-

19.05

18.05

20.05

20.05






35




26.05

25.05

27.05

27.05