Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
3. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Л. А. Неменская, Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. организация / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
Содержание учебного предмета
В процессе художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе происходит формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Ребенок узнает, что многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Художественные представления предстают как зримые сказки о культурах. Детям присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
1 четверть. Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
2 четверть. Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
3 четверть. Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
4 четверть. Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятия разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желаний общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной , художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику ; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства).
Темы уроков могут быть изменены, т.к. школа является национальной и в связи с внутри школьными и сельскими мероприятиями.
№ | Тема урока | к/ч | Домашнее задание | Дата | Примечание |
4 «а» | 4 «б» | 4 «в» | 4 «г» | 4 «а» | 4 «б» | 4 «в» | 4 «г» | |
1 четверть. Истоки родного искусства-8ч |
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. | 1 | Подготовить материалы за учебный/ год: акварель, гуашь, графические материалы (восковые карандаши, мелки-пастель, простые карандаши ТМ -М ), кисточки (белка -№6,№10; щетина-№3,№6,№10; синтетика--№3,№6,№10), непроливайка (банка), акварельный альбом 40 листов(формат А4), палитра, ластик, фломастеры. | 03.09 | 02.09 | 04.09 | 04.09 | | | | | |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | 1 | Подготовить материалы по выбору | 10.09 | 09.09 | 11.09 | 11.09 | | | | | |
3 | Деревня –деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы | 1 | Подготовить материалы по выбору | 17.09 | 16.09 | 18.09 | 18.09 | | | | | |
4 | Деревня –деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы | 1 | Вспомнить про слово «пропорция». Подготовить графические материалы. | 24.09 | 23.09 | 25.09 | 25.09 | | | | | |
5 | Красота человека. Портрет. Жанр изобразительного искусства . | 1 | Вспомнить образ русских героев из литературного чтения. Подготовить графические материалы | 01.10 | 30.09 | 02.10 | 02.10 | | | | | |
6 | Образ русского человека в произведениях художников | 1 | Подготовить материалы по выбору | 08.10 | 07.10 | 09.10 | 09.10 | | | | | |
7 | Календарные праздники. Роль праздников в жизни людей. | 1 | Завершение всех работ за четверть. Подведение итогов. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору | 15.10 | 14.10 | 16.10 | 16.10 | | | | | |
8 | Календарные праздники. Роль праздников в жизни людей. | 1 | - | 22.10 | 21.10 | 23.10 | 23.10 | | | | | |
2 четверть. Древние города нашей земли-8ч |
9 | Родной угол. Значение выбора места для постройки города. | 1 | Подготовить материалы по выбору. Наблюдать за архитектурой родного края, города, села. | 05.11 | - | 06.11 | 06.11 | | | | | |
10 | Древние соборы. Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 12.11 | 11.11 | 13.11 | 13.11 | | | | | |
11 | Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города. | 1 | Прочитать про образ русского богатыря. Подготовить материалы по выбору | 19.11 | 18.11 | 20.11 | 20.11 | | | | | |
12 | Древнерусские воины- защитники. Образ жизни людей древнерусского города; одежда и оружие воинов. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 26.11 | 25.11 | 27.11 | 27.11 | | | | | |
13 | Золотое кольцо России. Памятники архитектуры родного города | 1 | Подготовить материалы по выбору | 03.12 | 02.12 | 04.12 | 04.12 | | | | | |
14 | Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. | 1 | Наблюдать за украшениями фасадов домов. Подготовить материалы по выбору | 10.12 | 09.12 | 11.12 | 11.12 | | | | | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древне русского города. | 1 | Завершение всех работ за четверть. Подведение итогов. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору | 17.12 | 16.12 | 18.12 | 18.12 | | | | | |
16 | Праздничный пир в теремных палатах. Роль постройки, украшения и изображения в созда- нии образа древне- русского города. Завершение всех работ за четверть. Подведение итогов. Выставка. | 1 | | 24.12 | 23.12 30.12 | 25.12 | 25.12 | | | | | |
3 четверть. Каждый народ – художник-10ч |
17 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 | Узнать особенности о стране восходящего солнца. Подготовить материалы по выбору | 14.01 | - | 15.01 | 15.01 | | | | | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 | Подготовить материалы по выбору | 21.01 | 20.01 | 22.01 | 22.01 | | | | | |
19 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 | Подготовить материалы по выбору | 28.01 | 27.01 | 29.01 | 29.01 | | | | | |
20 | Народы гор и степей. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 04.02 | 03.02 | 05.02 | 05.02 | | | | | |
21 | Народы гор и степей. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 11.02 | 10.02 | 12.02 | 12.02 | | | | | |
22 | Города в пустыне. Города в пустыне | 1 | Подготовить материалы по выбору | 18.02 | 17.02 | 19.02 | 19.02 | | | | | |
23 | Древняя Эллада. Мифологические представления древних греков. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 25.02 | 24.02 | 26.02 | 26.02 | | | | | |
24 | Олимпийские игры. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела | 1 | Завершение всех работ. Подведение итогов за четверть. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору | 03.03 | 02.03 | 04.03 | 04.03 | | | | | |
25 | Средневековый город. Образ готических городов. | 1 | Завершение всех работ. Подведение итогов за четверть. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору | 10.03 | 09.03 | 11.03 | 11.03 | | | | | |
26 | Образ готического храма в средневековом городе. Подведение итогов за четверть. | 1 | - | 17.03 | 16.03 | 18.03 | 18.03 | | | | | |
4 четверть. Искусство объединяет народы-8ч | |
27 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение | 1 | Подготовить графические материалы. | 31.03 | - | 01.04 | 01.04 | | | | | |
28 | Тема материнства в искусстве. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. | 1 | Вспомнить значения слова «пропорция». Подготовить графические материалы. | 07.04 | 06.04 | 08.04 | 08.04 | | | | | |
29 | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве | 1 | Подготовить графические материалы. | 14.04 | 13.04 | 15.04 | 15.04 | | | | | |
30 | Мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 21.04 | 20.04 | 22.04 | 22.04 | | | | | |
31 | Сопереживание. Дорогою добра | 1 | Материал по выбору | 28.04 | 27.04 | 29.04 | 29.04 | | | | | |
32 | Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. | 1 | Материал по выбору | 05.05 | 04.05 | 06.05 | 06.05 | | | | | |
33 | Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов | 1 | Завершение всех работ. Подведение итогов за учебный год. Подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору | 12.05 | 11.05 | 13.05 | 13.05 | | | | | |
34 | Работа по замыслу. Подведение итога за учебный год. Выставка | 1 | - | 19.05 | 18.05 | 20.05 | 20.05 | | | | | |
35 | | | | 26.05 | 25.05 | 27.05 | 27.05 | | | | | |