СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5-8 кл. с учетом программы воспитания

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-8 классов с учетом ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе предметной линией учебников под редакцией Б. М. Неменского58 классы — Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5-8 кл. с учетом программы воспитания»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

на заседании экспертной группы

Председатель экспертной группы­­­________________

Протокол от

«_16__»__08___2021г.

«Принято»

на заседании педагогического совета

Протокол № __1____

от

«_31_»__08___2021г.




«Утверждаю»

Директор школы

____________________

Мачульский С.И.

Приказ № 50-ОД

от «_31_» __08__2021г.

Сметанинская средняя школа

Смоленского района Смоленской области







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по изобразительному искусству

для 5-8 классов



Автор: Парфенова

Евгения Викторовна









2021-2022 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД


1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины
    и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.





5 класс



Предметные результаты:

Ученик научится:

- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.



Ученик получит возможность научиться:

- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;

- понимать специфику ДПИ;

- анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.

Содержание учебного предмета


Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Декор - человек, общество, время

Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство. Гобелен. Декоративное панно. Ты сам мастер. Лоскутная аппликация, или коллаж. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные игрушки из мочала. Декоративные куклы.


Тематическое планирование

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч.)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов


1

Древние образы в народном искусстве. Входной контроль.

1


2

Убранство русской избы

1


3

Внутренний мир русской избы

1


4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1


5-6

Русская народная вышивка

2


7

Народный праздничный костюм

1


8

Народные праздничные обряды. Подтемный контроль

1



СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч.)

1

Древние образы в современных народных игрушках

1


2

Искусство Гжели

1


3-4

Городецкая роспись

2


5

Хохлома

1


6

Жостово. Роспись по металлу

1


7

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Подтемный контроль

1


ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч.)

1

Зачем людям украшения

1


2-3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2


4-6

Одежда говорит о человеке

3


7-10

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Подтемный контроль

4


ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч.)

1

Современное выставочное искусство

1


2

Гобелен

1


3

Ты сам мастер. Декоративное панно

1


4-5

Лоскутная аппликация, или коллаж

2


6

Витраж в оформлении интерьера школы

1


7

Промежуточная аттестация

1


8

Нарядные декоративные вазы. Декоративные игрушки из мочала. Декоративные куклы.

1




Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.


5 класс

Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Древние корни народного искусства

Международный день распространения грамотности


Всероссийский открытый урок «ОБЖ»

8

Связь времен в народном искусстве

День народного единства

День словаря

7

Декор – человек, общество, время

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

10

Декоративное искусство в современном мире


Международный день семьи


День славянской письменности и культуры

8

итого

33





























6 класс

Предметные результаты:

Ученик научится:

- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

- применять перспективу в практической творческой работе;

- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

- навыкам создания пейзажных зарисовок;

- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

- пользоваться правилами работы на пленэре;

- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте, осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

- различать и характеризовать виды портрета;

- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

- использовать графические материалы в работе над портретом;

- использовать образные возможности освещения в портрете;

- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века.



Ученик получит возможность научиться:

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства.




Содержание учебного предмета


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.




Тематическое планирование

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч).


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Входной контроль.

1

2

Рисунок — основа изобразительного творчества

1

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

1

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

5

Цвет. Основы цвето ведения

1

6

Цвет в произведениях живописи


7

Объемные изображения в скульптуре

1

8

Основы языка изображения. Подтемный контроль

1

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 ч.)

1

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт

1


2

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1


3

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1


4

Освещение. Свет и тень

1


5

Натюрморт в графике

1


6

Цвет в натюрморте

1


7

Выразительные возможности натюрморта . Подтемный контроль

1


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 ч.)

1

Образ человека — главная тема искусств. Конструкция головы человека и ее пропорции

1


2

Изображение головы человека в пространстве

1


3

Портрет в скульптуре

1


4

Графический портретный рисунок


1


5

Сатирические образы человека

1


6

Образные возможности освещения в портрете

1


7

Роль цвета в портрете

1


8

Великие портретисты. Подтемный контроль

1


9-10

Портрет в изобразительном искусстве XX века

2


ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ч.)


1

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства

1

2

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1

3

Пейзаж — большой мир

1

4

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

5

Пейзаж в русской живописи

1

6

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

1

7

Промежуточная аттестация

1

8

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1



Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.


6 класс

Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Международный день распространения грамотности


Всероссийский открытый урок «ОБЖ»

8

Мир наших вещей. Натюрморт

День народного единства

День словаря

7

Вглядываясь в человека. Портрет

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

10

Человек и пространство. Пейзаж

Международный день семьи


День славянской письменности и культуры

8

итого

33













7 класс

Ученик научится:

- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

- понимать сочетание различных объемов в здании;

- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

- понимать основы краткой истории костюма;

- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков.



Ученик получит возможность научиться:

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

- использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией.




Содержание учебного предмета


Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!». Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Многообразие форм графического дизайна.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

Образы материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Город, микрорайон, улица. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день.


Тематическое планирование


ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ – ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 ч.)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов


1

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!». Входной контроль.

1


2

Прямые линии и организация пространства

1


3

Цвет - элемент композиционного творчества

1


4

Свободные формы: линии и тоновые пятна

1


5

Искусство шрифта

1


6-7

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

2


8

Многообразие форм графического дизайна

1


В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ (7 ч.)

1

От плоскостного изображения к объемному макету

1


2

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1


3

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

1


4

Важнейшие архитектурные элементы здания

1


5

Вещь как сочетание объемов и образ времени

1


6

Форма и материал

1


7

Роль цвета в формотворчестве

1


ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 ч.)

1

Образы материальной культуры прошлого

1


2

Пути развития современной архитектуры и дизайна

1


3

Город, микрорайон, улица

1


4-5

Городской дизайн

2


6-7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

2


8

Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1


9-10

Замысел архитектурного проекта и его осуществление

2






ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 ч.)

1

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом

1


2-3

Интерьер, который мы создаем

2


4

Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй

1


5-6

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке

2


7

Промежуточная аттестация

1


8

Автопортрет на каждый день

1






Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.


7 класс

Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Художник-дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

Международный день распространения грамотности


День профессионально-технического образования

8

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

День словаря

День Героев Отечества


День российской науки

7

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

День воссоединения Крыма с Россией

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы»

10

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

День славянской письменности и культуры

8

итого

33













8 класс

Предметные результаты:

Ученик научится:

- анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- распознавать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Ученик получит возможность научится:

- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

- различать особенности художественной фотографии;

- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

- понимать изобразительную природу экранных искусств;

- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- различать понятия: игровой и документальный фильм;

- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

- понимать основы искусства телевидения;

- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


Содержание учебного предмета


Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фото композиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и фото интерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета Событие в кадре. Искусство фоторепортажа Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Многоголосый язык экрана. Художник – режиссер – оператор. От большого экрана к твоему видео. Бесконечный мир кинематографа.

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель.

Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Кино глаз. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Промежуточная аттестация. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.




Тематическое планирование


ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8 ч.)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов


1

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Входной контроль.

1


2

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра

1


3

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены

1


4

Сценография - искусство и производство

1


5

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения

1


6-7

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Бара баса

2


8

Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. Подтемный контроль.

1


ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (7 ч.)

1

Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности

1


2

Грамота фото композиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

1


3

Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура

1


4

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и фото интерьера

1


5

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета

1


6

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Подтемный контроль.

1


7

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

1






ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? (10 ч.)

1-2

Многоголосый язык экрана

2


3-4

Художник – режиссер - оператор

2


5-8

От большого экрана к твоему видео

4


9-10

Бесконечный мир кинематографа. Подтемный контроль

2


ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ (8 ч.)

1

Мир на экране: здесь и сейчас

1


2

Телевидение и документальное кино

1


3-4

Жизнь врасплох, или Кино глаз

2


5

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше?

1


6

Промежуточная аттестация

1


7-8

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

2






Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.


8 класс

Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Художник и искусство театра. Изображения в синтетических искусствах

Международный день распространения грамотности


День профессионально-технического образования

8

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

День российской науки

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

Единый урок «Права человека»

7

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»

10

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство - зритель

День славянской письменности и культуры

8

итого

33





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!