Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» на заседании экспертной группы Председатель экспертной группы________________ Протокол от «_16__»__08___2021г. | «Принято» на заседании педагогического совета Протокол № __1____ от «_31_»__08___2021г. | «Утверждаю» Директор школы ____________________ Мачульский С.И. Приказ № 50-ОД от «_31_» __08__2021г. |
Сметанинская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5-8 классов
Автор: Парфенова
Евгения Викторовна
2021-2022 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины
и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.
5 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
Ученик получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;
- понимать специфику ДПИ;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.
Содержание учебного предмета
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Декор - человек, общество, время
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Гобелен. Декоративное панно. Ты сам мастер. Лоскутная аппликация, или коллаж. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные игрушки из мочала. Декоративные куклы.
Тематическое планирование
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Древние образы в народном искусстве. Входной контроль. | 1 | |
2 | Убранство русской избы | 1 | |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | |
5-6 | Русская народная вышивка | 2 | |
7 | Народный праздничный костюм | 1 | |
8 | Народные праздничные обряды. Подтемный контроль | 1 | |
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч.) |
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | |
2 | Искусство Гжели | 1 | |
3-4 | Городецкая роспись | 2 | |
5 | Хохлома | 1 | |
6 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | |
7 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Подтемный контроль | 1 | |
ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч.) |
1 | Зачем людям украшения | 1 | |
2-3 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | |
4-6 | Одежда говорит о человеке | 3 | |
7-10 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Подтемный контроль | 4 | |
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч.) |
1 | Современное выставочное искусство | 1 | |
2 | Гобелен | 1 | |
3 | Ты сам мастер. Декоративное панно | 1 | |
4-5 | Лоскутная аппликация, или коллаж | 2 | |
6 | Витраж в оформлении интерьера школы | 1 | |
7 | Промежуточная аттестация | 1 | |
8 | Нарядные декоративные вазы. Декоративные игрушки из мочала. Декоративные куклы. | 1 | |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
5 класс |
Тема | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
Древние корни народного искусства | Международный день распространения грамотности Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 8 |
Связь времен в народном искусстве | День народного единства День словаря | 7 |
Декор – человек, общество, время | Всероссийская неделя музыки для детей и юношества | 10 |
Декоративное искусство в современном мире | Международный день семьи День славянской письменности и культуры | 8 |
итого | 33 |
6 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте, осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века.
Ученик получит возможность научиться:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Тематическое планирование
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Входной контроль. | 1 |
2 | Рисунок — основа изобразительного творчества | 1 |
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 1 |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | 1 |
5 | Цвет. Основы цвето ведения | 1 |
6 | Цвет в произведениях живописи | |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 |
8 | Основы языка изображения. Подтемный контроль | 1 |
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 ч.)
1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт | 1 | |
2 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | |
3 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | |
4 | Освещение. Свет и тень | 1 | |
5 | Натюрморт в графике | 1 | |
6 | Цвет в натюрморте | 1 | |
7 | Выразительные возможности натюрморта . Подтемный контроль | 1 | |
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 ч.) |
1 | Образ человека — главная тема искусств. Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | |
2 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | |
3 | Портрет в скульптуре | 1 | |
4 | Графический портретный рисунок | 1 | |
5 | Сатирические образы человека | 1 | |
6 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | |
7 | Роль цвета в портрете | 1 | |
8 | Великие портретисты. Подтемный контроль | 1 | |
9-10 | Портрет в изобразительном искусстве XX века | 2 | |
ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ч.)
1 | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства | 1 |
2 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 1 |
3 | Пейзаж — большой мир | 1 |
4 | Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 |
5 | Пейзаж в русской живописи | 1 |
6 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | 1 |
7 | Промежуточная аттестация | 1 |
8 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
6 класс |
Тема | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | Международный день распространения грамотности Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 8 |
Мир наших вещей. Натюрморт | День народного единства День словаря | 7 |
Вглядываясь в человека. Портрет | Всероссийская неделя музыки для детей и юношества | 10 |
Человек и пространство. Пейзаж | Международный день семьи День славянской письменности и культуры | 8 |
итого | 33 |
7 класс
Ученик научится:
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков.
Ученик получит возможность научиться:
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией.
Содержание учебного предмета
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!». Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Образы материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Город, микрорайон, улица. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день.
Тематическое планирование
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ – ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!». Входной контроль. | 1 | |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 | |
3 | Цвет - элемент композиционного творчества | 1 | |
4 | Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 | |
5 | Искусство шрифта | 1 | |
6-7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | 2 | |
8 | Многообразие форм графического дизайна | 1 | |
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ (7 ч.) |
1 | От плоскостного изображения к объемному макету | 1 | |
2 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | |
3 | Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля | 1 | |
4 | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | |
5 | Вещь как сочетание объемов и образ времени | 1 | |
6 | Форма и материал | 1 | |
7 | Роль цвета в формотворчестве | 1 | |
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 ч.) |
1 | Образы материальной культуры прошлого | 1 | |
2 | Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | |
3 | Город, микрорайон, улица | 1 | |
4-5 | Городской дизайн | 2 | |
6-7 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 2 | |
8 | Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1 | |
9-10 | Замысел архитектурного проекта и его осуществление | 2 | |
| | | |
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 ч.) |
1 | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом | 1 | |
2-3 | Интерьер, который мы создаем | 2 | |
4 | Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй | 1 | |
5-6 | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке | 2 | |
7 | Промежуточная аттестация | 1 | |
8 | Автопортрет на каждый день | 1 | |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
7 класс |
Тема | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
Художник-дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | Международный день распространения грамотности День профессионально-технического образования | 8 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | День словаря День Героев Отечества День российской науки | 7 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | День воссоединения Крыма с Россией Всероссийская неделя музыки для детей и юношества День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» | 10 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов День славянской письменности и культуры | 8 |
итого | 33 |
| |
8 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
- анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- распознавать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Ученик получит возможность научится:
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание учебного предмета
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фото композиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и фото интерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета Событие в кадре. Искусство фоторепортажа Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Художник – режиссер – оператор. От большого экрана к твоему видео. Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель.
Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Кино глаз. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Промежуточная аттестация. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Тематическое планирование
ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8 ч.)
|
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Входной контроль. | 1 | |
2 | Театральное искусство и художник. Правда и магия театра | 1 | |
3 | Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены | 1 | |
4 | Сценография - искусство и производство | 1 | |
5 | Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения | 1 | |
6-7 | Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Бара баса | 2 | |
8 | Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. Подтемный контроль. | 1 | |
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (7 ч.) |
1 | Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности | 1 | |
2 | Грамота фото композиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать | 1 | |
3 | Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура | 1 | |
4 | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и фото интерьера | 1 | |
5 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета | 1 | |
6 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Подтемный контроль. | 1 | |
7 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка | 1 | |
ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? (10 ч.) |
1-2 | Многоголосый язык экрана | 2 | |
3-4 | Художник – режиссер - оператор | 2 | |
5-8 | От большого экрана к твоему видео | 4 | |
9-10 | Бесконечный мир кинематографа. Подтемный контроль | 2 | |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ (8 ч.) |
1 | Мир на экране: здесь и сейчас | 1 | |
2 | Телевидение и документальное кино | 1 | |
3-4 | Жизнь врасплох, или Кино глаз | 2 | |
5 | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? | 1 | |
6 | Промежуточная аттестация | 1 | |
7-8 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства | 2 | |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
8 класс |
Тема | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
Художник и искусство театра. Изображения в синтетических искусствах | Международный день распространения грамотности День профессионально-технического образования | 8 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий | День российской науки Всероссийская неделя музыки для детей и юношества Единый урок «Права человека» | 7 |
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 10 |
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство - зритель | День славянской письменности и культуры | 8 |
итого | 33 |