Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.: Просвещение, 2019)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов начального общего образования;
Завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»)
Учебного плана МАОУ «СОШ №5» г. Улан-Удэ на 2021-2022 уч.год;
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
Развитие личности учащихся средствами искусства;
Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе
Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Обучающийся получит возможность для формирования:
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и анализировать конструкцию предмета, в частности русского народного костюма;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
узнавать характерные черты нескольких ярких культур;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно
творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
создавать средствами живописи, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
понимать смысл знаков, образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства;
осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно
-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ — художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Дата коррекции |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Пейзаж родной земли | 1 | | |
2. | Пейзаж родной земли | 1 | | |
3. | Деревня — деревянный мир | 1 | | |
4. | Деревня — деревянный мир | 1 | | |
5. | Красота человека | 1 | | |
6. | Красота человека | 1 | | |
7. | Народные праздники | 1 | | |
8. | Народные праздники | 1 | | |
Древние города нашей Земли (7 ч) |
9. | Инструктаж по технике безопасности. Древнерусский город – крепость | 1 | | |
10. | Древние соборы | 1 | | |
11. | Древний город и его жители | 1 | | |
12. | Древнерусские воины – защитники | 1 | | |
13. | Города русской Земли | 1 | | |
14. | Узорочье теремов | 1 | | |
15. | Пир в теремных палатах | 1 | | |
Каждый народ – художник (11 ч) |
16. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | | |
17. | Инструктаж по технике безопасности. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | | |
18. | Искусство народов гор и степей | 1 | | |
19. | Искусство народов гор и степей | 1 | | |
20. | Образ художественной культуры Средней Азии | 1 | | |
21. | Образ художественной культуры Средней Азии | 1 | | |
22. | Древняя Эллада | 1 | | |
23. | Древняя Эллада | 1 | | |
24. | Европейские города Средневековья | 1 | | |
25. | Европейские города Средневековья | 1 | | |
26. | Многообразие художественных культур в мире | 1 | | |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27. | Инструктаж по технике безопасности. Материнство | 1 | | |
28. | Материнство | 1 | | |
29. | Мудрость старости | 1 | | |
30. | Сопереживание | 1 | | |
31. | Сопереживание | 1 | | |
32. | Герои, борцы и защитники | 1 | | |
33. | Юность и надежды | 1 | | |
34. | Искусство народов мира. Обобщение | 1 | | |
7