
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс». Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту /
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
3.Содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Форма организации учебных занятий – классно-урочная.
4. Тематическое планирование
«В мире волшебных красок» - 9 часов
№ п/п | Тема урока Основное содержание | Количество часов | Дата | Страница учебника |
1. | Вводная беседа»Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» рисование на тему «Пейзаж с радугой» . | 1 | 6.09 | 4-7, 10-13 |
2. | Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». Рисование узора в полосе с образца. | 1 | 13.09 | 33, 54, 55 |
3. | Выполнение декоративной работы на тему «Красивые цепочки» | 1 | 20.09 | 8-9 |
4. | «Волшебные краски осеннего дерева» - рисование по памяти или по представлению. | 1 | 27.09 | 69-71 |
5. | Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». | 1 | 4.10 | 54-55, 102-109 |
6. | «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев. | 1 | .11.10 | 37, 104, 105 |
7. | «Золотые краски» - рисование с натуры опавших листьев деревьев | 1 | 18.10 | 15 |
8. | «Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев | 1 | 25.10. | 52-53 41-43 |
9. | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей» . | 1 | 8.11 | 60, 61, 66-68. |
«Мы готовимся к празднику» - 7 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Страница учебника |
10. | Рисование с натуры фруктов. | 1 | 15.11 | 16-17 |
11. | «Сказка про осень» - рисование на тему. Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектура» | 1 | 22.11 | 12, 72 |
12. | «Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы. | 1 | 29.11 | |
13. | «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. Беседа об искусстве аппликации и ее красоте. | 1 | 6.12 | 44-46 |
14. | «Украшение для елки» - рисование с натуры игрушек на елку ( | 1 | 13.12 | 25-27 |
15. | Выполнение рисунка в цвете | 1 | 20.12 | |
16. | «Красота простых вещей» - лепка фруктов – яблока, груши (пластилин). | 1 | 27.12 | 41-43, 52-53 |
«Красота вокруг нас» - 9 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Страница учебника |
17. | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». Беседа на тему «Сказочные сюжеты» выполнение рисунка в карандаше. | 1 | 10.01 | 30-31, 96-101 |
18. | Выполнение рисунка – иллюстрации в цвете. | 1 | 17.01 | |
19. | Рисование на тему «Новогодняя елка». Беседа «Жанры живописи». | 1 | 24.01 | 73 |
20. | «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов Городецкого растительного узора. | 1 | 31.01 | 106-107, 36-37 |
21. | «Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам Городецкой росписи . | 1 | 7.02 | |
22. | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев. | 1 | 14.02 | |
23. | Рисование на тему «Красавица зима». Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы». | 1 | 28.02 | 73-78 |
24. | «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи. | 1 | 7.03 | 104-105 |
25. | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». . | 1 | 14.03 | |
«Встреча с Весной – красной» - 8 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Страница учебника |
26. | Рисование на тему – композиции «Весенний день». Выполнение рисунка в карандаше. | 1 | 21.02 | 48, 79-82 |
27. | Выполнение рисунка в цвете. Завершение работы. | 1 | 4.04 | |
28. | «В мире животных» - лепка животных (по памяти или по представлению. | 1 | 11.04 | 26-27, 30-32, 42-43. |
29. | «Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Ознакомление с дымковской игрушкой | 1 | 18.04 | 108-109 |
30-31. | «Красота вокруг нас»-рисование с натуры простых по форме цветов. Беседа на тему «Родная природа в творчестве русских художников. | 2 | 25.04 2.05 | 13, 19, 61, 20-23 |
32.-33 | «Мой любимый цветок» - составление сюжетов композиции – аппликация из цветной бумаги и картона. | 2 | 16.05 23.05 | 44-46. |
Национально-региональный компонент по изобразительному искусству. 1класс.
Номер урока | Тема урока | Тема национально-регионального компонента |
5 | Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». | Семикаракорский фарфор |
12 | «Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы. | Одежда казаков. |
20 | «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов Городецкого растительного узора. | Донских степей неяркая краса |
22 | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев. | Зима на Дону |
23 | Рисование на тему «Красавица зима». Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы». | Донская природа в творчестве художников |
30 | «Красота вокруг нас»-рисование с натуры простых по форме цветов. Беседа на тему «Родная природа в творчестве русских художников. | Растения Донского края |