СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо 5 кл

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программам по изо 5 кл. Учебник под руководством Б.Неменского 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изо 5 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»








Утверждена

Приказом по школе






Рабочая программа

по изобразительному искусству

(указать предмет, курс)

(5 класс)

(указание класса)

Количество часов 35

Программа разработана на основе: программы по «Изобразительному искусству»:

для 5-8 классов, Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, А. С. Питерских, 2011 год







 














г. Югорск

2019 год




Составитель:

Гнатюк Наталья Александровна

учитель изобразительного искусства



Согласовано:

зам. директора по НМР



Рекомендации:

Дата: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





































Содержание


1.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


4

2.

Содержание учебного предмета


5

3.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


6












































  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончании основной школы учащиеся должны:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • знать несколько народных художественных промыслов России;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы ХVII века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиции;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик витраж, и т. п.);


Выпускник 5-ого класса научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном, для данного возраста, уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;


Выпускник 5-ого класса получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • называть имена великих русских живописцев;

  • создавать разнообразные творческие работы в материале;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России.


2.Содержание учебного предмета, курса

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека


Раздел 1. Древние корни народного искусства – 8 ч.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве-8 ч.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел 3. Декор - человек, общество, время -12ч.

Зачем людям украшения

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире - 7 ч.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Ты сам – мастер


3.Тематическое планирование

по предмету изобразительное искусство 5 класс

на 2018/2019 учебный год

Учитель: Гнатюк Н.А.

Количество учебных часов по программе 35, количество учебных часов в неделю 1


Дата*

Тема урока

Элементы

Содержания урока

(освоение предметных результатов,

Проверяемые заданиями КИМ)


Характеристика основных видов деятельности учащихся


Формируемые УУД


Древние корни народного искусства- 8ч

1


Древние образы в народном искусстве

Знать значение вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство вещи.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.


Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи
по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.


Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.


Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы



Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Интеграция с историей

2


Убранство русской избы

Понимать древние образы и символика. Славянская мифология

3


Декор русской избы.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

4


Внутренний мир русской избы

Обобщение представлений об интерьере жилища, украшения др. символическими образами.

5


Конструкция и декор предметов народного быта

Значение прялки, ковша, ложки, бочонка, солонки в жизни крестьянской семьи

6


Русская народная вышивка. Орнаментальная символика в одежде народов ханты и манси

Древние образы и символика. Представление о мироздании. Славянская мифология

7


Народный праздничный костюм. Сравнительная характеристика костюмов русского и ханты и манси

Особенности праздничной одежды, символичность вышивки и ее оберегающий характер

8






Для 5а-кадеты

Народные праздничные обряды. Народные гуляния ханты и манси (обобщение темы). Казачьи обряды и традиции.

Истоки возникновений праздников, особенности, мистический смысл, атрибуты праздников

Связь времен в народном искусстве-8ч

9


Древние образы в современных народных игрушках

Основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Живучесть древнейших образов коня, птицы, бабы


Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.


Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.


Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.


Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.


Овладевать приемами создания
выразительной формы в опоре на народные традиции.


Осваивать характерные для того
или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель средства достижения цели учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

10


Искусство Гжели

Значение узоров: солнечные круги, радужные полоски- образ сияния. Зависимость формы и узора от материала


11


Городецкая роспись

Особенные черты, цветовая гамма. Элементы росписи


12


Городецкая роспись. Роспись бытового изделия (проект)


Уметь разработать композицию орнамента

13


Хохлома. Истоки развития промысла


Особенные черты, цветовая гамма. Элементы росписи


14


Жостово. Роспись по металлу.

История возникновения промысла. Особенные черты, цветовая гамма. Элементы росписи


15


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

История возникновения промысла. Особенные черты, Элементы.

16

Внеурочная деят-ть

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Принципы гармонизации композиции на основе цветовых ритмов

Декор – человек- общество- время 12ч

17


Зачем людям украшения

Осознание роли украшения для каждого человека

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Осознавать нерасторжимую связь
конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских
мастеров.


Осваивать приемы гжельского
кистевого мазка - «мазка с тенями».


Создавать композицию
в процессе практической творческой работы.


Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.


Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.


Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного крестьянского.


Использовать в речи новые художественные термины

Регулятивные УУД

Уметь планировать — определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозировать результат;

Уметь корректировать план и способ действия в работе; уметь оценивать результат работы;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-уметь оценивать процесс и результат деятельности;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные УУД:

-уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками определять цели и способы взаимодействия;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

18


Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цвет, композиция

единство формы и декора головного убора, зависимость от конструкции одежды, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью одежды

19


Особенности украшений воинов, царя, вождя

Использовать знания истории для составления образа (доспехи, шлем, оружие)

20


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет)

взаимосвязь художественно-выразительных средств в декоративном искусстве, полезность в жизни человека

21


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древнегреческие вазы)

Краснофигурные и чернофигурные вазы

22


Декор и положение человека в обществе

Уметь определять особенности одежды людей разных сословий

23


Одежда говорит о человеке. Из истории одежды

Одежда как практический элемент, особый знак положения человека в обществе. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий.

24


Одежда говорит о человеке. «Средневековый город»

Различие в сословиях по элементам одежды

Уметь составлять композицию

25


Декор интерьера в древнем обществе: отделка, мебель, предметы быта

Образ жизни людей в средневековых городах

26


О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль геральдики в жизни рыцарского общества

символическое значение элементов и цветов в гербе

27


О чем рассказывают гербы и эмблемы. Фамильный герб (проект)

правила составления герба

28


Мифы Древней Греции (выбор техники исполнения). Композиционное решение


Мифологический и религиозный аспект декоративного искусства

Декоративное искусство в современном мире 7ч

29


Современное выставочное искусство. Проектная работа.

Многообразие материалов и техник
современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства Объяснять отличия современного
декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать

-Осуществлять самостоятельно сравнение

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать самостоятельную индивидуальную работу

30


Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.

Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

31


Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (коллективная работа) выбор темы

32


Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание индивидуального проекта

33


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Изготовление панно

Выполнение творческих
работ в разных материалах и техниках.

34


Защита проекта. Отчетная выставка работ учащихся

Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству

35


Экскурсия. Городской музей



* возможно указание планируемой даты шариковой ручкой




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!