Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(указать предмет, курс)
(5 класс)
(указание класса)
Количество часов 35
Программа разработана на основе: программы по «Изобразительному искусству»:
для 5-8 классов, Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, А. С. Питерских, 2011 год
г. Югорск
2019 год
Составитель:
Гнатюк Наталья Александровна
учитель изобразительного искусства
Согласовано:
зам. директора по НМР
Рекомендации:
Дата: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
1. | Планируемые результаты изучения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 5 |
3. | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности | 6 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончании основной школы учащиеся должны:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы ХVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиции;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик витраж, и т. п.);
Выпускник 5-ого класса научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном, для данного возраста, уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
Выпускник 5-ого класса получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
называть имена великих русских живописцев;
создавать разнообразные творческие работы в материале;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России.
2.Содержание учебного предмета, курса
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Раздел 1. Древние корни народного искусства – 8 ч.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве-8 ч.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Раздел 3. Декор - человек, общество, время -12ч.
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире - 7 ч.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер
3.Тематическое планирование
по предмету изобразительное искусство 5 класс
на 2018/2019 учебный год
Учитель: Гнатюк Н.А.
Количество учебных часов по программе 35, количество учебных часов в неделю 1
№ | Дата* | Тема урока | Элементы Содержания урока (освоение предметных результатов, Проверяемые заданиями КИМ) | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формируемые УУД |
Древние корни народного искусства- 8ч |
1 | | Древние образы в народном искусстве | Знать значение вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство вещи. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы | Регулятивные УУД: -Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. -В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: -Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе Коммуникативные УУД: - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Интеграция с историей |
2 | | Убранство русской избы | Понимать древние образы и символика. Славянская мифология |
3 | | Декор русской избы. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. |
4 | | Внутренний мир русской избы | Обобщение представлений об интерьере жилища, украшения др. символическими образами. |
5 | | Конструкция и декор предметов народного быта | Значение прялки, ковша, ложки, бочонка, солонки в жизни крестьянской семьи |
6 | | Русская народная вышивка. Орнаментальная символика в одежде народов ханты и манси | Древние образы и символика. Представление о мироздании. Славянская мифология |
7 | | Народный праздничный костюм. Сравнительная характеристика костюмов русского и ханты и манси | Особенности праздничной одежды, символичность вышивки и ее оберегающий характер |
8 | Для 5а-кадеты | Народные праздничные обряды. Народные гуляния ханты и манси (обобщение темы). Казачьи обряды и традиции. | Истоки возникновений праздников, особенности, мистический смысл, атрибуты праздников |
Связь времен в народном искусстве-8ч |
9 | | Древние образы в современных народных игрушках | Основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Живучесть древнейших образов коня, птицы, бабы | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя | Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель средства достижения цели учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. -В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: -Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. -Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
10 | | Искусство Гжели | Значение узоров: солнечные круги, радужные полоски- образ сияния. Зависимость формы и узора от материала |
11 | | Городецкая роспись | Особенные черты, цветовая гамма. Элементы росписи |
12 | | Городецкая роспись. Роспись бытового изделия (проект) | Уметь разработать композицию орнамента |
13 | | Хохлома. Истоки развития промысла | Особенные черты, цветовая гамма. Элементы росписи |
14 | | Жостово. Роспись по металлу. | История возникновения промысла. Особенные черты, цветовая гамма. Элементы росписи |
15 | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | История возникновения промысла. Особенные черты, Элементы. |
16 | Внеурочная деят-ть | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | Принципы гармонизации композиции на основе цветовых ритмов |
Декор – человек- общество- время 12ч |
17 | | Зачем людям украшения | Осознание роли украшения для каждого человека | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию в процессе практической творческой работы. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного крестьянского. Использовать в речи новые художественные термины | Регулятивные УУД Уметь планировать — определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозировать результат; Уметь корректировать план и способ действия в работе; уметь оценивать результат работы; Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач -уметь оценивать процесс и результат деятельности; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: -уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками определять цели и способы взаимодействия; -управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий |
18 | | Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цвет, композиция | единство формы и декора головного убора, зависимость от конструкции одежды, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью одежды |
19 | | Особенности украшений воинов, царя, вождя | Использовать знания истории для составления образа (доспехи, шлем, оружие) |
20 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет) | взаимосвязь художественно-выразительных средств в декоративном искусстве, полезность в жизни человека |
21 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древнегреческие вазы) | Краснофигурные и чернофигурные вазы |
22 | | Декор и положение человека в обществе | Уметь определять особенности одежды людей разных сословий |
23 | | Одежда говорит о человеке. Из истории одежды | Одежда как практический элемент, особый знак положения человека в обществе. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. |
24 | | Одежда говорит о человеке. «Средневековый город» | Различие в сословиях по элементам одежды Уметь составлять композицию |
25 | | Декор интерьера в древнем обществе: отделка, мебель, предметы быта | Образ жизни людей в средневековых городах |
26 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль геральдики в жизни рыцарского общества | символическое значение элементов и цветов в гербе |
27 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы. Фамильный герб (проект) | правила составления герба |
28 | | Мифы Древней Греции (выбор техники исполнения). Композиционное решение | Мифологический и религиозный аспект декоративного искусства |
Декоративное искусство в современном мире 7ч |
29 | | Современное выставочное искусство. Проектная работа. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Регулятивные УУД: -Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: -Анализировать, сравнивать, классифицировать -Осуществлять самостоятельно сравнение -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать самостоятельную индивидуальную работу |
30 | | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. |
31 | | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (коллективная работа) выбор темы |
32 | | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание индивидуального проекта |
33 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Изготовление панно | Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. |
34 | | Защита проекта. Отчетная выставка работ учащихся | Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству |
35 | | Экскурсия. Городской музей | |
* возможно указание планируемой даты шариковой ручкой