СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 класс СКОШИ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО 5 класс СКОШИ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс СКОШИ»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС







Предмет: Изобразительное искусство

Классы: 5 класс

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Кваша Татьяна Петровна

Квалификационная категория: высшая











с.Новая Брянь.

1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная рабочая программа по «Изобразительному искусству» в 5 классе составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Одной из важнейших и актуальных задач является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как

линия развития личности ученика средствами предмета:

– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

В соответствии с этой целью определены задачи:

Коррекционно-развивающая:

-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;


-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

Образовательная:

-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,

высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-

прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

Воспитательная:

-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и

самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.



2. Основные направления коррекционной работы

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специального (коррекционного) класса VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с технологией, математикой, литературой.

Характеристика обучающихся по уровням усвоения учебного материала

Опираясь на показатели обучаемости, разработанные В.В. Воронковой, по уровню усвоения учащимися учебного материала класс условно можно разделить на несколько групп:

Группа

Показатели обучаемости

I группа

Наиболее успешно овладевают учебным материалом по в процессе фронтального обучения, задания выполняют самостоятельно с минимальной помощью, им доступен некоторый уровень обобщения, при выполнении сложных заданий требуется помощь.

II группа

Достаточно успешно обучаются. В ходе обучения испытывают трудности, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, при выполнении самостоятельных работ требуется помощь учителя, элементарные выводы и обобщения не делают.

III группа

К данной группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи. Им трудно определить главное в изучаемом, отделить второстепенное. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2-ой группе.

IV группа

К данной группе относятся учащиеся, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные обучающиеся.




3.Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся.

Ведущая структурная модель - комбинированный урок.

Формы занятий:

-фронтальная работа

-индивидуальная работа

-работа в парах и группах

-коллективная работа

-традиционные

-комбинированные

- нетрадиционные: игра, праздник, конкурс, экскурсия, соревнование и другие.

Методы обучения:

- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.)

-наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы педагогом и др.)

-практические (экскурсии, выходы на природу и др.)

-игровые (ролевые, деловые игры)

Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство» являются:

– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

– отработка графических умений и навыков;

– практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;

– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

4. Описание места предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса коррекционной школы.

Программа реализуется на занятиях продолжительностью 45 минут и рассчитана на 68 учебных часов в учебном году (1 учебный час – 2часа в неделю).


Распределение часов по учебному плану

Вид занятия

5 класс

1

Рисование с натуры

18

2

Декоративное рисование

11

3

Рисование на темы

10

4

Беседы об изобразительном искусстве

16

5

Рисование симметричного узора

13

Итого

68



5. Личностные, предметные, планируемые результаты освоения учебного предмета ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа по изобразительному искусству для 5 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Обучающиеся должны знать:

Минимальный уровень:

- виды и жанры изобразительного искусства; виды художественных работ;

-фамилии и имена некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;

- названия крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;

-названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства назначение, правила хранения, санитарно-гигиенических требования при работе с ними;

-элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

Достаточный уровень:

-отличительные признаки видов изобразительного искусства;

-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

-законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.




Обучающиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

-изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

Достаточный уровень:

-передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

-определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

-составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели­чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

-ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

-пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения);

-самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товари­щей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

-рассказывать содержание картины; знать названия рассмотрен­ных на уроках произведений изобразительного искусства; опреде­лять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

-рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществ

-Осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

6. Содержание программы



1.Рисование с натуры (18 часов)

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

2.Декоративное рисование (11 часов)

Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

3.Рисование на темы (10 часов)

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

4.Беседы по изобразительному искусству (16 часов)

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.



7. Система оценки достижений учащихся по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Промежуточная аттестация обучающихся не предусмотрена. Программа предполагает итоговую аттестацию учащихся в форме самостоятельной практической работы в конце учебного года.

При выполнении практических работ

Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

При устной проверке

Оценка «5» ставится, если учащийся:

-умеет изложить учебный материал своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

-допускает незначительные ошибки при изложении материала своими словами;

-может подтвердить ответ примерами с помощью учителя;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

-допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

-не может изложить учебный материал своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении итоговой самостоятельной работы

Оценка «5» выставляется за самостоятельное последовательное аккуратное выполнение рисунка, соответствующее заданию. Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре); работа выполнена аккуратно.Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки(композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре), если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения в образовательном процессе

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектам для 5 класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.

Учебники

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 5 класс.

Пособия для учащихся

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс;

Пособие для учителей

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 5 класс.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 №

п/п

    Наименование объектов и средств  материально-технического обеспечения

Количество

  1

                                    2

         3

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

1

Примерная программа общего образования по изобразительному искусству

Д

2

Рабочая программа по изобразительному искусству

Д

3

Учебники по изобразительному искусству

К

4

Методические пособия (рекомендации  к проведению уроков изобразительного искусства)

Д

5

Методические журналы по искусству

Д

6

Словарь искусствоведческих терминов

П

                                            2. Печатные  пособия

7

Портреты русских и зарубежных художников


8

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

9

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц

Д

10

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

11

Компьютер

Д

12

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

4.Экранно-звуковые пособия


13

DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы

Д

14

Краски акварельные

Ф

15

Краски гуашевые

Д

16

Бумага А4

Д

17

Бумага  цветная

Ф

18

Фломастеры

Ф

19

Восковые мелки

Д

20

Кисти беличьи

Ф

21

Емкости для воды

К

22

Пластилин

Д

23

Клей

Д

24

Ножницы

К

25

Муляжи фруктов (комплект)

Д

26

Предметы быта

Д

7. Игры и игрушки

27

Маски

Д

8.Специализированная учебная мебель


28

Столы учебные

Ф

29

Стулья

К

30

Шкафы и стеллажи для книг и оборудования

Д


В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной  работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.


9. Контрольно-измерительные материалы.

Тест № 1

Раздел «Человек ,природа, культура как единое целое»  

1. Жанр, в котором главный герой – природа.

А. Портрет

Б. Пейзаж

В. Натюрморт

Г. Анималистический


 2. В каком жанре создана картина И. Левитана «Золотая осень»?

А.Пейзаж

Б. Анималистический

В. Батальный

Г. Натюрморт



Тест № 2

Раздел «Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве»

3.Искусство проектирования и строительства здания

А. Перспектива

Б. Зодчество

В. Ландшафт

Г. Скульптура


4. Многогранник, объемное тело, имеющее шесть граней, каждая из которых представляет собой квадрат

А. Куб

Б. Пирамида

В. Призма 

Г. Параллелепипед


5.Наука о передаче пространства на плоскости

А. Цветоведение

Б. Светотень

В. Композиция

Г. Перспектива

6. Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть изображены один или несколько человек.

А. Портрет  

Б. Пейзаж

В. Натюрморт

Г. Анималистический


Тест № 3

Раздел «Путешествие в мир древнегреческого искусства»


7. Штрих – выразительное средство

А. в живописи

Б. в архитектуре

В. в графике       

Г. в скульптуре


8. Вид древнегреческой росписи ваз

А. Чернофигурная роспись

Б. Хохломская роспись

В. Городецкая роспись 

Г. Перегородчатая эмаль


9. По древнегреческим канонам, высота головы у взрослого человека занимает от высоты всей фигуры:


А. ¼ часть

Б. 1/8 часть

В. ½ часть

Г. 1/10 часть



Тест № 4

Раздел «Былинная Русь и следы язычества в русской культуре»


10. Автор картины «Богатыри»

А. Пикассо П.

Б. Шишкин И.И.

В. Левитан И.И.

Г. Васнецов В.М.



11. Что не относится к русскому костюму?

А. Зипун

Б. Сарафан

В. Шаровары  

Г. Кафтан



12. Узор, предназначенный для украшения различных предметов.

А. Украшение  

Б. Орнамент

В. Рисунок  

Г. Наклейка.


Тест №5

Раздел «Народное декоративно- прикладное искусство»

13. Деревянная точеная палочка, на которую пряха наматывает нить?

А. Иголка

Б. Прялка

В. Веретено 

Г. Валек



14. Предметы декоративно-прикладного искусства можно увидеть в музее:

А. Этнографическом

Б. Зоологическом

В. Литературном  

Г. Техники


Задание № 1

1.Подпиши, геометрические тела ______ , ___________, ____________

2.Закончи предложение: Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется… (орнамент)

3.Соотнеси изображение орнамента с его видом

Геометрический Животный Растительный

Задание№ 2 Изобразите фигуру человека в русском народном костюме



10. Тематическое планирование

урока

Тема урока

Требования к результату

Виды контроля

знать

уметь



1 четверть 18 часов

















1

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство». (Художеств. лаки)

Виды росписи декоративно-прикладного искусства

Отличать предметы декоративно-прикладные искусства. Сравнивать виды искусства, описывать отличительные признаки.

2,3

Рисование узора в полосе(растительный орнамент: стилизованные ягоды, ветки, листья).). Элементы цветоведения.

Что такое орнамент, виды орнамента. Правила составления орнамента в полосе.

Делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

4,5

Составление в прямоугольнике узора из растительных форм.

Что такое декоративный орнамент, виды орнамента.

Композиционно правильно наносить элементы узоров прямоугольнике

6,7

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону).

Как строить геометрический орнамент в круге

Делить круг на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

8,9

Рисование простого натюрморта с натуры (яблоко и керамический стакан).

Порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Как передать объем предмета

Различать и изображать от руки форму предмета, ее характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки, передавать цвет предмета в изображении

10,11

Рисование симметричного узора по образцу. Рисование осеннего листа.

Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии. Понятия «основные цвета», «дополнительные цвета».

Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Смешивать основные цвета и получать дополнительные

12

Экскурсия «Золотая осень». Левитан И. И.

Сезонные изменения в природе. Название картины и имя художника.

Рассказывать об увиденном, описывать осенние листья

13,14

Рисование с натуры осеннего букета.

Правила размещения предметов на плоскости листа (композиция). Понятие «пропорции».

Обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Передавать цвета и форму предмета

15,16

Рисование иллюстрации к сказке «Теремок».

Формат листа и его использование в зависимости от замысла. Понятие «композиция».

Изображать группу предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов. Использовать цветовую палитру в рисунке.

17,18

Беседа по картине Васнецова «Алёнушка».

Название картины и фамилию художников

Составлять рассказ по картине.

Использовать в рассказе фантазию.

2 четверть – 14 часов

19,20

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы(«Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии

Изображать симметричные геометрические формы.

21

Рисование с натуры игрушечной пирамиды.

Как исправить замечаемые в рисунке ошибки.

Использовать формат листа в изображении. Компоновать предмет на листе. Пользоваться дополнительными линиями для проверки рисунка.

22-24

Беседа «Народная игрушка».(Богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)

Виды народной игрушки, материалы для изготовления народных игрушек. Промысел – богородская игрушка, сюжеты богородских игрушек.

Отличать народную игрушку от современной.

25,26

Рисование на тему: «Зимний сад» (гуашь).

Как композиционно правильно располагать предметы. Понятие «холодные цвета».

Располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Подбирать цвет и пользоваться красками, использовать палитру холодных цветов.

27,28

Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Золотая рыбка».

Как правильно определить величину предмета. Правила композиции (изображение предмета ближе- дальше, выше- ниже).

Композиционно правильно расположить предметы на листе бумаги.

29,30

Рисование новогодней карнавальной полумаски.

Правила изображения симметричного предмета.

Передавать назначение предмета цветом. Передавать образ героя в маске.

31,32

Беседа об искусстве на тему: картины художников о школе, о товарищах, о семье(Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

Название картины и фамилию художника

Рассказывать по картине, описывать предметы, давать характеристику героям. Передавать эмоциональное впечатление от картины.

3 четверть – 20 часов

33,34

Рисование на тему «Зимние развлечения»

Как композиционно правильно расположить предметы.

Выбирать формат листа в соответствии с замыслом. Изображать фигуру человека. Изображать предметы, расположенные в пространстве с передачей из расположения.







35-37

Рисование в квадрате узора из растительных форм

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Пользоваться осевыми и дополнительными линиями. Рисовать квадрат и делить его на равные части.

38,39

Рисование с натуры цветочного горшка

Как передать форму и пропорции предмета

Передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой. Компоновать предметы на плоскости листа.

40,41

Рисование с натуры предмета Прямоугольной формы(чемодан, ящик, коробка).

Как передать форму и пропорции предмета

Передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой. Использовать для измерения пропорций карандаш.

42,43

Рисование открытки к 23февраля

Символы своей страны. Символику цвета. Как рисовать флаг России.

Правильно располагать предметы на листе. Передавать символику цветом.

44,45

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

Как исправить замечаемые в рисунке ошибки.

Передавать объемную форму предмета. Соблюдать пропорции.

46,47

Рисование открытки к 8 Марта

Как рисовать цветы.

Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

48

Беседа по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Название картины и фамилию художника.

Составлять рассказ по картине, использовать в рассказе –описании наблюдения за сезонными изменениями в природе. Описывать сложные цвета.

49,50

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения «Маша и медведь»

Знать требования к композиции на листе бумаги.

Выполнять сюжетное изображение, составлять композицию с использованием фигур. Правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов

51,52

Рисование скворечника

Как передать форму предмета в соответствии с натурой

Правильно передать форму и объем предмета






4 четверть – 16 часов

53

Экскурсия «Весна пришла»


Характерные признаки весны

Наблюдать и сравнивать явления природы

54,55

Рисование с натуры детской игрушки: машина

Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии

Изображать симметричную фигуру (линейно)

56-58

Рисование узора из растительных элементов в геометрической форме

Построить в квадрате узор из растительных элементов

Пользоваться осевыми и дополнительными линиями

59,60

Беседа об искусстве на

тему ВОВ. Пластов «Фашист пролетел»

Название картины и фамилию художника

Рассказывать по картине, выделять главное к картине.


61-63

Рисование симметричных форм: насекомые- стрекоза, жук, бабочка(натура – раздаточный материал).

Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий

Подбирать гармоничное сочетание цвета при раскрашивании бабочки

64-66

Рисование с натуры цветов: (стрекозы и цветок тюльпана).

Как передать форму предмета

Правильно передать форму и цвет предмета

67,68

Самостоятельная работа: декоративное рисование узора в ромбе из геометрических фигур

Как передать пропорции предмета

Самостоятельно передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой










Перечень учебно-методического и программного обеспечения

Основная литература для учителя:

1. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Воронковой Просвещение 2010. (автор Грошенков И.А.).

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 2013.



34