Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса МБОУ СШ №46 имени И.С. составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ( № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) со всеми дополнениями и изменениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования науки России от 17.12.2010 г №1897) со всеми изменениями и дополнениями;
СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях” со всеми изменениями и дополнениями ;
Основная образовательная программа (ООП) основного общего образования МБОУ «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина»;
Учебный план школы МБОУ «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина» на 2020-2021 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы, пособие для учителей / М.: Просвещение, 2016.
2. Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс, Н.А.Горяева, О.В.Островская, под ред. Б.М.Неменского. -М.: Просвещение, 2014 г.
Место курса учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа №46 им. И.С.Полбина» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс отводится 34часа. Рабочая программа предусматривает обучение в обьеме 1час в неделю.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение детей может осуществляться в дистанционном режиме.
Для организации дистанционного обучения по технологии используются следующие платформы: «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», Сервис «Яндекс.Учебник», Сервис «ЯКласс», образовательная платформа «Учи.ру», Google Forms, Электронные версии УМК от издательств «Просвещение» и «Российский учебник» (пишем свои платформы).
Допускается сокращение времени проведения уроков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до 30 минут. Уроки в дистанционном формате ведутся с учётом обязательной смены деятельности
не более 15 минут за компьютером (2-5 классы),
не более 20 минут за компьютером (6-7 классы),
(СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У выпускника будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению декоративно-прикладного искусств;
ориентация на понимание причин личной успешности/не успешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки;
осознание потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством,
творческие способности, наблюдательность, зрительную память, воображение и фантазию,
эмоционально-ценностное отношение к народным мастерам и их творениям,
коммуникативные навыки в процессе совместной практической творческой деятельности.
определять особенности ведущих центров народных художественных промыслов России, их значение в современной жизни;
сформирует целостность взгляда на мир народного искусства: крестьянского бытового искусства и современных народных промыслов, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
восприятие изобразительного искусства как части общечеловеческой культуры;
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Выпускники научатся:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
умение самостоятельно определять цели и задачи в учебе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности;
понимать значение и место современных народных художественных промыслов России, их особенностей; распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов;
выполнять эскизы игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, использовать навыки декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов;
выполнять декоративную роспись в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, ее цветового строя;
Выпускники получат возможность научиться:
понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
выполнять декоративные работы, эскизы (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т.д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
понимать значение и место современных народных художественных промыслов России, их особенностей; распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности орнаментальности как принципа изобразительной композиции;
выполнять эскизы или модели игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передавать особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;
использовать навыки декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, ее цветового строя, подбирать средства художественной выразительности в соответствии с материалом;
выполнять декоративную роспись в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, ее цветового строя, передавать выразительность и оригинальность сюжета;
вести проектную деятельность по углубленному изучению современных народных художественных промыслов;
уметь самостоятельно определять цели и задачи в учебе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности;
понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
выполнять декоративные работы, творческие проекты, эскизы (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т.д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках, с умением передачи сюжета, композиции и других средств художественной выразительности, декоративности;
вести совместную поисковую деятельность, связанную с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Выпускники научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Выпускники получат возможность научиться:
цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные
Выпускники научатся:
ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включенных в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициям;
реализовывать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т.д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества.
оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; осознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времен;
обобщать на основе сравнительного анализа произведений, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу.
осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании.
Выпускники получат возможность научиться:
ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; понимать красоту современных мастеров декоративно-прикладного искусства; видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
выявлять в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;
Коммуникативные
Выпускники научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Выпускники получат возможность научиться:
реализовывать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т.д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве(8часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор – человек, общество, время(10 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века
Декоративное искусство в современном мире.(8часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Тематическое планирование .
| Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА(8 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
2 | Убранство русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта | 1 |
5 | Образы и мотивы русской народной вышивки | 1 |
6 | Народный праздничный костюм | 1 |
7-8 | Народные праздничные обряды | 2 |
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ( 8 часов) |
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках. | 2 |
11 | Искусство Гжели. | 1 |
12 | Городецкая роспись. | 1 |
13 | Золотая Хохлома | 1 |
14 | Жостово. Роспись по металлу | 1 |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по Бересте. | 1 |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Проверочная работа | 1 |
ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 часов) |
17 | Зачем людям украшения | 1 |
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Египет) | 1 |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древняя Греция) | 1 |
20 | Одежда «говорит» о человеке (Китай). | 1 |
21-22 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 |
23 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (герб) | 1 |
24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 |
25-26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 2 |
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов) |
27 | Современное выставочное искусство | 1 |
28 | Лоскутная аппликация или коллаж. | 1 |
29 | Витраж | 1 |
30 | Нарядные декоративные вазы | 1 |
31 | Декоративные куклы | 1 |
32 | Ты сам – мастер. Гобелен | 1 |
33 | Ты сам – мастер. Мозаика | 1 |
34 | Украсим школу своими руками | 1 |
Итого: 34 ч. |
Интернет-ресурсы.
1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт. - Режим доступа:http://www.standart.edu.ru.
3.Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации интернет – образования). - Режим доступа:http://som.fio.ru.
4.Портал «Все образование». - Режим доступа:http://catalog.alledu.ru.
5.Федеральный центр информационно образовательных ресурсов. - Режим доступа:http://fcior.edu.ru.
6.http://www.orietmuseum.ru/art/roerich.
7.http://www.artsait.ru.
8.Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков http://kidz-art.narod.ru/
9.Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисункаhttp://www.newart.ru/
10.Звезды нового века Галерея детского творчества http://www.znv.ru/
11.Галерея детского рисунка http://www.rndavia.ru/gallery/
12. Газета Искусство http://art.1september.ru/index.php
13. Искусство в школе http://art-in-school.narod.ru/
14.Искусство и образование http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00
15. Изобразительное искусство в школе http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
№ урока | Раздел, тема | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Согласовано |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |