СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2009 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  2. приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  3. реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

  4. развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

  5. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  6. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Основные задачи:

  1. учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;

  2. развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Общая характеристика курса

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в  музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1 классе тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

  1. формирование основ гражданственности;

  2. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

  3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

  4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

  5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного

развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  1. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре  других народов;

  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  5. развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  7. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  1. овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  4. определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  5. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  6. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  7. использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

  8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  9. формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  1. формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  2. формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),

  5. развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Планируемые результаты

по предмету изобразительное искусство в 1 классе

Учащиеся научатся:

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

выполнять работу по заданной инструкции;

использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

различать цвета и их оттенки,

соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

характеризовать персонажей произведения искусства;

группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения

Предметные результаты

  1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).

  2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).

  3. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.

  4. Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

  5. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.

  6. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

  7. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.

  8. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.

  9. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).

  10. Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).

  11. Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).

Виды учебной деятельности учащихся

  1. Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);

  2. осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;

  3. решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

  4. простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (33 ч)

Рисование с натуры (5 ч)

Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,

использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.

Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы

предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению(17 ч)

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных

сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа (9 ч)

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных

росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),

знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка Рисование квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор.

Беседы

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Беседы проводятся в процессе занятий.

1 класс

№ п\п

Наименование раздела программы

Тема урока


Кол-во часов

Элементы содержания



Планируемые результаты

Основные виды деятельности

Отслеживание предметных результатов

1





Рисование на тему

Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.

Регулятивные

-понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу

Познавательные:

-под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные:

-допускать существование различных точек зрения

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Правила работы с акварельными красками.

Различать основные и составные, холодные и тёплые тона; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварелью



Умение отвечать на вопросы

2






Декоративная работа

Что такое декоративно-прикладное искусство

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.

Регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

Познавательные.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);


Правила работы с гуашевыми красками; названия главных и составных цветов.

Выполнение декоративных цепочек; рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Умение самостоятельно работать по образцу

3






Декоративная работа

Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки»

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

 учителя;

- проговаривать

последовательность действий на уроке;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану

Познавательные.:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать  предметы и их образы;

Коммуникативные.:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);


Правила работы с гуашевыми красками; названия главных и составных цветов.

Выполнение декоративных цепочек; рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Умение самостоятельно работать по образцу

4








Рисование на тему

Волшебные краски осеннего дерева

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:

И. Левитан «Золотая осень»

Регулятивные:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

совместно составленному с  учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

 художественные образы.

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых  произведений искусства;

смыслообразование,

выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность


Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Передача силуэтного изображения дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.

Умение отвечать на вопросы

5





Декоративная работа

Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы.

1

Освоение основ декоративно – прикладного искусства.

Регулятивные.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

 учителя;

- проговаривать

последовательность действий на уроке;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану

Познавательные.:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

Коммуникативные.:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);


Приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.

Выполнение кистью простейших элеменов растительного узора.

Умение самостоятельно работать по образцу

6







Декоративная работа

«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор

Регулятивные:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

Познавательные.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

Коммуникативные

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Элементы узора Хохломы.

Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.


Умение самостоятельно работать

7


Рисование с натуры




«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев


1





Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.





Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Передача силуэтного изображения дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.

Умение отвечать на вопросы

8





Рисование на тему

«Красота формы листьев деревьев» - составление простого узора из листьев деревьев

1

Самостоятельное составление узора

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Изображение листьев по памяти и по представлению.


Умение работать самостоятельно

9





Рисование с натуры

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.



Регулятивные:

-осуществлять контроль и самоконтроль;

Познавательные:

- Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные

-. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности.

-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;



Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Рисовать с натуры овощи и фрукты

Умение отвечать на вопросы

10





Рисование с натуры

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

-проявляет познавательную инициативу  в  учебном сотрудничестве.

П.:

-создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.

К.

-осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Рисовать с натуры овощи и фрукты

Умение отвечать на вопросы

11





Рисование на тему

«Сказка про осень» - рисование на тему

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

 шаблона (средством для формирования этих действий служит технология  продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

смыслообразование,

выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность


Правила работы с акварелью.

Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.

Умение работать самостоятельно

12




Декоративная работа

«Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы

1

Создание моделей предметов бытового окружения человека.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.


Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

смыслообразование,

выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

Правила и техника выполнения орнамента.

Выделение элементов узора в народной вышивке.

Умение самостоятельно работать по образцу

13






Рисование на тему

«Узор из кругов и треугольников


1

Использование различных геометрических фигур для составления узора


Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

смыслообразование,

-выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

Правила и техника выполнения орнамента.

Последовательность изображения


Умение самостоятельно работать

14






Рисование с натуры

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображение формы, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Умение самостоятельно работать

15






Рисование с натуры

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


Элементарные правила работы с гуашью.

Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Умение работать самостоятельно

16





Рисование на тему

«Красота простых вещей» - лепка ёлочных игрушек.

1

Передача красоты, объема елочных игрушек

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


Изображать ёлочные игрушки по памяти и по представлению.


Умение работать самостоятельно

17







Рисование на тему

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.


Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятие «иллюстрация»

Самостоятельное выполнение композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Умение самостоятельно работать по образцу

18






Рисование на тему

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.


Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 

П: поиск и выделение необходимой информации:  находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. 

К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Понятие «иллюстрация»

Самостоятельное выполнение композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Умение самостоятельно работать по образцу

19




Рисование на тему

«Новогодняя ёлка» - рисование на тему


1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.

Умение работать самостоятельно

20






Декоративная работа

«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 

П: поиск и выделение необходимой информации:  находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. 

К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

Выполнение Городецкого узора различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

Умение самостоятельно работать по образцу

21







Декоративная работа

«Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

Выполнение Городецкого узора различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

Умение самостоятельно работать по образцу

22


Рисование на тему

«Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев

1

Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

Регулятивные: удерживать учебную задачу,

работать с краской.

Познавательные:

Использовать различные методы работы с красками.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение.


Понимание линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи.

Изображение внешнего строения деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.


Умение работать самостоятельно

23






Рисование на тему

«Красавица зима» - рисование на тему

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Регулятивные:

-иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Познавательные:

-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Коммуникативные:

-уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

-представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности

Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов

Умение работать самостоятельно

24





Декоративная работа

«В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России.

Регулятивные:

-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные:

-иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные:

-уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

-положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

Элементы цветочного узора в хохломской росписи.

Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи


Умение работать самостоятельно

25






Рисование на тему

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»


1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.


Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

наблюдать и познавать окружающий мир.

Коммуникативные:

рассуждать, спрашивать.

способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.


Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Умение работать самостоятельно

26






Рисование на тему

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.


Регулятивные:

-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные:

-иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные:

-уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Умение работать самостоятельно по образцу

27





Рисование на тему

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

Регулятивные:

-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные:

-иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные:

-уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Передача своих наблюдений и переживаний в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

Умение работать самостоятельно

28






Рисование на тему

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

1

Знакомство с произведениями выдающихся художников:

А. Саврасов,

К, Юон.

Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

знакомиться с красотой созданной человеком.

Использовать технику рисования – письмо.

Коммуникативные:

рассуждать, задавать вопросы.

Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

Умение работать самостоятельно

29





Рисование на тему

«В мире животных» - рисование птиц и животных

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. материала.


Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

знакомиться с красотой созданной человеком.

Использовать технику рисования – письмо.

Коммуникативные:

рассуждать, задавать вопросы.

Изображать птиц по памяти и представлению.


Умение работать самостоятельно

30






Декоративная работа

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

знакомиться с красотой созданной человеком.

Использовать технику рисования – письмо.

Коммуникативные:

рассуждать, задавать вопросы.

Элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.


Умение работать самостоятельно по образцу

31




Рисование с натуры

«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.


1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

знакомиться с красотой созданной человеком.

Использовать технику рисования – письмо.

Коммуникативные:

рассуждать, задавать вопросы.

Правила работы с гуашью; правила смешивания цветов.

Рисовать с натуры разнообразные цветы.


Умение работать самостоятельно по образцу

32


Рисование с натуры

«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

знакомиться с красотой созданной человеком.

Использовать технику рисования – письмо.

Коммуникативные:

рассуждать, задавать вопросы.

Правила работы с гуашью; правила смешивания цветов.

Рисовать с натуры разнообразные цветы.


Умение работать самостоятельно по образцу

33






Рисование на тему

«Мой любимый цветок» - составление композиции.

1

Использование различных художественных техник .

Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

знакомиться с красотой созданной человеком.

Использовать технику рисования – письмо.

Коммуникативные:

рассуждать, задавать вопросы.

Составление композиции, последовательно, выполнять задуманное в цвете.

Умение работать самостоятельно по образцу

Паспорт методического обеспечения предмета

1 раздел Учебно-планирующая документация


Класс

Предмет по учебному плану

Кол-во часов

ФГОС, типовая учебная программа (автор, год издания)

1классы


ИЗО

1 час в неделю, 1классы – 33 ч. в год,


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г.

Программа Кузина В.С. «Изобразительное искусство», 2009г. издания

2 раздел Учебная и методическая литература


Класс

Предмет по учебному плану

Методическая литература, используемая при организации образовательного процесса, авторы и год издания.

1классы,


ИЗО

  1. С.Б. Дроздова Изобразительное искусство. Поурочные планы. 1 класс. Волгоград, : «Учитель», 2009.

  2. М.К. Господникова Проектная деятельность в начальных классах. Волгоград, 2009.

  3. Н.В. Засоркина Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград 2010.