Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2009 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1 классе тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Планируемые результаты
по предмету изобразительное искусство в 1 классе
Учащиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки,
соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения
Предметные результаты
Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.
Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(17 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка Рисование квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор.
Беседы
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Беседы проводятся в процессе занятий.
1 класс
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Основные виды деятельности | Отслеживание предметных результатов |
1 | Рисование на тему | Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой» | 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. | Регулятивные -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу Познавательные: -под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Правила работы с акварельными красками. Различать основные и составные, холодные и тёплые тона; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварелью | Умение отвечать на вопросы |
2 | Декоративная работа | Что такое декоративно-прикладное искусство | 1 | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре. | Регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. Познавательные.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); | Правила работы с гуашевыми красками; названия главных и составных цветов. Выполнение декоративных цепочек; рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Умение самостоятельно работать по образцу |
3 | Декоративная работа | Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки» | 1 | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре. | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану Познавательные.: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать предметы и их образы; Коммуникативные.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); | Правила работы с гуашевыми красками; названия главных и составных цветов. Выполнение декоративных цепочек; рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Умение самостоятельно работать по образцу |
4 | Рисование на тему | Волшебные краски осеннего дерева | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» | Регулятивные: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составленному с учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; смыслообразование, выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность | Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передача силуэтного изображения дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | Умение отвечать на вопросы |
5 | Декоративная работа | Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы. | 1 | Освоение основ декоративно – прикладного искусства. | Регулятивные.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану Познавательные.: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); | Приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства. Выполнение кистью простейших элеменов растительного узора. | Умение самостоятельно работать по образцу |
6 | Декоративная работа | «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев | 1 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор | Регулятивные: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. Познавательные.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Элементы узора Хохломы. Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов. | Умение самостоятельно работать |
7 | Рисование с натуры | «Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передача силуэтного изображения дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | Умение отвечать на вопросы |
8 | Рисование на тему | «Красота формы листьев деревьев» - составление простого узора из листьев деревьев | 1 | Самостоятельное составление узора | Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Изображение листьев по памяти и по представлению. | Умение работать самостоятельно |
9 | Рисование с натуры | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль; Познавательные: - Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Коммуникативные -. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. -уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; | Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Умение отвечать на вопросы |
10 | Рисование с натуры | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. -проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К. -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Техника передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Умение отвечать на вопросы |
11 | Рисование на тему | «Сказка про осень» - рисование на тему | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. смыслообразование, выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность | Правила работы с акварелью. Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | Умение работать самостоятельно |
12 | Декоративная работа | «Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы | 1 | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. смыслообразование, выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность | Правила и техника выполнения орнамента. Выделение элементов узора в народной вышивке. | Умение самостоятельно работать по образцу |
13 | Рисование на тему | «Узор из кругов и треугольников | 1 | Использование различных геометрических фигур для составления узора | Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. смыслообразование, -выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность | Правила и техника выполнения орнамента. Последовательность изображения | Умение самостоятельно работать |
14 | Рисование с натуры | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображение формы, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Умение самостоятельно работать |
15 | Рисование с натуры | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Элементарные правила работы с гуашью. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Умение работать самостоятельно |
16 | Рисование на тему | «Красота простых вещей» - лепка ёлочных игрушек. | 1 | Передача красоты, объема елочных игрушек | Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Изображать ёлочные игрушки по памяти и по представлению. | Умение работать самостоятельно |
17 | Рисование на тему | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 1 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. | Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Понятие «иллюстрация» Самостоятельное выполнение композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Умение самостоятельно работать по образцу |
18 | Рисование на тему | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 1 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. | Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Понятие «иллюстрация» Самостоятельное выполнение композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Умение самостоятельно работать по образцу |
19 | Рисование на тему | «Новогодняя ёлка» - рисование на тему | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Умение работать самостоятельно |
20 | Декоративная работа | «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора | 1 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнение Городецкого узора различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Умение самостоятельно работать по образцу |
21 | Декоративная работа | «Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи | 1 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Р: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П: поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. К: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнение Городецкого узора различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Умение самостоятельно работать по образцу |
22 | Рисование на тему | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев | 1 | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, работать с краской. Познавательные: Использовать различные методы работы с красками. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Понимание линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи. Изображение внешнего строения деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. | Умение работать самостоятельно |
23 | Рисование на тему | «Красавица зима» - рисование на тему | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Регулятивные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Познавательные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. -представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности | Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов | Умение работать самостоятельно |
24 | Декоративная работа | «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. | Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. -положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности | Элементы цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи | Умение работать самостоятельно |
25 | Рисование на тему | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: наблюдать и познавать окружающий мир. Коммуникативные: рассуждать, спрашивать. способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Умение работать самостоятельно |
26 | Рисование на тему | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Умение работать самостоятельно по образцу |
27 | Рисование на тему | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. | Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; | Передача своих наблюдений и переживаний в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Умение работать самостоятельно |
28 | Рисование на тему | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | 1 | Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К, Юон. | Регулятивные: работать с инструментами и материалами ИЗО. Познавательные: знакомиться с красотой созданной человеком. Использовать технику рисования – письмо. Коммуникативные: рассуждать, задавать вопросы. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Умение работать самостоятельно |
29 | Рисование на тему | «В мире животных» - рисование птиц и животных | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. материала. | Регулятивные: работать с инструментами и материалами ИЗО. Познавательные: знакомиться с красотой созданной человеком. Использовать технику рисования – письмо. Коммуникативные: рассуждать, задавать вопросы. | Изображать птиц по памяти и представлению. | Умение работать самостоятельно |
30 | Декоративная работа | «Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Регулятивные: работать с инструментами и материалами ИЗО. Познавательные: знакомиться с красотой созданной человеком. Использовать технику рисования – письмо. Коммуникативные: рассуждать, задавать вопросы. | Элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки. | Умение работать самостоятельно по образцу |
31 | Рисование с натуры | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Регулятивные: работать с инструментами и материалами ИЗО. Познавательные: знакомиться с красотой созданной человеком. Использовать технику рисования – письмо. Коммуникативные: рассуждать, задавать вопросы. | Правила работы с гуашью; правила смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. | Умение работать самостоятельно по образцу |
32 | Рисование с натуры | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Регулятивные: работать с инструментами и материалами ИЗО. Познавательные: знакомиться с красотой созданной человеком. Использовать технику рисования – письмо. Коммуникативные: рассуждать, задавать вопросы. | Правила работы с гуашью; правила смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. | Умение работать самостоятельно по образцу |
33 | Рисование на тему | «Мой любимый цветок» - составление композиции. | 1 | Использование различных художественных техник . | Регулятивные: работать с инструментами и материалами ИЗО. Познавательные: знакомиться с красотой созданной человеком. Использовать технику рисования – письмо. Коммуникативные: рассуждать, задавать вопросы. | Составление композиции, последовательно, выполнять задуманное в цвете. | Умение работать самостоятельно по образцу |
Паспорт методического обеспечения предмета
1 раздел Учебно-планирующая документация
Класс | Предмет по учебному плану | Кол-во часов | ФГОС, типовая учебная программа (автор, год издания) |
1классы | ИЗО | 1 час в неделю, 1классы – 33 ч. в год, | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г. Программа Кузина В.С. «Изобразительное искусство», 2009г. издания |
2 раздел Учебная и методическая литература
Класс | Предмет по учебному плану | Методическая литература, используемая при организации образовательного процесса, авторы и год издания. |
1классы, | ИЗО | С.Б. Дроздова Изобразительное искусство. Поурочные планы. 1 класс. Волгоград, : «Учитель», 2009. М.К. Господникова Проектная деятельность в начальных классах. Волгоград, 2009. Н.В. Засоркина Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград 2010. |