СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1- 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утвержденной Министерством образования и науки РФ(М.: Просвещение, 2018) УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изо»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края


ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО


Заместитель директора

по УВР

Директор

МБОУ СОШ №2 р. п. Хор

______ Кочетова Э.Г.

________Г.П. Федичкина

________ Л. В. Чегодаева

Протокол №1 от «28» августа 2020 г.

«31» августа 2020 г.

Приказ от 31.08.2020г.

№ 137


Рабочая программа


Наименование учебного предмета изобразительное искусство


Класс(ы) 1- 4


Уровень общего образования начальный


Учитель Лучицкая Наталья Владимировна













Рабочую программу составил (а) Лучицкая Н.В.

подпись расшифровка подписи
















Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1- 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утвержденной Министерством образования и науки РФ(М.: Просвещение, 2018), учебного плана МБОУ СОШ № 2 р.п. Хор.

Цели курса:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи курса.

1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией: Б. М. Неменского:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.Н. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.

2.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.Н. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.

3. Горяева Н.А., Неменская Л.А, Питерских А.С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. ГоряеваЛ.А. Неменская; под ред. Б.Н. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.

4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.Н. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.


Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2 р.п. Хор на изучение изобразительного искусства отводится 135 часов (в 1 классе 33 часа, 1 час. в неделю; во 2 классе 34 часа, 1 час. в неделю; в 3 классе 34 часа, 1 час. в неделю; в 4 классе 34 ч, 1 ч. в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

1 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ученик научится:

-находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;

-рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах;

-находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном;

-выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев);

-сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм;

-использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости;

-соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений;

-воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам;

-овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской;

-находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, плоды и т. д.);

-овладевать первичными навыками изображения в объеме;

-овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка);

-находить и наблюдать линии и их ритм в природе;

-овладевать первичными навыками работы гуашью

-обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

-воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников

-участвовать в обсуждении выставки

Ученик получит возможность научиться:

-видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы

-рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми

-воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова)

-соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры

-осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.)

-рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ

Ученик научится:

-находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице)

-видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы,

-любоваться красотой природы

-осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

-находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления

-находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком

-придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги

-рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

-анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их

-изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Ученик получит возможность научиться:

-наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

-разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях

-рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы

ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ

Ученик научится:

-рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм

-соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

-анализировать, из каких основных частей состоят дома

-понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть

-участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц

Ученик получит возможность научиться:

-овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя

-анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного)

-работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ

Ученик научится:

-наблюдать и анализировать природные формы.

-овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

-уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел

-любоваться красотой природы.

-наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности

Ученик получит возможность научиться:

-фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции

-творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание)

-характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке

2 класс


ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ

Ученик научится:

-изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

-создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию

-различать графические художественные материалы

-изображать зимний лес, используя графические материалы

-работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение

-конструировать из бумаги объекты игровой площадки


Ученик получит возможность научиться:

-рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми

-видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы

-воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

-участвовать в обсуждении выставки.

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ

Ученик научится:

-передавать в изображении характер животного

-изображать сказочных существ, работать с гуашью

-создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом

-конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе

-сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города

Ученик получит возможность научиться:

-обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность

-разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Ученик научится:

-изображать животного с ярко выраженным характером

-создавать живописными материалами выразительные контрастные мужские образы

-создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы

-работать с пластилином

-изображать живописными материалами контрастные состояния природы

-использовать цвет для передачи характера изображения

Ученик получит возможность научиться:

-получит представление о красоте внутренней и внешней

-получит представление о способах передачи характера в объемном изображении человека

-получит представление о декоре, декоративно-прикладном искусстве

-обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Ученик научится:

-составлять теплые и холодные цветовые гаммы

-изображать борьбу тихого и звонкого цветов

-работать с пастелью и восковыми мелками

-изображать ветки деревьев с определенным характером

-использовать технику обрывной аппликации

Ученик получит возможность научиться:

-получит представление: о ритме как выразительном средстве изображения

-создавать выразительные образы животных или птиц

-обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность


3 класс

ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ

Ученик научится:

-различать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели

-различать образцы посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)

-изображать посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»

-узнает основные варианты композиционного решения росписи платка

-узнает о роли художников в создании обоев, штор

-выполнять простую графическую работу

Ученик получит возможность научиться:

- преображаться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки

-обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка.

-овладеть навыками коллективной работы

- эстетически оценивать работы сверстников

- осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА

Ученик научится:

-узнает имена художников – скульпторов и архитекторов

- изображать парк или сквер

-закрепит приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание

-конструировать из бумаги ажурные решетки

-изображать необычные фонари

-узнает разные виды транспорта

-обретет новые навыки в конструировании бумаги

-овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

Ученик получит возможность научиться:

-понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

-овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

-придумывать свои варианты фонарей для детского праздника

-фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина

-овладеть композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ

Ученик научится:

-узнает истоки театрального искусства.

-создавать эпизод театральной сказки.

-придумывать эскиз театрального костюма

-узнает каким был древний античный театр

-рисовать эскиз театрального костюма

-конструировать маску из бумаги

- создавать театральных кукол из различных материалов

-узнает элементы праздничного оформления

- использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе

-узнает о роли художника в зрелищных искусствах

Ученик получит возможность научиться:

-овладеть навыками коллективного художественного творчества.

-осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

- осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ

Ученик научится:

-узнает о самых значительных музеях искусства России; о роли художника в создании музейных экспозиций.

-изображать интерьер музея

-изображать пейзаж по представлению

-узнает имена художников, изображающих пейзажи

-узнает имена художников, изображающих портреты

-создать портрет кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета

-изображать сцену из повседневной жизни людей

Ученик получит возможность научиться:

-развить композиционные и живописные навыки

- освоить навыки изображения в смешанной технике

-смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения

-понимать роль художника в жизни каждого человека


4 класс

ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА

Ученик научится:

-использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

-- использовать элементарные приемы изображения пространства

-узнает строение избы, названия частей, украшения

-создавать образ традиционной деревни.

-изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей.

-изображать сцены труда из крестьянской жизни.

-создавать индивидуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника,

Ученик получит возможность научиться:

-рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа,

-понимать единство красоты и пользы.

-объяснять представление народа о красоте человека, связанное с его традициями жизни и труда.

-приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

-характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников.

-рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ

Ученик научится:

-создавать макет древнерусского города

-изображать или конструировать древнерусский каменный храм

-узнает основные структурные части города;

-изображать русских воинов, княжескую дружину.

-изображать фигуру человека

-приобретет умение выражать в изображении узорочье интерьера терема

Ученик получит возможность научиться:

-оценивать свои достижения;

-рассказывать о размещении и характере жилых построек, о монастыре как произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.

-участвовать в коллективной работе;

- анализировать ценность и неповторимость древнерусской архитектуры

-воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК

Ученик научится:

-анализировать ценность и неповторимость древнегреческой архитектуры

-изображать фигуру человека

-создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства,

-изображать природу через детали, характерные для японского искусства.

-изображать несколько людей (городскую толпу)

-изображать или конструировать древнегреческий храм

-понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

-создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ.

Ученик получит возможность научиться:

-воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

-овладеет навыками коллективной работы

- развить навыки изображения архитектурных элементов города

-рассказывать об изобретательности человека в построении своего мира.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ

Ученик научится:

-изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу

-получит навык композиционного изображения

-овладеет навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали

-овладеет навыками изображения в объёме

-создавать изображение любимого пожилого человека, стараясь выразить его внутренний мир

-овладеет навыками композиционного построения в скульптуре

-выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

-объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов,

-объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Ученик получит возможность научиться:

-развить навыки восприятия произведений искусства

-обсуждать работы, обмениваться мнениями

-наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей.

-рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.

-рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве


Содержание учебного предмета, курса

1 класс (33ч)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ (8ч)

Изображения всюду вокруг нас Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Мастер изображения учит видеть

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать можно пятном Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных. Изображать можно в объёме

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Изображать можно линией

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).

Разноцветные краски Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета?

Художники и зрители (обобщение темы) Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями.

ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ (8ч)

Мир полон украшений Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.

Цветы Цветы — украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

Красоту нужно уметь замечать Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Узоры на крыльях. Ритм пятен Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Красивые рыбы. Монотипия Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на во- де, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографиях). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать. Монотипия — это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.

Украшения птиц. Объёмная аппликация Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер (веселая, быстрая, важная).

Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

Как украшает себя человек Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ (10ч)

Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Домики, которые построила природа Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.

Дом снаружи и внутри Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Строим город Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности — рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики.

Всё имеет своё строение Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Строим вещи Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Город, в котором мы живём (обобщение темы) Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ (7ч)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Изображение, украшение и постройка — три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности. Три вида художественной деятельности присутствуют в процессе создания практической работы и при восприятии помогают анализировать произведения искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера всегда взаимодействуют: они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т. е. что это — изображение, украшение или постройка.

Праздник весны. Праздник птиц Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм.

Разноцветные жуки Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.

Сказочная страна Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений.

Времена года Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

2класс (34ч)

ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (9 ч)

Три основные краски – красная, синяя, желтая

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Белая и черная краски Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.

Выразительные возможности аппликации Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Выразительные возможности графических материалов Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Выразительность материалов для работы в объеме Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Выразительные возможности бумаги Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

Неожиданные материалы (обобщение темы) Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники.

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ(7 ч)

Изображение и реальность Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Изображение и фантазия Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.

Украшение и реальность Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Развитие наблюдательности.

Украшение и фантазия Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.

Постройка и реальность Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции.

Постройка и фантазия Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО(10 ч)

Изображение природы в различных состояниях Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.

Изображение характера животных Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.

Изображение характера человека: женский образ Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средства- ми искусства.

Изображение характера человека: мужской образ Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, — скульптурные образы — выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

Выражение характера человека через украшение Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество.

Выражение намерений через украшение Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

Образ здания и его назначение Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

Проект «Вот в лазоревой дали показались корабли»

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО(8 ч)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение цветов с черной, серой, белой красками — получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Линия как средство выражения: ритм линий. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

Линия как средство выражения: характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).

Ритм пятен как средство выражения. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

Пропорции выражают характер Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции — выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

3класс (34ч)

ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ(8 ч)

Твои игрушки Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Посуда у тебя дома

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора по суды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.

Обои и шторы у тебя дома Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет… Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Мамин платок Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.

Твои книжки Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Масте- ров над созданием книги.

Открытки Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы) Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч)

Памятники архитектуры- наследие веков Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — камен- ной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.). Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

Парки, скверы, бульвары Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков при- роды в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т. д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т. д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках — мемориалах воинской славы.

Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья оград.

Волшебные фонари Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

Витрины магазинов Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Удивительный транспорт Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет- стрекоза, вездеход-паук и т. д.).

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно.

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ч)

Художник в цирке Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.

Художник в театре Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.

Театр кукол Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.

Маски Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски- характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Афиша и плакат Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.

Праздник в городе Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы) Организация театрального представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Проект «Художник в театре»

ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8ч)

Музей в жизни города Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т. д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобрази- тельных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т. д.

Картина – особый мир. Картина-пейзаж Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.

Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Картина-натюрморт Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Пет- ров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

Картины исторические и бытовые Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.

Скульптура в музее и на улице Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру.

Художественная выставка (обобщение темы)

4 класс

ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (9 ч)

Пейзаж родной земли Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Деревня – деревянный мир Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.

Красота человека Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. По- стройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, З. Серебрякова, Б. Кустодиев). Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. Народные праздники (обобщение темы)

Праздник — народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Проект «Русская деревня»

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч)

Родной угол Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.).

Древние соборы Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Города Русской земли Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно- предметной среде. Единство конструкции и декора.

Древнерусские воины-защитники Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.

Узорочье теремов Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.

Пир в теремных палатах (обобщение темы) Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. Значение старинной архитектуры для современного человека.

Проект «Древнерусский город-крепость»

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 ч)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой. Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево. Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства. Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Народы гор и степей Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Города в пустыне Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей. Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Древняя Эллада Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле. Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания. Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни. Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Европейские города Средневековья Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8ч)

Материнство В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Мудрость старости Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т. д.).

Сопереживание Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

Герои-защитники Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Юность и надежды Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.

Искусство народов мира (обобщение темы) Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

































Тематическое планирование


1 класс


Название темы

Кол-во часов

Контрольн работы

1

Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.

8


2

Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения. Полугодовая контрольная работа (тестовая форма)

8

1

3

Ты строишь. Знакомство с мастером постройки.

10


4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Итоговая контрольная работа по теме «Обобщение знаний за курс 1 класса»

7

1


Всего

33

2


2 класс


Название темы

Кол-во часов

Контрольн работы

1

Чем и как работают художники.

Входная контрольная работа (тестовая форма)

9

1

2

Реальность и фантазия.

Полугодовая контрольная работа (тестовая форма)

7

1

3

О чем говорит искусство.

Проект «Вот в лазоревой дали показались корабли»

10


4

Как говорит искусство.

Итоговая контрольная работа по теме «Обобщение знаний за курс 2 класса»

8

1


Всего

34

3


3 класс


Название темы

Кол-во часов

Контрольн работы

1

Искусство в твоем доме.

Входная контрольная работа (тестовая форма)

8

1

2

Искусство на улицах твоего города.

Полугодовая контрольная работа (тестовая форма)

7

1

3

Художник и зрелище.

Проект «Художник в театре»

11


4

Художник и музей.

Итоговая контрольная работа по теме «Обобщение знаний за курс 3 класса»

8

1


Всего

34

3




4 класс


Название темы

Кол-во часов

Контрольн работы

1

Истоки родного искусства.

Входная контрольная работа (тестовая форма)

Проект «Русская деревня»

9

1

2

Древние города нашей земли.

Полугодовая контрольная работа (тестовая форма)

Проект «Древнерусский город-крепость»

7

1

3

Каждый народ – художник.

10


4

Искусство объединяет народы.

Итоговая контрольная работа по теме «Обобщение знаний за курс 4 класса»

8

1


Всего

34

3