СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс «УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс «УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа






«Утверждена»

Приказ № ____________________

От «_____» ___________________ г.

Директор школы ________ Матвейчук Н.П.










Рабочая программа учебного курса

«Изобразительное искусство»

для 2 «Б» класса












Составитель:

учитель начальных классов

Хромуничева Полина Андреевна









с. Шурскол

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.

  • Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки..

Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  • Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;

  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Место предмета в учебном плане

На изучение изобразительного искусства во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).


Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Методические пособия для обучающихся:

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014

Методические пособия для учителя:

  • Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013

  • Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

  • О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

  • развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.


Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Содержание курса

2 класс (34 ч)

Рисование с натуры (7 ч)

Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навы­ков конструктивного построения предметов. Ис­пользование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различ­ных предметов.

Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью.

Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, ово­щей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок.

Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч)

Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непо­средственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее простран­ственное расположение, цвета изображаемых пред­метов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Правила рисования те­матической композиции. Общее понятие об иллюст­рациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыс­лом. Передана смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в темати­ческом рисунке пространства, пропорций и основно­го цвета изображаемых объектов.

Декоративная работа (7 ч)

Знакомство с видами народного декоративно-при­кладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной иг­рушкой. Использование в декоративной работе ли­нии симметрии, ритма, элементарных приемов кис­тевой росписи.

Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования.

Лепка (5 ч)

Развитие приемов работы с пластилином или гли­ной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников.

Использование шаблонов. Лепка по представле­нию сказочных животных. Использование художест­венно-выразительных средств — объема и пластики.

Беседы (1ч)

Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.


Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

2 класс (34 часа)


Виды занятий

Количество часов

по программе

в рабочей программе

1.

Рисование с натуры

7

7

2.

Рисование на темы, по памяти и представлению

14

14

3.

Декоративная работа

7

2

4.

Лепка

5

5

5.

Беседы

1

1

6.

Художественное конструирование и дизайн

-

5


Всего

34

34


На основании рекомендаций, полученных из методических писем ГОАУ ЯО ИРО в рабочую программу 2 класса были внесены следующие изменения: спланированы уроки в разделе «Художественное конструирование и дизайн» за счет 5 часов из раздела «Декоративная работа».










.



Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

2 класс (34 часа)

п/п

Тема урока

Дата

Содержание темы, термины и понятия

Виды деятельности, их характеристика

«Мы рисуем осень» (9 ч)

1.

Рисование на тему: «Моё лето».



Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Восприятие произведений искусства. Цвета спектра. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета в живописи. Композиция.Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Формат.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.4-7) и мультимедийную презентацию. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

2.

Рисование с натуры букета цветов. «И снова осень к нам пришла».



Художественно-выразительные средства в живописи: цвет, мазок. Цветовой контраст.Смешение цветов. Икебана – искусство составления букетов.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.8-9) и мультимедийную презентацию. «Осенний букет». Самостоятельная работа (изображение живописными средствами букета цветов)

3.

Рисование с натуры грибов. «Осень – грибная пора».



Восприятие произведений искусства. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы в живописи и в графике. Конструктивное построение грибов.

Анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.10-11)и мультимедийную презентация. Индивидуальная работа (изображение грибов с натуры)

4.

Рисование с натуры осеннего листа. «Сыплются с дерева листья поблёкшие»



Эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. Тёплые и холодные цвета, вливание цвета в цвет. Правила рисования осеннего листочка. Линия симметрии. Форма и цвет листьев.Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Анализ произведений изобразительного искусства (с.38-39). Индивидуальное выполнение рисунка осеннего листочка с построением линии симметрии.

5.

Рисование на тему: «Музыка дождя». «Осень».


Восприятие произведений искусства. Художественно-выразительные средства живописи. Этапы создания картины: замысел, эскизы, этюды, рисунки, наброски.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства о дожде (с.14-19), мультимедийная презентация.

Индивидуальная работа по созданию рисунка (передача с помощью цвета эмоционального состояния природы).

6.

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Цилиндр. Изготовление декоративной вазы.


Конструкция предметов. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Геометрическое тело – цилиндр. Конструктивное построение цилиндра. Линия симметрии. Декор и декорирование.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.20-21), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (изготовление вазы для цветов с использованием пластилина и природного материала).

7.

Лепка овощей. Осенние подарки природы.



Материалы для скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Изображения на плоскости и в объёме. Способы передачи объёма.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.22-25) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (Создание объёмных изображений из пластилина – лепка овощей)

8.

Рисование на тему: «Осенний натюрморт».


Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Свет, собственная тень и тень падающая, блик, рефлекс. Цвет в натюрморте. Способы нанесения мазков.

Мультимедийная презентация и эвристическая беседа с опорой на учебник (с.26-31). Индивидуальная работа (изображение натюрморта).

9.

Декоративная работа. Мы рисуем сказочную веточку.


Русское народное декоративно-прикладное творчество.Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.Искусство мастеров Полхов-Майдана. Приёмы рисования кистью элементов растительного орнамента.


Видеофильм, групповой анализ произведений мастеров с опорой на учебник (с.32-33). Индивидуальная работа (изображение веточки с использованием форм растительного мира).

«Мы рисуем сказку» (7 ч)

10.

Лепка филимоновской игрушки. Весёлые узоры.



Игрушечных дел мастера. Игрушки разных художественных промыслов. Филимоновские игрушки, особенности их пластической формы.

Эвристическая беседа о филимоновской игрушке с опорой на учебник (с.36-37). Мультимедийная презентация «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Практическая работа ( создание скульптуры из пластилина с использованием пластического способа лепки).

11.

Рисование по памяти. «Сказка про осень».Написание пейзажа.


Пейзаж в живописи. Художник-пейзажист – Ф.Васильев и его картины. Композиция. Линия горизонта. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Приём загораживания. Контрастные, тёплые и холодные цвета. Колорит картины.

Анализ картины Ф Васильева Болото в лесу» (с.38-39). Мультимедийная презентация. Индивидуальная работа (написание осеннего пейзажа по замыслу).

12.

Рисование по памяти. «Мы готовимся к рисованию сказки». Наброски зверей и птиц.


Анималистический жанр. Изображение деревьев, птиц, животных, общие и характерные черты. Художники анималисты. Материалы, которыми работают художники. Рисование тушью и пером. Художественно-выразительные средства: линия, штрих.

Анализ творчества В. Ватагина с опорой на учебник (с.42-43) и презентацию. Индивидуальная работа (выполнение наброска уточки и лисицы простым карандашом).

13.

Рисование на тему: «Мы рисуем сказку».



Искусство иллюстрации и основное содержание литературного произведения. Замысел и художественно-выразительные средства. Книжная графика.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.48-49) и презентацию. Индивидуальная работа над иллюстрацией к любимой сказке.

14.

Декоративная работа. Мы рисуем сказочную птицу.


Символ птицы в устном народном творчестве. Образ птицы в русском декоративно-прикладном творчестве. Контрастные или дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета.

Эвристическая беседа с опорой на учебник и презентацию.

Индивидуальная работа над образом сказочной птицы.

15.

Лепка Архангельского рождественского пряника.


Рождество и народные традиции. Архангельский пряник-рождественский - козуля. Разнообразие пряников (печатные, вырубные, свадебные, рождественские). Узор, ритм, симметрия.

Эвристическая беседа с опорой на учебник и презентацию «Русское народное творчество» Практическая работа (создание архангельского пряника из пластилина или солёного теста).

16.

Художественное конструирование и дизайн. Новогодняя сказка.Конструирование карнавальной маски.


Народные традиции встречи Рождества и Нового года. Карнавальные маски из бумаги и других материалов.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.54-55) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание карнавальной маски из бумаги, картона и других материалов).

«Мои друзья» (10 ч)

17.

Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями».


Восприятие произведений искусства. Выбор композиции, в зависимости от замысла. Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции.

Анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.58-63) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование фигурок детей в композиции зимнего пейзажа).

18.

Лепка богородской игрушки.


Игрушечных дел мастера. Особенности деревянных игрушек разных художественных промыслов. Белогодские и городецкие игрушки.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.66-67) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание игрушки из целого куска пластилина).

19.

Рисование по памяти. «Наши друзья – животные».


Е. Чарушин – художник-анималист. Штрихи, линии, пятна – художественно-выразительные средства.

Анализ творчества Чарушина с опорой на учебник (с.68-69) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (изображение медвежонка восковыми мелками).

20.

Красота животных, выраженная средствами скульптуры «Наши друзья животные».


Многообразие подводного мира. Рыбки в скульптуре и изобразительном искусстве. Последовательность рисования рыбки. Линия симметрии.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70-71) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание композиции «Рыбки в аквариуме» с использованием смешанной техники – акварель и восковые мелки),

21.

Рисование на тему: «Любимые сказки моих друзей». Рисунки животных по воображению.


Силуэт в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве. История рождения силуэта. Контрасты. Теневой театр.

Сравнительный анализ произведений, выполненных в силуэтной технике с использованием учебника (с.72-75) и мультимедийной презентации. Индивидуальная работа (создание рисунка любимого животного по воображению с использованием туши).

22.

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей Куб. Параллелепипед.

Конструируем теневой театр.


Геометрические тела – куб и параллелепипед. Способы передачи объёма на плоскости.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Правила выполнения штрихов.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.76-77) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание теневого театра).

23.

Рисование на тему:«Защитники земли русской»


Образ защитника Отечества.Богатырская тема в творчестве русских художников. Картина В. Васнецова «Богатыри». Выразительные средства: цвет, перспектива. Композиция. Пространственные отношения: ближе, дальше. Роль пейзажа в картине.

Художественный анализ произведений искусства Васнецова с опорой на учебник (с.78-83) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа по созданию образа русского богатыря.


24.

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Конус. Конструирование игрушек из конусов.


Геометрические тела. Конструктивное построение конуса. Плоскость и объём. Линия симметрии. Декор и декорирование.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.84-85) и мультимедийную презентацию. Практическая работа (создание игрушек из конусов).

25.

Рисование на тему: «Моя семья – забота и любовь. Написание портрета.»


Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портретов. Цвет в портрете. Значение фона.

Анализ произведений изобразительного искусства З. Серебряковой с опорой на учебник (с.86-89) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание портрета).

26.

Рисование с натуры. Мои друзья – птицы.


Последовательность рисования птицы. Форма, объём и цвет птицы. Особенности рисования с натуры.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.90-91) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование птицы с натуры).

«С чего начинается Родина»(8 ч)

27.

Беседа: «Главные художественные музеи страны»


Музеи: Третьяковская галерея, Русский музей, Музей им. А.С. Пушкина.

Беседа «Прекрасное в жизни и произведениях искусства» Художественный анализ произведений с опорой на учебник (с.94-97)

28.

Рисование на тему:«Весенний солнечный день. Рисование городского пейзажа».


Жанр пейзажа. Пейзажи разные географических широт.Композиция, виды композиций. Композиционный цент. Линия горизонта. Воздушная и линейная перспектива. Творчество художника К. Юона.

Эвристическая беседа с опорой, на учебник (с.98-103), мультимедийную презентацию «Архитектурный пейзаж». Индивидуальная работа по созданию композиции пейзажа с храмом.


29.

Рисование с натуры. Мы готовимся к рисованию сказки. Наброски птиц.


Тема сказки в живописи. Художник- сказочник – В. Васнецов. Сюжет. Иллюстрация к сказке. Наброски.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.104-111), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (выполнение набросков гусей, лебедей).

30.

Рисование на тему:«Мы рисуем русскую народную сказку».


Сюжет иллюстрации. Пейзаж как фон для сказочного действия.

Индивидуальная работа (иллюстрирование сказки «Гуси лебеди»

31.

Рисование с натуры. Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование бабочки.


Многообразие природного мира. Последовательность рисования бабочки. Линия симметрии. Красота узора на крыльях бабочки.

Восприятие произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.112-115) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование бабочки).

32.

Рисование с натуры. Цветы нашей Родины (натюрморт).


Натюрморт в изобразительном искусстве. Колорит. Цвет и настроение в натюрморте.

Художественный анализ произведений с опорой на учебник (с.116-117), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание натюрморта с натуры).

33.

Художественное конструирование и дизайн. Проект детской площадки.


Кто такие архитекторы. Что такое проект. Проектирование зданий. Форма здания, размер. Материалы для строительства.

Устное рисование детской площадки. Индивидуальная работа (проектирование детской площадки).

34.

Рисование на тему:«С чего начинается Родина?».



Пейзажи родной природы.Картины родной природы в разные времена года. Роль цвета в пейзажной живописи. Тоновый контраст.

Восприятие пейзажей с опорой на учебник (с.122-123). Индивидуальная работа (рисование картины «Лето красное»).

Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство»

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

  • положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;

  • чувства уважения к народным художественным традициям России;

  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметныерезультаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет обучающимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы красками;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • вносить коррективы в свою работу;

  • понимать цель выполняемых действий,

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;

  • находить нужную информацию в словарях учебника;

  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

  • различать цвета и их оттенки,

  • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

  • конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научится:

  • выражать отношение к произведению;

  • чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

  • изображать форму, строение, цвет предметов;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка;

  • определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы декоративных узоров;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • применять приёмы народной росписи;

  • расписывать готовые изделия по эскизу;

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!