муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
«Утверждена»
Приказ № ____________________
От «_____» ___________________ г.
Директор школы ________ Матвейчук Н.П.
Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 2 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
Хромуничева Полина Андреевна
с. Шурскол
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Конституция Российской Федерации (ст. 43);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки..
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;
Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Методические пособия для обучающихся:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014
Методические пособия для учителя:
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание курса
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов.
Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью.
Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок.
Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч)
Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передана смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Декоративная работа (7 ч)
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи.
Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования.
Лепка (5 ч)
Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников.
Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств — объема и пластики.
Беседы (1ч)
Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
2 класс (34 часа)
№ | Виды занятий | Количество часов |
по программе | в рабочей программе |
1. | Рисование с натуры | 7 | 7 |
2. | Рисование на темы, по памяти и представлению | 14 | 14 |
3. | Декоративная работа | 7 | 2 |
4. | Лепка | 5 | 5 |
5. | Беседы | 1 | 1 |
6. | Художественное конструирование и дизайн | - | 5 |
| Всего | 34 | 34 |
На основании рекомендаций, полученных из методических писем ГОАУ ЯО ИРО в рабочую программу 2 класса были внесены следующие изменения: спланированы уроки в разделе «Художественное конструирование и дизайн» за счет 5 часов из раздела «Декоративная работа».
.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Дата | Содержание темы, термины и понятия | Виды деятельности, их характеристика |
«Мы рисуем осень» (9 ч) |
1. | Рисование на тему: «Моё лето». | | Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Восприятие произведений искусства. Цвета спектра. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета в живописи. Композиция.Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Формат. | Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.4-7) и мультимедийную презентацию. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. |
2. | Рисование с натуры букета цветов. «И снова осень к нам пришла». | | Художественно-выразительные средства в живописи: цвет, мазок. Цветовой контраст.Смешение цветов. Икебана – искусство составления букетов. | Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.8-9) и мультимедийную презентацию. «Осенний букет». Самостоятельная работа (изображение живописными средствами букета цветов) |
3. | Рисование с натуры грибов. «Осень – грибная пора». | | Восприятие произведений искусства. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы в живописи и в графике. Конструктивное построение грибов. | Анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.10-11)и мультимедийную презентация. Индивидуальная работа (изображение грибов с натуры) |
4. | Рисование с натуры осеннего листа. «Сыплются с дерева листья поблёкшие» | | Эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. Тёплые и холодные цвета, вливание цвета в цвет. Правила рисования осеннего листочка. Линия симметрии. Форма и цвет листьев.Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. | Анализ произведений изобразительного искусства (с.38-39). Индивидуальное выполнение рисунка осеннего листочка с построением линии симметрии. |
5. | Рисование на тему: «Музыка дождя». «Осень». | | Восприятие произведений искусства. Художественно-выразительные средства живописи. Этапы создания картины: замысел, эскизы, этюды, рисунки, наброски. | Художественный анализ произведений изобразительного искусства о дожде (с.14-19), мультимедийная презентация. Индивидуальная работа по созданию рисунка (передача с помощью цвета эмоционального состояния природы). |
6. | Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Цилиндр. Изготовление декоративной вазы. | | Конструкция предметов. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Геометрическое тело – цилиндр. Конструктивное построение цилиндра. Линия симметрии. Декор и декорирование. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.20-21), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (изготовление вазы для цветов с использованием пластилина и природного материала). |
7. | Лепка овощей. Осенние подарки природы. | | Материалы для скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Изображения на плоскости и в объёме. Способы передачи объёма. | Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.22-25) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (Создание объёмных изображений из пластилина – лепка овощей) |
8. | Рисование на тему: «Осенний натюрморт». | | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Свет, собственная тень и тень падающая, блик, рефлекс. Цвет в натюрморте. Способы нанесения мазков. | Мультимедийная презентация и эвристическая беседа с опорой на учебник (с.26-31). Индивидуальная работа (изображение натюрморта). |
9. | Декоративная работа. Мы рисуем сказочную веточку. | | Русское народное декоративно-прикладное творчество.Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.Искусство мастеров Полхов-Майдана. Приёмы рисования кистью элементов растительного орнамента. | Видеофильм, групповой анализ произведений мастеров с опорой на учебник (с.32-33). Индивидуальная работа (изображение веточки с использованием форм растительного мира). |
«Мы рисуем сказку» (7 ч) |
10. | Лепка филимоновской игрушки. Весёлые узоры. | | Игрушечных дел мастера. Игрушки разных художественных промыслов. Филимоновские игрушки, особенности их пластической формы. | Эвристическая беседа о филимоновской игрушке с опорой на учебник (с.36-37). Мультимедийная презентация «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Практическая работа ( создание скульптуры из пластилина с использованием пластического способа лепки). |
11. | Рисование по памяти. «Сказка про осень».Написание пейзажа. | | Пейзаж в живописи. Художник-пейзажист – Ф.Васильев и его картины. Композиция. Линия горизонта. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Приём загораживания. Контрастные, тёплые и холодные цвета. Колорит картины. | Анализ картины Ф Васильева Болото в лесу» (с.38-39). Мультимедийная презентация. Индивидуальная работа (написание осеннего пейзажа по замыслу). |
12. | Рисование по памяти. «Мы готовимся к рисованию сказки». Наброски зверей и птиц. | | Анималистический жанр. Изображение деревьев, птиц, животных, общие и характерные черты. Художники анималисты. Материалы, которыми работают художники. Рисование тушью и пером. Художественно-выразительные средства: линия, штрих. | Анализ творчества В. Ватагина с опорой на учебник (с.42-43) и презентацию. Индивидуальная работа (выполнение наброска уточки и лисицы простым карандашом). |
13. | Рисование на тему: «Мы рисуем сказку». | | Искусство иллюстрации и основное содержание литературного произведения. Замысел и художественно-выразительные средства. Книжная графика. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.48-49) и презентацию. Индивидуальная работа над иллюстрацией к любимой сказке. |
14. | Декоративная работа. Мы рисуем сказочную птицу. | | Символ птицы в устном народном творчестве. Образ птицы в русском декоративно-прикладном творчестве. Контрастные или дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. | Эвристическая беседа с опорой на учебник и презентацию. Индивидуальная работа над образом сказочной птицы. |
15. | Лепка Архангельского рождественского пряника. | | Рождество и народные традиции. Архангельский пряник-рождественский - козуля. Разнообразие пряников (печатные, вырубные, свадебные, рождественские). Узор, ритм, симметрия. | Эвристическая беседа с опорой на учебник и презентацию «Русское народное творчество» Практическая работа (создание архангельского пряника из пластилина или солёного теста). |
16. | Художественное конструирование и дизайн. Новогодняя сказка.Конструирование карнавальной маски. | | Народные традиции встречи Рождества и Нового года. Карнавальные маски из бумаги и других материалов. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.54-55) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание карнавальной маски из бумаги, картона и других материалов). |
«Мои друзья» (10 ч) |
17. | Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями». | | Восприятие произведений искусства. Выбор композиции, в зависимости от замысла. Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции. | Анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.58-63) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование фигурок детей в композиции зимнего пейзажа). |
18. | Лепка богородской игрушки. | | Игрушечных дел мастера. Особенности деревянных игрушек разных художественных промыслов. Белогодские и городецкие игрушки. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.66-67) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание игрушки из целого куска пластилина). |
19. | Рисование по памяти. «Наши друзья – животные». | | Е. Чарушин – художник-анималист. Штрихи, линии, пятна – художественно-выразительные средства. | Анализ творчества Чарушина с опорой на учебник (с.68-69) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (изображение медвежонка восковыми мелками). |
20. | Красота животных, выраженная средствами скульптуры «Наши друзья животные». | | Многообразие подводного мира. Рыбки в скульптуре и изобразительном искусстве. Последовательность рисования рыбки. Линия симметрии. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70-71) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание композиции «Рыбки в аквариуме» с использованием смешанной техники – акварель и восковые мелки), |
21. | Рисование на тему: «Любимые сказки моих друзей». Рисунки животных по воображению. | | Силуэт в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве. История рождения силуэта. Контрасты. Теневой театр. | Сравнительный анализ произведений, выполненных в силуэтной технике с использованием учебника (с.72-75) и мультимедийной презентации. Индивидуальная работа (создание рисунка любимого животного по воображению с использованием туши). |
22. | Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей Куб. Параллелепипед. Конструируем теневой театр. | | Геометрические тела – куб и параллелепипед. Способы передачи объёма на плоскости.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Правила выполнения штрихов. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.76-77) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание теневого театра). |
23. | Рисование на тему:«Защитники земли русской» | | Образ защитника Отечества.Богатырская тема в творчестве русских художников. Картина В. Васнецова «Богатыри». Выразительные средства: цвет, перспектива. Композиция. Пространственные отношения: ближе, дальше. Роль пейзажа в картине. | Художественный анализ произведений искусства Васнецова с опорой на учебник (с.78-83) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа по созданию образа русского богатыря. |
24. | Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Конус. Конструирование игрушек из конусов. | | Геометрические тела. Конструктивное построение конуса. Плоскость и объём. Линия симметрии. Декор и декорирование. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.84-85) и мультимедийную презентацию. Практическая работа (создание игрушек из конусов). |
25. | Рисование на тему: «Моя семья – забота и любовь. Написание портрета.» | | Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портретов. Цвет в портрете. Значение фона. | Анализ произведений изобразительного искусства З. Серебряковой с опорой на учебник (с.86-89) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание портрета). |
26. | Рисование с натуры. Мои друзья – птицы. | | Последовательность рисования птицы. Форма, объём и цвет птицы. Особенности рисования с натуры. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.90-91) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование птицы с натуры). |
«С чего начинается Родина»(8 ч) |
27. | Беседа: «Главные художественные музеи страны» | | Музеи: Третьяковская галерея, Русский музей, Музей им. А.С. Пушкина. | Беседа «Прекрасное в жизни и произведениях искусства» Художественный анализ произведений с опорой на учебник (с.94-97) |
28. | Рисование на тему:«Весенний солнечный день. Рисование городского пейзажа». | | Жанр пейзажа. Пейзажи разные географических широт.Композиция, виды композиций. Композиционный цент. Линия горизонта. Воздушная и линейная перспектива. Творчество художника К. Юона. | Эвристическая беседа с опорой, на учебник (с.98-103), мультимедийную презентацию «Архитектурный пейзаж». Индивидуальная работа по созданию композиции пейзажа с храмом. |
29. | Рисование с натуры. Мы готовимся к рисованию сказки. Наброски птиц. | | Тема сказки в живописи. Художник- сказочник – В. Васнецов. Сюжет. Иллюстрация к сказке. Наброски. | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.104-111), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (выполнение набросков гусей, лебедей). |
30. | Рисование на тему:«Мы рисуем русскую народную сказку». | | Сюжет иллюстрации. Пейзаж как фон для сказочного действия. | Индивидуальная работа (иллюстрирование сказки «Гуси лебеди» |
31. | Рисование с натуры. Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование бабочки. | | Многообразие природного мира. Последовательность рисования бабочки. Линия симметрии. Красота узора на крыльях бабочки. | Восприятие произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.112-115) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование бабочки). |
32. | Рисование с натуры. Цветы нашей Родины (натюрморт). | | Натюрморт в изобразительном искусстве. Колорит. Цвет и настроение в натюрморте. | Художественный анализ произведений с опорой на учебник (с.116-117), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание натюрморта с натуры). |
33. | Художественное конструирование и дизайн. Проект детской площадки. | | Кто такие архитекторы. Что такое проект. Проектирование зданий. Форма здания, размер. Материалы для строительства. | Устное рисование детской площадки. Индивидуальная работа (проектирование детской площадки). |
34. | Рисование на тему:«С чего начинается Родина?». | | Пейзажи родной природы.Картины родной природы в разные времена года. Роль цвета в пейзажной живописи. Тоновый контраст. | Восприятие пейзажей с опорой на учебник (с.122-123). Индивидуальная работа (рисование картины «Лето красное»). |
Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации к изобразительному искусству;
чувства уважения к народным художественным традициям России;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметныерезультаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет обучающимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу;
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки,
соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научится:
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.