муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам.директора по УВР _______ Зубакова Е.А. | «Утверждена» Приказ № _____________ От «____» _____________ г. Директор школы ________ Матвейчук Н.П. |
Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 3 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Хромуничева Полина Андреевна
с. Шурскол
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
-
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
-
Конституция Российской Федерации (ст. 43);
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
-
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
-
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»
-
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);
-
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
-
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;
-
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
-
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.
-
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
-
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
-
Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
-
Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;
-
Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
-
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
-
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Задачи обучения:
-
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
-
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 3 классе 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Методические пособия для обучающихся:
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014
Методические пособия для учителя:
-
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009
-
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013
-
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.
-
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
-
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации
-
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
-
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
-
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
-
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
-
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание учебного предмета
3 класс
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).
В работе над эскизами обучающиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Лепка (З ч)
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению, лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.
Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства:
Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
-
ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;
-
самоопределения и самопознания посредством эмоционально-действенной идентификации;
-
формирования основ гражданской идентичности;
-
формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
-
формирование действия нравственно-этического оценивания;
-
развитие умения понимать контекстную речь;
-
развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
-
развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность;
-
развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
На ступени начальной школы можно выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):
-
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
-
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
-
преодоление импульсивности, непроизвольности;
-
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
-
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
-
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-
умение взаимодействовать с взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
-
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
-
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);
-
формирование основ оптимистического восприятия мира;
-
Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
-
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
-
ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
-
умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
-
ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;
-
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
-
умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
3 класс (34 часа)
Наименование разделов и тем | По программе | По рабочей программе |
Рисование с натуры | 7 | 5 |
Рисование на темы, по памяти и по представлению | 17 | 13 |
Декоративная работа | 7 | 4 |
Лепка | 3 | 4 |
Художественное конструирование и дизайн | - | 5 |
Восприятие произведений искусства (беседы) | в процессе занятий | 3 |
Итого | 34 часа | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
3 класс (34 часа)
«В гостях у красавицы осени» (9 ч) |
№ п/п | Тема | Дата | Содержание темы, термины и понятия | Виды деятельности, их характеристика. |
1. | Мой прекрасный сад. Беседа «Творчество К.Моне, О Ренуара». | | Ознакомление с новым учебником, рабочей тетрадью, с понятиями «нюанс» и «нюансный цвет»; цветовой круг, основные и составные цвета; контрастные и нюансные цвета. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран. Художники-импрессионисты; творчество К. Моне, О. Ренуара. Особенности живописной манеры художников-импрессионистов. | Овладеть приемами смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков. Овладеть элементарными приемами перспективного построения изображения (дороги, реки), сознательно использовать приемы загораживания. Изображать графическими и живописными средствами растения, реальных и фантастических насекомых. Уметь рисовать симметричные формы. Иметь представления об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.) Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Выражать свое отношение к труду и быту русского народа в художественно-творческой деятельности. |
2. | Рисование с натуры. В мире насекомых. Иллюстрация басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» | | Расширение представления обучающихся о насекомых, ознакомление со строением тела насекомых; приемы рисования разных насекомых, рисунки в теплых и холодных цветах, возможности цвета при раскрытии образа. |
3. | Рисование на темы, по памяти и представлению. «Прощание с летом». | | Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Пейзажи разных географических широт. |
4. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Декоративная работа. «Дивный сад на подносах». | | История жостовского промысла. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы). Разнообразие форм подносов и вариантов цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма, последовательность работы над изделиями. |
5. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Осенние фантазии. | | Пейзажи родной природы. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. |
6. | Художественное конструирование и дизайн. Осеннее кружево листьев. | | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага). |
7. | Рисование на темы, по памяти и представлению. «Портрет красавицы Осени». | | Что такое колорит? Что может передать художник с помощью колорита? Теплый и холодный колориты, палитра красок, понятие «динамичность». Колорит в произведениях изобрази тельного искусства. Пейзажный жанр в живописи. Художники-пейзажисты (И.И.Левитан, И.И.Шишкин). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского искусства, изображающих природу. |
8. | Рисование на темы, по памяти и представлению. «Дорогие сердцу места». | | Расширение представлений обучающихся о пейзаже, ознакомление с произведениями живописи известных художников, понятиями «воздушная перспектива», понятие «линии горизонта», разнообразие пейзажных сюжетов; выбор средства выражения художественного замысла, композиционное решение рисунка, соблюдение законов композиции в пейзажном жанре. |
9. | Лепка «Труд людей осенью». | | Овладение элементарными навыками лепки. Быт труда и народа. Произведения изобразительного искусства, изображающие сцены труда. |
«В мире сказок» (7 ч) |
10. | Лепка. Лепим животных. | | Вид искусства – скульптура. Изображение животных в различные исторические периоды. Материалы для скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Мелкая пластика. Способы лепки: пластический и конструктивный. Скульпторы-анималисты: В. Ватагин, П. Клодт и др. Художественно-выразительные средства скульптурных произведений. | Соблюдать последовательность выполнения рисунка животного, передавать движение. Использовать пластический и конструктивный способы лепки, приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы архитектуры. Применять простейшие приемы народной кистевой росписи (городецкая роспись и др.) Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании иллюстрации к сказке. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали. Сострадания, радости и т.д. Конструировать маску, карнавальный костюм или костюм сказочного персонажа из подручных средств. |
11. | Рисование по памяти и представлению. «Животные на страницах книг». | | Иллюстрации. Творчество известных художников-иллюстраторов; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства; воспитание интереса к предмету, бережного отношения к животным. |
12. | Художественное конструирование, дизайн. «Где живут сказочные герои». | | Архитектура. Образ здания. Конструкция и декор. Дом (замок) для сказочного героя. Ознакомление с элементами избы, замка, законами линейной перспективы; уяснение отличительных особенностей строений; геометрические тела, создание на основе геометрических тел изображений различных строений; развитие пространственных представлений. Мультимедийная презентация. |
13. | Рисование с натуры. Посуда для сказочного героя. | | Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Единство декоративного строя в украшении предметов быта. |
14. | Декоративная работа. Сказочные кони. | | Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизнь человека. Декоративно-прикладное искусство – искусство украшать самые различные предметы; художественное ремесло-творчество народных мастеров. История и традиции промысла. Особенности городецкой росписи, значение образа коня в декоративно-прикладном искусстве городецких мастеров |
15. | Рисование по теме и представлению «По дорогам сказки» | | Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. |
16. | Художественное конструирование, дизайн «Сказочное перевоплощение». | | Связь изобразительного искусства со сказаниями, сказками. Маскарад и карнавал. Последовательность конструирования костюма и маски для карнавала. |
«Красота в умелых руках» (10 ч) |
17. | Беседа. «Дорогая моя столица!» | | Архитектура столицы. Образ Москвы в произведениях русских художников А.Васнецова, Ф.Алексеева, Ю.Пименова, В.Кандинского, В.Сурикова. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. | Правильно определять и изображать форму зданий, их пропорции, конструктивное строение, цвет. Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм), передавать красоту зимнего пейзажа, состояние солнечного зимнего дня. Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний. Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение. Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Создавать узор в квадрате для декоративного оформления платка, салфетки. Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, посвященные образу женщины, матери. Создавать макет открытки, компоновать рисунок и текст. |
18. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Зимний город. | | Городской пейзаж. Выделение главного в композиции с помощью тона, цвета, размера. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. |
19. | Рисование с натуры. «Машины на службе человека». | | Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов видов транспорта. Выполнение конструктивного рисунка любого вида транспорта на основе параллелепипеда, цилиндра. |
20. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Звери и птицы в городе. | | Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Передача с помощью линии эмоционального состояния животного. |
21. | Лепка. Терем расписной. | | Овладение элементарными навыками лепки. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. |
22. | Декоративная работа. Оформление платка узором в квадрате. | | Народные промыслы России. Композиция узора в квадрате. Произведения подмосковных художественных промыслов (Павловский Посад). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. |
23. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Рисуем портрет мамы. | | Образ женщины в живописи. Портрет мамы. Выбор и применение выразительных средств для реализации своего замысла. |
24-25. | Художественное конструирование и дизайн. Оформление открытки для мамы. | | Выбор и применение выразительных средств для реализации своего замысла. Необычная открытка-сюрприз. Разработка дизайна открытки. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, фотографии, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, подручных и природных материалов. |
26. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Декорации. | | Объем на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. |
«Пусть всегда будет солнце…» (8 ч) |
27. | Рисование с натуры. Родная природа. Облака. | | Наша Родина – Россия. Родная природа. Пейзажи родной природы. | Эмоционально откликаться на красоту природы, отраженную в произведениях художников, выражать свои эстетические переживания, рассказывать о том, что изображено на картинах – пейзажах. Передавать цветовые отношения неба, земли, воды, деревьев и т.д. Создавать живописную (графическую) композицию, правильно определяя величину ее отдельных элементов, чередуя светлые и темные цвета. Помнить о героях Великой Отечественной войны. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Помнить собственную ответственность за свою Родину. |
28. | Рисование на темы. Полет на другую планету. | | Космос, планеты, космические корабли, космонавты. Творчество Ван Гога. Особенности работы пастелью, мелками, создание композиции на заданную тему в соответствии с правилами ее построения, работа карандашом и пастелью (мелками); творческое воображение. |
29. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Красота моря. | | Небо и море в произведениях русских художников. Морской пейзаж. Художники-маринисты: И. Айвазовский, П. Синьяк, К. Моне. Мультимедийная презентация «Морская тема в изобразительном искусстве» |
30. | Рисование с натуры. Весенняя веточка. | | Силуэт. Изображение весенней веточки. Разнообразие растительных форм в природе. Роль силуэта в изображении растений. |
31 | Декоративная работа. «Головной убор русской красавицы». | | Понятие о синтетичном характере народной культуры костюма. Представления народа о женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве. |
32. | Беседа «Образ защитника Отечества» в произведениях художников (П. Корин, В.Суриков). | | Образ защитника Отечества. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
33. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Праздничный салют | | Изображение праздничного салюта. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного (графического) образа салюта. Роль контраста в композиции: тёмное и светлое. Ритм линий, пятен, цвета. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: граттаж. |
34. | Рисование на темы, по памяти и представлению. «Пусть всегда будет солнце». | | Музеи-усадьбы «Поленово», «Пенаты». Художественные музеи нашей страны, города Ростова Великого (региональные музеи). |