СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс «УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс «УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа









«Согласовано»

Зам.директора по УВР _______ Зубакова Е.А.

«Утверждена»

Приказ № _____________

От «____» _____________ г.

Директор школы ________ Матвейчук Н.П.











Рабочая программа учебного курса

«Изобразительное искусство»

для 3 «Б» класса










Составитель:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Хромуничева Полина Андреевна








с. Шурскол

2018


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.

  • Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.

Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  • Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;

  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Место предмета в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в 3 классе 34 часа (1 час в неделю).


Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Методические пособия для обучающихся:

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014

Методические пособия для учителя:

  • Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013

  • Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

  • О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

  • развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.


Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Содержание учебного предмета

3 класс

Рисование с натуры (7 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и стро­ению объектов действительности. Рисование домаш­них и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очер­таний, пространственного расположения, цвета изо­бражаемых объектов. Определение гармоничного соче­тания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представ­лению различных объектов действительности.

Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч) 

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произ­ведение художника. Передача в рисунках общего про­странственного расположения объектов, их смысло­вой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоратив­но-прикладным искусством: художественной рос­писью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами обучающиеся постепенно учат­ся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на­родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Лепка (З ч)

Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению, лепка композиций на темы быта и труда челове­ка «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Сто­ляр за работой» и т. д.



Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределения и самопознания посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • формирования основ гражданской идентичности;

  • формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

  • формирование действия нравственно-этического оценивания;

  • развитие умения понимать контекстную речь;

  • развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

  • развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность;

  • развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

На ступени начальной школы можно выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  • умение взаимодействовать с взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);

  • формирование основ оптимистического восприятия мира;

  1. Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

  • развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

  • готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

  • ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

  • умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;

  • ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;

  • умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.





Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

3 класс (34 часа)

Наименование разделов и тем

По программе

По рабочей программе

Рисование с натуры

7

5

Рисование на темы, по памяти и по представлению

17

13

Декоративная работа

7

4

Лепка

3

4

Художественное конструирование и дизайн

-

5

Восприятие произведений искусства (беседы)

в процессе занятий

3

  Итого

34 часа

34 часа














Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

3 класс (34 часа)

«В гостях у красавицы осени» (9 ч)

п/п

Тема

Дата

Содержание темы, термины и понятия

Виды деятельности, их характеристика.

1.

Мой прекрасный сад.

Беседа «Творчество К.Моне, О Ренуара».


Ознакомление с новым учебником, рабочей тетрадью, с понятиями «нюанс» и «нюансный цвет»; цветовой круг, основные и составные цвета; контрастные и нюансные цвета.

Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран.

Художники-импрессионисты; творчество К. Моне, О. Ренуара. Особенности живописной манеры художников-импрессионистов.

Овладеть приемами смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков.

Овладеть элементарными приемами перспективного построения изображения (дороги, реки), сознательно использовать приемы загораживания.

Изображать графическими и живописными средствами растения, реальных и фантастических насекомых.

Уметь рисовать симметричные формы.

Иметь представления об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.)

Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Выражать свое отношение к труду и быту русского народа в художественно-творческой деятельности.






















































2.

Рисование с натуры. В мире насекомых. Иллюстрация басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»


Расширение представления обучающихся о насекомых, ознакомление со строением тела насекомых; приемы рисования разных насекомых, рисунки в теплых и холодных цветах, возможности цвета при раскрытии образа.

3.

Рисование на темы, по памяти и представлению. «Прощание с летом».


Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Пейзажи разных географических широт.

4.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Декоративная работа. «Дивный сад на подносах».


История жостовского промысла.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы).

Разнообразие форм подносов и вариантов цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма, последовательность работы над изделиями.

5.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Осенние фантазии.


Пейзажи родной природы. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

6.

Художественное конструирование и дизайн. Осеннее кружево листьев.


Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага).

7.

Рисование на темы, по памяти и представлению. «Портрет красавицы Осени».


Что такое колорит? Что может передать художник с помощью колорита? Теплый и холодный колориты, палитра красок, понятие «динамичность». Колорит в произведениях изобрази тельного искусства. Пейзажный жанр в живописи.

Художники-пейзажисты (И.И.Левитан, И.И.Шишкин). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского искусства, изображающих природу.

8.

Рисование на темы, по памяти и представлению. «Дорогие сердцу места».


Расширение представлений обучающихся о пейзаже, ознакомление с произведениями живописи известных художников, понятиями «воздушная перспектива», понятие «линии горизонта», разнообразие пейзажных сюжетов; выбор средства выражения художественного замысла, композиционное решение рисунка, соблюдение законов композиции в пейзажном жанре.

9.

Лепка «Труд людей осенью».


Овладение элементарными навыками лепки.

Быт труда и народа. Произведения изобразительного искусства, изображающие сцены труда.

«В мире сказок» (7 ч)

10.

Лепка. Лепим животных.


Вид искусства – скульптура. Изображение животных в различные исторические периоды. Материалы для скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Мелкая пластика. Способы лепки: пластический и конструктивный. Скульпторы-анималисты: В. Ватагин, П. Клодт и др. Художественно-выразительные средства скульптурных произведений.

Соблюдать последовательность выполнения рисунка животного, передавать движение.

Использовать пластический и конструктивный способы лепки, приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы архитектуры.

Применять простейшие приемы народной кистевой росписи (городецкая роспись и др.)

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании иллюстрации к сказке.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали. Сострадания, радости и т.д.

Конструировать маску, карнавальный костюм или костюм сказочного персонажа из подручных средств.






















11.

Рисование по памяти и представлению. «Животные на страницах книг».



Иллюстрации. Творчество известных художников-иллюстраторов; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства; воспитание интереса к предмету, бережного отношения к животным.

12.

Художественное конструирование, дизайн. «Где живут сказочные герои».


Архитектура. Образ здания. Конструкция и декор. Дом (замок) для сказочного героя. Ознакомление с элементами избы, замка, законами линейной перспективы; уяснение отличительных особенностей строений; геометрические тела, создание на основе геометрических тел изображений различных строений; развитие пространственных представлений. Мультимедийная презентация.

13.

Рисование с натуры. Посуда для сказочного героя.


Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Единство декоративного строя в украшении предметов быта.

14.

Декоративная работа. Сказочные кони.


Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизнь человека. Декоративно-прикладное искусство – искусство украшать самые различные предметы; художественное ремесло-творчество народных мастеров. История и традиции промысла. Особенности городецкой росписи, значение образа коня в декоративно-прикладном искусстве городецких мастеров

15.

Рисование по теме и представлению «По дорогам сказки»


Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

16.

Художественное конструирование, дизайн «Сказочное перевоплощение».


Связь изобразительного искусства со сказаниями, сказками. Маскарад и карнавал. Последовательность конструирования костюма и маски для карнавала.

«Красота в умелых руках» (10 ч)

17.

Беседа. «Дорогая моя столица!»


Архитектура столицы. Образ Москвы в произведениях русских художников А.Васнецова, Ф.Алексеева, Ю.Пименова, В.Кандинского, В.Сурикова.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Правильно определять и изображать форму зданий, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм), передавать красоту зимнего пейзажа, состояние солнечного зимнего дня.

Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний.

Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России.

Создавать узор в квадрате для декоративного оформления платка, салфетки.

Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, посвященные образу женщины, матери.

Создавать макет открытки, компоновать рисунок и текст.





































18.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Зимний город.


Городской пейзаж. Выделение главного в композиции с помощью тона, цвета, размера. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

19.

Рисование с натуры. «Машины на службе человека».


Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции.

Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов видов транспорта.

Выполнение конструктивного рисунка любого вида транспорта на основе параллелепипеда, цилиндра.

20.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Звери и птицы в городе.


Изображение птиц, животных: общие и характерные черты.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Передача с помощью линии эмоционального состояния животного.

21.

Лепка. Терем расписной.


Овладение элементарными навыками лепки.

Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

22.

Декоративная работа. Оформление платка узором в квадрате.


Народные промыслы России. Композиция узора в квадрате. Произведения подмосковных художественных промыслов (Павловский Посад). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

23.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Рисуем портрет мамы.


Образ женщины в живописи. Портрет мамы. Выбор и применение выразительных средств для реализации своего замысла.

24-25.

Художественное конструирование и дизайн. Оформление открытки для мамы.


Выбор и применение выразительных средств для реализации своего замысла. Необычная открытка-сюрприз. Разработка дизайна открытки.

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, фотографии, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, подручных и природных материалов.

26.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Декорации.


Объем на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

«Пусть всегда будет солнце…» (8 ч)

27.

Рисование с натуры. Родная природа. Облака.


Наша Родина – Россия. Родная природа.

Пейзажи родной природы.

Эмоционально откликаться на красоту природы, отраженную в произведениях художников, выражать свои эстетические переживания, рассказывать о том, что изображено на картинах – пейзажах.

Передавать цветовые отношения неба, земли, воды, деревьев и т.д.

Создавать живописную (графическую) композицию, правильно определяя величину ее отдельных элементов, чередуя светлые и темные цвета.

Помнить о героях Великой Отечественной войны.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Помнить собственную ответственность за свою Родину.

























28.

Рисование на темы. Полет на другую планету.


Космос, планеты, космические корабли, космонавты. Творчество Ван Гога. Особенности работы пастелью, мелками, создание композиции на заданную тему в соответствии с правилами ее построения, работа карандашом и пастелью (мелками); творческое воображение.

29.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Красота моря.


Небо и море в произведениях русских художников. Морской пейзаж. Художники-маринисты: И. Айвазовский, П. Синьяк, К. Моне.

Мультимедийная презентация «Морская тема в изобразительном искусстве»

30.

Рисование с натуры. Весенняя веточка.


Силуэт. Изображение весенней веточки. Разнообразие растительных форм в природе. Роль силуэта в изображении растений.

31

Декоративная работа. «Головной убор русской красавицы».


Понятие о синтетичном характере народной культуры костюма.

Представления народа о женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве.

32.

Беседа «Образ защитника Отечества» в произведениях художников (П. Корин, В.Суриков).


Образ защитника Отечества.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

33.

Рисование на темы, по памяти и представлению. Праздничный салют


Изображение праздничного салюта. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного (графического) образа салюта.

Роль контраста в композиции: тёмное и светлое.

Ритм линий, пятен, цвета.

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: граттаж.

34.

Рисование на темы, по памяти и представлению. «Пусть всегда будет солнце».


Музеи-усадьбы «Поленово», «Пенаты». Художественные музеи нашей страны, города Ростова Великого (региональные музеи).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!