СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5-х классов

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном курсе используется учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений авторов Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.-М. :«Просвещение» , 2016 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5-х классов»


«Р а с с м о т р е н о»

Руководитель МО

_____________ Н.Н. Гатиятуллина

Протокол № 1

от « ____ » __________ _____ г.


«С о г л а с о в а н о»

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей №159»

____________ С.М. Галимуллина


«У т в е р ж д е н о»

Директор МБОУ «Лицей №159»

_____________ С.Х. Загидуллина

Приказ № ___ «__» ________ _____ г.










Рабочая программа по изобразительному искусству

для 5 класса




«П р и н я т о»

на заседании педагогического

совета протокол № 1

от «___» _________ ____ г.







2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 5 класса и реализует документов:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями;

  • Годового календарного учебного графика.

  • Образовательной программы МБОУ «Лицей №159».

  • Учебного плана лицея.

  • Авторской программы по ИЗО под редакцией Б.М. Неменского. 5 классы.

В данном курсе используется учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений авторов Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.-М. :«Просвещение» , 2016 год.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах отводится 105 часов, в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год). На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год, в объеме 1 учебного часа в неделю.

Перечень учебно-методического и учебно-технического обеспечения

  1. Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская.

  2. Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

  3. Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

  4. Интернет – ресурсы: http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО;http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по искусству

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения в 5 классе дети должны понимать, знать и уметь:

  • значение древних корней народного искусства;

  • связь времен в народном искусстве;

  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства;

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслах;

  • создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой.

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • донести свою позицию до собеседника;

  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

  • овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;




Планируемые результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.







Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

  • творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


Содержание тем курса по изобразительному искусству в 5 классах


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 ч)



Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты. (25 часов)

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать - земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище (в разных регионах России. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского

дома, его символика (потолок -небо, пол - земля, подпол -подземный мир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный ·угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора..Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Крестьянская вышивка -хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и егодекора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка Промыслы как искусство художественного сувенира. Уральские народные промыслы. Место произведений промыслов современном быту и интерьере.


Декор - человек, общество, время (6 часов)


Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Знакомство с декоративным искусством разных народов. Социальная функция декоративного искусства. Речь идёт одновременно о влиянии мировоззрения и условий жизни людей разных эпох на образный строй произведений Эта тема раскрывается на примере роли декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Солярные знаки Древнего Египта. Отличие одежд высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же - выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, знаний определённой эпохи, определённой страны, строгая регламентация одежды для людей разных сословий в обществе. С возникновением общества начинаются процессы, когда декоративные элементы вещественного быта людей, от одежды до повозки, начинают выступать своеобразными регуляторами отношений между людьми, дифференцирующими их социальный статус, превратись, таким образом, в социальный символ




Декоративное искусство в современном мире (4 часа)


Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.) Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Оформление экстерьеров и интерьеров зданий родного города. Художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани. Новое понимание красоты современными мастерами декоративно- прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Содержание и язык декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека. Обобщение знаний учащихся, полученных в учебном году.























Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 классов


Тема

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

Примечание




Народное художественное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты.






1-2

Техника безопасности на уроках изобразительного искусства.

Солярные знаки. Древние образы в народном искусстве.



Объяснение глубинных смыслов основных знаков, символов традиционного крестьянского прикладного искусства. Сравнение, сопоставление, анализ декоративных решений традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видение в них многообразное варьирование трактовок. Создание выразительных декоративно-обобщённых изображений на основе традиционных образов.

Осваивание навыков декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

2




3-4

Убранство русской и татарской избы.


Понимание и объяснение целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрытие символического значения, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определение и характеристика отдельных деталей декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной

деятельности. Находение общего и различного в образном строе традиционного жилища разных народов. Создание эскизы декоративного убранства избы. Осваивание принципов декоративного обобщения в изображении. Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

2




5-6

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.


Сравнение конструктивных декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознание и объяснение мудрости устройства традиционной жилой среды. Сравнение, сопоставление интерьера крестьянских жилищ у разных народов, нахождение в них черт национального своеобразия. Создание цветовых композиций внутреннего пространства избы. Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалёвка.

2




7


Конструкция и декор предметов народного быта.



Сравнение, нахождение общего и особенного в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждение о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимание, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображение выразительной формы предметов крестьянского быта и украшение её. Выстраивание орнаментальной композиции в соответствии с традицией народного искусства. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валёк и т. д.).

1




8


Орнамент как основа декоративного украшения.



Анализ и понимание особенностей образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создание самостоятельных варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделение величин, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо

жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использование традиционных для вышивки сочетания цветов. Осваивание навыков декоративного обобщения. Оценивание собственной художественной деятельности и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

1




9-10


Народный праздничный костюм целостный художественный образ.



.

Понимание и анализ образного строя народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотношение особенностей декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснение общего и особенного в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознание значений традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создание эскиза народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;

б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

2




11-12

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

.

Характер праздника как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участие в художественной жизни класса, школы, создание атмосферы праздничного действа, живого

общения и красоты. Разыгрывание народных песен, игровых сюжетов, участие в обрядовых действах. Проявление себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Нахождение общих черт в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, нахождение в них единства конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимание и объяснение ценностей уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).

2




13-14

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

Анализ и понимание особенностей образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создание самостоятельных вариантов орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделение величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использование традиционных для вышивки сочетания цветов. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

2




15-16


Древние образы в современных народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).


.


Размышление, рассуждение об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнение, оценивание формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознание игрушек ведущих народных художественных промыслов. Осуществление собственных художественных замыслов, связанных с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладение приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивание характерных для того или иного промысла основных элементов народного орнамента и особенностей цветового строя. Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

2




17-18


Искусство Гжели.




Сравнение благозвучного сочетания синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивание приёмов гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создание композиционной росписи в процессе практической творческой работы. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.

2




19


Городецкая роспись.



Эмоционально восприятие, выражение своёго отношения, эстетическая оценка произведения городецкого промысла. Выявление общности в городецкой и гжельской росписях, определение характерных особенностей произведений городецкого промысла. Осваивание основных приёмов кистевой росписи Городца, овладение декоративных навыков.

Создание композиций росписи в традиции Городца.

Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

1




20


Хохлома.



Эмоционально восприятие, выражение своёго отношения, эстетическое оценивание произведения Хохломы. Создание представлений о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»). Создание композиций травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется жёлто-охристым цветом.

1




21-22


Жостово. Роспись по металлу.




Эмоциональное восприятие, выражение своёго отношения, эстетическое оценивание произведения жостовского промысла

Соотношение многоцветья цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознание единства формы и декора в изделиях мастеров. Осваивание основных приёмов жостовского письма. Создание фрагмента жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

2




23-24


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.



Выражение своего личного отношения, эстетическое оценивание изделия мастеров Русского Севера.

Объяснение, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различие и определение характерных особенностей мезенской деревянной росписи, её ярко выраженных графической орнаментики. Осваивание основных приемов росписи. Создание композиции росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

2




25


Связь времен в народном искусстве.


Объяснение важности сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявление общего и особенного в произведениях традиционного художественного промысла. Различие и определение произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участие в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участие в презентации выставочных работ. Анализ своих творческих работ и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признак.

1







Декор – человек, общество, время.






26


Зачем людям украшения.



Характеристика смысла декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявление и объяснение, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участие в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

1




27


Роль

декоративного искусства в жизни древнего

общества.




Эмоциональное восприятие, различие по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Выявление в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Ведение поисковой работы (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создание эскиза украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладение навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

1




28-29


Одежда говорит о человеке.


Высказывание о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участие в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотношение образного строя одежды с положением её владельца в обществе. Участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передача в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

2




30


О чем рассказывают гербы и эмблемы.



Понимание смыслового значения изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах

различных русских городов. Определение символических элементов герба и использование их при создании собственного проекта герба. Нахождение в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создание декоративной композиции герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

1




31


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.


Участие в игре, викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознание и систематизация зрительного материала по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотношение костюма, его образный строй с владельцем. Размышление и ведение диалога об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использование в речи новые художественные термины. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

1







Декоративное искусство в современном мире.






32-33


Современное выставочное искусство.



Выявление и определение характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказывание по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Нахождение и определение в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использование в речи новых терминов, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснение отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного

традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

2




34-35


Ты сам – мастер.



Разработка, создание эскиза коллективного панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Использование языка декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе

выполнения практической творческой работы. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками». Иллюстрация на заданную тему (самостоятельная работа).

2












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!