Рассмотрена на заседании методического объединения учителей образовательной области «Начальные классы» и рекомендована к утверждению протоколом заседания МО от « » 2021г. №____ Руководитель МО: _________ Куницына Н.Л. | Согласована замдиректора по УВР _____________Фоменко А.А. «___»_______2021г. | Утверждена приказом МБОУСОШ № 4 от «___»_______ 2021 г. №___ директор МБОУ СОШ № 4 _____________Ломонос О.С. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для учащихся 2 класса
учителя МБОУ СОШ № 4
с. Малые Ягуры
Туркменского района
Ставропольского края
Воля Марии Алексеевны
Годы реализации программы: 2021 – 2025
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального образования, Примерной основной образовательной программы и на основе авторской программы «Рабочая программа к УМК В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, Я. М. Богатырёва «Изобразительное искусство» для 1–4 классов, 2019 г. и в соответствии с базисным учебным планом 2019, обеспечена УМК В. С. Кузина. Изобразительное искусство (1-4) (Школа России).
Учебники:
Музыка Изобразительное искусство. 2 класс.: Учебник. / Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – М. : Дрофа, 2015. – 126с.
В учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю)
Рабочая программа разработана с учетом Программы воспитания школы
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство во 2классе
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Предметные результаты.
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам.
2. Содержание программы
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (7ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (14ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа (7ч)
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка (5ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (1ч)
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
главные художественные музеи России;
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Рекомендуемые произведения искусств
Аверкамп Х. Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами.
Алфеевский В. Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева.
Асламазян М. Праздничный натюрморт.
Бем Е. Силуэт.
Билибин И.Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Богданов- Бельский Н. Новая сказка.
Борисов-Мусатов В. Осенний этюд; Куст орешника.
Васильев Ф.После дождя; Болото в лесу.
Васнецов В.Автопортрет.
Васнецов Ю.Иллюстрации к русским народным сказкам и песням.
Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных
Врубель М. Богатырь.
Гельмерсен В. Силуэт.
Герасимов А.Натюрморт. После дождя. Мокраятерраса; Капли дождя; Пионы.
Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки.
Дейнека А. После дождя.
Зарянко С. Портрет семьи Турчаниновых.
Конашевич В. Иллюстрации к детским книгам.
Корин П. Пейзаж с церковью в Палехе; Главы кремлевских соборов.
Костанди К. Гуси.
Куинджи А.Березовая роща; После дождя.
Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином.
Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина.
Левитан И. Золотая осень; После дождя. Плес; Березовая роща
Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника
Матисс А.Лебедь; Красные рыбы.
Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт.
Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Ренуар О. Букет хризантем; Зонтики; Плоды Средиземноморья; Лук; Девочка с обручем.
Поленов В.Бабочки.
Репин И.Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада; Портрет П.М. Третьякова.
Рерих Н. Илья Муромец
Ромадин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.
Саврасов А. Проселок.
Сарьян М.Октябрь в Ереване; Цветы; Полевые цветы; Пионы.
Серебрякова З. Катя в голубом у елки; За завтраком; Мальчики в матросских тельняшках; Карточный домик; Автопортрет с дочерьми; В детской. Нескучное.
Серов В. Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещенная солнцем; Дети; Мики Морозов;Стригуны на водопое. Домотканово.
Сидоров В. Тихая моя Родина.
Снейдерс Ф. Птичий концерт.
Сомов К. Зима. Каток.
Ткачев С. В зимний праздник.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Цилле Г. Наброски.
Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам.
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу.
Юон К. Русская зима. Лигачево; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры; Купола и ласточки.
3.Учебно - тематическое планирование уроков изобразительное искусство
2 класс
наименование разделов и тем | по рабочей программе | Контрольных работ |
Мы рисуем осень | 9ч | |
Мы рисуем сказку | 7 ч | 1 |
Мои друзья | 11ч | |
С чего начинается Родина | 7ч | 1 |
Итого | 34 ч | |
График контрольных работ
№ п/п | Наименование | Дата |
15 | Контрольное тестирование | 16.12 |
29 | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы . | 14.04 |
Приложение 1
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей образовательной области «Начальные классы» и рекомендовано к утверждению протоколом заседания МО от « » _______ 2021г. №____ Руководитель МО: _________ Куницына Н.Л. | Согласовано замдиректора по УВР _____________Фоменко А.А. «___»_______2021г. | Утверждено приказом МБОУСОШ № 4 от «___»_______ 2021 г. №___ директор МБОУ СОШ № 4 _____________Ломонос О.С. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
| Тема урока | Кол-во часов | Тип урока / форма проведения | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Оборудование, ЭОР | Система контроля | Дата проведения |
Предметные (по элементам системы знаний) | Метапредметные | Личностные | План | Факт |
Мы рисуем осень (9 ч.) |
1 | «Мое лето» Рисование на тему | 1 | Введение новых знаний | Рассматривать портреты, созданные И. Репиным, рассказывать о сочетании красок, сравнивать композиции. Правильно работать с красками. Компоновать сюжетный рисунок на тему. | Регулятивные: - осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: . Общеучебные: ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»; - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом. Логические: анализировать полученную информацию; - сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные: - уметь слушать и вступать в диалог; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Коллективное обсуждение, рисунок | 2.09 | |
2 | «И снова осень к нам пришла» Рисование с натуры различных форм растительного мира. | | Урок – игра. | Анализировать форму, расположение, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Рисовать карандашом осенние цветы (астры, георгины, гладиолусы | -художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; - интерес к изучаемому предмету; | Фронтальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 9.09 | |
3 | «Осень – пора грибная» | 1 | Комбинированный. Рисование с натуры | Анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Использовать ось симметрии. | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 16.09 | |
4 | «Сыплются с дерева листья поблёкшие» Рисование с натуры: | 1 | Комбинированный. | Анализировать форму, цветовую окраску, расположение натуры и свой рисунок. | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Индивидуальная проверка | 23.09 | |
5 | «Осень. Музыка дождя» Рисование на тему | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Рассматривать пейзажи русских художников. Компоновать сюжетный рисунок на тему | | Урок творчества | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 30.09 | |
6 | «Красота обычных вещей. Цилиндр.Лепка | 1 | Комбинированный. | С помощью пластилина превратить жестяную банку или пластиковую бутылку в вазу для цветов. Определить форму вазы, украсить её согласно своему замыслу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Фронтальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 7.10 | |
7 | «Осенние подарки природы» Лепка | 1 | Комбинированный. | Рассматривать картины И. Машкова. Рассказывать о том, что такое натюрморт. Определять форму, размер слепленных овощей, выкладывать из них натюрморт. | Регулятивные: - осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. - проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические: -анализировать полученную информацию; - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | Урок творчества | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 14.10 | |
8 | «Осенний натюрморт» Рисование с натуры | 1 | Комбинированный. | Рассматривать фрагменты натюрмортов, определять расположение мазков на предметах, определять предметы первого, второго планов. | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | Фронтальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 21.10 | |
9 | «Мы рисуем сказочную веточку» | 1 | Урок -сказка | Сочинить из основных элементов полховмайданской росписи сказочную веточку. Соблюдать последовательность выполнения росписи. | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 28.10. | |
10 | «Веселые узоры» Декоративная лепка | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный. | Слепить и расписать игрушку по мотивам филимоновских свистулек. Знать: - Известные центры народных худож-х промыслов России. Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада. - Правила рисования с натуры. - Понятие «орнамент». | Регулятивные: - осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. - проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические: анализировать полученную информацию; - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения. Формирование умения планировать и конструировать учебные действия | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 11.11 | |
11 | «Сказка про осень» Рисование по памяти | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный. | Рассматривать картины Ф. Васильева, называть контрастные цвета, использованные художником. Описывать цветовую гамму осенних деревьев, трав, неба. Выбирать художественный материал согласно своему замыслу для написания | -предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование) | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 18.11 | |
12 | «Мы готовимся к рисованию сказки» Рисование по памяти | 1 | Урок –сказка. | Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Освоить элементарные приемы иллюстрирования литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка. Выполнять простым карандашом наброски уточки и лисицы. | -предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | Фронтальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 25.11 | |
13 | «Мы рисуем сказку» Иллюстрирование | 1 | Комбинированный | Выполнить иллюстрацию к одному из эпизодов сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» | Фронтальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 2.12 | |
14 | Мы рисуем сказочную птицу» Декоративная работа | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный. | Создать сказочную птицу. Использовать пары цветовых контрастов. Знать: - Известные центры народных худож-х промыслов России. Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада. - Правила рисования с натуры. - Понятие «орнамент». | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование) | Фронтальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 9.12 | |
15 | «Архангельский рождественский пряник» Контрольное тестирование Лепка | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный. | Анализировать цвета, украшения пряников. Вылепить и украсить пряник по плану. Знать: - Известные центры народных худож-х промыслов России. Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада. - Правила рисования с натуры. - Понятие «орнамент». | Овладение логическими действиями сравнения, анализа. синтеза, обобщения. Формирование планировать , конструировать оценивать учебные действия. | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | Индивидуальная | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Индивидуальная проверка | 16.12 | |
16 | «Готовимся к встрече сказки – празднику Нового года» Художественное конструирование и дизайн | 1 | Комбинированный | Выполнить несколько эскизов масок. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа. синтеза, обобщения. Формирование планировать , конструировать оценивать учебные действия. | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | индивидуальная работа; - работа в парах и малых группах. | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 23.12 | |
17 | «Зимние развлечения с друзьями» Рисование на тему | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный. | Рассматривать фрагменты картины К. Сомова «Зима. Каток». Опираясь на одну из композиционных схем, написать зимний пейзаж. Знать: - о линии и пятне как художественно -выразительных средствах живописи. - Основные жанры и виды произведений ИЗО. - Понятие «пейзаж». - Технику работы с пластилином, правила лепки. - Понятие «батальный» жанр | Регулятивные: - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; - узнавать изображенные на картине предметы. явления, действия; -передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические: - анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; - сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные: - разрешать конфликты - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений | индивидуальная работа; . | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 30.12 | |
18 | «Богородская игрушка» Лепка по представлению | 1 | Комбинированный. | Слепить по своему замыслу фигурку животного из любой сказки. Передать пластику животного. Знать: - Известные центры народных худож-х промыслов России. Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада. - Правила рисования с натуры. - Понятие «орнамент». | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений | индивидуальная работа; - работа в парах и малых группах. | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 13.01 | |
19 | «Наши друзья – животные» | 1 | Комбинированный. Рисование по памяти | Нарисовать медвежат при помощи пятна и штриха. Знать: - о линии и пятне как художественно -выразительных средствах живописи. - Основные жанры и виды произведений ИЗО. - Понятие «пейзаж». - Понятие «батальный» жанр | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; индивидуальная работа; - работа в парах и малых группах. | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ИКТ); | Фронтальный опрос, рисунок | 20.01 | |
20 | «Любимые сказки моих друзей» Рисование на тему | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный.. | Рисовать тушью силуэт. | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Фронтальный опрос, рисунок | 27.01. | |
21 | «Защитники земли русской» Рисование на тему | 1 | Комбинированный | Рассматривать и анализировать картины В. Васнецова». Нарисовать портрет богатыря. | | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;индивидуальная работа; - работа в парах и малых группах. | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, рисунок | 3.02 | |
22 | Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед. Конструирование и дизайн | 1 | Художественное | Придумать игрушки из кубов, параллелепипедов, добавить детали, создать художественный образ | Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические: анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -2. Логические: анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -передавать в тематическом рисунке пространство. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | развитие самостоятельности и личной ответст венности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; индивидуальная работа; - работа в парах и малых группах. | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, рисунок | 17.02. | |
23 | «Весенний букет для мамы» Рисование с натуры | 1 | Комбинированный . | Уметь передавать в рисунке формы, очертаний и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Знать элементарные правила работы с гуашью; правила смешивания цветов. Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы. | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа;. - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;индивидуальная работа; | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 24.02 | |
24. | Конус. Художественное конструирование и дизайн | 1 | Комбинированный | Придумать игрушки из конусов, добавить детали, создать художественный образ | - осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. - проговаривать последовательность действий на уроке. эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа; - работа в парах и малых группах. | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, Рисунок Коллективное обсуждение, рисунок | 3.03 | |
25 | Сказочная гжель. Чайный сервиз. Декоративная работа. | 1 | Комбинированный | Знать: - Известные центры народных худож-х промыслов России. Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада. - Правила рисования с натуры. Уметь: - Выполнять узор в полосе, используя приёмы рисования. - Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. - Рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорции и цветовой окраски. - Выражать свои чувства, настроение с - Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. - Выполнять силуэты животных. | - предпосылки для развития творческого воображения; -навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); | КТД | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, рисунок | 10.03 | |
26 | «Моя семья - забота и любовь» Рисование на тему | 1 | Комбинорованный | Рассматривать и анализировать картины З. Серебряковой. Уметь: - Самостоятельно выбирать материал для творческой работы. - Передавать в тематических рисунках пространственные отношения. - Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков - Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять. - Рисовать праздничный салют, используя различную технику. - оследовательно проводить работу над рисунком. | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;индивидуальная работа; | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 17.03 | |
27 | «Мои друзья – мои птицы» Рисование по памяти | 1 | Комбинированный | Выполнить простым карандашом наброски птиц. Сравнивать форму туловища, головы, размер, цвет. | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); | индивидуальная работа;. - дидактические игры - | работа с информационными источниками | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 24.03 | |
С чего начинается Родина…(7 ч) |
28 | «Главные художественные музеи страны» Беседы об искусстве | 1 | Экскурсия | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, творчество выдающихся российских художников 19 века: Репина, Шишкина, Левитана, Суриков, главные художественные музеи России. формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Читать и рассказывать о Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина | Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические: анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; - работа в парах и малых группах | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, | 7.04 | |
29 | «Весенний солнечный день» Промежуточная аттестация в форме контрольной работы Рисование на тему | 1 | Комбинированный | Продумать композицию пейзажа с храмом. Выполнить эскиз | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; - работа в парах и малых группах | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 14.04 | |
30 | «Мы готовимся к рисованию сказки» Рисование с натуры | 1 | Комбинированный | Выполнить наброски гусей, лебедей, использовать художественно-выразительные средства: композицию, форму, линии. | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий набросок | 21.04 | |
31 | «Мы рисуем русскую народную сказку» Иллюстрирование | 1 | Комбинированный | Анализировать картины Васнецова. Выбрать понравившийся эпизод из сказки. Продумать и выполнить эскизы, композицию, работу в цвете. Знать: - Правила рисования с натуры - Понятие «перспектива». - Основные жанры и виды произведений ИЗО. - Понятие «пейзаж». - Понятие «смешанная техника». - Правила работы с акварелью. - Тёплые и холодные цвета. Уметь: - Самостоятельно выбирать материал для творческой работы. - Передавать в тематических рисунках пространственные отношения. - Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков - Изображать форму, общее пространственное воображение, пропорции, цвет. - Последовательно проводить работу над рисунком. | Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; -передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические: анализировать собственную художественную деятельность Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответст венности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; - работа в парах и малых группах | работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 28.04 | |
32 | «Красота окружающего мира. Насекомые» Рисование с натуры | 1 | Комбинированный | Рассматривать насекомых, сравнивать их величину, форму, окраску. Нарисовать понравившегося насекомого. | развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; развитие навыков сотрудничества со взрослы ми и сверстниками; | индивидуальная работа;. - дидактические игры - сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихов | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 5.05 | |
33 | «Цветы нашей Родины» Рисование с натуры | 1 | Комбинированный | Продумать композицию»Мои любимые цветы», сделать набросок, продумать цветовую гамму, выполнить в цвете. Уметь: - Самостоятельно выбирать материал для творческой работы. - Передавать в тематических рисунках пространственные отношения. - Высказывать простейшие высказывания о картинах и предметах Д-ПИ. - Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять. - Последовательно проводить работу над рисунком. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, творчество выдающихся российских художников 19 века: Репина, Шишкина, Левитана, Суриков, главные художественные музеи России. формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; | Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: 1. Общеучебные: - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; 2. Логические: нализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответст- венности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | - интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми - дидактические игры; - работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО); индивидуальная работа; | работа с информационными источниками (альбомы репродукций, рабочими тетрадями учебник, ТПО); | Коллективное обсуждение, текущий рисунок | 12.05 | |
34 | Проект детской площадки. Конструирование из бумаги | 1 | Комбинированный | - интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми | КТД - интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми | Коллективное обсуждение, Общий макет | 26.05 | |
|
Итого: 34 часа | | | |