СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса на 2021 - 2022 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса на 2021-2022 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса на 2021 - 2022 учебный год.»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа


Утверждаю

Директор школы:______________/Т.В.Орлова/

Приказ № от .09. 2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2021 – 2022 учебный год

УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В 3 КЛАССЕ

Учителя начальных классов Беспоясовой Л.М.


Предметная линия УМК «Школа России» по учебни­ку «Изобразительное искусство»

(авторы: Н. А. Горяева, Л. А. Неменская )


2021 г.













Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе

  1. требований ФГОС НОО к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса изобразительного искусства,

  2. авторской программы по изобразительному искусству Б.М.Неменского (« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2014г., «Изобразительное искусство» 1-4 классы «Учитель» Волгоград.

  3. примерных программ по учебным предметам М.»Просвещение» 2011 г.

  4. положения о составлении рабочих программ Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Шипиловской ООШ.

5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), 2018 г.

  1. федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в 2021-2022 учебном году.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.

Учебно методический комплект

  1. Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская. М. «Просвещение» 2014 г.

  2. Стандарты 2-го поколения. Примерные программы по учебным предметам в 2 частях М. «Просвещение» 2011 г.

  3. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская Учебник для 3 кл.«Искусство вокруг нас». М. «Просвещение» 2013 г.

  4. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская Рабочая тетрадь «Твоя мастерская». М. «Просвещение» 2012 г.

  5. «Поурочное планирование по изобразительному искусству» Методическое пособие для учителя М.»Просвещение».

  6. Л.В.Шампарова «Изобразительное искусство 1-4 классы» Рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского.


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

Общая характеристика учебного предмета.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно –эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 3 класса —« Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице , в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. Скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место предмета в учебном плане.

На проведение уроков изобразительного искусства в третьем классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.( 34 учебные недели.)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • •эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России

  • и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного –исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и ббытовой жанры;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России.

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И.И.Левитана, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, ДПИ);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пластилин);

  • уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное мнение).


Учебно-тематический план.

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. 3 класс- 34 часа

Содержание

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Искусство в твоем доме

8

8

Твои игрушки.

2

2

Посуда у тебя дома.

1

1

Обои и шторы в твоем доме.

1

1

Мамин платок.

1

1

Твои книжки.

1

1

Поздравительная открытка.

1

1

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

1

1

Искусство на улицах твоего города –

7

7

Памятники архитектуры – наследие веков.

1

1

Парки, скверы, бульвары.

1

1

Ажурные ограды.

1

1

Фонари на улицах и в парках.

1

1

Витрины магазинов.

1

1

Транспорт в городе.

1

1

Что сделал художник на улицах моего города (в моём селе) (обобщение темы).

1

1

Художник и зрелище

11

11

Художник в цирке.

1

1

Художник в театре.

2

2

Театральные маски.

2

2

Театр кукол.

2

2

Афиша и плакат.

2

2

Праздник в городе.

1

1

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

1

1

Художник и музей -8 час.

8

8

Музеи в жизни города.

1

1

Картина- особый мир. Картина-пейзаж.

1

1

Картина-портрет.

2

2

Картина-натюрморт.

1

1

Картины исторические и бытовые.

1

1

Скульптура в музее и на улице.

1

1

Художественная выставка (обобщение темы).

1

1

Итого:

34

34



Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

3 класс

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 ч)

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты , удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.

Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. 3накомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

Искусство в твоем доме (8 ч)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из ник сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ – характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров – Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения – в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Посуда у тебя дома

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).Образцы посуды , созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция – форма, украшение, роспись.

Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Обои и шторы у тебя дома

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет… Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент). Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Мамин платок

3накомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись плат ков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный).

Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный и геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Твои книжки

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.).Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя).

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллектив- ной работы.

Поздравительная открытка

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения

Что сделал художник в твоём доме (обобщение темы)

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из братьев- Мастеров в создании форм предмета и его украшения.

Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого).Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Памятники архитектуры – наследие веков

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры – каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.). Памятники архитектуры – достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Парки, скверы , бульвары

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) – важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках – мемориалах воинской славы. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы , клей.

Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья отрад. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Фонари на улицах и в парках

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы , Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами. Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы , клей.

Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение. Города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.

Праздничность и яркость оформления витрины, обшей цветовой строй и композиция. Реклама на улице. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).Материалы: белая и цветная бумага, ножницы клей.,

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Транспорт в городе

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет- стрекоза, вездеход-паук и т. д.).Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графические материалы , белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. Создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Что сделал художник на улицах твоего города (в моём селе) (обобщение темы)

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно.

Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села)

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Художник и зрелище (11 часов)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной(украшение), изобразительной (изображение)Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник в цирке

Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Художник в театре

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.

Задание: театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.

Театр кукол

Истоки развития кукольного театра. Петрушка – герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.

Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица. Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Театральные маски

Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски – маски смеха и печали –символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Афиши и плакат

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость. Яркость, ясность, условность, лаконизм.


Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Праздник в городе

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. Варианты заданий: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)». Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы)

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т.д.

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Художник и музей (8 ч)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

Музей в жизни города

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.).Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы ) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.Рассказ учителя и беседа.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Картина – особый мир. Картина – пейзаж


Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины.

Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: тушь, кисти или пастель, белая бумага.

Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. Д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Картина – портрет

Знакомство с жанром портрета. 3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению. Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Картина-натюрморт

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно-европейские художники, работающие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души. Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Картины исторические и бытовые

Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Скульптура в музее и на улице

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Художественная выставка (обобщение темы)

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?»

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.



Тематическое планирование по изобразительному искусству

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Всего

часов

Их них:

Экскурсии

Примечания

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические

работы.

1.

Искусство в твоем доме

8 ч.

8

1



2.

Искусство на улицах твоего города

7 ч.

7

1



3.

Художники и зрелище

11 ч.

11

1



4.

Художник и музей

8 ч.

8

1




Итого:

34

34

4




















Поурочное планирование курса по изобразительному искусству


те

мы


Тема урока

Всего часов

Тип урока

Характеристика видов деятельности обучающихся


Формы контроля

Стр. учебника

Дата

Искусство в твоем доме (8 ч)



1/1

Твои игрушки. Создание игрушки из любых подручных материалов.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

Текущий

12-13


2/2

Твои игрушки. Украшение игрушки нарядной росписью.

1

Закрепление знаний

Лепка птички или коня из куска пластилина. Украшение игрушки нарядной росписью.

Текущий

14-17


3/3

Посуда у тебя дома. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

Текущий

18-25


4/4

Обои и шторы у тебя дома. Создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская).

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

Текущий

26-29


5/5

Мамин платок. Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Текущий

30-33


6/6

Твои книжки. Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя).

Текущий

34-39


7/7

Поздравительная открытка. Создание эскиза открытки или декоративной закладки.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

Текущий

40-42


8/8

Что сделал художник в нашем доме. Обобщение по теме «Искусство в твоём доме»

1

Обобщающий

Проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

Обобщение по теме

43


Искусство на улицах твоего города (7ч)



9/1

Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Текущий

46-51


10/2

Парки, скверы, бульвары. Построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы , клей.

Текущий

52-55


11/3

Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание проекта ажурной решетки или ворот, вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Текущий

56-59


12/4

Волшебные фонари на улицах и в парках. Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы , клей.

Текущий

60-63


13/5

Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины любого магазина.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам). Материалы: белая и цветная бумага, ножницы клей.

Текущий

64-67


14/6

Удивительный транспорт в городе. Построение из бумаги фантастических машин.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графические материалы , белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Текущий

68-72


15/7

Что сделал художник на улицах моего города (в моём селе). Обобщение по теме «Искусство на улицах твоего города».

1

Обобщающий

Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села).

Обобщение по теме

73


Художник и зрелище (11 ч)



16/1

Художник в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Текущий

76-79


17/2


18/3

Художник в театре. Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Текущий

80-87


19/4


20/5

Театр кукол. Создание куклы к кукольному спектаклю.

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

Текущий

88-93


21/6

22/7

Театральные маски. Конструирование выразительных и острохарактерных масок.

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

Конструирование выразительных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Текущий

94-97


23/8


24/9

Афиша и плакат. Создание афиши к цирковому представлению или своему спектаклю.

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание афиши к цирковому представлению или своему спектаклю. Материалы: плакат, цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисточки.

Текущий

98-101


25/10

Выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)». Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

Текущий

102-103


26/11

Школьный праздник-карнавал. Обобщение по теме «Художник и зрелище».

1

Обобщающий

Организация театрализованного представления с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т.д. Украшение класса работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Обобщение по теме

104


Художник и музей (8 ч)



27/1

Музей в жизни города. Ознакомление с разнообразием музеев. Изображение уголка музея.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Ознакомление с разнообразием музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Музеи (выставочные залы ) родного города. Изображение уголка музея.

Текущий

108-109


28/2

Картина – особый мир. Музеи искусства. Беседа по картине, увиденной в музее и более запомнившейся.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Беседа по картине, увиденной в музее и более запомнившейся. Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Подготовка к сообщению об одном из музеев (по выбору).

Текущий

110-113


29/3

Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: тушь, кисти или пастель, белая бумага.

Текущий

114-119


30/4

Картина-портрет. Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению). Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Текущий

120-125


31/5

Картина-натюрморт. Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения). Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души. Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Текущий

126-129


32/6

Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседнев-ной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага

Текущий

130-131


33/7

Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Текущий

132-137


34/8

Художественная выставка. Обобщение по теме «Художник и музей».

1

Обобщение и систематизация знаний

Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?»

Проверка и оценка ЗУН

138-140













Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов

и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечания


Библиотечный фонд



1.

Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен-

ская. М. «Просвещение» 2014 г.

Д


2.

Стандарты 2-го поколения. Примерные программы по учебным предметам в 2 частях М. «Просвещение» 2011 г.

Д


3.

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская Учебник для 3 кл.«Искусство вокруг нас». М. «Просвещение» 2013 г.

К

Используются учебники и из других УМК для выполнения обучающимися практических работ.

4.

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская Рабочая тетрадь «Твоя мастерская». М. «Просвещение» 2012 г.

К


5.

«Поурочное планирование по изобразительному искусству» Методическое пособие для учителя М.»Просвещение».

Д


6.

Л.В.Шампарова «Изобразительное искусство 1-4 классы» Рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского

Д



Печатные пособия



1.

Портреты русских и зарубежных художников.

Д

На электронных носителях

2.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Д


3.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Д

На электронных носителях

4.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, зверей, птиц, человека.

Д

На электронных носителях

5.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, ДПИ.

Д


6.

Альбомы и книги с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Д



Технические средства



1.

Ноутбук.

Д


2.

Интерактивная доска.

Д

Устройство для затемнения окон (жалюзи, шторы)

3.

Проектор.

Д


4.

Магнитная доска.

Д


5.

Веб-камера.

Д



Экранно – звуковые пособия



1.

Презентации, соответствующие тематике курса.

Д

На электронных носителях


Учебно-практическое оборудование



1.

Краски акварельные, гуашевые.

К


2.

Тушь.

К


3.

Ручки с перьями.

К


4.

Бумага А4.

К


5.

Цветная бумага, картон.

К


6.

Фломастеры, восковые мелки, пастель, цветные карандаши.

К


7.

Кисти беличьи, кисти из щетины.

Д/К


8.

Ёмкости для воды.

К


9.

Стеки.

К


10

Пластилин.

К


11.

Клей ПВА.

К


12.

Ножницы.

К


13.

Подставки для натуры.

П



Модели и натурный фонд



1.

Муляжи фруктов и овощей.

Д


2.

Гербарии.

Ф


3.

Гипсовые геометрические тела.

Д


4.

Гипсовые орнаменты.

Д


5.

Керамические изделия (вазы, кринки и.т.п.)

П


6.

Предметы быта (кофейники, бидоны блюда, самовары, подносы и др.)

П