МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | И.о. директора школы |
учителей начальных классов | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____ г. | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса
(ФГОС НОО)
Разработана
учителем начальных классов
Крючковой Светланой Михайловной
20201– 2022учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. ООП НОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы Кузина В.С., Кубышкиной Э.И «Изобразительное искусство». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011;
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов: В год - 34 часов
В неделю - 1 час
Общий объем часов- 34 часа
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Содержание программы в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально ‑ образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно ‑ практические навыки.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно - эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель изучения предмета:
приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи изучения предмета:
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Основные формы, методы и средства обучения
С учётом требований ФГОС НОО второго поколения к результатам освоения ООПНОО для обеспечения учащихся начальной школы основами умения учиться в образовательном процессе используются современные эффективные педагогические технологии: информационно – коммуникативные технологии, элементы других технологий : здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, метод проектного обучения. Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Методы обучения: источниковые (наглядные, словесные, практические), поисковые (репродуктивные и продуктивные), логические (индуктивный и дедуктивный) методы. Средства обучения: схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, таблицы для демонстрации явлений перспективы и светотени; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; репродукции картин и рисунков мастеров; кинофильмы разной тематики; рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика, презентации, технические средства (компьютер, проектор). Виды и формы контроля: текущий, тематический, итоговый.
Используемый учебно – методический комплект:
В. С. Кузин Э. И. Кубышкина Изобразительное искусство 4 класс М. «Дрофа», 2008.
Сроки реализации программы: 2021-2022 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации к изобразительному искусству;
чувства уважения к народным художественным традициям России;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу;
понимать цель выполняемых действий, адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки, соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные
Обучающиеся научатся:
использовать знания о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
использовать особенности основных цветов солнечного спектра, главных красок (красная, жёлтая, синяя);
научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. т.д.)
Обучающиеся получат возможность научиться:
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Содержание учебного предмета
4 класс (34 ч)
Рисование с натуры (8 ч.) Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч.) Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и9 воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (8 ч.) Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (2 ч.) Лепка русского пряника, лепка человека с атрибутами спорта.
Беседы (2 ч.) Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света». Остальные беседы проводятся в процессе занятий
Тематическое планирование
№ п./п. | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | "Осень на пороге» | 14 |
2 | «Город чудный, город славный» | 7 |
3 | «В мире искусства» | 7 |
4 | «Наш красивый дом» | 6 |
| Итого: | 34 ч |
Календарно - тематическое планирование
№ п.п. | Дата проведения занятия | Тема урока | Примечание |
п | ф |
1 | 6.09 | | Рисование на тему "Летний пейзаж" | |
2 | 13.09 | | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры. Коробка | |
3 | 20.09 | | Рисование с натуры и по памяти. Жук | |
4 | 27.09 | | Рисование с натуры и по памяти. Бабочка | |
5 | 4.10 | | Беседа: "Жанры изобразительного искусства" (пейзаж, натюрморт). | |
6 | 11.10 | | Рисование с натуры натюрмортов из овощей, предметов быта | |
7 | 18.10 | | Мозаичное панно "Солнце над морем" | |
8 | 8.11 | | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара | |
9 | | | Рисование по памяти на тему: "Осень в саду" | |
10 | | | Современные машины в изобразительном искусстве. рисование по памяти грузовых машин, тракторов. экскаваторов, самосвалов | |
11 | | | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов. экскаваторов, самосвалов | |
12 | | | Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски | |
13 | | | Иллюстрирование русской народной сказки "Морозко" | |
14 | | | Сюжетная аппликация по мотивам сказки "По щучьему велению" | |
15 | | | Изображение животных в произведениях художников. Контрольная работа за 1 полугодие | |
16 | | | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия | |
17 | | | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия | |
18 | | | Рисование с натуры фигуры человека | |
19 | | | Рисование с натуры фигуры человека | |
20 | | | Лепка тематической композиции на труд человека | |
21 | | | Рисование с натуры вороны | |
22 | | | Иллюстрирование басни И.Крылова "Ворона и лисица" | |
23 | | | Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров | |
24 | | | Рисование на тему «Закат солнца». «Утро, день, вечер. Иллюзия света» - беседа | |
25 | | | Иллюстрирование "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин | |
26 | | | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия | |
27 | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия | |
28 | | 15.04 | Рисование на тему: "Песни нашей Родины" | |
29 | | Рисование с натуры белки | |
30 | | 29.04 | Рисование на тему: "Праздник 9 Мая - День Победы" | |
31 | | Прославленные центры народных художественных промыслов | |
32 | 12.05 | 13.05 | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». «Ландшафтная архитектура» - беседа. Итоговая контрольная работа | |
33 | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». «Ландшафтная архитектура» - беседа. Итоговая контрольная работа | |
34 | 19.05 | Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, предметов быта | |