СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/2023 учебный год. 7 класс (ФГОС 2021 ООО)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/2023 учебный год. 7 класс (ФГОС 2021 ООО) составлена на основе Примерной рабочей программе основного общего образования по предмету "Изобразительное искусство", которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

В рабоей программе:

1) учтена необходимость проведения контроля знаний в объеме 3 ч в год;

2) указано количество практических работ в каждой теме. 

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/2023 учебный год. 5 класс (ФГОС 2021 ООО)

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/2023 учебный год.  6 класс (ФГОС 2021 ООО)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/2023 учебный год. 7 класс (ФГОС 2021 ООО)»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ

«АРХИТЕРТУРА И ДИЗАЙН»


Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.

Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).

Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.


2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ

«АРХИТЕРТУРА И ДИЗАЙН»


Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.

Задачами  модуля «Архитектура и дизайн» являются:

  • освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

  • формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

  • формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

  • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

  • формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

  • овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

  • развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

  • воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.


3. МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕРТУРА И ДИЗАЙН»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.


4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

«АРХИТЕРТУРА И ДИЗАЙН»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой ­деятельности.

1. Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной ­духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, ­посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание

Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание

Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5. Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6. Экологическое воспитание

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

7. Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля:

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

  • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;

  • характеризовать форму предмета, конструкции;

  • выявлять положение предметной формы в пространстве;

  • обобщать форму составной конструкции;

  • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

  • структурировать предметно-пространственные явления;

  • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;

  • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

Базовые логические и исследовательские действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

  • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

  • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

  • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

  • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:

  • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

  • использовать электронные образовательные ресурсы;

  • уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

  • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

  • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

  • публично представлять и объяснять результаты своего ­творческого, художественного или исследовательского опыта;

  • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

  • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;

  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;

  • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;

  • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;

  • признавать своё и чужое право на ошибку;

  • работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;

  • объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;

  • рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;

  • рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;

  • объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:

  • объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;

  • объяснять основные средства — требования к композиции;

  • уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;

  • составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;

  • выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;

  • составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

  • осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

  • объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;

  • различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;

  • объяснять выражение «цветовой образ»;

  • применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;

  • определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;

  • соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);

  • применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;

  • объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

  • приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;

  • иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

  • иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

  • выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;

  • выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;

  • знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;

  • иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;

  • иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

  • характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;

  • знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;

  • определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей;

  • знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;

  • характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

  • объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;

  • иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

  • объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;

  • иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности чело­века;

  • объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

  • иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

  • иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;

  • уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;

  • иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);

  • различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёс­ки в повседневном быту.



5. Содержание модуля «Архтектура и дизайн»



Раздел 1. Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки предметно-пространственной среды человека

1.1. Архитектура и дизайн — предметно-пространственная среда, создаваемая человеком. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей.

Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

1.2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.

1.3. Основы построения композиции в конструктивных искусствах. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.

Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.

Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.

Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.

Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.

Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.

1.4. Роль цвета в организации композиционного пространства. Роль цвета в организации композиционного пространства.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

1.5. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.

Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.

Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.

Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.

Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции».

1.6. Логотип. Построение логотипа. Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.

1.7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.

Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.

1.8. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.

1.9. Тематический контроль по разделу 1.

Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций

2.1. От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.

Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.

Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимо­связь объектов в архитектурном макете.

2.2. Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.

2.3. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).

2.4. Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.

2.5. Форма, материал и функция бытового предмета. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.

Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.

Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления.

2.6. Цвет в архитектуре и дизайне. Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.

Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

3.1. Образ и стиль материальной культуры прошлого. Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов.

Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.

3.2. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.

Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

3.3. Пространство городской среды. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.

Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.

Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.

Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.

3.4. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.

Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.

3.5. Дизайн пространственно-предметной среды интерь­ера. Интерьер и предметный мир в доме. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.

Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.

Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).

Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.

3.6. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.

Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.

3.7. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

Единство эстетического и функционального в объёмно-­пространственной организации среды жизнедеятельности ­людей.

3.8. Тематический контроль по разделам 2 и 3.

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование

4.1. Функциональная планировка своего дома. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

4.2. Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка. Дизайн предметной среды в интерьере личного дома. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.

4.3. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.

4.4. Дизайн современной одежды. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.

Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

4.5. Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика. Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.

Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

4.6. Тематический контроль по разделу 4. Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.


6. Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

контрольных работ

Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека

10

1

1.1. Архитектура и дизайн — предметно-пространственная среда, создаваемая человеком

1

1.2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества

1

1.3. Основы построения композиции в конструктивных искусствах

1

1.4. Роль цвета в организации композиционного пространства

1

Тема

Количество

часов

контрольных работ

1.5. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне

1

1.6. Логотип. Построение логотипа

1

1.7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката

1

1.8. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала

2

1.9. Тематический контроль по разделу 1

1

1

Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций

7

2.1. От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

2.2. Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое

1

2.3. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов

1

2.4. Красота и целесообразность предметного мира.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком

1

2.5. Форма, материал и функция бытового предмета

1

2.6. Цвет в архитектуре и дизайне

1

Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

10

1

3.1. Образ и стиль материальной культуры прошлого

1

3.2. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра

1

3.3. Пространство городской среды

2

3.4. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы

1

3.5. Дизайн пространственно-предметной среды интерь­ера. Интерьер и предметный мир в доме

2

3.6. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

3.7. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

1

3.8. Тематический контроль по разделам 2 и 3

1

1

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование

7

1

4.1. Функциональная планировка своего дома

1

4.2. Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка. Дизайн предметной среды в интерьере личного дома

2

4.3. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

4.4. Дизайн современной одежды

1

4.5. Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика

1

4.6. Тематический контроль по разделу 4

1

1

ИТОГО

34

3


7. Практическая часть программы

Тема

Количество часов

практи-ческих работ

из них

коллективных проектов

Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека

7

2

1.1. Архитектура и дизайн — предметно-пространственная среда, создаваемая человеком

1.2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества

1.3. Основы построения композиции в конструктивных искусствах

1

1.4. Роль цвета в организации композиционного пространства

1

1.5. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне

1

1.6. Логотип. Построение логотипа

1

1.7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката

1

1.8. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала

2

2

1.9. Тематический контроль по разделу 1

Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций

4

1

2.1. От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

2.2. Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое

2.3. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов

2.4. Красота и целесообразность предметного мира.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком

1

2.5. Форма, материал и функция бытового предмета

1

1

2.6. Цвет в архитектуре и дизайне

1

Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

9

2

3.1. Образ и стиль материальной культуры прошлого

1


3.2. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра

1


3.3. Пространство городской среды

2


3.4. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы

1


3.5. Дизайн пространственно-предметной среды интерь­ера. Интерьер и предметный мир в доме

2

1

3.6. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1


3.7. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

1

1

3.8. Тематический контроль по разделам 2 и 3

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование

6

1

4.1. Функциональная планировка своего дома

1


4.2. Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка. Дизайн предметной среды в интерьере личного дома

2


4.3. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1


4.4. Дизайн современной одежды

1

1

4.5. Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика

1


4.6. Тематический контроль по разделу 4

ИТОГО

26

5







РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_____ /_..../

ФИО

Протокол № 1 от

«____» августа 2022 г.




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _____ /…./

ФИО

«_____» августа 2022 г.