РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству для 5-6 классов
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе. Примерная программа по учебному предмету «Искусство 5-7 классы» и учебно-методического комплекса «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2011.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Цель курса: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства,
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы,
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах,
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действия в ситуации неопределенности,
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности,
- воспитание уважения к истории культуры к истории своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, национальных образов предметно-материальной и пространственной среды,
- развитие способности ориентироваться в мире современно-художественной культуры,
- овладение средствами художественного изображения,
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Основное описание курса:
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа, как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-эстетические задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построена по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -посвящена изучения группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6-7 классов – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменение как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования, как фундамента системы эстетического воспитания школьников.
Художественно-эстетическое развитие – важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно эстетического образования и воспитания учащихся начальной школе и опирается на получение художественно-творческих отношений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства,
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы,
- освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах,
- воспитание художественного вкуса, как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства,
В трудовой сфере:
- Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
В познавательной сфере:
- овладение средствами художественного изображения,
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки,
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентированной сфере:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности,
-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека,
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира,
В трудовой сфере:
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях,
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности,
В познавательной сфере:
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека,
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира,
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти,
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Содержание курса
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отраженный в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Специфика художественного изображения. Художественный образ – основы и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
Средства художественной выразительности.
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряженность и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер маска.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объем и форма. Передача на плоскости в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
Виды и жанры пластических искусств.
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура – летопись времен.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Планируемые результаты обучения
Общецелевой блок курса
В процессе освоения изобразительного искусства на второй ступени общего образования у школьников будет выработана система ценностных ориентаций и эстетических отношений к жизни и к искусству. На основе восприятия и интерпретации художественных произведений появится понимание значения искусства в жизни человека и общества, будет развиваться эмоционально-образное мышление, через личный опыт восприятия и художественной деятельности сформируется мотивационная направленность на продуктивную художественно-творческую деятельность в единстве её смыслового и операционно-технического компонентов.
В результате постижения изобразительного искусства у выпускников основной школы будет развита интеллектуальная и эмоциональная сфера, воспитан художественный вкус, расширен общекультурный и художественно-информационный кругозор. В ходе обучения искусству будет идти активный процесс становления социально-личностных отношений, процесс проявления творческих инициатив в области живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладных искусств, художественного конструирования. Произойдёт совершенствование механизмов рефлексии собственной творческой деятельности. Уроки изобразительного искусства в основной школе станут стимулом дальнейшего развития общей художественной культуры, формирования эмоционально-ценностных отношений к искусству и окружающему миру, визуальной памяти, разного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения каждого ученика.
Школьники освоят изобразительное искусство во всём многообразии его видов, жанров и стилей. Учащиеся смогут знать образную природу пластических искусств, их взаимосвязь с другими видами искусства и жизнью. В итоге изучения искусства будут сформированы основы художественной культуры школьника как части его общей духовной культуры.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
понимать роль и место искусства в развитии культуры ориентироваться в связях искусства с наукой и религией
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, давать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания практике;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
осознавать роль искусства в формировании миро зрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной позицией и давать ей оценку;
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, понимать роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость в жизни современного человека развитого эстетического вкуса;
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
различать виды пластических искусств (графика, живопись, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, батальный жанр) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств;
соотносить произведения одного или разных видов искусства по стилям эпох.
Тематическое планирование (105 часов):
Тематическое планирование 5 класс (35 часов)
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное,
классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства.
Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции,
наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.
Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние Корни народного искусства (8ч.)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Древние образы в народном искусстве | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы |
Убранство русской избы | Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трех- частной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зоо-морфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
Внутренний мир русской избы | Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка. Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы |
Конструкция и декор предметов народного быта | Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь- образ. Конструкция и декор предметов народного быта Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.). | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства |
Русская народная вышивка | Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет). Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы |
Народный праздничный костюм | Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия |
Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение. Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору) | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство |
Связь времен в народном искусстве (8 ч) Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма материал особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. |
Древние образы в современных народных игрушках | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек. Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: глина или пластилин. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
Искусство Гжели | Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно- сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями Создавать композицию росписи в процессе практической творческой. |
Городецкая роспись | Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла |
Хохлома | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом. Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травяного узора. |
Жостово. Роспись по металлу | Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией — черным перьевым контуром. Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. 2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон). Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей. | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами). Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве» |
Декор — человек, общество, время (12 ч) Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века |
Зачем людям украшения | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Задания: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пектора- ли, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти. 2. Нанесение на пластину рисунка- узора и продавливание шариковой ручкой рельефа. Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка. | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
Одежда «говорит» о человеке | Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же — выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности и декоративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
О чем рассказывают гербы и эмблемы | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства. . | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины |
Декоративное искусство в современном мире (7 ч) Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, ббатик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-пприкладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения. |
Современное выставочное искусство | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала». | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы, декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. |
Ты сам — мастер | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. Задания: 1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками». Материалы: материалы для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | Примечания |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2 | Примерная программа по изобразительному искусству | Д |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д |
4 | Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству |
5 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
6 | Рабочие тетради | К | |
7 | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) | Д | |
8 | Методические журналы по искусству | Д | |
9 | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 - Ф |
10 | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | |
11 | Энциклопедии по искусству, справочные издания | Д | По одному каждого наименования |
12 | Альбомы по искусству | Д | По одному каждого наименования |
13 | Книги о художниках и художественных музеях | Д | По одной каждого наименования |
14 | Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры | | Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности |
15 | Словарь искусствоведческих терминов | П | |
2. Печатные пособия |
16 | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты портретов могут содержаться в настенном варианте, изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
17 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
18 | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д |
19 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д |
20 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д |
21 | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К |
3. Информационно-коммуникативные средства |
22 | Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемный характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся |
23 | Электронные библиотеки по искусству | Д | В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно- исторических текстов, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на СБ-КОМ либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе школы) |
24 | Игровые художественные компьютерные программы | | |
4. Технические средства обучения (ТСО) |
25 | Музыкальный центр | Д | Центр или аудиомагнитофон С ВОЗМОЖНОСТЯМИ использования аудио- дисков, CD-R, CD RW, MP3 |
26 | CD/DVD проигрыватели | Д | |
27 | Телевизор | | С диагональю не менее 72 см |
28 | Видеомагнитофон | Д | |
29 | Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д | |
30 | Слайд-проектор | Д | Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон |
31 | Мультимедиа-проектор | Д | |
32 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д | |
33 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25 X 1,25 м |
34 | Фотоаппарат | П | Цифровая камера |
35 | Видеокамера | Д | |
36 | Графический планшет | Д | |
5. Экранно-звуковые пособия |
37 | Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | Д | Компакт-диски и аудиокассеты по разделам курса для каждого класса |
38 | DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно-прикладное искусство; художественные технологии | Д | По одному каждого наименования |
39 | Презентации на СD или DVD-дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников | Д | Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой |
6. Учебно-практическое оборудование |
40 | Мольберты | К | |
41 | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений | К | |
42 | Ручки с перьями | К | |
43 | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений | Ф | |
44 | Краски акварельные | К | |
45 | Краски гуашевые | К | |
46 | Тушь | К | |
47 | Бумага А3, А4 | К | |
48 | Бумага цветная | К | |
49 | Фломастеры | К | |
50 | Восковые мелки | К | |
51 | Пастель | Ф | |
52 | Сангина | К | |
53 | Уголь | К | |
54 | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К | |
55 | Кисти щетина № 3, 10, 13 | К | |
56 | Емкости для воды | К | |
57 | Стеки (набор) | К | |
58 | Пластилин/глина | К | |
59 | Клей | Ф | |
60 | Ножницы | К | |
61 | Рамы для оформления работ | К | Для оформления выставок |
62 | Подставки для натуры | П | |
7. Модели и натурный фонд |
63 | Муляжи фруктов и овощей (комплекты) | Д | |
64 | Гербарии | Д | |
65 | Изделия декоративно-прикладного искусства | Ф | |
66 | Гипсовые геометрические тела | Д | |
67 | Гипсовые орнаменты | Д | 3-4 вида |
68 | Маски античных голов | Д | 2 вида |
69 | Античные головы | Д | 3-4 вида |
70 | Обрубовочная голова | Д | |
71 | Модель фигуры человека | П | |
72 | Капители | Д | Ионическая и дорическая капители |
73 | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | П | |
74 | Драпировки | П | |
75 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары и др.) | П | |
8. Игры и игрушки |
75 | Конструкторы | Ф | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) |
76 | Театральные куклы | Д | |
77 | Маски | Д | |
9. Специализированная учебная мебель |
78 | Столы рисовальные | К | |
79 | Стулья | К | |
80 | Стулья брезентовые складные | К | Для рисования на пленэре |
81 | Стеллажи для книг и оборудования | Д | |
82 | Мебель для проекционного оборудования | Д | |
83 | Мебель для хранения таблиц и плакатов и прочего инвентаря | Д | Кассетницы, плакатницы, стеллажи, шкафы |
Условные обозначения и пояснения к таблице
Данная программа должна быть обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
УЧЕБНИКИ
Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского..
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
Количество указанных средств и объектов учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — полный комплект;
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» 5-7 классов:
В ценностно-ориентационной сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей,
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций,
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности,
В познавательной сфере:
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества,
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе создания художественных образов,
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства,
в коммуникативной сфере:
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах,
- диалогический подход к освоению произведений искусства,
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства.
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т.д.).