СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26


«Утверждаю»
Директор школы

________________ /Курмышова О. А./
«______»____________2017 г.




«Согласовано»
Заместитель директора

по содержанию

__________/Сытдыкова М.А./





Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

для 1 класса

учителя Пинаевой Валентины Николаевны






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30.08 2017 г.



Москва

2017-2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебным планом ГБОУ «Школа № 760 им. А. П. Маресьева» на 2017-2018 учебный год и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умении и навыков сотрудничества в художественной деятельности.


Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.



Общая характеристика курса

Учебный̆ материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. В 1-ом классе — 33 часа.


Содержание курса

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамотности). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: кол- лажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четверть

Раздел

Количество часов

1 четверть

Восхитись красотой нарядной осени

8

2 четверть

Любуйся узорами красавицы-зимы

7

3 четверть

Радуйся многоцветью весны и лета

9

4 четверть

Радуйся многоцветью весны и лета

8

Всего


32



Календарно-тематическое планирование






п/п

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся


Планируемые результаты обучения


Предметные

Личностные результаты

Метапредметные результаты


Сроки

План

Факт




I четверть – 9 часов


Восхитись красотой нарядной осени – 9ч.

1

1

Какого цвета осень?

Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.

Участие в коллективной беседе: обмен мнениями, устное описание осенней поры и своего отношения к поэтическим, живописным и декоративно-прикладным произведениям российского искусства, изображающим красоту осени. Ответы на вопросы: какой видят осень поэты, художники, народные мастера? Что восхищает нас в осенней природе родного края? Какие жанры искусства помогают нам ярче и полнее ощутить мир красоты нарядной осени?

Ориентирование
в учебнике по заданиям учителя. Ознакомление
с условными знаками. Рассматривание пейзажей, изделий народных мастеров, иллюстраций, их словесное описание. Чтение и слушание стихотворных строк об осени (по памяти). Планирование и организация своего рабочего места (удобное, рациональное расположение материалов, инструментов) по собственному алгоритму действий
(индивидуальная). Разъяснение правил работы и об-

ращения с художе-ственными материалами. Высказывание с отзывами о выполненных (готовых) работах
(коллективно-индивидуальная). Создание тематического рисунка красками «Золотая осень» (индивидуальная работа)

Овладевают понятиями «изобразительное искусство», «красота», «пейзаж», «листопад». Ознакомятся с приметами осени, произведениями живописи, литературы и декоративно-прикладного творчества, связанными с осенней тематикой, их авторами. Различают своеобразие художественных средств

и приемов разных видов искусства при воплощении осенних мотивов, сверяют свои действия с памяткой. Владеют техникой рисования красками, правилами работы и обращения

с художественными материалами. Самостоятельно организовывают свое рабочее мест; самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем и сверстниками информации) объясняют разное изображение осени
в творчестве художников, поэтов, народных мастеров
(в рамках одного вида искусства). Выполняют рисунок.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; составление описания осенней поры; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения осени; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об осени, изображения образа осени в творчестве поэтов, писателей, художников, народных мастеров и ее осмысление.

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; выразительни, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок).

Л и ч н о с т н ы е:

эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, на-родных мастеров для человека и принимают его; сориентированы на активное восприятие произведений поэзии, живописи и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения за приметами осени, родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства; проявляют интерес к новому учебному предмету.



2

2

Твой осенний букет.

Декоративная композиция.


Фронтальная работа: обсуждение композиции, цвета, рисунка. Работа в группах: характеристика жанра «натюрморт», вы-

деление его признаков, обоснование доводов принадлежности произведений живописи и декоративно-прикладного искусства к жанру натюрморта, выделение в карточках наличия характерных для данного жанра признаков. Ин-дивидуальная работа: речевые высказывания в устной форме; рассуждения в форме простых связных суждений об объекте, его строении, свойствах; формулировка выводов и обобщений; аргументированное доказательство своей точки зрения; заполнение карточек – «сборка» признаков натюр- морта; создание композиции под впечатлением наблюдений природы родного края; рисование кистью (гуашь, акварель – по выбору); загадывание и отгадывание загадок о дарах осени; чтение пословиц, поговорок, примет об осеннем урожае.


Определяют специфику изобразительного искусства, выразите языка искусства. Описывают красоту нарядной осени и богатство красок, цветов, форм даров природы, изображенных в живописных репродукциях и миниатюрах. Знают признаки жанра натюрморта и пейзажа, возможности средства живописи и декоративно-прикладного искусства. Выбирают художественные материалы, средства художественной выразитель- ности для создания образов осенней природы; выражают свое отношение к качествам осенней природы в действительности, в произведениях искусства; изображают натюрморты, выражая свое отношение. Различают основные и составные, теплые и холодные цвета; наблюдают, сравнивают, сопоставляют и анализируют произведения искусства, определяют принадлежность к конкретному жанру
(пейзаж, натюрморт). Создают рисунок (натюрморт).

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства натюрморте; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок – натюрморт) на тематическом сюжете «Земля-кормилица»; самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета овощей и фруктов;

Логические: осуществление качественной характеристики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; анализ признаков натюрморта, сравнение их с признаками пейзажа; на основе синтеза признаков жанра определение принадлежности жанра произведению изобразительного искусства; выявление специфики, жанре изобразительно-

средств выразительности в произведениях искусства; постановка и решение проблем – формулирование проблемы (как красота плодов земли выражена в картине художника (натюрморте)? Как в своем рисунке изобразить осенний урожай родного края?); самостоятельное создание способов решения проблемы художественно-творческого характера – изображение в натюрморте земли-кормилицы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре «натюрморт» на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра «натюрморт»; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания).

Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых

и коллективных учебных и художественных работах

(умение договариваться; распределять работу, планировать общие способы работы; оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат; согласовывать усилия по решению учебной задачи; учитывать позиции своих партнеров

по общению и деятельности); полно

и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой, об отноше-

нии к рассматриваемым репродукциям; взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; понимать на слух ответы одноклассников; договариваться и приходить к общему мнению.

Л и ч н о с т н ы е: рефлексируют свои действия; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка с натюрмортом; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству.



3

3

Осенние перемены в природе.

Пейзаж: композиция, пространство.

Фронтальная беседа. Размышления над ответами на вопросы учителя.

Формулирование ответов на вопросы учителя, сверстников. Чтение текста в учебнике

с установкой на выделение в нем заданного смыслового компонента

(главного в соответствии с учебной задачей). Коллективный обмен мнениями о способах и путях решения учебных (творческих) задач.

Составление

и осознанное речевое высказывание о правилах поведения учащихся в музее, на природе. Рассказывание

о личных впечатлениях при рассматривании произведений искусства. Индивидуальная, групповая, парная работа с целью развития рефлексивно-аналитических способностей. Самостоятельный поиск информации, подтверждающей щедрость земли в осеннюю пору в произведениях разных видов искусства
(литературный, изобразительный,

фольклорный, музыкальный). Кол-лективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях

фольклорный, музыкальный). Коллективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях, изображающих осеннюю природу, богатство даров природы (урожая).

Индивидуальное выполнение практической художественно-творческой работы: рисование кистью (акварель, гуашь) композиция, созданная под впечатлением и на основе собственных наблюдений – природы родного края и образного решения праздника урожая.

Представление выполненных работ на выставке достижений.

Смогут понимать образную природу изобразительного искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к осенней природе, к произведениям изобразительного искусства; различать основные жанры искусства
(пейзаж, натюрморт),
понимать их специфику; реализовывать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебной задачи.

Составят устное сочинение-описание (или сказку) о земле-кормилице, о щедроте осени, ее дарах, о богатом урожае. Выполняют практическую художественно-творческую работу (рисование кистью (акварель, гуашь)).

Создают композицию, созданную под впечатлением и на основе собственных наблюдений –

природы родного края и образного решения праздника урожая.

Владеют правилами работы и обращения с художественными материалами. Узнают, что такое музыкальность, художественность, пластичность и поэтичность произведения, как они помогают видеть окружающую действительность в эстетической форме
и отражать ее в сознании.

Л и ч н о с т н ы е: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством; выработаны необходимые знания, умения и действия, направленные на выполнение нравственных норм человеческого общежития и правил школьника; сформирована потребность и способность корректировать собственную деятельность; обучены самостоятельности и самодеятельности в художественных и изобразительных видах деятельности; владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной, творческой сферах деятельности; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, требовательности к себе; наличие потребности и готовности к усвоению знаний о мире пластических искусств, к овладению элементарными умениями и способами художественной деятельности.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности; строить коммуникативно-речевые действия (высказывания), направленные на учет позиции партнера (собеседника); обосновывать и доказывать свою точку зрения; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.

Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных зада-

ний и решению выдвинутой проблемы; достигать гармонии с окружающими; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.





4

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.

Рассматривание

(восприятие) красоты рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера (коллективное, индивидуальное). Художественно-творческая индивидуальная работа по освоению новых приемов (выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение. Изготовление печатки-тычка (индивидуально). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Диалог между «художником» и «зрителями» в парах

(в группах). Описание строения растения (дерево, ветки, листочки, ягодки рябины) (коллективное). Чтение стихотворений

о рябине (индивидуальное), слушание (подпевание) музыкальных произведений (задушевных, мелодичных, лирико-напевных песен и мелодий) для воспроизведения образа

(образа-символа) рябины (коллективное). Экспериментирование с элементами художественного изображения, с цветом, помогающее превратить пятно, точку в художественное изображение пейзажа (индивидуальное индивидуальное). Упражнения по освоению приемов кистевой росписи (раздельная точка), работа тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Игра «О чем могла рассказать народная осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы (индивидуальное участие)

Узнают значения слов

(художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, форма, размер, пятно), о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, художников, композиторов, как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья, ягоды рябины, элементарные правила смешения цветов; научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства; отбирать

художественные материалы, необходимые для реализации своего замысла в рисунке. Умеют работать с художественными материалами, соблюдая правила личной гигиены; объяснять особенности лирического пейзажа, изображения рябины, основные средства выразительности (цвет, форма, композиция) для создания художественного образа осенней рябины; научатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении рябиновых веток.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование учебной задачи (промежуточной и основной); самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; общеучебные – выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и искусствоведческих, объяснение значения термина (понятия); размышление о воспроизведении художественного образа рябины в различных видов искусства (изобразительное, музыка, литература); овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи – точка, мазок, пятно; вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; формулирование полных ответов на вопросы учителя, в учебнике;

Логические: осуществление анализа объекта произведений, выполненных разными авторами, в различных техниках изобразительного искусства разных жанров; составление советов и рекомендаций партнерам; анализирование признаков жанра произведения изобразительного искусства, предлагаемого к рассмотрению.

Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; опираться в игровых приемах на художественно-дидактические таблицы; принимать и сохранять учебно-практическую задачу при выполнении учебных действий; выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить; оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; самостоятельно или с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности в изображении.

Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; формулировать свое мнение; комментировать соответствие содержания ответа одноклассника заданию и исполнению им практического задания; слушать и учитывать мнения партнеров; принимать и удерживать роль экскурсовода на выставке творческих работ одноклассников.

Л и ч н о с т н ы е: самоопределение – оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества на основе приобретенных знаний; смыслообразование – имеют желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений изобразительного искусства; стремятся к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством; морально-этическая ориентация – ориентируются во взаимодействии на выполнение моральных норм; руководствуются ими в поведении; оценивают свои поступки.




5

5

Щедрая осень.

Живая природа: форм. Натюрморт: композиция.

«Осенние фантазии»; выработка

и установление универсальных принципов, определяющих отношения друг к другу при работе в паре, в группах; индивидуальное рассматривание произведений изобразительного искусства, изображений, выполненных приемом кистевого письма – раздельным письмом; наблюдение за работой учителя при показе исполнения приема техники раздельного мазка; пробы кистевого письма, упражнения (при необходимости с повторами) в овладении приемом техники раздельного мазка (индивидуально) с последующим обсуждением (в парах); поиск и чтение необходимой информации в учебнике.

Различают теплые и холодные цвета. Эмоционально воспринимают произведения изобразительного искусства, рассуждают об их особенностях, о художественных материалах и технике создания

(приемах) произведений разных видов изобразительного искусства. Выявляют

с помощью сравнения отдельные

признаки, характерные для сопоставляемых произведений. Ориентируются в учебнике.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической

работы, за выбор своих решений,

поступков по собственной воле; соизмерять свои действия, мотивы поведения с идеалом межличностных отношений (толерантность, честность, товарищество, альтруизм); подчиняться требованиям и правилам школьного сообщества; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, эстетизации, художественности, гуманистической воспитанности; анализировать собственную деятельность на уроке (какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?) и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса.

Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на принципах общечеловеческих начал – гуманизма, сотворчества, сотрудничества; понимать чувства другого человека (партнера), проявлять сострадание к нему и принимать участие в его деятельности, намечать перспективы конструктивного сотрудничества и интеграции для удовлетворения учебных интересов и решения учебных задач (проблем) на основе динамических связей; устанавливать полезные для себя формы взаимодействия с учителем.

Логические: свободно высказывать и отстаивать свое мнение, выбирать вид и способ деятельности и действовать согласно установленным в объединении партнеров правилам для решения творческой задачи.

Л и ч н о с т н ы е: понимают значение собственного многостороннего интереса в становлении современного ученика как двигателя новой школы и общества; соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность, находящуюся в «гармонии индивидуального с социальным»; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий.




6

6

В гостях у народного мастера С.Веселова.

Орнамент народов России.

Созерцание произведений мастеров Хохломы. Участие в коллективной беседе: высказывание о том, что особенно понравилось в художественных изделиях. Работа с разделами учебника: «Открой тайны узоров хохломы»,

«В гостях у мастера». Ознакомительное чтение и слушание рассказа мастера об узорах золотой расписной хохломы, ее палитре. Индивидуальная работа: рисование кистью на листе элементов травного узора хохломской росписи. Представление выполненных работ.

Усваивают духовное наследие, без которого не-мыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других. В ходе рисования передают ощущение радости жизни, используя сочетания цвета палитры хохломы. Узнают смысл понятия «палитра хохломы», отдельные произведения народных мастеров, основные средства декоративно-прикладного искусства.


М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; Логические: осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника).

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа

и отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают произведения искусства; понимают значение народных мастеров; проявляют интерес к новому учебному материалу, предмету.




7

7

Золотые травы России.

Ритмы травного узора хохломы.



Рассмотрение художественно-дидактической таблицы «Элементы травного орнамента» (коллективная). Объяснение, как рисовать кистью каждый элемент; рассмотрение таблиц. Рисовальные движения кистью для одного элемента в воздухе. Индивидуальное рисование кистью в тетради: «осочки», «травинки», «капельки»; сверка своего рисунка

с таблицей в учебнике

Узнают элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Знакомятся с правилами выполнения элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому. Умеют рисовать орнамент гуашью.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче);

Общеучебные: грамотное и ясное выражение своей мысли.

Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.

Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу.




8

8

Наши достижения.

Что я знаю и могу.

Наш проект «Щедрый лес и его жители» .

Принятие участия в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители». Составление пространственной композиции (инсталляции) из творческих работ, созданных на 1-7 уроках.

Учатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции.

Л и ч н о с т н ы е:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; сориентированы на творческую деятельность. Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, имеют навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Овладеют способностью работать в коллективе, самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать свои действия, умеют работать в сотрудничестве, распределять роли в группе, представлять выполненную работу.

Познавательные: организуют рабочее место, выполняют композицию, осуществляют поиск информации.

Регулятивные: проявляют действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.




9

9

О чём поведал каргопольский узор

Фронтальная – ознакомление с художественно- дидактической таблицей «Каргопольский узор» Комментированное чтение текста учебника

и коллективная беседа по нему. Индивидуальная роспись силуэтов игрушек.

Знают народное художественное ремесло – каргопольская игрушка, ее узоры

(символы солнца, земли, зерен). Выполняют роспись силуэтов игрушек гуашью.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись силуэта игрушки; логические – выделение основных черт каргопольской игрушки.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире.




II четверть – 7 часов


Любуйся узорами красавицы – зимы -7ч


10

1

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной

Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему. Коллективное описание народных игрушек. Индивидуальная роспись глиняной игрушки гуашью, сочинение сказки о ней.

Сочетают устное и изобразительное творчество. Знают узоры каргопольской игрушки. Выполняют роспись игрушки гуашью.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о каргопольской игрушке; роспись игрушки; Логические: умение строить рассуждение о народной игрушке.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание.

Л и ч н о с т н ы е:

Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к России.




11

2

Зимнее дерево.

Индивидуальное изображение зимнего дерева черной и белой линиями с использованием графических материалов.

Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок

в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют

изображать зимнее дерево.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное

учебное сотрудничество.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире.




12

3

Зимний пейзаж: день и ночь.

Зимний пейзаж в графике.

Ознакомительное чтение текста учебника, (описание солнечного снежного пейзажа). Фронтальная беседа по картинам И. Бродский «Зима»,

С.Никиреев «Подмосковный иней», О.Н. Ардимасов «Зимний пруд». Индивидуальное изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с использованием графических материалов.

Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок

в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изображать зимний пейзаж.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя,

вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире.





13

4

Белоснежные узоры.

Вологодские кружева.

Ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора» (учебник стр.68)

Коллективная беседа при рассмотрении волгоградского кружева, птиц павы у дерева жизни, старинного кружева, панно Е. Ельфиной «Скатерть».

Индивидуальное рисование узора.

Различают элементы кружевного узора: «гулички», «Снегурочки», «звездочки», «елочки», «цветочек», «дерево жизни». Выполняют белой тушью на цветной бумаге кружевной узор.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о произведениях искусства; логические – анализ элементов кружевного узора с выделением существенных признаков.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать

в коллективное сотрудничество.

Л и ч н о с т н ы е: воспринимают красоту художественного изображения.




14

5

Цвета радуги в новогодних игрушках.

Декоративная композиция.

Коллективная беседа «Встреча Нового года в своей семье и в школе». Фронтальная беседа: перечисление предметов и героев всегда участвующих в новогоднем веселье.

Коллективное ознакомление с панно М.Дмитриева «Это было в Кремле».. Рисуют декоративную композицию из новогодних игрушек гуашью. Используют художественные приёмы: раздельный мазок разной формы, линии.

Знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, узнают об отличительных особенностях мастерской росписи, учатся создавать декоративную композицию.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев и предметов участвующих в новогоднем веселье;

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное

учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир.





15

6

Наши достижения.

Я знаю. Я могу. Наш проект.


Работа над созданием композиции по заданной теме. Рассмотрение выполненных работ, оценивание их.

Закрепят навыки работы с кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно и линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах, научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных практических задач.

Метапредметные:

Овладеют способностью работать в коллективе, самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать свои действия, работать в сотрудничестве, распределять роли в группе, представлять выполненную работу.

Личностные:

имеют мотивацию учебной и творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.




16

7

По следам зимней сказки.

Декоративная композиция.

Коллективная беседа «В гостях у зимней сказки и ее героев». Фронтальная беседа: перечисление знакомых зимних сказок и их героев, образное изображение. Коллективное ознакомление с героями сказок в

произведениях художников и народных мастеров. Индивидуальное рисование гуашью, составление рассказа по своему рисунку. Выставление работ.


Различают виды произведений изобразительного искусства:

живопись, книжную графику; сравнивают их. Узнают произведения

Т.Маврина «За Каминкой», С.Туканов «Снегурочка и снегири. Холуй».

Применяют основные средства художественной выразительности в рисунке. Рисуют гуашью.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев зимних сказок;

Логические: установление связи русского фольклора с детским творчеством.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное

учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир.





III четверть – 9 часов


Радуйся многоцветью весны и лета – 17ч.


17

1

Зимние забавы.

Сюжетная композиция.

Участие во фронтальной беседе «Зимние забавы в произведениях художников и народных мастеров».

Участие в беседе по планированию работы над рисунком, по составлению плана работы над композицией.

Выполнение работы.



Познакомятся с произведениями художников и народных мастеров; узнают, как они передают в своих работах задор и веселье, что такое сюжет; научатся выполнять сюжетную композицию.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, рассуждать, делать выводы.

Личностные:

имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве.




18

2

Защитники земли русской.

Образ богатыря.

Коллективное об-

суждение картины В.Васнецова «Богатыри». Индивидуальные высказывания по поводу своих

впечатлений от знакомства с произведениями отечественных художников на патриотическую тему. Ознакомление с воинским снаряжением, в ходе фронтальной беседы композиционное решение орнаментального украшения снаряжения русского богатыря.

Рисуют воина- богатыря, украшают его шлем и щит.

Узнают отдельные произведения отечественных художников на патриотическую тему

и называют их авторов. Высказывают свое отношение к образу богатыря под впечатлением произведений художественного искусства.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника

и зрителя;

Логические: осуществление анализа картины.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно

и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.

Л и ч н о с т н ы е: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря);

выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства.




19

3

Открой секреты дымки

Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения

главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек.

Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки (по впечатлению) гуашью.


М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком;

Логические: анализ дымковской игрушки.

Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно

рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.

Л и ч н о с т н ы е: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки.




20

4

Открой секреты дымки.


Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения

главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек.

Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки (по впечатлению) гуашью.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком;

Логические: анализ дымковской игрушки.

Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно

рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.

Л и ч н о с т н ы е: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки.




21

5

Краски природы в наряде русской красавицы.

Народный костюм.

Участие во фронтальной беседе при ознакомлении

с ансамблем русского народного костюма. Коллективное рассматривание элементов русского народного костюма. Индивидуальное рисование украшения наряда красавицы акварелью, фломастерами.

Знакомятся с народным костюмом и его частями (рубаха, сарафан, душегрея, венец). Описывают красоту пропорций, гармонию цвета, расположение орнамента на частях ансамбля. Рисуют акварелью и фломастером.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные: умение использовать элементы орнамента в разной технике; формулирование ответов на вопросы учителя;

Логические: установление связи орнамента с частями народного костюма.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним.





22

6

Вешние воды.

Весенний пейзаж: цвет.

Фронтальная беседа о красоте весенней природы, воспетой в стихах, песнях, пословицах

и поговорках, посвященных весне

и воде. Коллективное образное создание картины бегущего ручья. Фронтальное обсуждение разных технических приемов при работе с красками и кистью

(пятно, мазок, цветная линия). Индивидуальное рисование бегущего ручья


Владеют приемом сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью

(пятно, мазок, цветная линия). Используют художественные материалы (акварель, гуашь). Применяют средства художественной выразительности.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений;

Логические: сравнение произведений искусства, постановка и решение проблем – формулирование проблемы (рисование бегущего ручья по представлению), самостоятельное создание способов ее решения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей.

Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способность

к творческой деятельности.




23

7

Птицы – вестники весны.

Весенний пейзаж: декоративная работа.

Фронтальная беседа после просмотра картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

Беседа о том, что может быть изображено на тематическом рисунке «Птицы- вестники весны».

Рисуют красками или выполняют аппликацию (по выбору).


Узнают, как красоту ранней весны в живописном пейзаже выразил А.Саврасов; научатся выполнять художественный приём- аппликацию из бумаги и лоскутков в декоративной композиции.

Метапредметные:

Овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, умеют излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения.

Личностные:

Имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве.





24

8

У лукоморья дуб зелёный.

Образ дерева в искусстве.

Фронтальная беседа по теме «Образ дерева в декоративно-прикладном искусстве». Беседа о том, как может выглядеть сказочное дерево. Составление плана работы.

Рисуют своё придуманное сказочное дерево.

Узнают, как живописец, график, народный мастер создают образ реального и сказочного дерева в искусстве, как образ дерева становится символом пожелания добра и благополучия; научатся выполнять композицию сказочного дерева.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание о дереве; приводят поэтические, изобразительные деревья; осуществляют поиск существенной информации о произведениях изобразительного скусства, делают выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций.

Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способность

к творческой деятельности.





25

9

О неразлучности доброты, красоты и фантазии.

Образ коня.

Фронтальная беседа на выяснение знаний обычаев, преданий, сказок, пословиц, поговорок, связанных

с животными.

Коллективное описание образа коня в сказках, народной игрушке. Индивидуальное изображение по воображению животных. Декоративная композиция по представлению.

Узнают, как в искусстве переосмысляется реальное явление и как оно воплощается в художественном образе, знаке-символе или фантастическом герое; научатся рисовать коня.

Раскрывают образ коня

в сказках,

народной игрушке. Изображают по воображению животных. Создают декоративную композицию по представлению. Используют художественный материал гуашь.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – изображение по воображению животных; логические – осуществление анализа образа коня.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; уметь полно и точно выражать свои мысли.

Л и ч н о с т н ы е: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и народного творчества.




IV четверть – 8 часов


26

1

Красуйся, красота, по цветам лазоревым.

Цвет и оттенки

Фронтальная беседа на выявление разных приемов изображения образа расцветающей весенней природы. Индивидуальное выполнение художественно-творческого задания на эксперимент

с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Индивидуальное создание рисунка весенних цветов.

Имеют представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы. Применяют разные приемы рисования кистью и красками

(пятно, мазок, цветная линия), передают оттенки цвета.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление;

Логические: анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения.

Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями.

Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности.




27

2

В царстве радуги-дуги, узнай, как все цвета дружат.

Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки

Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах,

о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами.

Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение волшебного цветка цветика-семицветика. Индивидуальное видение цветика-семицветика.

Умеют подбирать оттенки теплых

и холодных цветов на па-литрах и в композиции.

Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно

в изображение. Экспериментируют красочное пятно

в изображение. Экспериментируют.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?).

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий.

Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя

как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению.




28

3

В царстве радуги-дуги, узнай, как все цвета дружат.

Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки

Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах,

о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение нежного весеннего цветка. Индивидуальное видение весеннего цветка.

Умеют подбирать оттенки теплых

и холодных цветов на па-литрах и в композиции.

Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно

в изображение. Экспериментируют красочное пятно в изображение. Экспериментируют.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?).

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий.

Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя

как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению.




29

4

Какого цвета страна родная.

Пейзаж в живописи.

Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Групповой анализ произведений, отражающих все времена года. Коллективное создание образа красоты родной земли. Индивидуальное выполнение рисунка.

Знают основы изобразительного языка живописи, жанр пейзажа. Узнают отдельные произведения выдающихся ху-

дожников, называют их авторов. Выбирают художественные материалы для создания своего замысла.


М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; постановка и решение проблем –

самостоятельное создание способов

поиска решения проблемы;

Логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны).

Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Л и ч н о с т н ы е: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность




30

5

Наши достижения.

Я знаю. Я могу. Наши проекты.


Участвуют в коллективной беседе.

Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта.

Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач.

Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные:

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи.

Коммуникативные:

Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая.

Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану.




31

6

Наши достижения.

Я знаю. Я могу. Наши проекты.

Участвуют в коллективной беседе.

Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта.

Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач.

Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные:

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи.

Коммуникативные:

Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая.

Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану.




32

7

Наши достижения.

Я знаю. Я могу. Наши проекты.

Участвуют в коллективной беседе.

Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта.

Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач.

Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость

правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке.

М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные:

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи.

Коммуникативные:

Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая.

Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану.




33

8

Наши достижения. Целый год учились мы, многое узнали…

Разгадывают кроссворд. Выполняют задания. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают работы, выбирают лучшую работу.

Закрепят знания о видах и жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, произведениях живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, техниках рисования.


М е т а п р е д м е т н ы е:

Познавательные:

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание при ответе на вопросы изовикторины, осуществляют поиск информации.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

Строят понятное монологическое высказывание; согласовывают свои действия с партнёром; вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют их; излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения.

Л и ч н о с т н ы е:

Понимают значение знаний для человека, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!