3 | 3 | Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство. | Фронтальная беседа. Размышления над ответами на вопросы учителя. Формулирование ответов на вопросы учителя, сверстников. Чтение текста в учебнике с установкой на выделение в нем заданного смыслового компонента (главного в соответствии с учебной задачей). Коллективный обмен мнениями о способах и путях решения учебных (творческих) задач. Составление и осознанное речевое высказывание о правилах поведения учащихся в музее, на природе. Рассказывание о личных впечатлениях при рассматривании произведений искусства. Индивидуальная, групповая, парная работа с целью развития рефлексивно-аналитических способностей. Самостоятельный поиск информации, подтверждающей щедрость земли в осеннюю пору в произведениях разных видов искусства (литературный, изобразительный, фольклорный, музыкальный). Кол-лективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях фольклорный, музыкальный). Коллективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях, изображающих осеннюю природу, богатство даров природы (урожая). Индивидуальное выполнение практической художественно-творческой работы: рисование кистью (акварель, гуашь) композиция, созданная под впечатлением и на основе собственных наблюдений – природы родного края и образного решения праздника урожая. Представление выполненных работ на выставке достижений. | Смогут понимать образную природу изобразительного искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к осенней природе, к произведениям изобразительного искусства; различать основные жанры искусства (пейзаж, натюрморт), понимать их специфику; реализовывать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебной задачи. Составят устное сочинение-описание (или сказку) о земле-кормилице, о щедроте осени, ее дарах, о богатом урожае. Выполняют практическую художественно-творческую работу (рисование кистью (акварель, гуашь)). Создают композицию, созданную под впечатлением и на основе собственных наблюдений – природы родного края и образного решения праздника урожая. Владеют правилами работы и обращения с художественными материалами. Узнают, что такое музыкальность, художественность, пластичность и поэтичность произведения, как они помогают видеть окружающую действительность в эстетической форме и отражать ее в сознании. | Л и ч н о с т н ы е: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством; выработаны необходимые знания, умения и действия, направленные на выполнение нравственных норм человеческого общежития и правил школьника; сформирована потребность и способность корректировать собственную деятельность; обучены самостоятельности и самодеятельности в художественных и изобразительных видах деятельности; владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной, творческой сферах деятельности; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, требовательности к себе; наличие потребности и готовности к усвоению знаний о мире пластических искусств, к овладению элементарными умениями и способами художественной деятельности. М е т а п р е д м е т н ы е: Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности; строить коммуникативно-речевые действия (высказывания), направленные на учет позиции партнера (собеседника); обосновывать и доказывать свою точку зрения; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных зада- ний и решению выдвинутой проблемы; достигать гармонии с окружающими; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей. | | | |
4 | 4 | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. | Рассматривание (восприятие) красоты рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера (коллективное, индивидуальное). Художественно-творческая индивидуальная работа по освоению новых приемов (выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение. Изготовление печатки-тычка (индивидуально). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Диалог между «художником» и «зрителями» в парах (в группах). Описание строения растения (дерево, ветки, листочки, ягодки рябины) (коллективное). Чтение стихотворений о рябине (индивидуальное), слушание (подпевание) музыкальных произведений (задушевных, мелодичных, лирико-напевных песен и мелодий) для воспроизведения образа (образа-символа) рябины (коллективное). Экспериментирование с элементами художественного изображения, с цветом, помогающее превратить пятно, точку в художественное изображение пейзажа (индивидуальное индивидуальное). Упражнения по освоению приемов кистевой росписи (раздельная точка), работа тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Игра «О чем могла рассказать народная осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы (индивидуальное участие) | Узнают значения слов (художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, форма, размер, пятно), о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, художников, композиторов, как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья, ягоды рябины, элементарные правила смешения цветов; научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства; отбирать художественные материалы, необходимые для реализации своего замысла в рисунке. Умеют работать с художественными материалами, соблюдая правила личной гигиены; объяснять особенности лирического пейзажа, изображения рябины, основные средства выразительности (цвет, форма, композиция) для создания художественного образа осенней рябины; научатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении рябиновых веток. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование учебной задачи (промежуточной и основной); самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; общеучебные – выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и искусствоведческих, объяснение значения термина (понятия); размышление о воспроизведении художественного образа рябины в различных видов искусства (изобразительное, музыка, литература); овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи – точка, мазок, пятно; вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; формулирование полных ответов на вопросы учителя, в учебнике; Логические: осуществление анализа объекта произведений, выполненных разными авторами, в различных техниках изобразительного искусства разных жанров; составление советов и рекомендаций партнерам; анализирование признаков жанра произведения изобразительного искусства, предлагаемого к рассмотрению. Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; опираться в игровых приемах на художественно-дидактические таблицы; принимать и сохранять учебно-практическую задачу при выполнении учебных действий; выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить; оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; самостоятельно или с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности в изображении. Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; формулировать свое мнение; комментировать соответствие содержания ответа одноклассника заданию и исполнению им практического задания; слушать и учитывать мнения партнеров; принимать и удерживать роль экскурсовода на выставке творческих работ одноклассников. Л и ч н о с т н ы е: самоопределение – оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества на основе приобретенных знаний; смыслообразование – имеют желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений изобразительного искусства; стремятся к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством; морально-этическая ориентация – ориентируются во взаимодействии на выполнение моральных норм; руководствуются ими в поведении; оценивают свои поступки. | | | |
5 | 5 | Щедрая осень. Живая природа: форм. Натюрморт: композиция. | «Осенние фантазии»; выработка и установление универсальных принципов, определяющих отношения друг к другу при работе в паре, в группах; индивидуальное рассматривание произведений изобразительного искусства, изображений, выполненных приемом кистевого письма – раздельным письмом; наблюдение за работой учителя при показе исполнения приема техники раздельного мазка; пробы кистевого письма, упражнения (при необходимости с повторами) в овладении приемом техники раздельного мазка (индивидуально) с последующим обсуждением (в парах); поиск и чтение необходимой информации в учебнике. | Различают теплые и холодные цвета. Эмоционально воспринимают произведения изобразительного искусства, рассуждают об их особенностях, о художественных материалах и технике создания (приемах) произведений разных видов изобразительного искусства. Выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых произведений. Ориентируются в учебнике. | М е т а п р е д м е т н ы е: Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы, за выбор своих решений, поступков по собственной воле; соизмерять свои действия, мотивы поведения с идеалом межличностных отношений (толерантность, честность, товарищество, альтруизм); подчиняться требованиям и правилам школьного сообщества; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, эстетизации, художественности, гуманистической воспитанности; анализировать собственную деятельность на уроке (какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?) и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса. Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на принципах общечеловеческих начал – гуманизма, сотворчества, сотрудничества; понимать чувства другого человека (партнера), проявлять сострадание к нему и принимать участие в его деятельности, намечать перспективы конструктивного сотрудничества и интеграции для удовлетворения учебных интересов и решения учебных задач (проблем) на основе динамических связей; устанавливать полезные для себя формы взаимодействия с учителем. Логические: свободно высказывать и отстаивать свое мнение, выбирать вид и способ деятельности и действовать согласно установленным в объединении партнеров правилам для решения творческой задачи. Л и ч н о с т н ы е: понимают значение собственного многостороннего интереса в становлении современного ученика как двигателя новой школы и общества; соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность, находящуюся в «гармонии индивидуального с социальным»; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий. | | | |
6 | 6 | В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России. | Созерцание произведений мастеров Хохломы. Участие в коллективной беседе: высказывание о том, что особенно понравилось в художественных изделиях. Работа с разделами учебника: «Открой тайны узоров хохломы», «В гостях у мастера». Ознакомительное чтение и слушание рассказа мастера об узорах золотой расписной хохломы, ее палитре. Индивидуальная работа: рисование кистью на листе элементов травного узора хохломской росписи. Представление выполненных работ. | Усваивают духовное наследие, без которого не-мыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других. В ходе рисования передают ощущение радости жизни, используя сочетания цвета палитры хохломы. Узнают смысл понятия «палитра хохломы», отдельные произведения народных мастеров, основные средства декоративно-прикладного искусства. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; Логические: осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают произведения искусства; понимают значение народных мастеров; проявляют интерес к новому учебному материалу, предмету. | | | |
7 | 7 | Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы. | Рассмотрение художественно-дидактической таблицы «Элементы травного орнамента» (коллективная). Объяснение, как рисовать кистью каждый элемент; рассмотрение таблиц. Рисовальные движения кистью для одного элемента в воздухе. Индивидуальное рисование кистью в тетради: «осочки», «травинки», «капельки»; сверка своего рисунка с таблицей в учебнике | Узнают элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Знакомятся с правилами выполнения элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому. Умеют рисовать орнамент гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче); Общеучебные: грамотное и ясное выражение своей мысли. Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу. | | | |
8 | 8 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект «Щедрый лес и его жители» . | Принятие участия в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители». Составление пространственной композиции (инсталляции) из творческих работ, созданных на 1-7 уроках. | Учатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции. | Л и ч н о с т н ы е: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; сориентированы на творческую деятельность. Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, имеют навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях. М е т а п р е д м е т н ы е: Овладеют способностью работать в коллективе, самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать свои действия, умеют работать в сотрудничестве, распределять роли в группе, представлять выполненную работу. Познавательные: организуют рабочее место, выполняют композицию, осуществляют поиск информации. Регулятивные: проявляют действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. | | | |
9 | 9 | О чём поведал каргопольский узор | Фронтальная – ознакомление с художественно- дидактической таблицей «Каргопольский узор» Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему. Индивидуальная роспись силуэтов игрушек. | Знают народное художественное ремесло – каргопольская игрушка, ее узоры (символы солнца, земли, зерен). Выполняют роспись силуэтов игрушек гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись силуэта игрушки; логические – выделение основных черт каргопольской игрушки. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. | | | |
II четверть – 7 часов | |
Любуйся узорами красавицы – зимы -7ч | |
10 | 1 | В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной | Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему. Коллективное описание народных игрушек. Индивидуальная роспись глиняной игрушки гуашью, сочинение сказки о ней. | Сочетают устное и изобразительное творчество. Знают узоры каргопольской игрушки. Выполняют роспись игрушки гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о каргопольской игрушке; роспись игрушки; Логические: умение строить рассуждение о народной игрушке. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. Л и ч н о с т н ы е: Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к России. | | | |
11 | 2 | Зимнее дерево. | Индивидуальное изображение зимнего дерева черной и белой линиями с использованием графических материалов. | Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изображать зимнее дерево. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. | | | |
12 | 3 | Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. | Ознакомительное чтение текста учебника, (описание солнечного снежного пейзажа). Фронтальная беседа по картинам И. Бродский «Зима», С.Никиреев «Подмосковный иней», О.Н. Ардимасов «Зимний пруд». Индивидуальное изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с использованием графических материалов. | Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изображать зимний пейзаж. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. | | | |
13 | 4 | Белоснежные узоры. Вологодские кружева. | Ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора» (учебник стр.68) Коллективная беседа при рассмотрении волгоградского кружева, птиц павы у дерева жизни, старинного кружева, панно Е. Ельфиной «Скатерть». Индивидуальное рисование узора. | Различают элементы кружевного узора: «гулички», «Снегурочки», «звездочки», «елочки», «цветочек», «дерево жизни». Выполняют белой тушью на цветной бумаге кружевной узор. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; логические – анализ элементов кружевного узора с выделением существенных признаков. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество. Л и ч н о с т н ы е: воспринимают красоту художественного изображения. | | | |
14 | 5 | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. | Коллективная беседа «Встреча Нового года в своей семье и в школе». Фронтальная беседа: перечисление предметов и героев всегда участвующих в новогоднем веселье. Коллективное ознакомление с панно М.Дмитриева «Это было в Кремле».. Рисуют декоративную композицию из новогодних игрушек гуашью. Используют художественные приёмы: раздельный мазок разной формы, линии. | Знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, узнают об отличительных особенностях мастерской росписи, учатся создавать декоративную композицию. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев и предметов участвующих в новогоднем веселье; Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир. | | | |
15 | 6 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. | Работа над созданием композиции по заданной теме. Рассмотрение выполненных работ, оценивание их. | Закрепят навыки работы с кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно и линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах, научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных практических задач. | Метапредметные: Овладеют способностью работать в коллективе, самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать свои действия, работать в сотрудничестве, распределять роли в группе, представлять выполненную работу. Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях. | | | |
16 | 7 | По следам зимней сказки. Декоративная композиция. | Коллективная беседа «В гостях у зимней сказки и ее героев». Фронтальная беседа: перечисление знакомых зимних сказок и их героев, образное изображение. Коллективное ознакомление с героями сказок в произведениях художников и народных мастеров. Индивидуальное рисование гуашью, составление рассказа по своему рисунку. Выставление работ. | Различают виды произведений изобразительного искусства: живопись, книжную графику; сравнивают их. Узнают произведения Т.Маврина «За Каминкой», С.Туканов «Снегурочка и снегири. Холуй». Применяют основные средства художественной выразительности в рисунке. Рисуют гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – обсуждение сюжетов картин; изображение героев зимних сказок; Логические: установление связи русского фольклора с детским творчеством. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир. | | | |
III четверть – 9 часов | |
Радуйся многоцветью весны и лета – 17ч. | |
17 | 1 | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | Участие во фронтальной беседе «Зимние забавы в произведениях художников и народных мастеров». Участие в беседе по планированию работы над рисунком, по составлению плана работы над композицией. Выполнение работы. | Познакомятся с произведениями художников и народных мастеров; узнают, как они передают в своих работах задор и веселье, что такое сюжет; научатся выполнять сюжетную композицию. | М е т а п р е д м е т н ы е: Овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, рассуждать, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве. | | | |
18 | 2 | Защитники земли русской. Образ богатыря. | Коллективное об- суждение картины В.Васнецова «Богатыри». Индивидуальные высказывания по поводу своих впечатлений от знакомства с произведениями отечественных художников на патриотическую тему. Ознакомление с воинским снаряжением, в ходе фронтальной беседы композиционное решение орнаментального украшения снаряжения русского богатыря. Рисуют воина- богатыря, украшают его шлем и щит. | Узнают отдельные произведения отечественных художников на патриотическую тему и называют их авторов. Высказывают свое отношение к образу богатыря под впечатлением произведений художественного искусства. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; Логические: осуществление анализа картины. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению. Л и ч н о с т н ы е: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства. | | | |
19 | 3 | Открой секреты дымки | Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек. | Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки (по впечатлению) гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком; Логические: анализ дымковской игрушки. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Л и ч н о с т н ы е: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки. | | | |
20 | 4 | Открой секреты дымки. | Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек. | Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки (по впечатлению) гуашью. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком; Логические: анализ дымковской игрушки. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Л и ч н о с т н ы е: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки. | | | |
21 | 5 | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | Участие во фронтальной беседе при ознакомлении с ансамблем русского народного костюма. Коллективное рассматривание элементов русского народного костюма. Индивидуальное рисование украшения наряда красавицы акварелью, фломастерами. | Знакомятся с народным костюмом и его частями (рубаха, сарафан, душегрея, венец). Описывают красоту пропорций, гармонию цвета, расположение орнамента на частях ансамбля. Рисуют акварелью и фломастером. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные: умение использовать элементы орнамента в разной технике; формулирование ответов на вопросы учителя; Логические: установление связи орнамента с частями народного костюма. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Л и ч н о с т н ы е: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним. | | | |
22 | 6 | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. | Фронтальная беседа о красоте весенней природы, воспетой в стихах, песнях, пословицах и поговорках, посвященных весне и воде. Коллективное образное создание картины бегущего ручья. Фронтальное обсуждение разных технических приемов при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Индивидуальное рисование бегущего ручья | Владеют приемом сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Используют художественные материалы (акварель, гуашь). Применяют средства художественной выразительности. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; Логические: сравнение произведений искусства, постановка и решение проблем – формулирование проблемы (рисование бегущего ручья по представлению), самостоятельное создание способов ее решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей. Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности. | | | |
23 | 7 | Птицы – вестники весны. Весенний пейзаж: декоративная работа. | Фронтальная беседа после просмотра картины А.Саврасова «Грачи прилетели». Беседа о том, что может быть изображено на тематическом рисунке «Птицы- вестники весны». Рисуют красками или выполняют аппликацию (по выбору). | Узнают, как красоту ранней весны в живописном пейзаже выразил А.Саврасов; научатся выполнять художественный приём- аппликацию из бумаги и лоскутков в декоративной композиции. | Метапредметные: Овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, умеют излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения. Личностные: Имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве. | | | |
24 | 8 | У лукоморья дуб зелёный. Образ дерева в искусстве. | Фронтальная беседа по теме «Образ дерева в декоративно-прикладном искусстве». Беседа о том, как может выглядеть сказочное дерево. Составление плана работы. Рисуют своё придуманное сказочное дерево. | Узнают, как живописец, график, народный мастер создают образ реального и сказочного дерева в искусстве, как образ дерева становится символом пожелания добра и благополучия; научатся выполнять композицию сказочного дерева. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание о дереве; приводят поэтические, изобразительные деревья; осуществляют поиск существенной информации о произведениях изобразительного скусства, делают выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности. | | | |
25 | 9 | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ коня. | Фронтальная беседа на выяснение знаний обычаев, преданий, сказок, пословиц, поговорок, связанных с животными. Коллективное описание образа коня в сказках, народной игрушке. Индивидуальное изображение по воображению животных. Декоративная композиция по представлению. | Узнают, как в искусстве переосмысляется реальное явление и как оно воплощается в художественном образе, знаке-символе или фантастическом герое; научатся рисовать коня. Раскрывают образ коня в сказках, народной игрушке. Изображают по воображению животных. Создают декоративную композицию по представлению. Используют художественный материал гуашь. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – изображение по воображению животных; логические – осуществление анализа образа коня. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; уметь полно и точно выражать свои мысли. Л и ч н о с т н ы е: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и народного творчества. | | | |
IV четверть – 8 часов | |
26 | 1 | Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки | Фронтальная беседа на выявление разных приемов изображения образа расцветающей весенней природы. Индивидуальное выполнение художественно-творческого задания на эксперимент с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Индивидуальное создание рисунка весенних цветов. | Имеют представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы. Применяют разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия), передают оттенки цвета. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление; Логические: анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями. Л и ч н о с т н ы е: сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности. | | | |
27 | 2 | В царстве радуги-дуги, узнай, как все цвета дружат. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки | Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение волшебного цветка цветика-семицветика. Индивидуальное видение цветика-семицветика. | Умеют подбирать оттенки теплых и холодных цветов на па-литрах и в композиции. Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно в изображение. Экспериментируют красочное пятно в изображение. Экспериментируют. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению. | | | |
28 | 3 | В царстве радуги-дуги, узнай, как все цвета дружат. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки | Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение нежного весеннего цветка. Индивидуальное видение весеннего цветка. | Умеют подбирать оттенки теплых и холодных цветов на па-литрах и в композиции. Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно в изображение. Экспериментируют красочное пятно в изображение. Экспериментируют. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению. | | | |
29 | 4 | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. | Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Групповой анализ произведений, отражающих все времена года. Коллективное создание образа красоты родной земли. Индивидуальное выполнение рисунка. | Знают основы изобразительного языка живописи, жанр пейзажа. Узнают отдельные произведения выдающихся ху- дожников, называют их авторов. Выбирают художественные материалы для создания своего замысла. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов поиска решения проблемы; Логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны). Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Л и ч н о с т н ы е: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность | | | |
30 | 5 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Участвуют в коллективной беседе. Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта. | Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи. Коммуникативные: Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая. Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану. | | | |
31 | 6 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Участвуют в коллективной беседе. Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта. | Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи. Коммуникативные: Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая. Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану. | | | |
32 | 7 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Участвуют в коллективной беседе. Взаимоконтроль. Выбирают объект работы, распределяют роли в созданных группах. Планируют деятельность по решению задач проекта. | Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приёмах (красочное пятно, линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | Л и ч н о с т н ы е: имеют интерес к экспериментированию в художественно- творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме при обсуждении произведений живописи. Коммуникативные: Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждая. Задают вопрос для уточнения последовательности работы и техники выполнения рисунка, строят понятное монологическое высказывание. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют роли при выполнении творческой задачи, планируют коллективную деятельность, при выполнении практической работы следует ранее оговоренному плану. | | | |
33 | 8 | Наши достижения. Целый год учились мы, многое узнали… | Разгадывают кроссворд. Выполняют задания. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают работы, выбирают лучшую работу. | Закрепят знания о видах и жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, произведениях живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, техниках рисования. | М е т а п р е д м е т н ы е: Познавательные: Строят осознанное и произвольное речевое высказывание при ответе на вопросы изовикторины, осуществляют поиск информации. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: Строят понятное монологическое высказывание; согласовывают свои действия с партнёром; вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют их; излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения. Л и ч н о с т н ы е: Понимают значение знаний для человека, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира. | | | |