Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП № 2»
_________________ Е.А. Голева
« 31 » августа 2018 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 «А» класс
Составитель: Никифорова Т.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2018-2019 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на обучающихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительного искусства представлен в предметной области «Изобразительное искусство». Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется в полном объеме на родном языке. Назначение предмета «Изобразительное искусства» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Для обучения изобразительному искусству обучающихся 4«А» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» выбрана содержательная линия. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по изобразительному искусству Неменского Б.М. состоят в том, что они обеспечивают:
- совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучаемого будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированы эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию;
сформированы эстетические потребности (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Обучаемый получит возможность для формирования:
умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные УУД:
Обучаемый научится:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
работать по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучаемый получит возможность научиться:
Познавательные УУД:
Обучаемый научится:
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов).
Обучаемый получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Обучаемый научится:
Обучаемый получит возможность научиться:
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Обучаемый научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно -прикладное искусство)
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучаемый получит возможность научиться::
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
3.Содержание учебного предмета
Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ — художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения |
по плану | фактически | по плану | фактически |
1 четверть(8 ч) |
Раздел 1. Истоки родного искусства (8ч) | | |
1/1 | Пейзаж родной земли. | 1 | | | |
2/2 | Деревня – деревянный мир. | 1 | | | |
3/3 | Украшение деревянных построек и их значение. | 1 | | | |
4/4 | Образ традиционного русского дома. | 1 | | | |
5/5 | Образ красоты человека. Женский портрет. | 1 | | | |
6/6 | Образ красоты человека. Мужской портрет. | 1 | | | |
7/7 | Народные праздники. | 1 | | | |
8/8 | Коллективное панно | 1 | | | |
2 четверть(8 ч) |
Раздел 2.Древние-города нашей земли (7 ч) | | |
9/1 | Родной угол. | 1 | | | |
10/2 | Древние соборы. | 1 | | | |
11/3 | Города Русской земли. | 1 | | | |
12/4 | Древние воины – защитники. | 1 | | | |
13/5 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | | | |
14/6 | Узорочье теремов. | 1 | | | |
15/7 | Пир в теремных палатах (Обобщение темы). | 1 | | | |
Раздел 3. Каждый народ – художник (11ч) | | |
16/1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | | | |
3 четверть(10 ч) |
17/2 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 | | | |
18/3 | Народ гор и степей. | 1 | | | |
19/4 | Народ гор и степей.Практическая работа | 1 | | | |
20/5 | Города в пустыне. | 1 | | | |
21/6 | Город в пустыне. Практическая работа | 1 | | | |
22/7 | Древняя Эллада. | 1 | | | |
23/8 | Древняя Эллада. Практическая работа | 1 | | | |
24/9 | Европейские города Средневековья. | 1 | | | |
25/10 | Европейские города Средневековья. | 1 | | | |
26/11 | Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы) | 1 | | | |
4 четверть(8 ч) |
Раздел 4. Искусство объединяет народы (8ч) | | |
27/1 | Материнство. | 1 | | | |
28/2 | Материнство. | 1 | | | |
29/3 | Мудрость старости. | 1 | | | |
30/4 | Сопереживание. | 1 | | | |
31/5 | Герои-защитники. | 1 | | | |
32/6 | Юность и надежды | 1 | | | |
33/7 | Искусство народов мира. | 1 | | | |
34/8 | Обобщение темы „Искусство объединяет народы» | 1 | | | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № 1 «31» августа 2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.Е.Соколова «___»_________________2018 г. |
7