СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной образовательной программы начального общего образования, с учетом авторской программы по изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Б.Н. Неменский).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс «Школа России»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №482 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194358, Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова дом 6

Тел. +7 (812) 616-00-49, факс +7 (812) 616-00-48


ПРИНЯТО

Педагогическим Советом школы

от 16.06.2021 г

Протокол №12



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы


С.А. Лубенникова

от 16.06.2021г

Приказ №284










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по изобразительному искусству

4 «Е» класса


34 часа

(1 час в неделю)



на 2021/2022 учебный год









РАЗРАБОТАНА:

Хромуничевой Полиной Андреевной,

учителем начальных классов

первой квалификационной категории








Санкт-Петербург

2021

Содержание


1.

Пояснительная записка 3

2. Общая характеристика учебного предмета 4

3. Описание места учебного предмета в учебном плане 7

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 7

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 9

6. Содержание учебного предмета 9

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета 14

8. Календарно-тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»………...17

9. Лист коррекции рабочей программы 29

10. Приложение………………………………………................................................................30



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной образовательной программы начального общего образования, с учетом авторской программы по изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Б.Н. Неменский).


Нормативные документы

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;

  • Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 с внесенными изменениями от 23.12.2020 № 766;

  • Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;

  • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

  • Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год» от 13.04.2021 № 03-28-3143/21-0-0;

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов Государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга;

  • Календарный учебный график ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга;

  • Учебный план ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год.


Цели и задачи курса

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Содержание курса и методика обучения ориентирована на решение следующих задач:

  • развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний;

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений и искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Целевым приоритетом воспитания при изучении учебного предмета является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний:

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания.


Форма, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся происходят на основании «Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа №482 Выборгского района Санкт-Петербурга».

Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом, оцениваются практические работы как результат изучения темы. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Формы работы: индивидуальная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.


Общая характеристика учебного предмета

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющих коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме с главными героями Братьями-Мастерами Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка способности видения мира, развития о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Осмысление детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы, учащиеся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ГБОУ школы №482 г. Санкт-Петербурга в 2021-2022 учебном году на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли искусства и культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;

  • понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплекс

- для учащихся:

  • Изобразительное искусство. Каждый народ-художник, 4 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 8-е изд. перераб.– М. : Просвещение, 2018. - 159 с.

- для учителя:

  • Изобразительное искусство. Каждый народ-художник, 4 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 8-е изд. перераб.– М. : Просвещение, 2018. - 159 с.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

  • классная доска;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером;

  • мультимедийный проектор.


Содержание учебного предмета

«Истоки искусства твоего народа» (9 часов)

Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Материалы: гуашь, мелки, бумага. Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов. Музыкальный ряд: русские народные песни. Практическая работа: выполнить рисунок – пейзаж на тему «Краски осени: Осенний вернисаж».

Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа. Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки. Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев. Практическая работа: создание образа русской избы для коллективного панно «Деревня», изготовление деревенских построек (конструирование из бумаги).

Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад – лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти). Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек. Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси». Литературный ряд: В. Белов. «Лад». Практическая работа: украшение внешнего убранства русской избы.

Деревня – деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни – коллективное панно или индивидуальная работа. Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы. Практическая работа: коллективное панно – создать разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев.

Образ красоты человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте – «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других. Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова. Музыкальный ряд: народные песни. Практическая работа: создании портрета русской красавицы в кокошнике или венце. Создание мужского портрета – русского богатыря.

Воспевание труда в искусстве. Познакомить детей с красотой изображения людей труда и орудий труда крестьян в Древней Руси русским художниками. Ознакомление с изображением красоты труда в произведениях, ознакомление с творчеством А. Венецианова, И. Репина, Т. Яблонской, воспитание уважения к своему и чужому труду. Учить определять средства выразительности в живописи. Материалы: бумага, гуашь. Зрительный ряд: (слайды) – показ картин А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.» А.А.Пластова «Сенокос». Б.М.Кустодиева «Сенокос». Музыкальный ряд: народные песни о труде крестьянина. Практическая работа: изображение сцены крестьянского труда, работы в поле.

Народные праздники. Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусства». Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства. Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Практическая работа: изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

«Древние города твоей земли» (7 часов)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: бумага, краски, баночка с водой, палитра, ножницы, клей. Практическая работа: создавать коллективную работу «Город-крепость».

Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля». Практическая работа: Изобразить на бумаге русский храм без предварительного рисунка (сразу кистью).

Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Практическая работа: выбрать сюжет древнерусского города; наметить тонкими линиями (в карандаше) будущую композицию; выполнить в цвете или в графике.

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага. Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг. Практическая работа: изобразить на бумаге образ воина-защитника (показать детали костюма, прорисовать черты лица, лицо и шею богатыря, его фигуру).

Древние города Русской земли. Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага. Практическая работа: Выбрать сюжет древнерусского города; наметить тонкими линиями (в карандаше) будущую композицию; выполнить в цвете или в графике.

Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания. Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти. Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина. Практическая работа: Рисуем главную стену палаты, сводчатый потолок, столбы – колоны, на которых держится свод, изображение витых колон, изображение окна, рисунок пола, украшение элементов интерьера орнаментом, цветовое решение фона, изображение мебели.

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллю­страции к русским сказкам В. Васнецова. Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова. Практическая работа: изобразить интерьер палаты.

«Каждый народ – художник» (10 часов)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.). Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека – мужской и женской – на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком – особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага. Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов. Литературный ряд: мифы Древней Греции. Практическая работа: изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела - физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.

Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай – женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии. Литературный ряд: традиционная японская поэзия. Практическая работа: Изображение японок в национальной одежде (кимоно). Коллективное панно «Праздник хризантем»

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд. Практическая работа: Коллективное панно «Средневековые готические костюмы».

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

«Искусство объединяет народы» (8 часов)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу. Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др. Музыкальный ряд: колыбельная песня. Практическая работа: создании портрета своей мамы.

Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя – красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное – это стремление выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко. Практическая работа: создание портрета любимого пожилого человека.

Сопереживание великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страждущим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти. Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына». Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Практическая работа: создание рисунка с драматическим сюжетом. (по выбору учащегося).

Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки. Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков. Практическая работа: рисуем эскиз памятника герою.

Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь или пастель, бумага. Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д. Практическая работа: рисуем образ радости детства.

Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д. Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал. Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов. Практическая работа: создаём коллективное панно «Лучшие работы за год».


Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1.

«Истоки искусства твоего народа»

9

2.

«Древние города твоей земли»

7

3.

«Каждый народ- художник»

10

4.

«Искусство объединяет народы»

8


Итого

34

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общегообразования у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Календарно-тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»


п/п

Дата проведения

Тема урока

Характеристика деятельности

обучающихся

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

По

плану

По

факту

«Истоки искусства твоего народа» (9 часов)

1.

02.09


Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.




Расширение представлений о жанре пейзаж; работа с учебником, использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в рабочее общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятия «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

2.

09.09


Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года.

3.

16.09


Гармония жилья с природой.





Расширение представлений о красоте деревянного зодчества Руси, работа с учебником, использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомство с русским народным жилищем, его декором.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.

4.

23.09


Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.

5.

30.09


Образ русского человека (женский образ).

Расширение представлений о культуре Руси, работа с учебником, использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение понятий «декор», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся русских художников.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширят свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

6.

07.10


Образ русского человека (мужской образ).

7.

14.10


Воспевание труда в искусстве.





Расширение представлений о культуре и традициях России, работа с учебником, использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение понятий «раек», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города (села).

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширят свои представления о культуре и традициях России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «раек», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города (села).

8.

21.10


Народные праздники.

9.

11.11


Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусства».

Обмен мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти; обсуждение произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления; закрепление навыков выполнения творческого задания.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте родного края.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.

Предметные: обменяются мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти; обсудят произведения искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления; закрепят навыки выполнения творческого задания.

«Древние города твоей земли» (7 часов)

10.

18.11


Древнерусский город крепость.

Расширение представлений о красоте деревянного зодчества Руси; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомство с укреплением древнерусского города.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города.

11.

25.11


Древние соборы.

Расширение представлений об истории искусства России; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомство с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Москвы.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления об истории искусства России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы.

12.

02.12


Древний город и его жители.

Расширение представлений о красоте деревянного зодчества Руси; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомство с укреплением древнерусского города.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города.

13.

09.12


Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно.

Расширение представлений об истории искусства России; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомство с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления об истории искусства России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «графика», «декор», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

14.

16.12


Города русской земли.

Расширение представлений о красоте деревянного зодчества Руси; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; знакомство с древнерусскими городами.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.

15.

23.12


Узорочье теремов.






Расширение представлений о красоте деревянного зодчества Руси; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомство с русским деревянным зодчеством.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством.

16.

13.01


Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно.

«Каждый народ – художник» (10 часов)

17.

20.01


Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

Расширение представлений о культуре Японии; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

18.

27.01


Отношение к красоте природы в японской культуре.




Расширение представлений о культуре Японии; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «образ», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся японских художников.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства Древней Японии.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «образ», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников.

19.

03.02


Образ человека, характер одежды в японской культуре.

20.

10.02


Искусство народов степей.

Расширение представлений о жанре пейзаж; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомство с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширят свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

21.

17.02


Образ художественной культуры средней Азии.

Расширение представлений о красоте города в пустыне – Самарканда; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомство с архитектурой Востока, ее декором.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления о красоте города в пустыне – Самарканда, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с архитектурой Востока, ее декором.

22.

24.02


Образ красоты древнегреческого человека.

Расширение представлений о культуре Древней Греции; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте древнегреческого человека.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Древней Греции; получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы.

23.

03.03


Древнегреческая архитектура.

Расширение представлений об архитектуре; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомство с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления об архитектуре, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.

24.

10.03


Олимпийские игры в древней Греции.

Расширение представлений об архитектуре; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомство с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте греческой скульптуры и живописной росписи ваз.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления об архитектуре, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.

25.

17.03


Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Расширение представлений о культуре средневековой Европы; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомство с творчеством выдающихся европейских художников.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников.

26.

07.04


Средневековые готические костюмы

Коллективное панно.

Расширение представлений о культуре средневековой Европы; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; знакомство с творчеством выдающихся европейских художников.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и РТ.

Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, РТ, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников.

«Искусство объединяет народы» (8 часов)

27.

14.04


Обобщение по теме: «Каждый народ художник»

Расширение представлений о культуре разных стран; работа с учебником.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширяют свои представления о культуре разных стран, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место.

28.

21.04


Все народы воспевают материнство

(Материнство).

Расширение представлений о жанрах изобразительного искусства; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.

Предметные: расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

29.

28.04


Все народы воспевают мудрость старости.



Расширение представлений о жанре «портрет»; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет», получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

30.

05.05


Сопереживание великая тема искусства.

Расширение представлений об анималистическом жанре; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся соотечественников.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления об анималистическом жанре, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся соотечественников.

31.

12.05


Герои-защитники.

Расширение представлений о жанре «портрет»; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся скульпторов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте в произведениях скульпторов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет», получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся скульпторов.

32.

19.05


Юность и надежды.

Расширение представлений о жанре «портрет»; работа с учебником; использование художественных материалов и инструментов для работы; усвоение сути понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомство с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности, воплощенной в произведениях живописи.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет», получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

33.

26.05


Искусство народов мира.

(Обобщение темы).

Расширение представлений о культуре разных стран; обобщение знаний, умений и навыков, полученных за год.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.

Предметные: расширяют свои представления о культуре разных стран, получат возможность проверить, чему научились за год.

34.

26.05


Урок-закрепление.


Лист коррекции рабочей программы


Дата и тема урока

Форма коррекции (объединение тем, домашнее задание)

Причина коррекции (праздничный день, отмена занятий по приказу, в связи с эпидемией)

Урока, который требует коррекции

план/-

Урока, который содержит коррекцию

план/факт





































































Приложение

Критерии оценивания по изобразительному искусству

(В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)


Критерии оценивания практических работ по изобразительному искусству

Критерии оценивания предметных умений

Отметка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Отметка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Отметка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Отметка «2» - поставленные задачи не выполнены.




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!