Рабочая программа по изобразительному искусству
УМК «Школа России» -1 класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
1 класс
В результате первого года изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" ученик научится:
- находить красоту в явлениях природы, в произведениях искусства и рассуждать об увиденном;
- находить в окружающей действительности изображения, произведения, созданные художниками;
- рассуждать о деятельности художника (что может изобразить художник; какие чувства он передает с помощью каких выразительных средств);
- описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; выражать свое отношение к ним; - наблюдать и фантазировать;
- определять плоскостное и объемное изображение;
- обсуждать созданные на уроках художественно-творческие работы;
- первичным навыкам изображения на плоскости живописными и графическими материалами, использовать смешанные техники;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- экспериментировать с красками в процессе смешения и наложения цветовых пятен;
- пользоваться линией, штрихом;
- рассказывать о содержании своей сюжетной композиции, называть главные и второстепенные предметы, определять их местоположение и цветовую характеристику;
- первичным навыкам изображения в объеме;
- рассматривать произведения скульптуры выдающихся мастеров;
- узнавать художественные предметы и украшения построек в повседневной жизни;
- узнавать орнамент;
- выполнять орнаменты на основе повтора;
- пользоваться простыми приемами работы в технике аппликации, монотипии, росписи;
- выполнять объемные конструкции из бумаги, природных, пластических и других материалов;
- навыкам коллективной творческой работы
Содержание учебного предмета
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты учишься изображать (9 ч.)
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей происходит при изучении следующих тем:
- Изображения всюду вокруг нас.
- Мастер Изображения учит видеть.
- Изображать можно пятном.
- Изображать можно в объеме.
- Изображать можно линией.
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
- Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8ч.)
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
- Мир полон украшений.
- Цветы.
- Красоту нужно уметь замечать.
- Узоры на крыльях. Ритм пятен.
- Красивые рыбы. Монотипия.
- Украшения птиц. Объемная аппликация.
- Узоры, которые создали люди.
- Как украшает себя человек.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (11 ч.)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
- Постройки в нашей жизни.
- Дома бывают разными.
- Домики, которые построила природа.
- Дом снаружи и внутри.
- Строим город.
- Все имеет свое строение.
- Строим вещи.
- Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Праздник весны.
- Сказочная страна.
- Времена года.
- Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Тематическое планирование
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
№п/п | Название разделов тема урока | Количество часов |
Ты учишься изображать (9 ч) |
1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 |
2 | Мастер Изображения учит видеть (изображение животных) | 1 |
3 | Изображать можно пятном | 1 |
4 | Изображать можно в объеме | 1 |
5 | Изображать можно линией | 1 |
6 | Разноцветные краски | 1 |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 |
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 |
9 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 |
Ты украшаешь (8 ч) |
10 | Мир полон украшений. Цветы | 1 |
11 | Красоту нужно уметь замечать | 1 |
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | 1 |
13 | Красивые рыбы. Монотипия | 1 |
14 | Украшения птиц. Объемная аппликация | 1 |
15 | Узоры, которые создали люди | 1 |
16 | Как украшает себя человек | 1 |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 |
Ты строишь (11 ч) |
18 | Постройки в нашей жизни. | 1 |
19 | Дома бывают разными. | 1 |
20 | Домики, которые построила природа. | 1 |
21 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
22 | Строим город. | 1 |
23 | Все имеет свое строение. | 1 |
24 | Строим вещи. | 1 |
25 | Постройка предметов. | 1 |
26 | Постройка предметов. | 1 |
27 | Село, в котором мы живем. | 1 |
28 | Село, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 |
30 | Праздник весны. Праздник птиц. | 1 |
31 | Сказочная страна. | 1 |
32 | Времена года. | 1 |
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | |