Рабочая программа по изобразительному искусству
УМК «Школа России»
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
2 класс
В результате второго года изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" ученик научится:
- наблюдать и эстетически оценивать природу в различных состояниях;
- высказывать простейшие суждения о природе, произведениях изобразительного искусства, предметах художественного творчества;
- понимать роль различных средств художественной выразительности в создании образа;
- обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников;
- различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета;
- смешивать основные цвета для получения составных цветов;
- смешивать цветные краски с белой и черной для получения различных оттенков цвета;
- овладевать приемам работы живописными и графическими материалами;
- выразительно передавать на плоскости и в объеме простую форму, общее строение, сюжет, настроение;
- создавать живописными и графическими материалами выразительные контрастные образы литературных героев;
- овладевать приемами создания орнамента;
- лепить простейшие объекты с использованием приемов вдавливания, вытягивания, защипов, налепов;
- преобразовывать природные формы в декоративные;
- овладевать приемами создания орнамента: повторением, ритмическим чередованием;
- овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы;
- составлять простейшие композиции в технике аппликации
Содержание учебного предмета
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник?(8 ч.)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
- Три основных цвета — желтый, красный, синий.
- Белая и черная краски.
- Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
- Выразительные возможности аппликации.
- Выразительные возможности графических материалов.
- Выразительность материалов для работы в объеме.
- Выразительные возможности бумаги.
- Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч.)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
- Изображение и реальность.
- Изображение и фантазия.
- Украшение и реальность.
- Украшение и фантазия.
- Постройка и реальность.
- Постройка и фантазия.
- Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство(11 ч.)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
- Изображение природы в различных состояниях.
- Изображение характера животных.
- Изображение характера человека: женский образ.
- Изображение характера человека: мужской образ.
- Образ человека в скульптуре.
- Человек и его украшения.
- О чем говорят украшения.
- Образ здания.
- В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч.)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
- Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
- Тихие и звонкие цвета.
- Что такое ритм линий?
- Характер линий.
- Ритм пятен.
- Пропорции выражают характер.
- Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
- Обобщающий урок года.
Календарно - тематическое планирование
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)
№п/п | Название разделов тема урока | Количество часов | |
Как и чем работает художник? (8 ч) | |
1 | Три основных цвета — желтый, красный, синий. | 1 | |
2 | Белая и черная краски. | 1 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | |
Реальность и фантазия (7 ч) | |
9 | Изображение и реальность. | 1 | |
10 | Изображение и фантазия. | 1 | |
11 | Украшение и реальность. | 1 | |
12 | Украшение и фантазия. | 1 | |
13 | Постройка и реальность. | 1 | |
14 | Постройка и фантазия. | 1 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | |
О чем говорит искусство (11 ч) | |
16 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | |
17 | Изображение характера животных. | 1 | |
18 | Изображение характера человека: женский образ (добрый герой). | 1 | |
19 | Изображение характера человека: женский образ (злой герой). | 1 | |
20 | Изображение характера человека: мужской образ. (добрый герой). | 1 | |
21 | Изображение характера человека: мужской образ (злой герой). | 1 | |
22 | Образ человека в скульптуре. | 1 | |
23 | Человек и его украшения. | 1 | |
24 | О чем говорят украшения. | 1 | |
25 | Образ здания. | 1 | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 | |
Как говорит искусство (8 ч) | |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | |
28 | Тихие и звонкие цвета. | 1 | |
29 | Что такое ритм линий? | 1 | |
30 | Характер линий. | 1 | |
31 | Ритм пятен. | 1 | |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —средства выразительности. | 1 | 1 |
34 | Обобщающий урок года | | |