СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ФГОС ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по изобразительномк искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ФГОС ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1 вариант»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС

Пояснительная записка

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В реализации требований АООП выделено несколько этапов:

I этап ― 1―4 классы (в случае пролонгированного обучения ― с 1-м дополнительным классом);

II этап ― 5―9 классы;

III этап ― 10―12 классы.

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному искусству в 1–4 классах направлены на:

всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

  • коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».

Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.

  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Описание места учебного предмета

Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть учебных планов АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 1 класса (вариант 1).

Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1), предусмотрено в учебное (урочное) время.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность (недельная нагрузка – 4 часов на каждого обучающегося), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Освоение предмета «Изобразительное искусство» предусмотрено на первых двух этапах обучения:

на I-ом этапе ― в 1-4 классах (при необходимости ­– с 1 дополнительным классом);

на II-ом этапе ― в 5 классе.

Согласно учебному плану образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), всего на изучение предметов образовательной области «Искусство» на I-ом этапе (для 1–4 классов) выделяется 303 учебных часа, из них на предмет «Изобразительное искусство» – 135 часов. В случае пролонгирования сроков обучения (при наличии 1 дополнительного класса) – 435 часов и 201 час соответственно. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю для 1 класса, что составляет 33 часа за учебный год.

В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность урока составляет 35 минут.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования (на конец 5 класса).

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных1.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты обучения

в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:

  • положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

  • понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • адекватные представления о собственных возможностях;

  • осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

  • проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результатысвязаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Подготовительный период обучения планируется для обучающихся 1 дополнительного класса и предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.

Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

Направления работы

Формирование организационных умений:правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

  • разминание куска пластилина;

  • отщипывание кусков от целого куска пластилина;

  • размазывание по картону;

  • скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;

  • примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;

  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

  • приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);

  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;

  • приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;

  • приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

  • рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);

  • рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);

  • удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;

  • осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;

  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;

  • завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

  • примакивание кистью;

  • наращивание массы;

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;

  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.



Содержание курса.

1 класс

Я рисую (33 ч)

Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, он, таким образом, запоминает его и любит. Не умея выразить свои эмоции словами, он прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги при помощи графики или радужных образов. Психологи говорят, что, рассматривая рисунки детей, изображения предметов, можно понять внутренний мир ребенка. Рисунки помогают детям избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, те качества, которые вырабатываются рисованием, и в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию вырабатывается решительность и самостоятельность, так как дети сами учатся принимать решения.

В мире волшебных линий.

Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется также в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Таким образом, линия, пятно, силуэт относятся к основным средствам художественного изображения.

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке.

Пластичность бумаги подталкивает к изменению плоского пространства рисунка на объемное, расширяя рамки восприятия процесса создания произведения изобразительного искусства. Процесс работы с бумагой помогает развивать пространственное мышление, дает возможность отдохнуть от рисования, но не удаляет ребенка из пространства изобразительной деятельности. И как интересно раскрашивать бумажные фигурки, обводить их, сравнивать плоское и объемное! Как часто возникает желание искать возможности для создания объемного рисунка после подобных сравнений!

От замысла к воплощению

Рисование школьника младших классов тесно переплетается с игрой. Процесс рисования разворачивается как своеобразная игра. Графические изображения фиксируют развертывание сюжета игры, помогают развивать его. Рисование на основе замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа — все это характеризует проявление творчества ребенка, появление у него внутреннего идеального поля действий.

Замысел плюс опыт равно творчество.

Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше». А замысел и опыт дают прекрасный результат — создание законченного рисунка с присущим ему характером и настроением.






















Календарно-тематическое планирование.

1 КЛАСС. 1 ЧАС в неделю.






Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация


1

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Характеризовать особенности красоты осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм.

Изображать характерные особенности осеннего леса, глядя на предложенный учителем образец.

Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов осенней природы.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике бумагопластики, в лепке, используя помощь учителя

Красота и разнообразие мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. В частности – красоты осенних листьев. Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Использование этого опыта в изображении осеннего листопада при работе с акварельными красками, а также в аппликации и лепке. Учим детей живописными средствами передавать богатый колорит осенней природы.

Образ осени в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев и др., а также в стихах А. Барто. Работа выполняется вместе с учителем.

Задание: аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги, рисунок, лепка.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений.

06.09


2

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование


1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя.

Изображать характерные особенности пейзажа при различном освещении.

Изображать живописными средствами состояние природы родного края.

Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с красками, цветом. Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками. Самостоятельная работа детей.

Задание: рисование летней полянки, стоящего на ней забора. На голубом небе светит яркое солнце.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец


13.09



3

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме. Понимать, что такое натюрморт. Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Овладевать живописными навыками работы цветными мелками. Овладевать навыками работы с трафаретом, используя, если необходимо, помощь учителя. Сравнивать свою работу с работами одноклассников. Изображение фруктов и овощей. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Знакомство с новым понятием — «натюрморт». Натюрморт — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Развитие художественных навыков при создании натюрмортов на основе красивых композиций из овощей и фруктов. Знакомство с трафаретом. Работа по трафарету. Творческие умения и навыки работы цветными мелками. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников.

Задание: рисование натюрморта из фруктов и овощей.

Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец

20.09


4

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование


1

Использовать трафарет простой формы для создания более сложных форм. Посмотреть, как использует трафарет твой товарищ. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

Видеть в сложной форме составляющие – простые формы. Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю. Создавать изображения на основе простых и сложных форм.

Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Развитие способности целостного обобщенного видения формы. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Помощь учителя при анализе сложной формы.

Задание: рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом или другие предметы.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. Образцы форм. Рисуем самостоятельно.



27.09


5

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

Использовать линию точку, пятно, как основу изобразительного образа на плоскости листа. Если задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Соотносить форму пятна, множество точек и разнообразие линий с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – образ будущего изображения. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии. Создавать изображения на основе пятна, точки, линии. Сравнивать свою работу с работой одноклассников.

Линия, точка, пятно — язык графики в изобразительной композиции, способ изображения предмета на плоскости. Развитие способности целостного обобщенного видения. Роль воображения и фантазии при изображении на основе линии, точки и пятна. Линия, точка, пятно – их роль при взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. Готовность рабочего места. Правильное удерживание карандаша в руке. Помощь учителя. Оценка своей работы.

Задание: работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор.

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

04.10


6

Изображаем лист сирени. Рисование

1

Сравнивать форму листа сирени с другими формами. Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. При возникновении трудностей обратиться за помощью к учителю. Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Оценивать свою работу

Разговор о временах года. Весна. Распускаются подснежники, тюльпаны очаровывают красотой, чуть позже расцветает сирень. Она окружает нас своим неповторимым ароматом. Развитие наблюдательности и изучение природных форм.

Изучение формы листа сирени. Изображение листа сирени. Форма листа. Жилки листа. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Оценка своей деятельности. Сравнение своей работы с работой окружающих.

Задание: рисование листа сирени.

Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть

11.10




7

Лепим лист сирени


1

Сравнивать форму листа сирени с другими формами. Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать (лепить) предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Понимать простые основы симметрии. Видеть пластику предмета. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и объема. Посмотреть на работу своего товарища, сравнить работы . Развитие наблюдательности и изучение природных пластичных форм. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Изучение формы листа сирени. Лепка листа сирени. Развитие художественных навыков при создании вылепленной пластичной формы на основе знаний простых форм и объемов. Творческие умения и навыки работы пластичными материалами. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. Задание: лепка листа сирени.

Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека.




18.10


8

Лепим. Матрешка

1

Находить выразительные, образные объемы, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка и т. д.). Овладевать первичными навыками изображения в объеме (рельеф). Изображать в объеме (рельеф) способами вдавливания и размазывания. Если не получается, посмотреть, как делают работу другие. Развитие способности целостного обобщенного видения. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка). Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. Анализ формы. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: лепка матрешки.

Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, пластилин, стека.

25.10


9

Рисуем куклу- неваляшку.

1

Понимать, что такое шаблон. Овладевать навыками работы с шаблоном. Изображать живописными средствами разные декоративные цветы внутри нарисованной формы. Овладевать живописными навыками работы фломастерами и мелками. Изображать предмет, максимально копируя форму, предложенную учителем. Понимать простые основы геометрии, симметрию. Оценивать свою деятельность.

Изучение формы. Изображение неваляшки. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Декоративная роспись. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников. Оценка работы. Задание: рисование куклы-неваляшки. Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки.

08.11


10

Деревянный дом в деревне. Лепка.


1

Наблюдать постройки, созданные человеком. Анализировать их форму, пропорции, конструкцию. Изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки. Понимать, что в создании формы постройки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта постройка (дом) будет выглядеть. Работать по образцу.

Первичное знакомство с архитектурой. Постройки в окружающей нас жизни. Назначение построек. Постройки, сделанные человеком. Материалы для постройки. Понятия «внутри», «снаружи». Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Изображение деревянного дома в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин и др. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.

Задание: изображение деревянного дома из бревен из пластилина.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, иллюстрация с изображением деревянного дома – образец.

15.11


11

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация


1

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Работать как индивидуально, так и в группе. Конструировать (строить) из бумаги. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Дальнейшее знакомство с архитектурой. Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Изображение деревянного дома в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин и др. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание деревянных домов на иллюстрациях художников. Приемы работы в технике бумагопластики. Оценка своей деятельности.

Задание: изображение деревянного дома в технике аппликации.

Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы, иллюстрация с изображением деревянного дома

22.11


12

Аппликация «Рыбки в аквариуме»


1

Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя ее в технике бумагопластики. Осваивать приемы работы с аппликацией. Изображать, используя цветную бумагу в аппликации. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Овладевать приемами работы с бумагой. Развивать навыки созданиясложной, многофигурной композиции.

Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение аквариума в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка.

Задание: аппликация из цветной бумаги.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), цветные карандаши. Фломастеры

29.11


13

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка


1

Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть. Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными карандашами. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Работать как индивидуально, так и в группе.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Конструировать (строить) из бумаги. Восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений в картине В. Сурикова. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, мороз, снег). Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создать образ, выражать характер изображаемого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус).

Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши

06.12


14

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация


1

Передавать в изображении характер и настроение праздника. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины. Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник. Сравнивать свою работу с другими работами. Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин (В. Суриков. «Взятие снежного городка») с выразительными деталями зимней природы, (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). Умение видеть. Развитие зрительных навыков. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Цветовые решения. Колорит картины. Украшение. Праздник. Передача ощущения праздника художественными средствами. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке.

Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши.

13.12


15

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека


1

Объяснять, чем похожи и в чем разные люди. Знать, как называются разные части тела человека. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике лепки. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы, которыми работает скульптор. Выразительные возможности пластилина. Человек. Изображение человека. Части тела. Части головы, лица. Чем похожи люди и в чем разные? Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка

Задание: слепи части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце.

Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец

20.12


16

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

1

Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой?

Знать, как называются разные части тела зайки. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин с выразительными деталями зимней природы (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). Умение видеть. Развитие зрительных навыков. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Животный мир леса. Заяц. Внешний вид животного. Части тела зайца. Цвет зайки зимой и летом. Почему зайка зимой белого цвета? Соблюдение пропорций. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика.

Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры

27.12


17

Рассматривание картин художников



1

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Начальное формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы, что помогает сделать жизнь еще красивее. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами? Как воспитывать в себе зрительские умения? Различные жанры изобразительного искусства. Рассматриваем картины знаменитых художников (Б. Кустодиев, И. Шишкин, А. Герасимов и др.). Выражение в картине настроения, состояния души. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства.

Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника

10.01



18

Пирамидка. Рыбка. Аппликация


1

Овладевать техникой и способами аппликации. Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Продолжать осваивать приемы работы графическими материалами. Наблюдать за работой одноклассников. Изучение формы. Композиция рисунка. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение рыбки, пирамидки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Учимся видеть красоту. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры

17.01



19

Ваза с цветами. Аппликация

1


Объяснять, чем отличаются листы бумаги друг от друга.

Знать, для чего предназначена ваза. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Развитие зрительных навыков. Форма. Композиция. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цветовые решения. Колорит. Линия, штрих, цветовое пятно и художественный образ. Изображение вазы с цветами в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Оценка своей деятельности.

Задание: изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры

24.01


20

Колобок. Нарисуй картинку


1

Анализировать последовательность изображения головы, лиц героев композиции. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров книжной графики и других видов искусства. Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи сказочности происходящих событий и действий. Понимать условность и субъективность художественного образа. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Сказка, фольклор. Русские народные сказки показывают детям, насколько богатой может быть речь. Кроме выразительности языка, в них всегда присутствует добрый юмор. Художники-иллюстраторы. Художественные средства выразительности. Сюжет сказки. Цветовые решения. Колорит. Передача ощущения сказки художественными средствами. Персонажи-животные в сказках — это человеческие характеры.

Весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». Выражение своего мнения относительно своей деятельности и деятельности других.

Задание: рисование Колобка на полянке.

Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки

31.01


21

Дома в городе. Аппликация

1

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать навыками конструирования из бумаги. Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации. Оценивать свою деятельность. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий (иллюстрации) разных форм, разной этажности. Город. Здания различного назначения. Конструкция здания. Приемы работы в технике бумагопластики. Формирование первичных умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей.

07.02


22

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

1

Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипывание). Создавать изображение дома в технике лепки с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Оценивать свою деятельность.

Выразительные возможности пластилина. Изображение одноэтажного и трехэтажного дома. Передача пропорций и структуры дома. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме и размеру одноэтажного и трехэтажного дома. Использование этого опыта в изображении дома в технике лепки. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.

Задание: изобразить в лепке одноэтажный и трехэтажный дом.

Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей

14.02


23

Многоэтажный дом. Аппликация

1

Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Создавать и конструировать из простых геометрических форм. Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Овладевать приемами работы с бумагой. Оценивать свою деятельность. Особенности создания аппликации. Аккуратность и внимательность. Чувство композиции. Композиционный центр. Изображение многоэтажного дома в технике аппликации. Умение видеть цвет. Деление цветов на теплые и холодные. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников. Задание: сделать аппликацию – изобразить многоэтажный дом. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей

21.02



24

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).т Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Отображение всей красоты весенней природы в произведениях художников. Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан А. Саврасов и др.). Выражение в картине настроения, состояния души.

Опыт восприятия произведений изобразительного искусства.

Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Какое время года изображено на картине?

Материалы и инструменты:иллюстрация картины художника.





07.03



25

Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи настроения, состояния природы в картине. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь). Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами. Продолжать осваивать приемы работы по образцу.

Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Рисуем деревья, почки на деревьях, солнце. Усваиваем понятия «справа», «слева», «над», «под». Композиция рисунка. Колорит. Развитие навыков работы с красками (гуашь), цветом. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.

Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника

14.03


26

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик.

Рисование

1

Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы. Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка. Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка. Оценивать свою деятельность. Сравнивать выполненную работу с работой одноклассников.

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Тепло. Хорошо.

Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Этот художник внес особенный вклад в сокровищницу русской живописи. Его пейзажи отличаются необыкновенной красотой и реалистичностью. Он настолько точно передал в своих картинах описание природы весной, что можно долго рассматривать полотно, любуясь каждой изображенной деталью. Выражение в картине настроения, состояния души. Рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Построение рисунка. Использование вспомогательных точек для построения кораблика.

Выбор необходимой палитры красок. Цвет. Колорит. Оценка своей деятельности. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: нарисуй картинку по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички).

Материалы и инструменты:бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника

21.03




27

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

Понимать, что живопись — это необыкновенный вид искусства, который отчетливо и красочно передает видение автором конкретного пейзажа. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Стараться передать красками увиденную красоту и вложить в нее свои чувства. Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивать навыки работы гуашью. Оценивать свою деятельность.

Весна. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы. Красота окружающего мира. Распускаются листья. Появляются цветы. Яркие краски весны. Нежность. Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с красками (гуашь), цветом. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти

04.04



28

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация


1

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы. Получать первичные навыки декоративного изображения. Оценивать свою деятельность. Формировать навыки самостоятельности в работе. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет ее в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности. Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент. Орнамент — узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала — ритм и симметрия. Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги. Узор. Украшать. Выполнение работы самостоятельно. Задание: аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец.

11.04



29

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

1

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Участвовать в создании коллективных работ. Понимать роль цвета в создании аппликации. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании наряда (сарафана). Оценивать свою деятельность. Формировать навыки совместной работы.

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Праздник. Хоровод. Танец. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод. Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. При возникновении трудностей — выполнение работы совместно с учителем.

Задание: сделай аппликацию и дорисуй ее.

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши

18.04


30

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции деревенского деревянного дома и назначение его отдельных элементов. Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья).

Выражать свое отношение к архитектуре деревянного деревенского дома. Развивать навыки творческой работы в технике акварели. Сравнивать свою работу с другими. Дом. Уют. Тепло. Анализ формы домов и их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие домов. Природные материалы для постройки, роль дерева. Образ традиционного русского деревенского деревянного дома. Красота природы. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Пропорции. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: рисунок красками и кистью. Домик в деревне. Деревья рядом с домом.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка

25.04



31

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

1

Эмоционально откликаться на красоту природы. Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа. Осваивать приемы работы в технике аппликации. Изображать, используя все многообразие цвета. Развивать навыки работы в технике аппликации. Понимать пропорции как соотношение между собой частей одного целого. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного гриба). Формировать навык самостоятельности. Природа. Красота природы. Лес. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Названия грибов. Форма гриба и его строение. Части гриба. Шляпка, ножка. Деревья. Пенек. Лесная полянка. Композиция рисунка. Последовательность построения композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и контраст. Самостоятельное выполнение работы.

Задание: аппликация с дальнейшим дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке.

Материалы и инструменты: бумага цветная, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением грибов.

16.05


32

Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

1

Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Усвоить информацию о существовании двух плоскостей – горизонтальной и вертикальной. Закрепить понятия (наверху, внизу). Развивать пространственные представления. Учитывать размер и форму предметов.

Составлять рассказ по нарисованной картинке. Практика совместной деятельности. Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных представлений. Круг наблюдений. Отбор объектов изображения. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие двух плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «наверху», «внизу». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.

Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Наверху облака. Внизу цветы».)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки

23.05



33

Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».)


1

Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Закрепить понятия (над, под, посередине, в центре). Развивать пространственные представления. Учитывать размер и форму предметов. Составлять рассказ по нарисованной картинке. Формировать навыки самостоятельности.

Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных представлений. Круг наблюдений. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Выполнение работы самостоятельно.

Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Ночь, луна, домик».)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки

30.05





Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным потребностям.

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной категории обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».

Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Систематическое изучение содержания курса на I-ом этапе обучения по предмету «Изобразительное искусство» обеспечивается на основе использования одноименных учебников «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемых издательством «Просвещение».

Содержание учебников направлено на формирование жизненных компетенций обучающихся, а именно на практическое усвоение приемов работы с разными художественными материалами и в разных видах изобразительной деятельности, на воспитание эстетического отношения к окружающей действительности с актуализацией жизненного опыта ребенка, на развитие его коммуникативных навыков и др. Материал учебников способствует усвоению учащимися доступных академических знаний о цвете, форме, композиции, материалах и инструментах, а также соответствующего словаря, знакомит с произведениями известных художников и предметами народного творчества.

Обучение рисованию, лепке, работе над аппликацией детей с нарушением интеллекта выстроено с учетом особенностей их развития. Материал учебников направлен на формирование у детей способов познания предметов и явленийдля образования у них полных и ярких представлений об окружающем мире, развивает восприятие, зрительно-двигательную память, наглядно-образное мышление и воображение.

В учебниках учтены психофизические особенности, трудности обучающихся с нарушением интеллекта и возможности развития их познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер деятельности, а также разный уровень развития обучающихся в составе одного класса.

Иллюстративный ряд в учебниках многофункционален: являясь частью методического аппарата, иллюстрации не только дают представление о технических приемах изображения в рисунке, аппликации, лепке, но и становятся наглядной опорой развития мышления, эмоциональной сферы, эстетического восприятия обучающихся, руководством к организации их учебной деятельности.

В структуру учебников, в том числе для 1 класса, включены страницы для организации специальных упражнений, в процессе которых дети с нарушением интеллекта будут преодолевать трудности в овладении отдельными техническими приемами (запоминание формы посредством обведения пальчиком, проведение карандашом линий различной конфигурации, удержание кисти в разных положениях и многое другое). По образцам, рекомендуемым на страницах учебников, учитель сможет подготовить индивидуальный раздаточный материал для учеников класса с учетом возможностей каждого из них. Необходимый для выполнения ряда заданий дидактический материал для каждого класса (образцы графических изображений для обведения по контуру и раскрашивания, заготовки для использования их в качестве основы творческой деятельности обучающихся и др.) размещен на сайте издательства с возможностью свободного доступа, копирования и распечатывания учителем при подготовке раздаточного материала к урокам.

Методические странички в конце учебников служат опорой для педагога в организации деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства по определенным учебной программой направлениям работы и с учетом специфики методов и приемов обучения школьников с умственной отсталостью.

В методических рекомендациях, сопровождающих учебники для 1–4 классов, подробно рассматриваются вопросы развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности и формирования интереса к изобразительному искусству, восприятия формы, цвета предметов и явлений природы, способов изображения и приемов работы с разными художественными материалами, формирования технических умений в изобразительной деятельности, навыков работы с художественными материалами и принадлежностями, обучения восприятию произведений искусства, композиционной деятельности и развития воображения.

К учебнику предлагается электронная версия. Использование электронной формы учебника (ЭФУ) дает дополнительную возможность активизации учебной деятельности школьников, расширения их представлений в связи с изучаемым предметом, формирования их жизненной компетенции и социальной адаптации. Данная форма учебника может быть использована какна уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для проведения внеурочных мероприятий. В целях обеспечения наибольшей эффективности привлечения материалов ЭФУ педагогу требуется организовывать учебную деятельность школьников с учетом их индивидуальных возможностей и специфики обучения. При необходимости педагогу следует давать дополнительные пошаговые инструкции, демонстрировать способы действия при выполнении тестовых заданий, предлагаемых в качестве тренажера и контроля.

Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.







Планируемые результаты изучения учебного предмета:

-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

-развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

-овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);

-овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.

Общие организационные умения: правильно сидеть за рабочим столом; правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими; правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).

Технические навыки изобразительной деятельности:

  • овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина; скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.

  • овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

  • овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.

  • овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)

  • овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание массы.

  • овладение действиям с шаблонами и трафаретами

Композиционная деятельность: знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения; применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое); применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции: усвоить понятия«предмет», «форма», «часть», «узор»; иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм; знать геометрические фигуры; с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства; соотносить формы предметов с геометрическими фигурами; передавать пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.

Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи: узнавать и различать цвета спектра; уметь работать кистью и красками; проявлять эмоции при восприятии цвета; передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть); на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации.

Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений; иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).

1 В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных действий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!