Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
В соответствии с учебным планом изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7-х классах выделено 35 часов в год, 1 учебный час в неделю.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
№п/п | Дата проведения | Название темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Формы работы | Основные понятия | Отслеживание результатов обученности учащихся (формы контроля) |
Раздел 1. «Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры » 8 часов. |
1 | | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно - пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. | Коллективная индивидуальная | Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции |
Объёмно - пространственная и плоскостная композиции. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная |
2 | | Прямые линии и организация пространства | 1 | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла. | Индивидуальная | Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. | Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно - эмоциональных задач. |
3 | | Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту . | Индивидуальная Коллективная. | Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, | Практическая работ по теме «Акцентирующая роль Цвета в организации композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». |
4,5 | | Буква — строка — текст. Искусство шрифта | 2 | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. | Индивидуальная | Буква как изобразительно – смысловой символ звука. Буква и искусство | Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». |
6,7 | | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 2 | Понимать и объяснять образно - информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале | Индивидуальная | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно - информационная цельность. Стилистика изображений | Практических работ по теме «Изображение — образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки». |
8 | | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна Сюжет и содержание в картине | 1 | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. | Индивидуальная | Соединение текста и изображения. Коллажная композиция: образность и технология. Композиция, сочинение. | Выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере). |
Раздел 2. «В мире вещей и зданий Художественный язык конструктивных искусств (8 час.) |
10 | 7.11 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету | 1 | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар. Применять в создаваемых пространственных композициях | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр, проекционная природы чертежа. | Выполнение практической работы по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» |
11 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки.. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. | Фронтальная, беседа. | Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета | Практическая работа по теме : «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объёмно - пространственного макета) |
12 | | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. | 1 | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Баланс функциональности и Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. | Практических работ по темам: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности» |
13 | .11 | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. | Индивидуальная | Главные архитектурные элементы здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). | Выполнение практической работ по теме «Проектирование объёмно пространственного объекта» |
14 | | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени | 1 | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. | Групповая, индивидуальная | Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. | «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно - тематической инсталляции» |
15 | | Форма и материал | 1 | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей | Индивидуальная проектная деятельность | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. | Практическая Работа по теме «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи — вещь»). |
16 | | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве | 1 | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно - дизайнерского объекта. Выполнять коллективную творческую работу по теме | Коллективная | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. | Коллективная практическая работа по теме «Цвет как, конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов) |
Раздел 3. Город и человек Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов) |
17 | | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого | 1 | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно - художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно_ пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры прошлого | Фронтальная индивидуальная | Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей | Работа по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (аналитические работы, зарисовки) |
18-19 | | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна | 2 | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы | Групповая, индивидуальная, | Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально – строительной базы. | Практические работы по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц |
20-21 | | Живое пространство города. Город, микро_ район, улица | 2 | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Схема - планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды . Цветовая среда | Практическая работа по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы («карты») организации городского пространства) |
22-23 | | Вещь в городе и дома. Городской дизайн | 2 | Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн - проектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию | Групповая, индивидуальная, | Информативный комфорт городской среды: | Практическая работа по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно – графической композиции ) |
24-25 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды. | 2 | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. | Индивидуальная | Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). | Выполнение Практическая и аналитическая работа по теме «Роль вещи в образно - стилевом решении интерьера» (создание образно - коллажной композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно - цветового решения ) |
26 | | Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства | 1 | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно - парковой архитектуры Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования . | Фронтальная, индивидуальная | Пространственно - конструктивное мышление. Технология макетирования | Аналитическая и практическая работ по теме «Композиция архитектурно - ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», |
«Ты — архитектор! Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование » 9 часов |
27-28 | | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление | 2 | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно - пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании архитектурно -смысловой логикой. | Групповая, | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности | Выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город» |
29 | | Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь ,и я скажу, какой у тебя дом. | 1 | Осуществлять в собственном архитектурно -дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно - бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции | Индивидуальная | Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей | Выполнение аналитической и практической работ по теме «Индивидуальное проектирование. Создание плана - проекта «Дом моей мечты» |
30 | | Интерьер, который мы создаём | 1 | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно- архитектурный композиционный. замысел | Групповая, индивидуальная, | Многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения. | Практической работы по теме «Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты»(фантазийный или реальный) |
31 | | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | 1 | Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно -пространственной композиции в формировании букета по принципам | Групповая, | Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы | Практическая работа по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны. |
32 | | Мода, культура и ты. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования | Групповая, индивидуальная, | Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. | практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста) |
33 | | Встречают по одёжке | 1 | Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции. | Коллективная | Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч. | Коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину). |
34 | | Автопортрет на каждый день | 1 | Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое. Вырабатывать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. | Индивидуальная | Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический | Выполнение практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового |
35 | | Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы0 | 1 | Понимать и уметь доказывать, что человеку, прежде всего, нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года | Коллективная | Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. | Создание коллективной практической работы по теме «Имиджмейкерский сценарий-проект с использованием различных визуально дизайнерских элементов», соревновательно -игровая реализация сценария проекта. |