СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искуству за 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Изобразительному искусству»



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство», 4 класс обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении изобразительного искусства в начальной школе, являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества;

  • в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении изобразительного искусства в начальной школе, являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

  • в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;

  • в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе отражают:

  • знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

  • изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

  • средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

  • интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

  • имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

  • применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.


Художественный мир, сотворённый по законам сказки

Ученик научится:

  • осознавать, что сюжеты произведений искусства на темы реальной жизни учат тому же, что и сюжеты сказок;

  • видеть общее и различное в сказочных сюжетах, воплощённых художниками в иллюстрациях, и в реальной жизни, отраженных в живописи;

  • понимать, что построение любого произведения искусства основано на конфликте противоположностей.


Ученик получит возможность:

  • сравнивать и описывать колорит картин и иллюстраций ,рассказывающих о светлых, радостных и о трагических событиях.

  • создавать выразительный образ осени, используя контраст.

  • понимать, что в жизни, как в сказке ,человек сталкивается с понятиями «добро»-зло», «прошлое-будущее», «жизнь-смерть»;

  • узнать, что такое колорит в живописи;

  • .понимать, что столкновение противоположных цвето -линий, форм в произведении изобразительного искусства создаёт выразительный образ;

  • сравнивать и противопоставлять элементы картины, понять её содержание;

  • узнать, что такое пейзаж и натюрморт.


Образы стихий

Ученик научится:

  • определять доминирующие стихии на картинах художников;

  • узнавать древние знаки и символы, использованные в произведениях декоративно-прикладного искусства, находить среди них обозначение стихий природы; передавать цветом природные стихии по ассоциации;

  • выполнить упражнения; изображать порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью;

  • создавать портрет Ветра (доброго или злого, нежного или ласкового, могучего и разрушительного)

  • передавать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы;

  • создавать образ огня- друга или врага человека;

  • создавать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.


Ученик получит возможность:

  • сравнивать образ Земли в поэзии и изобразительном искусстве;

  • Понимать и выявлять многозначность значений земли в искусстве и различать символику.

  • понимать символику воздушной стихии: воздуха, ветра, неба;

  • находить символы воздуха и неба в произведениях древнего искусства; создавать образ ветра

  • изображать порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью;

  • понимать роль огня в жизни людей; знать символику огня и мифы его происхождения; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • понимать роль воды в жизни людей; знать символику воды, мифы и сказки, связанные с ней; создавать средствами графики или живописи образы воды, явлений природы, связанных с водой, сказочных героев.


Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Ученик научится:

  • осознавать ценность античной культуры;

  • выполнять художественно -творческое задание на темы древнегреческой культуры;

  • создавать из бумаги маску.


Ученик получит возможность:

  • узнать каким был первый театр, откуда и как он появился; определять трагическое и комическое в искусстве и в жизни;

  • узнать функции маски в античном театре и в более поздние эпохи;

  • находить общие черты в различных изображениях человека в скульптуре Древней Греции; соотносить лучшие черты человека Древней Греции и современного мира;

  • узнать, что архитектура — это искусство проектирования и строительства зданий;

  • представление об образе архитектуры Древней Греции.


Одухотворённые образы Средневековья

Ученик научится:


  • .различать готические соборы среди других построек.;

  • рисовать план замка; выполнять коллективную работу; участвовать в создании макета средневекового замка;

  • создавать образ человека Средневековья: в его облике должна быть видна тяга ввысь, устремлённость к небу, к Богу.

  • осваивать знаки и символы разных эпох; расшифровывать смысл изображений на гербе;

  • создавать свой герб или герб своей семьи, используя знаки, рассказывающие о занятиях и устремлениях людей.

  • выполнять коллективную работу по созданию композиции на тему средневекового праздника.

  • объяснять значение пословиц и поговорок о времени; объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства; различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства, в театральных декорациях; иметь представление о работе художника в театре; выполнять эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке, передавая ход времени.


Ученик получит возможность:


  • иметь представление об образе средневековой Европы, её верованиях, архитектуре, посвящённой религии;

  • видеть, что вертикаль -знак эпохи Средневековья, подчиняющий себе архитектуру, костюм человека;

  • понимать, что многое, к чему человек привык в повседневной жизни, является знаком;

  • осваивать знаки Средневековья, иметь представление о геральдике.

  • понимать роль герба и изображённых на нём знаков в жизни средневековых рыцарей;

  • понимать символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков;

  • определять по изображениям на гербе, что собой представляет его владелец и к чему он стремиться;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников; понимать, что многие сказки имеют реальные жизненные истории возникновения; изображать фактуру предмета; создавать изображение в технике граттаж; использовать простые формы для создания выразительных образов архитектуры.


Сказочные образы Востока

Ученик научится:

  • понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей;

  • выполнить упражнения на сочетание тёплых и холодных цветов, дополнительных цветов;

  • создавать образ природы Востока: цветущий сад или высохшую пустыню, высокие горы или морские просторы, передавать колорит Востока так, как это удалось художнику М.Сарьяну;

  • создавать орнамент в восточном стиле декоративной решётки или изразца;

  • изображать волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джин;

  • создавать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы».


Ученик получит возможность:

  • вспомнить известные сказки Востока; рассмотреть иллюстрации к сказкам народов арабского Востока; осмыслить образы героев арабских сказок;

  • иметь представление о разнообразии природы Востока; эмоционально воспринимать обобщённые образы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна; выполнять задание на сочетание тёплых и холодных цветов; использовать дополнительные цвета; создавать образ природы Востока, передавть колорит Востока;

  • иметь представление об образах архитектуры арабского Востока; воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока; рассматривать и анализировать геометрический и растительный орнаменты на изразцах; создавать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока.

  • иметь представление о мифологических героях восточных сказок; соотносить фантастические умения героев восточных сказок с чудесными явлениями из русских волшебных сказок; осознавать роль предметов, наделённых в сказках волшебной силой; иметь представление о символике и особенностях изображения сказочных предметов; разработать эскиз предмета с учётом характера и особенностей его будущего хозяина.

Образ человека в искусстве арабского Востока

Ученик научится:

  • создавать образ мужчины средневекового Востока;

  • создавать образ женщины средневекового Востока.


Ученик получит возможность:

  • понимать, что сегодня судить о человеке прошлого мы можем по его образам, созданным искусством;

  • узнать, что такое книжная миниатюра, и представлять её роль в понимании культуры Востока; иметь представление о понимании образа идеального человека на востоке;

  • сравнивать образ идеального человека на Востоке и в отечественной традиции.


Яркие образы Индии

Ученик научится:

  • рисовать схемы -силуэты индийских храмов -мусульманского и традиционного;

  • использовать символику индийского искусства; придумывать и создавать амулет, который, по верованиям индусов, может оказать человеку помощь в учёбе и познании мира;

  • выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация);

  • создавать образ индийской женщины или выполнить парный портрет -женщины и мужчины в традициях индийского искусства.


Ученик получит возможность:

  • иметь представление о многообразии культуры Индии; различать образы мусульманской и традиционной архитектуры Индии;

  • узнать символы индийской культуры; значение ступы в культуре Индии; сравнивать символику Индии с символами древнего искусства славян, находить общее и специфичное;

  • размышлять по отражениям в живописи и миниатюре о представлении жителей Индии о прекрасном человеке; понимать особенности изображения человека в искусстве Индии; иметь представление об образе идеального человека в искусстве Индии.

Добрые образы Китая

Ученик научится:

  • изображать природу в традициях искусства Китая;

  • создавать образы природы. какой её видели китайские художники;

  • рисовать эскиз воздушного змея из бумаги или фонаря в виде дракона;

  • создавать образ человека в традициях искусства Китая.


Ученик получит возможность:

  • иметь представление об искусстве и культуре Китая; осознавать связь с природой искусства средневекового Китая;

  • эмоционально воспринимать одухотворённые и поэтичные образы природы в искусстве Китая; понимать связь между изображением и надписью на свитке; знать особенности восприятия и изображения природы в Древнем Китае; понимать пространство в пейзаже как символ бесконечности мира; знать и использовать символическое значение предметов;

  • объяснять, почему дракон объединяет в себе четыре стихии; сравнивать воззрения китайцев о драконе как представителе времён года с суждениями о временах года других народов и связанных с ними образами; иметь представление о традициях в Китае, связанных с образами дракона;

  • иметь представление об образе идеального человека в искусстве Китая; видеть и трактовать связь человека с природой по женским портретам в китайской живописи; понимать и объяснять разницу в отношениях к женскому и мужскому образу в искусстве Китая.


Музеи и выставки

Ученик научится:

  • устраивать выставку работ, созданных за год;

  • анализировать, чему научился за год.


Ученик получит возможность:

  • узнать ведущие художественные музеи страны и своего региона;

  • узнать основные жанры и виды изобразительного искусства.








Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Искусство - генератор культуры

Художественный мир, сотворённый по законам сказки

Сказочные сюжеты. Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение.

Сюжеты жизни и сюжеты сказки. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Произведения изобразительного искусства, посвящённые темам реальной жизни. О чём рассказывают эти произведения.

Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведённых художниками (на примере картин Б.Неменского «Тишина»,М.Шагала «Купание ребёнка, Т.Яблонская «Хлеб», В.Васнецова «После побоища», В.Перова «Тройка»). Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей .В сказке это: начало пути-конец пути, живая вода-мёртвая вода, налево пойти или направо, верхний небесный мир -нижний подземный мир или подводный, светлые помыслы — чёрные мысли и т.п.

Средства художественной выразительности, раскрывающие замысел произведения.

Сравнение или противопоставление в картине: маленького и большого, высокого и низкого, света и тени. Натюрморт-изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж-изображение природы.

Образы стихий

Ожившие стихии . Стихии в картинах художников И.Левитана, К.Айвазовского, Н.Рериха, А.Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»

Образ Земли в искусстве

Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, родном крае, Родине. Соотнесение образа Земли в поэзии и в изобразительном искусстве.

Земля -символ плодородия и богатства во многих мифах мира, символ жизни.

Ключ Земли — сказы Бажова. Связь древних обрядов с Землёй. Уральский сказочник П.Бажов и его герои. Ключ-символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играет решающее значение

(«Буратино», «Королевство кривых зеркал» и.д.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения.

Образ воздуха в искусстве. Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо- источник влаги и тепла. Поклонение небу.

Противопоставление Воздуха Земле, наделение его противоположными качествами. Воздух-символ свободы и перемен, воображения и полёта фантазии. Связь со стихией воздуха воздушных замков. Воздух- среда обитания сказочных существ: эльфов ,сильфид и фей.

Символы воздуха в искусстве-птицы, облака, крылья, воздушный змей.

Образ огня в искусстве. Огонь -символ власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Значение огня и света в жизни человека и природы. Символика огня-треугольник, направленный остриём вверх; пламя, факел, солнечные лучи. Огонь -союзник человека, горящий очаг- символ семейного благополучия. Огонь -символ справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося.

Огонь — враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Огненная безжалостная бездна- ад. Образ дневнегреческого героя мифа — Прометея, добывшего огонь для людей. Олимпийские игры и олимпийский огонь.

Образ воды в искусстве. Двойственность воды по своему значению: океаны, моря, быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принимать форму сосуда, легко обтекать препятствия. Тайна воды: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Образ потока — символ трудностей и непреодолимых преград. Река -символ забвения. Вода –источник жизни, обновления, очищения, здоровья, долголетия. Древнее изображение воды.


Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Культура Древней Греции. Культура Древней Греции- одна из самых замечательных в истории человечества. Значение для развития культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура и т.д.

Образ природы и построек Древней Греции. Храмы. Главный храм Афинского Акрополя -Парфенон.

Театр в Древней Греции. Особенности греческого театра. Амфитеатр. Трагедия-спектакль с печальным концом. Комедия-весёлое, смешное представление. Костюм и маска актёра. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа. Значение цвета маски. Двойные маски с разным выражением лица. Использование масок в более поздние эпохи.

Образ человека Древней Греции. Основные качества достойного человека, черты, способные подчеркнуть в нём в первую очередь гражданина-защитника своей страны

Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы людей и богов в искусстве Древней Греции. Одежда человека Древней Греции: хитон и гимантий. Сравнение образов античной архитектуры и человека.

Одухотворённые образы Средневековья

Идеалы Средневековья. Образ Великого Бога - милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Украшение соборов скульптурами фигур святых или жутких чудовищ.

Величественные соборы и неприступные замки. Образ готического собора.

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков. Скульптуры при входе в готический храм. Устремлённость вверх формы зданий и вытянутых фигур святых. Устремлённость в образе человека к возвышенному и недосягаемому небу. Яркие цветные витражи на окнах соборов. Декоративные орнаменты и композиции в витражах.

Вертикаль -знак эпохи Средневековья. Внешний вид человека, высокие головные уборы конусообразной формы.

Знаки и символы времени. Знаки: буквы, цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена, медали и т. д.

Родовой герб над входом в замок Вера древних людей в неразрывную связь знака и предмета. Рисунки на стенах пещер знаков животных и проведение ритуала охоты. Древнейшие знаки и символы-основа развития письменности.

Знак Средневековья -вертикаль. Геральдика. Герб как отличительный знак в Средние века.

Соответствие изображения на гербе роду занятий, характеру, устремлениям их владельцев. Смысл изображений: лев -сила, власть; ворон-мудрость и долголетие; орёл- возвышенность духа; волк- бесстрашие; собака-преданность; птица феникс бессмертие и возрождение; мех горностая- чистота и королевское достоинство. Формы гербов. Изображение и цвета герба. Простые и сложные композиции гербов. Знак Венеры — женское начало. Знак Марса — мужское начало.

Символика цвета. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность для рыцарей языка геральдики. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Изображение герба каждого рыцаря.

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок. Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица» Иллюстрации к сказке «Спящая красавица». Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссо -прообраз замка из сказки.

Образ времени в сказках. Течение времени в сказках. Часы как символ идущего, навсегда проходящего времени. Солнечные часы. Песочные часы. Пословицы о времени. Смысл часов на картинах художников. Роль часов в сказках. Смысл часов на картинах художников. Натюрморты голландских художников. иллюстрации к сказке Шарля Перро «Золушка»

Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля: эскизы костюмов, макеты декораций.

Сказочные образы Востока

Чудесный мир сказок народов Востока. Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок -важные и коварные султаны, бедные и смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония)

Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока

Образы искусства арабского мира. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Лампа Алладина», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. Отражение в сказках культуры многих стран Ближнего и среднего Востока, а также Северной Африки.

Образ природы. Разнообразие природы Востока. Цветущие сады, роскошные дворцы, узкие глинобитные улочки в бедных районах города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья, пещеры. Краски и цветовые сочетания в природе Востока. Обобщённые образы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна.

Образы архитектуры. Богатство декора архитектурных сооружений Востока. Геометрический и растительный орнамент изразцов. Голубая мечеть в Стамбуле.

Художественное оформление волшебных предметов. Образы мифологии арабского Востока: джинны -демоны, сотворённые из чистого огня. Фантастические возможности джиннов. Места обитания: волшебная лампа, закупоренная бутылка, древний кувшин. Джинн -защитник, джинн- враг. Защитный амулет Востока «Ладонь Фатимы».

Образ человека в искусстве арабского Востока

Мужской образ. Богатые фольклорные традиции, дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии-иллюстрации к произведениям поэтов. Образ человека: его одежда, окружающие предметы. Качества настоящего мужчины: великодушие, щедрость, доблесть, стойкость, верность данному слову.

Женский образ. Жизнь восточных женщин: истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, живших в роскошных дворцах; другие женщины- нежные жёны, хорошие хозяйки и заботливые матери. Главное качество -спокойная покорность судьбе, молчаливость, достоинство, плавная и величавая походка. Длинная, свободная одежда, закрывающая женщину с головы до пят.

Яркие образы Индии

Образы архитектуры Индии. Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж- Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов — мусульманского и традиционного.

Ступа — символ природы и ума. Архитектурное сооружение ступа- древнейший символ индийской культуры («вершина»). Ступа-символ мудрости Будды. Ступа как вертикальная модель Вселенной.Символические формы ступы: квадрат в основании постройки- символ порядка и устойчивости; круглая, убывающая по спирали форма колокола-символ движения и развития. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных. Центральный

Слон -символ мудрости, величия и непобедимой мощи. Особое значение слона в Индии. Ганеша -бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии. Слоны -персонажи древних и современных росписей. Слон в Индии- символ мудрых правителей. Значение росписи в искусстве Индии. Настенная живопись в древних храмах, украшение современных помещений панно и расписанными яркими узорами тканями.

Образ человека в искусстве Индии. Отражение в живописи и миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов воспроизведённые среди многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность. Изображение фигур на фоне пышного тропического пейзажа. Характерные черты: смуглые лица, изогнутые дугой тёмные брови, большие выразительные глаза. Одежда — сари из лёгких тканей. Использование многочисленных украшений. Традиционная одежда мужчин. Роль декоративного фона в живописи, яркие и сочные краски. Основные темы изображений-божества, мифологические сказания, сцены из известных поэм, звери, птицы, растения, люди в красочной и тонко выписанной одежде. Интерьер, убранство помещений. Древние и современные изображения индийских женщин.

Добрые образы Китая

Образы архитектуры Китая. Древний Китай — одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды. Значение художника в древнем Китае. Любовь к изображению пейзажей. Размещение на небольшом листе сотни тысяч вёрст. Изображение деревьев.

Искусство выбирать главное. Одухотворённые и поэтичные пейзажи. Художественные материалы: тушь и акварель -на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением. Два пейзажа в Китае. Обобщённый образ ландшафта, изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево, не букет цветов, а один цветок. Каждый предмет-символ. Пространство в пейзаже- символ бесконечности мира.

Дракон -символ добра и защиты. Центральное место дракона в китайской мифологии. Дракон -защитник от зла и нечистой силы, символ счастья и благоденствия.

Образ человека в искусстве Китая. Соединение реального человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, духов. Женщины, изображённые на свитках, многоцветие садов, заросли бамбука. ,бабочки и диковинные птицы. Одежда женщин: яркие шёлковые ткани, расписанные орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок. Огромные причёски, украшенные замысловатыми заколками и бусинами. Значение веера в Древнем Китае.

Музеи и выставки.

Образы искусства разных стран и народов в различных музеях мира. Главные музеи России. Музеи искусства в родном городе, районе. Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки.




















































Тематическое планирование


Название темы

Количество часов, отводимое на изучение темы




1

Художественный мир, сотворенный по законам сказки.

2


Сказочные сюжеты

1

Сюжеты жизни и сюжеты сказки.

1

2

Образы стихий.

7


Ожившие стихии.

1

Образ Земли в искусстве.

1

Ключ Земли – сказы Бажова.

1

Образ воздуха в искусстве.

1

Образ огня в искусстве.

1

Образ воды в искусстве.

2

3

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции.

3


Культура Древней Греции.

1

Театр в Древней Греции.

1

Образ человека Древней Греции.

1

4

Одухотворенные образы Средневековья.

8


Идеалы Средневековья.

1

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков.

1

Образ человека в искусстве Средних веков.

1

Родовой герб над входом в замок.

1

Символика цвета.

1

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок.

1

Образ времени в сказках.

2

5

Сказочные образы Востока.

6


Чудесный мир сказок народов Востока.

1

Образы архитектуры.

1

Художественное оформление волшебных предметов.

2

Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ.

1

Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ.

1

5

Яркие образы Индии.

4


Образы архитектуры Индии.

1

Ступа – символ природы и ума.

1

Слон–символ мудрости, величия и непобедимой мощи.

1

Образ человека в искусстве Индии.

1


6

Добрые образы Китая.

4


Образы архитектуры Китая.

1


Искусство выбирать главное.

1

Дракон- символ добра и защиты.

1

Образ человека в искусстве Китая.

1

7

Музеи и выставки.

1

Итого:

35

Приложение 1


Календарно-тематическое планирование 4 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Колич. часов

Тип урока/

Форма прове

дения

Планируемые результаты освоения

материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Оборудование, ЭОР

Система контроля




Примечание

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13










Художественный мир, сотворённый по законам сказки (2 ч)





1



Сказочные сюжеты

1

Изучение нового материала

Научиться

понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

Развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры

Иллюстрация к сказке

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


2



Сюжеты жизни и сюжеты сказки

1

Комбинированный

Научиться понимать,что столкновение противоположных цветов, линий, форм в произведении изобразительного искусства создаёт выразительный образ

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти

Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира

Рисунок осеннего пейзажа

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина








Образы стихий (7 ч)





3



Ожившие стихии

1

Изучение нового материала

Научиться понимать,с какой целью художник «сталкивает» в своём произведении стихии. Объяснять смысл и значение древнего декора.

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

Рисование декоративной композиции, в которой сойдутся все четыре стихии (земля, огонь, воздух, вода)

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Текущий


4



Образ Земли в искусстве

1

Комбинированный

Научиться понимать и выявлять многозначность значений земли в искусстве и различать её символику

Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки

Нарисовать предмет (яблоко или кувшин), украсить в декоративной манере символами Земли

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Текущий


5



Ключ Земли-сказы Бажова.

1

Комбинированный

Иметь представление о связи древних обрядов с Землёй. Научиться понимать символические смыслы «ключа» и объяснять с этой позиции сказки

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

Нарисовать волшебный Ключ Земли

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


6



Образ воздуха в искусстве

1

Комбинированный

Научиться понимать символику воздушной стихии воздуха, ветра, неба.

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

Рисунок портрета ветра

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


7



Образ воздуха в искусстве

1

Комбинированный

Научиться понимать символику воздушной стихии воздуха, ветра, неба.

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

Изобразить воздушную стихию

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


8



Образ огня в искусстве

1

Комбинированный

Научиться понимать роль огня в жизни людей. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека.

Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации

Изобразить образ огня -друга или врага человека

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


9



Образ воды в искусстве

1

Комбинированный

Понимать роль воды в жизни людей. Знать символику воды, мифы и сказки, связанные с водой.

Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

Изобразить образ воды

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина


10



Образ воды в искусстве

1

Комбинированный

Понимать роль воды в жизни людей. Знать символику воды, мифы и сказки, связанные с водой.

Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

Изобразить явления природы, связанные с водой

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ








Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции (3 ч)





11



Культура Древней Греции

1

Изучение нового материала

Научиться осознавать ценность античной культуры для дальнейшего развития культуры Европы.

Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества

Нарисовать пейзаж Древней Греции, поместить в него постройки

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


12



Театр Древней Греции

1

Комбинированный

Иметь представление ,каким был первый театр, откуда и как он появился. Определять трагическое и комическое в искусстве

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека.

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

Сделать маску

Цветная бумага ,ножницы ,клей, карандаш, картон

Выставка творческих работ


13



Образ человека Древней Греции

1

Комбинированный

Научиться сравнивать образы античной архитектуры и человека ,видеть черты создающие впечатление их единства

Формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества;

Нарисовать гражданина Древней Греции

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ








Одухотворённые образы Средневековья (8 ч)





14



Идеалы средневековья

1

Изучение нового материала

Иметь представление об образе средневековой Европы,её верованиях и архитектуре, посвящённой религии.

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Нарисовать средневековый замок

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина Выставка творческих работ


15



Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков

1

Комбинированный

Научиться понимать роль декоративного оформления готического собора в создании общего образа

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности;

Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира.

Нарисовать образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


16



Образ человека в искусстве Средних веков

1

Комбинированный

Научиться размышлять о характере скульптурных образов Средневековья

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

Изобразить образ человека средневековья

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

викторина


Текущий


17



Родовой герб над входом в замок

1

Комбинированный

Иметь представление о языке геральдики. Понимать роль герба и изображённых на нём знаков в жизни средневековых рыцарей.

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Создать герб своей семьи

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


18



Символика цвета

1

Коллективная работа

Научиться понимать символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков

Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

Создать композицию на тему средневекового праздника

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Тест


19



Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок.

1

Изучение нового материала

Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

Нарисовать сказочный, заколдованный замок.

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


20



Образ времени в сказках

1

Комбинированный

Знать и объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства.

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Эскиз или макет к сказке

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина


Текущий


21



Образ времени в сказках

1

Комбинированный

Знать и объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства.

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Эскиз или макет к сказке

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ








Сказочные образы Востока (6 ч)





22



Чудесный мир сказок народов Востока

1

Изучение нового материала

Научиться понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Создать образ природы Востока: цветущий сад или пустыня, высокие горы и т.д.

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


23



Образы архитектуры

1

Комбинированный

Иметь представление об образцах архитектуры арабского Востока, воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока.

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Орнамент декоративной решётки в восточном стиле

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


24



Художественные оформления волшебных предметов

1

Комбинированный

Иметь представление о мифологических героях восточных сказок

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности

Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды.

Изобразить волшебную лампу или кувшин

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


25



Художественные оформления волшебных предметов

1

Комбинированный

Иметь представление о мифологических героях восточных сказок

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для

эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды.

Нарисовать волшебный амулет в фоме «Ладони Фатимы»

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


26



Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ.

1

Комбинированный

Научиться создавать образ мужчины средневекового Востока.

Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Создать образ мужчины средневекового Востока (Аладдин, Али-Баба)

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


27



Образ человека в искусстве арабского Востока Женский образ

1

Комбинированный

Научиться создавать образ женщины средневекового Востока

Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Создать образ женщины среднего Востока

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ








Яркие образы Индии (4 ч)





28



Образы архитектуры Индии

1

Изучение нового материала

Иметь представление о многообразии культуры Индии. Различать образы мусульманской и традиционной архитектуре Индии

Воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства

Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина


Выставка творческих работ


29



Ступа-символ природы и ума

1

Комбинированный

Знать символы индийской культуры .Сравнивать символику Индии с символами древнего искусства славян

Воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства

Придумать и создать амулет, используя символику индийского искусства

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


30



Слон -символ мудрости, величия и непобедимой мощи.

1

Комбинированный

Научиться понимать значение росписи в искусстве Индии.

Подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

Эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей.

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.



Презентация

Выставка творческих работ


31



Образ человека в искусстве Индии

1

Комбинированный

Понимать особенности изображения человека в искусстве Индии

Подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Создать образ индийской женщины

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина


Выставка творческих работ








Добрые образы Китая (4 ч)





32



Образы архитектуры Китая

1

Изучение нового материала

Иметь представление об искусстве и культуре Китая

Воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Проиллюстрировать стихотворение китайского поэта о сосне

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Презентация

Выставка творческих работ


33



Искусство выбирать главное

1

Комбинированный

Эмоционально воспринимать одухотворённые и поэтичные образы природы в искусстве Китая

Воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

Нарисовать образ природы, какой его видели китайские художники

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Викторина


Текущий


34



Дракон -символ добра и защиты

1

Комбинированный

Научиться сравнивать воззрения китайцев о драконе как представителе времён года с суждениями о временах года других народов и связанными с ними образами

Формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности.

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ


35



Образ человека в искусстве Китая


Музеи и выставки.

1

Комбинированный

Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Китая

Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества;

Создать образ человека в традициях искусства Китая

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

Выставка творческих работ





























Приложение 2

Лист корректировки учебной программы


урока


Тема

Причина изменения в программе

Способ корректировки


























































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!