СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10-11 классы 1 час в неделю ФГОС

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10-11 классы 1 час в неделю ФГОС»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по химии составлена на основе Программы среднего общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для 10-11 классов общеообразовательных учреждений ( базовый уровень) О.С.Габриеляна.


Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоваттельных учреждений / О.С.Габриелян. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


    • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;


    • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;


    • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;


    • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;


    • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»

Личностные:


  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;


  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;


  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.


  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;


  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;


      • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего


возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


      • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;


      • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;


      • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;


      • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;


      • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.


Метапредметные:


Регулятивные универсальные учебные действия


  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия


    • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;


    • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;


    • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;


    • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;


    • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия


  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;


Предметные:


    • результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:


Ученик 10 класса на базовом уровне научится:


  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;


  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;


  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;


  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;


  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;


  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;


  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;


  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;


  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;


  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;


  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;


  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);


  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;


  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;


  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;


  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;


  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;


  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;


  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;


  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;


  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;


  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;


  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.


Ученик 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:


  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;


  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;


  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;


  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;


  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.


Выпускник 11 класса на базовом уровне научится:


  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;


  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;


  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;


  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;


  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;


  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;


  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;


  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;


  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;


  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;


  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;


  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);


  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;


  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;


  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;


  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;


  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;


  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;


  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;


  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;


  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;


  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;


  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.


Выпускник 11 класса на базовом уровне получит возможность научиться:


  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;


  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;


  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;


  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;


  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.



  1. Содержание учебного предмета химия

10 класс 36 часов

Введение (1 ч)


Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.


Теория строения органических соединений ( 2 ч)


Валентность, Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии


Углеводороды и их природные источники ( 12 ч)


Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.


  • л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.


  • л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его

свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.


    • л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.


    • л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.


Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.


Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.


Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.


Лабораторные опыты. 1. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 2. Получение и свойства ацетилена. 3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».


Кислородсодержащие органические соединения ( 10 ч )


Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.


С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.


Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.


К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.


    • л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.


К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.


С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.


У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и

  • жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства


глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.


Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид. Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.


Лабораторные опыты. 4. Свойства этилена и глицерина. 5. Свойства формальдегида. 6. Свойства уксусной кислоты. 7. Свойства жиров. 8. Свойства глюкозы и крахмала.


Азотсодержащие органические соединения ( 6 ч )


  • м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.


  • м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.


Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.


Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.


Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II); этанол этаналь  этановая кислота.


Лабораторные опыты. 9. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Химия и жизнь (5 ч)
П л а с т м а с с ы и в о л о к н а. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высоко-
молекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), поли-
эфирные (лавсан).


Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.


В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.


Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.


Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.


Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.



С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.


Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мяса, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Ис-
пытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты. 10. Знакомство в образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.


Тематическое планирование учебного материала 10 класс

Тема

Всего

Из них




часов

Практические работы

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Введение

1




2

Теория химического строения органических

соединений

2




3

Углеводороды и их природные источники

12


№ 1

№1, №2, №3

4

Кислородсодержащие органические соединения

10


№ 2

№4, №5, №6, №7, №8

5

Азотсодержащие органические соединения

6

№ 1

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

№9, №10

6

Химия и жизнь

5

№ 2.




Итого

36

2

3

10




11 класс 34 часа

Периодический закон и строение атома (2 ч)

Открытие Д. И. Менделеевым Периодическ ого з акона. Первые попытки классификации химических элементов. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.

Периодическая система Д. И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Различные варианты Периодической системы. Периоды и группы. Значение Периодического закона и Периодической системы.

Строение атома. Атом — сложная частица. Открытие элементарных частиц и строения атома. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Изотопы водорода. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: и р-. d­Орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.

Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка Периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р-элементы; d­ и f­элементы.


Строение вещества (10 ч)

Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Перекрывание электронных орбиталей, пи- и сигма­связи. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Формульная единица вещества. Относительность деления химических связей на типы.

Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Зависимость электропроводности металлов от температуры. Сплавы. Черные и цветные сплавы.

Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н. у.). Жидкости.

Водородная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды). Использование воды в быту и на производстве. Внутримолекулярная водородная связь и ее биологическая роль.

Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества, их отличительные свойства.

Чистые вещества и смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей. Классификация веществ по степени их чистоты.

Дисперсные системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Коллоидные дисперсные системы. Золи и гели. Значение дисперсных систем в природе и жизни человека.


Электролитическая диссоциация (9ч)

Растворы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Растворение как физико­химический процесс. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов. Молярная концентрация вещества. Минеральные воды.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель.

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца. Специфические свойства азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.

Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Амины как органические основания. Сравнение свойств аммиака, метиламина и анилина.

Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Соли кислые и осно́вные. Соли органических кислот. Мыла. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.

Гидролиз. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей. Гидролиз органических ве­ ществ, его значение.

Химические реакции (13ч)

Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения.

Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс. Решение задач на химическую кинетику.

Катализ. Катализаторы. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака. Синтез аммиака в промышленности. Понятие об оптимальных условиях проведения технологического процесса.

Окислительно-восстановительные процессы. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.

Коррозия металлов как окислительно­восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие свойств а неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов.

Электролиз. Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия.

Заключение. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями (щелочами и нерастворимыми в воде), солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Обугливание концентрированной серной кислотой сахарозы. Химические свойства щелочей: реакция нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, с другими солями. Гидролиз карбида кальция. Изучение рН растворов гидролизующихся солей: карбонатов щелочных металлов, хлорида и ацетата аммония. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные работы. №1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки.

.№2. Ознакомление с дисперсными системами

.№3. Ознакомление с коллекцией кислот.

.№4 Ознакомление с коллекцией оснований.

.№5 Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

№6. Ознакомление с коллекцией металлов.

Л.Р.№7 Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Практические работы

1. Получение и распознавание газов.

2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.



Тематическое планирование учебного материала 11 класс

Тема

Всего


Из них




часов

Проекты

Практические работы

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Периодический закон и строение атома

2





2

Строение вещества

10


№1

№1

№1, №2

3

Электролитическая диссоциация

9


№2

№ 2

№3, №4, №5

4

Химические реакции

13

Проект


№3

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

№6, №7


Итого

34


2

4

7






  1. Тематическое планирование

10 класс

п/п

Дата план

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Введение (1 час)

1(1)


Вводный инструктаж ТБ. Предмет органической химии

1

Дают классификацию органических веществ: природные, искусственные и синтетические, характеризуют особенности органических соединений, приводят примеры органических соединений.

Рассматривают коллекции природных, искусственных и синтетических органических соединений, материалов и изделий из них.

Наблюдают плавление, обугливание и горение органических веществ (на примере сахарозы).

Теория строения органических веществ (2 часа)



1(2)


Теория химического строения органических веществ.





1

Изучают основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Валентность. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы неорганических и органических веществ.

Понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ. Изготовливают модели молекул органических соединений.

2(3)


Образования связи в органических веществах.



1

Рассматриваю возможные виды связи, рисуют пространственные модели атомов орг. соединений, используя электронно-графические формулы атомов углерода и водорода.

Углеводороды и их природные источники (12часов)

1(4)


Гомологический ряд и строение алканов




1

Рассматривают типы углеродных цепочек: линейная, разветвленная, замкнутая.

Изучают понятия «Гомолог» и «Изомер» Виды изомерии. Дают названия гомологам и изомерам на примере алканов.

2(5)


Изомерия алканов


1

3(6)


Химические свойства алканов, их получение и применение.


1

Изучают теоретический материал о предельных углеводородах. Проводят демонстационные опыты.

4(7)


Этиленовые углеводороды, или алкены.


1

Изучают теоретический материал об алкенах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы. Находят изомеры и гомологи.

Рассматривают коллекцию

«Полиэтилен и изделия из него».


5(8)


Химические свойства и применение алкенов.Л.Р.№1. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

1

Изучают теоретический материал об алкенах. Проводят демонстационные опыты.

6(9)


Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки

1

Изучают теоретический материал о диеновых углеводородах и каучуке. Учаться писать молекулярные и структурные формулы.

Рассматривают коллекции «Каучуки», «Резина и изделия из нее».

7(10)


Ацетиленовые углеводороды, или алкины.

1

Изучают теоретический материал об алкинах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы. Находят изомеры и гомологи.


8(11)


Химические свойства и применение алкинов. Л.Р.№2. Получение и свойства ацетилена.

1

Изучают теоретический материал об алкинах. Проводят демонстационные опыты.

9(12)


Ароматические углеводороды, или арены. Бензол.

1

Изучают теоретический материал об алкодиенах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы.

Проводят демонстационные опыты.

10(13)


Нефть и нефтепродукты. Л.Р.№3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

1

Изучаю теоретический материал о нефти. Знакомятся с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»


11(14)


Обобщение и систематизация знаний об углеводородах.

1

Классифицируют углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Находят взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов.

Решают задачи.

12(15)


Контрольная работа

1. «Углеводороды»


1

Кислородсодержащие органические вещества (10 часов )

1(16)


Спирты


1

Изучают теоретический материал о спиртах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы. Находят изомеры и дают им названия

2(17)


Химические свойства спиртов. Л.Р.№4. Свойства этилового спирта и глицерина.


1

Изучают теоретический материал о спиртах. Проводят демонстационные опыты.

3(18)


Фенол


1

Изучают теоретический материал о феноле. Доказывают его принадлежность к классам спиртов и аренов.

4(19)


Альдегиды и кетоны



1

Изучают теоретический материал об альдегидах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы. Находят изомеры и дают им названия

5(20)


Химические свойства альдегидов и кетонов.

Л.Р.№5. Свойства формальдегида.


1

Изучают теоретический материал об альдегидах и кетонах.

6(21)


Карбоновые кислоты



1

Изучают теоретический материал о карбоновых кислотах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы. Находят изомеры и дают им названия.

7(22)


Химические свойства карбоновых кислот.

Л.Р.№6. Свойства уксусной кислоты.


1

Изучают теоретический материал о карбоновыхкислотах. Проводят демонстрационные опыты на примере уксусной кислоты

8(23)


Сложные эфиры . Жиры. Мыла.

Л.Р.№7. Свойства жиров.

1

Изучают теоретический материал о сложных эфирах. Составляют таблицу Сложные эфиры и их запахи.

Изучают состав жиров растительного и животного происхождения. Находят различия в их составе.

Слушают сообщения одноклассников. Рассматривают коллекция жидких и твердых моющих средств. Сравнивают моющие свойства растворов мыла и стирального порошка.

9(24)


Углеводы. Л.Р.№8.. Свойства глюкозы и крахмала.

1

Изучают состав углеводов, их нахождение и роль в природе. Значение углеводов в технике, быту, на производстве. Классифицируют углеводы: моно-, ди- и полисахариды.


10(25)


Контрольная работа № 2. Кислородсодержащие органические соединения

1

Выполняют самостоятельно предложенные задания

Азотсодержащие органические вещества (6 часа)

1(26)


Понятие об аминах. Анилин как органическое основание

1

Изучают теоретический материал об аминах. Учаться писать молекулярные и структурные формулы.

Изучают свойства, получение и применение анилина, как представителя класса аминов

2(27)


Аминокислоты. Белки.

Л.Р.№9. Свойства белков.

1

Изучают теоретический материал об аминокислотах. Учаться записывать молекулярные и структурные формулы.

Записывают способы получения аминокислот.

Изучают теоретический материал о белках. Проводят цветные реакции на белки.

Наблюдают демонстрацию горения птичьего пера, шерстяной нити и кусочка натуральной кожи. Делают выводы.

3(28)


Нуклеиновые кислоты

1

Изучают теоретический материал о нуклеиновых кислотах

4(29)


Генетическая связь между классами органических соединений.

1

Осуществляют цепочки превращения при помощи уравнений химических реакций

5(30)


Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений

1

Проводят опыты, описывают наблюдения, делают выводы.

6(31)


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

1

Выполняют самостоятельно предложенные задания

Химия и жизнь (5 часа)

1(32)


Искусственные и синтетические полимеры

1

Демонстрация коллекции синтетических и искусственных полимеров, пластмасс и изделий из них.

Изучают понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

2(33)


Пластмассы и волокна.

Л.Р.№10. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

1

Знакомятся с образцами пластмасс и волокон

3(34)


Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.

1

Изучают понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.

Изучают понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов и их функции. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин.

Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии.

4(35)


Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон

1

Проводят опыты, описывают наблюдения, делают выводы.

5(36)


Обобщение знаний по органической химии.


Повторяют изученный материал.



11 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

ТЕМА 1. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И СТРОЕНИЕ АТОМА (2 часа)

1


Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева.

1

2

Строение атома. Периодический закон и строение атома.

1

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА(10 часов)

3

Ковалентная химическая связь.

1

4

Ионная химическая связь.


1

5

Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь.

1

6

Агрегатные состояния вещества. Водородная связь.


1

7

Типы кристаллических решеток. Л.Р. №1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки.

1

8

Чистые вещества и смеси.

1

9

Дисперсные системы.

Л.Р.№2. Ознакомление с дисперсными системами.

1

10


Практическая работа № 1.

1

11

Повторение и обобщение тем «Строение атома»

и «Строение вещества»

1

12

Контрольная работа № 1 по темам «Строение атома» и «Строение вещества».

1

ТЕМА 3. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ (9 часов)

13

Электролиты и неэлектролиты.

1

14

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

Л.Р.№3. Ознакомление с коллекцией кислот.

1

15

Основания в свете теории электролитической диссоциации.

Л.Р.№4 Ознакомление с коллекцией оснований.

1

16

Соли в свете теории электролитической диссоциации.


1

17

Гидролиз.

Л.Р.№5 Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.


1

18

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.

1

19

Повторение и обобщение темы «Теория электролитической диссоциации»

1

20

Повторение и обобщение тем «Строение атома»

и «Строение вещества»

1

21

Контрольная работа № 1 по темам «Строение атома» и «Строение вещества».

1

ТЕМА 4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (13 часов)

22

Классификация химических реакций.


1

23

Катализ.


1

24

Обратимость химических реакций.

Химическое равновесие.

1

25

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).


1

26

Электролиз.

1

27

Общие свойства металлов. Коррозия металлов. Л.Р. №6. Ознакомление с коллекцией металлов.

1

28

Общие свойства неметаллов. Л.Р.№7 Ознакомление с коллекцией неметаллов.

1

29

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.


1

30

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

1

31

Повторение и обобщение темы «Химические реакции», подготовка к контрольной работе.

1

32

Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции»

1

33-34

Защита групповых и индивидуальных проектов.

2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!