ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2 «БЕРЕГИНЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУ ЛНР «ВУВК №2 «Берегиня»
__________И.М. Левко
31.08.2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
базовый уровень
10-11 классы
Составитель рабочей программы:
Илюхина Елена Леонидовна
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по химии для 10-11 классов (базовый уровень), утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016). Составители Довженко Л.З., Енина Т.И., Бершадская Н.И., Кохановская Л.Н., Кузьменко Е.Н., Мищенко Е.Б., Седова С.А..
В работе используются учебники:
- Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе (DVD): базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.: ил.
- Рудзитис Г.Е. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основные задачи программы:
• формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
• формирование умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
• развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни.
• развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности.
• формирование системы политехнических знаний, научных основ химического производства и принципов управления им.
• развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
• формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану курс химии в 2019-2020 учебном году в 10 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты
личностные результаты:
– ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
предметные результаты для 10 класса:
В результате изучения химии ученик 10 класса должен:
знать/понимать:
– положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
-правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
уметь:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков– в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
-использования методов научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
-безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
предметные результаты для 11 класса:
В результате изучения химии ученик 11 класса должен:
знать/понимать:
- физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
-роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
уметь:
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы
по химии
Класс: 10
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы | Контр. работы | П.р. |
1. | Введение. | 1 | | |
2. | Тема 1. Теория строения органических соединений. | 3 | 1 | |
3. | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. | 10 | 1 | 1 |
4. | Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природ. | 12 | 1 | 2 |
5. | Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе. | 5 | | 1 |
6. | Тема 5. Искусственные и синтетические органические соединения. | 3 | 1 | |
| Всего | 34 | 4 | 4 |
Содержание программы
по химии
Класс: 11
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы | Контр. работ | П.р. |
1. | Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы. | 6 | 1 | |
2. | Тема 2. Строение вещества. | 5 | | |
3. | Тема 3. Химические реакции. | 4 | 1 | |
4. | Тема 4. Растворы. | 7 | 1 | 1 |
5. | Тема 5. Металлы. | 6 | | 1 |
6. | Тема 6. Неметаллы. | 6 | 1 | 1 |
| Всего | 34 | 4 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 10
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
Введение (1 ч.) |
1 | 1 | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Единство химической организации живых организмов. | 06.09 | | |
Теория строения органических соединений (3 ч.) |
2 | 1 | Теория химического строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Гомологический ряд, гомологи. | 13.09 | | |
3 | 2 | Структурная изомерия. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Понятие о функциональной группе. | 20.09 | | |
4 | 3 | Диагностическая контрольная работа. | 27.09 | | |
Углеводороды и их природные источники. (10 ч.) |
5 | 1 | Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов. Применение алканов на основе свойств. | 04.10 | | |
6 | 2 | Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов | 11.10 | | |
7 | 3 | Алкены. Этилен, его получение. Химические свойства этилена. | 18.10 | | |
8 | 4 | Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. | 25.10 | | |
9 | 5 | Алкадиены и каучуки. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена. Резина. | 08.11 | | |
10 | 6 | Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола | 15.11 | | |
11 | 7 | Природные источники углеводородов. Природный газ. Состав природного газа. | 22.11 | | |
12 | 8 | Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Уголь, способы переработки угля | 29.11 | | |
13 | 9 | Практическая работа №1 Изготовление моделей молекул углеводородов | 06.12 | | |
14 | 10 | Контрольная работа. | 13.12 | | |
Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.(12ч.) |
15 | 1 | Спирты. Получение этанола. Химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 20.12 | | |
16 | 2 | Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. | 27.12 | | |
17 | 3 | Фенол. Получение фенола при коксовании каменного угля. Химические свойства фенола. Применение фенола. Качественная реакция на фенолы. | 17.01 | | |
18 | 4 | Альдегиды. Получение альдегидов. Химические свойства. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. | 24.01 | | |
19 | 5 | Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на основе свойств. | 31.01 | | |
20 | 6 | Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | 07.02 | | |
21 | 7 | Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров. Применение жиров на основе свойств. | 14.02 | | |
22 | 8 | Углеводы. Классификация углеводов. Значение углеводов . | 21.02 | | |
23 | 9 | Глюкоза. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств. | 28.02 | | |
24 | 10 | Практическая работа №2. Свойства карбоновых кислот | 07.03 | | |
25 | 11 | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических веществ | 14.03 | | |
26 | 12 | Контрольная работа . | 21.03 | | |
Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе. ( 5ч.) |
27 | 1 | Амины. Понятие об аминах. Получение. Анилин как органическое основание. Применение анилина на основе свойств. | 04.04 | | |
28 | 2 | Аминокислоты. Получение. Химические свойства. Применение аминокислот на основе свойств. | 11.04 | | |
29 | 3 | Белки. Получение. Химические свойства. Биохимические функции белков. | 18.04 | | |
30 | 4 | Генетическая связь между классами органических соединений. | | |
31 | 5 | Практическая работа №4. Качественные реакции на белки. | 25.04 | | |
Искусственные и синтетические органические соединения. (3 ч.) |
32 | 1 | Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение. | 02.05 | | |
33 | 2 | Контрольная работа | 16.05 | | |
34 | 3 | Синтетические полимеры. Получение. Структура. | 23.05 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 11
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
Важнейшие химические понятия и законы. (6 ч.) |
1 | 1 | Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. | 03.09 | | |
2 | 2 | Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 10.09 | | |
3 | 3 | Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. | 17.09 | | |
4 | 4 | Диагностическая контрольная работа. | 24.09 | | |
5 | 5 | Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. | 01.10 | | |
6 | 6 | Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. | 08.10 | | |
Строение вещества (5 ч.) |
7 | 1 | Химическая связь. Электроотрицательность. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. | 15.10 | | |
8 | 2 | Ковалентная связь. Ковалентная полярная и неполярная связь. | 22.10 | | |
9 | 3 | Металлическая связь. Водородная связь. | 12.11 | | |
10 | 4 | Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. | | |
11 | 5 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | 19.11 | | |
Химические реакции ( 4 ч.) |
12 | 1 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. | 26.11 | | |
13 | 2 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы. | 03.12 | | |
14 | 3 | Обратимость реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. | 10.12 | | |
15 | 4 | Контрольная работа. | 17.12 | | |
Растворы ( 7 ч.) |
16 | 1 | Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Золи, гели. Истинные растворы. | 24.12 | | |
17 | 2 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. | 14.01 | | |
18 | 3 | Электролитическая диссоциация. Водородный показатель (pH) раствора. | 21.01 | | |
19 | 4 | Реакции ионного обмена. | | |
20 | 5 | Гидролиз органических и неорганических соединений. | 28.01 | | |
21 | 6 | Практическая работа №1. Приготовление растворов солей с заданной молярной концентрацией растворенного вещества. | 04.02 | | |
22 | 7 | Контрольная работа по теме 3 и 4 . Химические реакции. Растворы. | 11.02 | | |
Металлы ( 6 ч.) |
23 | 1 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 18.02 | | |
24 | 2 | Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. | 04.03 | | |
25 | 3 | Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. | 11.03 | | |
26 | 4 | Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина). | | |
27 | 5 | Сплавы металлов. | 18.03 | | |
28 | 6 | Практическая работа№2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». | 01.04 | | |
Неметаллы (6 ч.) |
29 | 1 | Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов. | 08.04 | | |
30 | 2 | Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. | | |
31 | 3 | Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов. | 15.04 | | |
32 | 4 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | 22.04 | | |
33 | 5 | Контрольная работа. | 06.05 | | |
34 | 6 | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». | 20.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
кафедры естественных дисциплин
от «29» августа 2019 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Л.Д. Величко
«30» августа 2019 г.