СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по химии 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокрюковская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрена Принята на заседании Утверждаю: директор

на заседании ШМО, педагогического совета, МБОУ «Малокрюковская ООШ»

протокол № 1 от 29. 08.2019 г. протокол №1 от 30.08.2019 г. _______ Н.М. Бордунова,

приказ № 53 от 30.08.2019 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ХИМИИ












Класс: 9

Количество часов: 66

Уровень: базовый

Срок реализации: 1 год

Учитель: Логвинова Наталья Алексеевна
















с. Малые Крюки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные УУД

  • Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

  • Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.

  • Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.

  • Оценивание важности образования и познания нового.

  • Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.

  • Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.

  • Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.

  • Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.

  • Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

  • Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.

  • Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование;

Регулятивные УУД

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные УУД

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  •  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные УУД

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  •  устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по химии:

- определять состав веществ по их формулам;

- составлять уравнения химических реакций;

- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

- получать, собирать кислород и водород;

- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

- называть соединения изученных классов неорганических веществ;

- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ;

- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами;

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (2 ч.)

Тема 1. Электролитическая диссоциация (9 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты.

Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (10 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации.

Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты.

Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты.

Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

• Получение аммиака и изучение его свойств.

• Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.

Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты.

Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая работа.

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации.

Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.

Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты.

Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

• Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

• Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Качественные реакции на этилен.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты.

Этилен, его получение, свойства.

Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты (1 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации.

Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта.

Растворение этилового спирта в воде.

Растворение глицерина в воде.

Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации.

Получение и свойства уксусной кислоты.

Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы (2 ч)

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации.

Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры (1 ч)

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации.

Качественные реакции на белок.

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.




























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Дата


Примечание

1

Инструктаж по технике безопасности при работе в химическом кабинете.

1

02.09


2

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. Стартовая контрольная работа.

1

05.09



«Электролитическая диссоциация»

(9 ч.)




3

Сущность процесса электролитической диссоциации.

1

09.09


4

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

1

12.09


5

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

16.09


6

Реакции ионного обмена.


1

19.09


7

Окислительно-восстановительные реакции.


1

23.09


8

Гидролиз солей.


1

26.09


9

ТБ. Пр. р. № 1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

30.09


10

Повторение по теме «Электролитическая диссоциация»

1

03.10


11

Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»

1

07.10



«Кислород и сера»


(10ч.)



12

Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия кислорода- озон

1

10.10


13

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе.

1

14.10


14

Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.

1

17.10


15

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.


1

21.10


16

Окислительные свойства серной кислоты.


1

24.10


17

ТБ. Пр. р. № 2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

1

28.10


18

Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.

1

31.10



19

Решение задач на вычисления по химическим уравнениям

1

11.11


20

Контрольная работа по теме «Кислород и сера»

1

14.11




«Азот и фосфор»


(10 ч.)



21

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов.

1

18.11



22

Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение.

1

21.11



23

Соли аммония.


1

25.11


24

ТБ. Пр. р. № 3 « Получение аммиака и изучение его свойств»

1

28.11


25

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли.

1

02.12


26

Окислительные свойства азотной кислоты


1

05.12


27

Фосфор. Физические и химические свойства фосфора.

1

09.12


28

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

1

12.12


29

ТБ. Пр. р. № 4 «Определение минеральных удобрений»


1

16.12


30

Контрольная работа по теме «Азот и фосфор» с элементами промежуточной аттестации.

1

19.12



«Углерод и кремний»


(7 ч. )



31

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов.

1

23.12


32

Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм.

1

26.12


33

Углекислый газ . Угольная кислота и ее соли.


1

13.01


34

ТБ. Пр. р. № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»

1

16.01


35

Кремний . Оксид кремния (IV). Кремневая кислота и ее соли. Стекло.

1

20.01


36

Обобщение и систематизация знаний по теме « Углерод и кремний»

1

23.01


37

Решение задач по теме « Углерод и кремний»

1

27.01



«Общие свойства металлов»

(14 ч. )




38

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлическая связь.

1

30.01


39

Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов.

1

03.02


40

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы..

1

06.02


41

Щелочные металлы.


1

10.02


42

Кальций и его соединения . Жесткость воды и способы ее устранения.

1

13.02


43

Алюминий.


1

17.02


44

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

1

20.02


45

Железо.


1

27.02


46

Оксиды , гидроксиды и соли железа (II) железа (III).

1

02.03


47

ТБ. Пр. р. № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а- 3а групп периодической системы химических элементов»

1

05.03


48

ТБ. Пр. р. № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

1

12.03


49

Вычисления по химическим уравнениям массы , объема.

1

16.03


50

Обобщение и систематизация знаний по теме « Общие свойства металлов»

1

19.03


51

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»

1

23.03



«Первоначальные представления об органических веществах»

(11ч.)



52

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

1

26.03


53

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

1

06.09


54

Предельные углеводороды.


1

09.04


55

Непредельные углеводороды.


1

13.04


56

Природные источники углеводородов, их значимость. Защита воздуха от загрязнений.


16.04


57

Ацетилен.


1

20.04


58

Одноатомные спирты. Многоатомные спирты.


1

23.04


59

Высшие карбоновые кислоты.


1

27.04


60

Жиры. Углеводы.


1

30.04


61

Белки. Полимеры.


1

07.05


62

Повторение по теме «Органические соединения»

1

14.05


63

Химия и здоровье. Лекарства.

1

18.05


64

Итоговое повторение

1

21.05






15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!