Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Старокайпаново муниципального района
Татышлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено | Согласовано. | Утверждаю. |
на заседании ШМО | Зам. директора по УВР: | Директор: |
______________________ | ______________________ | ______________________ |
Л.М. Надершина | Г.Г. Мулланурова | И.Г. Сайфугалиев |
Протокол №_____ | | Приказ №_____ |
«___» __________ 2017 г. | «___» __________ 2017 г. | «___» __________ 2017 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Занимательная химия»
8 класс, VIII вид.
Разработала: Надершина Л.М.-
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
с. Старокайпаново
2017 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы по химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В. Москва 2000 год, учебного плана МБОУ СОШ с.Старокайпаново на 2017-2018 учебный год обучающихся по программе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида (письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 08 августа 2011 года №16/10 206), календарного учебного графика МБОУ СОШ с.Старокайпаново на 2017-2018 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Старокайпаново.
Курс химии знакомит с основными понятиями химии. Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий и с учетом интересов обучающихся, их потребностей и возможностей, на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.
Цель курса —повышение социальной адаптации детей с ОВЗ, через применение химических знаний практике.
Содержание программы ориентировано на реализацию следующих задач:
Расширять и систематизировать представления учащихся о единстве живой и неживой природы.
Формировать у детей знания о составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве.
Формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием.
Формировать умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности.
Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения.
Воспитывать экологическую культуру и навыки здорового образа жизни.
Программа рассчитана на учащихся имеющих смешенное специфическое расстройство, психического развития, с легкой степенью умственной отсталостью, поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в данном курсе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как объяснение, рассказ, наблюдение, зарисовка, измерение, описание, эксперимент, моделирование, экскурсии.
Предложенный курс практико-ориентирован: все понятия, вещества и материалы даются в плане их практического значения и безопасного использования; применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе. С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися 7 лабораторных опытов и 13 практических работ.
Методы обучения: беседа, объяснения, объяснительное чтение, рассказ. Эксперимент, наблюдение, демонстрации, опыт
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя), работа в парах, урок, экскурсия, лабораторные опыты и практические работы, домашнее задание.
Содержание программы
2 часа в неделю
Введение. Химия и жизнь.
Значение химии в жизни и деятельности человека.
Предмет химии. Краткие сведения из истории химии
Представления о веществах и их роли в жизни человека. Понятие об опасности токсичных, горючих и взрывоопасных веществ. Понятие о некоторых физико-химических явлениях: растворение, кипение, кристаллизация, фильтрование, выпаривание. Понятие об опасности токсичных, горючих и взрывоопасных веществ. Понятие об экологических проблемах, связанных с химическим загрязнением окружающей среды.
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Лабораторный опыт №1 Физические свойства веществ: вода, мел, цинк.
Химия и методы ее изучения.
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Свойства веществ, как основа их применения.
Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Методы изучения химии: наблюдение и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента.
Демонстрации. 1.Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция
«Свойства алюминия как основа его применения». 3. Взаимодействие мела (сода) с лимонной кислотой. 4. Помутнение известковой
воды. 5. Выпаривание раствора поваренной соли (хлорида натрия). 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7.
Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.
Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.(Изучение пламени свечи, изучение пламени спиртовки.
Вещества. Строение веществ и их свойства.
Строение веществ. Атомы и молекулы.
Взаимные переходы веществ из одного состояния в другое.
Газы, особенности их строения и свойства.
Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.
Твердые вещества.
Демонстрации. 1. Переходы воды в различные состояния.
2. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.
Лабораторные опыты.2. Изучение распыления дезодоранта в воздухе. 3. Растворение сахара в воде.
Смеси веществ, их состав.
Чистые вещества и смеси: однородные и неоднородные (молоко, зубная паста, порошок).
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.
Демонстрации. 1. Коллекция природных и бытовых смесей различных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 2. Коллекция стекол и сплавов.
Практическая работа №3. Способы разделения смесей. (Фильтрование и выпаривание, растворение, отстаивание.)
Состав веществ.
Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.
Знакомство с таблицей Д. И. Менделеева: периоды и группы. История открытия таблицы Менделеева.
Демонстрации. Простое и сложное вещество
Практическая работа4. Моделирование простых и сложных веществ
Простые вещества и сложные вещества.
Простые вещества
Металлы и сплавы. Значение металлов и сплавов. Физические свойства металлов.
Представители металлов. Железо и его сплавы — чугун и сталь. Практическое значение их.
Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.
Золото, как металл ювелиров и мировых денег.
Неметаллы. Кислород, его свойство и применение.
Углерод, его свойства и применение.
Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека. Фосфор, сера. Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Сложные вещества
Углекислый газ (оксид углерода (II) )и угарный газ (оксид углерода и (IV) ), вода, песок (оксид кремния (IV) ): их свойства, роль в живой и неживой природе и применение.
Вода в живой и неживой природе.
Кислоты. Серная, уксусная, лимонная свойства, нахождение в природе применение и безопасное использование в быту. Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.
Основания. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция. Свойства, применение и безопасное использование в быту. Изменение окраски индикатора в щелочной среде.
Соли. Поваренная соль, сода (пищевая, кальцинированная) медный купорос, мел. Свойства, применение и безопасное использование в быту.
Демонстрации. 1.Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Распознавание кислорода. 5. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара. 7. Получение окрашенных нерастворимых оснований.
Лабораторные опыты 4. Определение кислот с помощью (УИБ и природных индикаторов: ягоды черноплодной рябины, капуста краснокочанная, лепестки мальвы). 5Определение щелочи с помощью УИБ и природных индикаторов (ягоды черноплодной рябины, капуста краснокочанная, лепестки мальвы).
Практическая работа 5 Растворимость веществ в воде.
Повторение и обобщение
Физические и химические явления. Состав вещества и их свойства. Простые вещества: металлы и неметаллы и их значение; сложные вещества: оксиды, кислоты, основания.
Контрольная работа за курс 8 класса
УМК и список литературы.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества" 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений - Москва "Сиринъпрема" 2006.
Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учеб. Пособие для студентов вузов (Б.Д. Степан, Л.Ю. Аликберова, И.С.Рукк, Е.В. Савинкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.)
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Химия. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- основные формы существования химического элемента (простые и сложные вещества),
-названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений.
-элементарные формулы химических веществ
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться ПСХЭ;
- применять следующие понятия: химический элемент, атомы, молекулы; простое и сложное вещество;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- называть: соединения изученных классов;
- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Критерии оценивания
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена
ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.
Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факти- ческая |
| 12ч. | Введение. Химия и жизнь | | |
1-2 | 2 | Значение химии в жизни и деятельности человека. | 06.09.17г. 08.09. | |
3-4 | 2 | Предмет химии. История развития химии | 13.09. 15.09. | |
5-6 | 2 | Представления о веществах и их роли в жизни человека. | 20.09. 22.09. | |
7-8 | 2 | Физико-химические свойства веществ. Инструктаж по ТБ. ЛО № 1 Физические свойства веществ. | 27.09. 29.09. | |
9-10 | 2 | Экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды. | 04.10. 06.10. | |
11-12 | 2 | Инструктаж по ТБ. ПР № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. | 13.10. 18.10. | |
| 8 ч | Химии и методы ее изучения. | | |
13-14 | 2 | Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. | 20.10. 25.10. | |
15-16 | 2 | Явления, происходящие с веществами. | 27.10. 08.11. | |
17-18 | 2 | Методы изучения химии | 10.11. 15.11. | |
19-20 | 2 | Инструктаж по ТБ ПР № 2. Наблюдение за горящей свечой | 17.11. 22.11. | |
| 6 ч | Вещества. Строение веществ и их свойства. | | |
21-22 | 2 | Строение веществ. Атомы и молекулы. | 24.11. 29.11. | |
23-24 | 2 | Взаимные переходы веществ из одного состояния в другое. | 01.12. 06.12. | |
25-26 | 2 | Газы, жидкости, твердые вещества. Инструктаж по ТБ. ЛО. № 2. Изучение распыления дезодоранта в воздухе. ЛО № 3. Растворение сахара в воде. | 08.12. 13.12. | |
| 6 ч. | Смеси веществ, их состав. | | |
27-28 | 2 | Чистые вещества и смеси. | 15.12. 20.12. | |
29-30 | 2 | Природные смеси: воздух, природный газ, нефть | 22.12. 27.12. | |
31-32 | 2 | Инструктаж по ТБ Практическая работа № 3. Способы разделения смесей. | 29.12. 17.01.18г. | |
| 6 ч. | Состав веществ. | | |
33-34 | 2 | Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов. | 19.01. 24.01. | |
35-36 | 2 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 26.01. 31.01. | |
37-38 | 2 | Инструктаж по ТБ. ПР №4. Моделирование простых и сложных веществ | 02.02. 07.02. | |
| 28 ч. | Простые вещества и сложные вещества. | | |
39-40 | 2 | Металлы и сплавы. | 09.02. 14.02. | |
41-42 | 2 | Железо и его сплавы — чугун и сталь. | 16.02. 21.02. | |
43-44 | 2 | Алюминий и его сплавы. | 28.02. 02.03. | |
45-46 | 2 | Золото, как металл ювелиров и мировых денег. | 07.03. 09.03. | |
47-48 | 2 | Неметаллы. Кислород, его свойство и применение. | 14.03. 16.03. | |
49-50 | 2 | Углерод, его свойства и применение. | 21.03. 23.03. | |
51-52 | 2 | Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека. | 04.04. 06.04. | |
53-54 | 2 | Фосфор, сера. Сравнение свойств металлов и неметаллов. | 11.04. 13.04. | |
55-56 | 2 | Оксиды, их свойства, роль в живой и неживой природе. | 18.04. 20.04. | |
57-58 | 2 | Вода в живой и неживой природе. | 25.04. 27.04. | |
59-60 | 2 | Кислоты. Инструктаж по ТБ ЛО № 4. Определение кислот с помощью индикаторов. | 04.05. 11.05. | |
61-62 | 2 | Основания. Инструктаж по ТБ ЛО № 5. Определение щелочи с помощью индикаторов. | 16.05. 18.05. | |
63-64 | 2 | Важнейшие представители класса солей. Инструктаж по ТБ ПР № 5.Растворимость веществ в воде. | 23.05. 25.05. | |
65 | 1 | Итоговая контрольная работа | 30.05. | |