МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Авиационный техникум»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Авиационный техникум» _________ А.Ю. Налётов «___» ___________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07. Химия
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств
(базовой подготовки)
Улан-Удэ
ОДОБРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
Кафедрой дисциплин общеобразовательного цикла Заведующая кафедрой ____________И.Ф. Трифонова «____» ____________20__ г. | Кафедрой профессиональных модулей специальности «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств» и «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств» Заведующая кафедрой _________С.В. Павлова «____» ____________20__ г. |
Разработчик:
Доржонова В.О., преподаватель ГБПОУ «Авиационный техникум».
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Е.И. Волотова, методист
Содержательная экспертиза:
И.Ф. Трифонова, заведующий кафедрой дисциплин общеобразовательного цикла ГБПОУ «Авиационный техникум».
Содержательная экспертиза:
Внешняя экспертиза:
Убугунов В.Л., к.б.н., заведующий лабораторией биогеохимии и экспериментальной агрохимии, ИОЭБ СО РАН
Рабочая программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Содержание рабочей программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Авиационный техникум», разработанной на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1582 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 15.02.14. «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины | 16 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов, Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины | 18 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
название дисциплины
1.1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Дисциплина входит в состав укрупнённой группы специальностей 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производства (по отраслям базовых дисциплин (БД)/профильных дисциплин (ПД)/предлагаемых ОО (ПОО) общеобразовательного цикла предметной области химия, реализуется на 1-ом году обучения (I, II семестр) с общей трудоемкостью освоения – 108 ч.
Теоретической базой для освоения дисциплины с учетом принципа преемственности, основного общего, среднего общего, профессионального образования являются базовые знания в области: умение работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией.
(перечень дисциплин и/или профессиональных модулей)
Изучение учебной дисциплины химия завершается итоговой аттестацией в форме экзамена в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования.
1.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметные результаты:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметные результаты:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.3. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины биология
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины биология осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц, в зависимости от важности тем, для специальности 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка) (код и наименование специальности) с акцентом на сформированность у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;
самостоятельной работы студента 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 22 |
практические занятия | Не предусмотрено |
контрольные работы | Не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа студента (всего) | 30 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | Не предусмотрено |
Виды самостоятельной работы студента: выполнение упражнений, решение задач, оформление таблиц, подготовка справочного материала. Написание рефератов по темам; презентация проектных работ в форме слайдового показа, плаката, буклета. | 8 22 |
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия и законы | | 64 | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии. | Содержание учебного материала. | 6 | 1 |
1 | Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. |
2 | Основные понятия химии. | |
3 | Основные законы химии |
Лабораторные работы | Не предусмотрено |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов по темам: Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. | 2 |
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала. | 4 | 2 |
Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). |
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. |
Лабораторные работы Моделирование построения периодической таблицы химических элементов | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов по темам: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков. | 2 |
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. |
Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | |
Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. |
Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. |
Лабораторные работы Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Изучение свойств дисперсных систем. | 2 |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. | Не предусмотрено |
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. |
Лабораторные работы Приготовление раствора заданной концентрации | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы. | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. Исследовательская работа по темам: Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. | 4 |
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. |
Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Химические свойства оксидов. Получение оксидов солей. Гидролиз солей. | 2 |
Лабораторные работы | 4 | |
1 | Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. |
2 | Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся: Исследовательская работа по темам: Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. | 2 |
Тема 1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. |
Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 |
Лабораторные работы Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры. | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольная работа | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка справочного материала (оформление блокнота-справочника) Решение упражнений на составление химических уравнений реакций. | 2 |
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. |
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 |
Лабораторные работы Решение экспериментальных задач. | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы. | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка справочного материала (оформление блокнота-справочника) Решение упражнений на составление химических уравнений реакций. | 4 |
Раздел 2. Органическая химия | | 44 |
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. |
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 2 |
Лабораторные работы Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов по темам: Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Современные представления о теории химического строения. Экологические аспекты использования углеводородного сырья. | 2 |
Тема 2.2. Углеводороды и природные источники | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. |
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 2 |
Лабораторные работы Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. Исследовательская работа по темам: Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. | 4 |
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. |
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 |
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза, полисахарид. | 2 |
Лабораторные работы Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал. | 2 | |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся. Исследовательская работа по темам: Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. | 4 |
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. | | 2 |
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. | 4 | 2 |
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | | 2 |
| Лабораторные работы Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. | 2 | |
| Практические занятия | Не предусмотрено | |
| Контрольные работы | Не предусмотрено | |
| Самостоятельная работа обучающихся. Презентация проектных работ по темам: Биологические функции белков. Белковая основа иммунитета. СПИД и его профилактика. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. Химия и биология нуклеиновых кислот. | | |
Раздел 3. Химия в жизни общества | Содержание учебного материала | 2 | |
Химия и производство. Вода в химической промышленности. Научные принципы химического производства. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. | | 2 |
Всего: | 108 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины Химия требует наличия учебного кабинета Химии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
учебные столы;
студенческие стулья;
преподавательский стол;
преподавательский стул;
учебная доска;
презентации по темам;
видео-уроки по темам.
Технические средства обучения:
компьютер;
интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: 2014
Дополнительная литература:
Габриелян О.С. Практикум: учеб. пособие / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. – М.: 2014.
Габриелян О.С. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М.: 2011
Ерохин Ю.М. , Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно научного профилей. – М.: 2014
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения. – М.: 2014
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии. – М.: Академия, 2014
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение)
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: 2014.
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение)
Интернет-ресуры:
www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников;
www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки»;
www.hij.ru/ - «Химия и жизнь».
4. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов, Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований на основании Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов в ГБПОУ «Авиационный техникум».
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде обобщенных данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется преподавателем (куратором) преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Метапредметные результаты оцениваются в форме наблюдения за ходом выполнения индивидуальных проектов и форме защиты индивидуальных проектов по учебной дисциплине.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по дисциплине иностранный язык.
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплект оценочных средств (КОС) в соответствии с Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ «Авиационный техникум».
КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Предметные: | |
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | Оценка за тесты по разделам и темам. Опрос. Собеседование по разделам и/или темам. Оценка за выполнение самостоятельной работы |
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; | Оценка за выполнение самостоятельной работы. Опрос. Собеседование по разделам и/или темам. Оценка за выполнение лабораторных работ. |
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; | Набор творческих и ситуационных заданий. Оценка за выполнение лабораторных работ. Оценка за выполнение самостоятельной работы. |
сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям; | Оценка за выполнение лабораторных работ. Оценка за выполнение самостоятельной работы. |
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; | Оценка за выполнение лабораторных работ. |
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Опрос. Собеседование по разделам и/или темам. Оценка за защиту проектов. |
Приложение 1
Предметные области основной образовательной программы
среднего общего образования
Предметная область | Учебный предмет |
Русский язык и литература | Русский язык |
Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык |
Родная литература |
Иностранные языки | Иностранный язык |
Второй иностранный язык |
Общественные науки | История |
Россия в мире |
Экономика |
Право |
Обществознание |
География |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
Информатика |
Естественные науки | Физика |
Химия |
Биология |
Естествознание |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура |
Экология |
Основы безопасности жизнедеятельности |
| Индивидуальный проект |
7