Аннотация к рабочим программам по химии 8-10 классов
Рабочие программы для учащихся 8,9 классов составлены на основе:
• Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
• Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
• Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
• Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
• Письма Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2015, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. Ru)
• Примерной программы основного общего образования по химии, 2010г.
• Авторской программы к учебнику химии Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 2011г.
• Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора от 26.08.2016г № 122/1 -ОД
• Учебного плана Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ на 2019-2020 уч. год;
Основные цели изучения химии направлены:
-
на освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
на овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий;
-
на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
-
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
Задачи обучения:
-
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
-
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-
обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
-
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций;
-положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:
-
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
-
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
-
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
-
воспитание ответственного отношения к природе, здоровью, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ».
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении ЛИЧНОСТНОГО развития:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
-
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
-
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
-
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
-
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
-
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
-
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
-
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
-
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
-
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
-
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
-
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Рабочая программа ориентированы на использование учебника:
Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.-13-е изд., - М.: Просвещение, 2014.-208 с.
Программа рассчитана на 68 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 13.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с алгеброй, физикой, биологией, географией, историей.
Алгебра. Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении). Составление формул соединений по валентности; вычисления по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества; определение массовой доли растворенного вещества. Физика. Предмет химии. Вещества и их свойства. Закон Авогадро. Физические свойства веществ, агрегатное состояние веществ в теме «Основные классы неорганических соединений», «Кислород», «Водород», «Вода». Тепловой эффект химических реакций. Физические явления. Молекулы и атомы. Атомно-молеклярное учение. Строение атома.
Биология. Физические и химические явления. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Круговорот кислорода в природе. Вода и растворы. Кислород, нахождение в природе, общая характеристика.
География Чистые вещества и смеси. Круговорот воды в природе.
История. Вклад ученых разных стран в становление химии как науки
Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.-13-е изд., - М.: Просвещение, 2013.-191 с. Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 11.
Интеграция предметов
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с алгеброй, физикой, биологией, географией, историей.
Алгебра.
Решение расчетных задач предполагает наличие математических знаний у учащихся.
Физика.
Физические свойства веществ. Кристаллические решетки. Влияние температуры, давления на скорость химических реакций.
Биология.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Круговорот веществ в природе. Органические вещества в живой природе.
География
Формирование представлений о распределении и роли химических соединений в природе, важнейших месторождениях, имеющих народнохозяйственное и промышленное значение. Усвоение химико- технологических понятий «сырье», «факторы размещения промышленных предприятий на территории страны». Формирование экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала; природоохраняемые проблемы, обусловленные добычей руд
История.
Знакомство с биографией известных ученых, их вкладом в развитие науки и культуры; знакомство с историей открытия, изучение и использование тех или иных веществ человеком
Рабочие программы по химии для 10 и 11 классов составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки школьников, утвержденными федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства России от 05.03.2004г. № 1089, ред. От 31.01.2012)
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе:
-
Федерального перечня рекомендованных учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ от 28 декабря 2018г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования),
-
Приказ Минобрнауки России № 870 от 18 июня 2016г., Приказ от 28 декабря 2015г. № 1529, Приказ от 26 января 2016г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016г. № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017г. № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2014г. № 253»).
-
Учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ, утвержденного директором школы и согласованного с Управляющим советом
-
Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора от 26.08.2016г № 122/1 -ОД
Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение важнейших знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях и законах химии, химических процессах;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристики изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс химии 10 класса посвящён ознакомлению с органической химией. В числе важнейших содержательных особенностей курса важно отметить его ориентацию на выделение и поэтапное развитие блоков знаний о веществе, реакции и химической технологии.
Программа рассчитана на 34 часа в X классе, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 2 часа, лабораторных опытов - 16.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Учебник – Химия: основы общей химии для 10 класса. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2013г. – 159с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Учебник – Химия: основы общей химии для 11 класса. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2013г. – 159с.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
8-10 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 8-10 классов, разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Основная образовательная программа основного общего образования.
3. Авторская программа: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин. Химия. 8 класс. - М.: Вентана-Граф. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. Химия. 9 класс. - М.: Вентана-Граф.
4. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Еленовское Красногвардейского района.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Программой отводится на изучение химии 8-9 классы- 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс-1 час в неделю, 35 ч в год.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен знать/ понимать
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химическихвеществ и уравнения химических реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
-
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-
критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
2. Содержание
8 класс (2 ч в неделю; всего 70 ч)
Введение (2 ч)
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практические работы. №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. 2. Наблюдение за горящей свечой
Лабораторная работа № 1 «Описание физических свойств веществ».
Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
Тема 1.1. Химические элементы и вещества (11 ч.).
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1–20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов.
Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 1. 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (7 ч).
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Тема 1.3. Методы изучения химии (2 ч.)
Основные методы изучения в химии.
Тема 1.4. Вещества в окружающей нас природе и технике (5 ч.)
Чистые вещества и смеси. Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Тема 1.5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 ч.)
Законы Гей-Люссака и Авогадро. Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород. Получение кислорода. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода.
Тема 1.6. Основные классы неорганических соединений (12 ч.)
Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.
Лабораторные работы №5-8: «Химические свойства оксидов», «Химические свойства кислот», «Химические свойства оснований», «Химические свойства солей».
Практическая работа № 3 «Изучение химических свойств веществ».
Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории (23).
Тема 2.1. Строение атома (3 ч.)
Состав атомов. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов.
Тема 2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (3 ч.)
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома
Тема 2.3. Строение вещества (5 ч.)
Химическая связь. Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи. Ионная связь.
Степень окисления. Кристаллическое состояние вещества.
Тема 2.4. Химические реакции в свете ТЭД (2 ч.)
Окислительно-восстановительные реакции.
Тема 2.5. Водород и его важнейшие соединения (3 ч.)
Водород, его получение и свойства. Вода и ее свойства.
Практическая работа№ 4 «Получение водорода и изучение его свойств».
Тема 2.6. Галогены (4 ч.)
Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены - простые вещества. Хлороводород и соляная кислота.
Раздел 3. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (3 ч.)
3. Учебно-тематический план по химии 8 класс
Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Практикум |
Авторская программа | Рабочая программа | Л/Р | П/Р |
Введение | 2 | 2 | | № 1 |
Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения | 45 | 45 | | |
Тема 1.1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения | 11 | 11 | № 1 | |
Тема 1.2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. | 7 | 7 | № 2,3,4 | |
Тема 1.3. Методы изучения химии. | 2 | 2 | | № 2 |
Тема 1. 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. | 5 | 5 | | |
Тема 1.5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. | 8 | 8 | | |
Тема 1.6. Основные классы неорганических соединений. | 12 | 12 | №5-8 | №3 |
Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории. | 20 | 20 | | |
Тема 2.1. Строение атома. | 3 | 3 | | |
Тема 2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 3 | 3 | №5 | |
Тема 2.3. Строение вещества. | 5 | 5 | №6 | |
Тема 2.4. Химические реакции в свете электронной теории | 2 | 2 | №7,8 | |
Тема 2.5. Водород и его важнейшие соединения. | | | | № 4 |
Тема 2.6. Галогены. | 4 | 4 | | |
Раздел 3. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов | 3 | 3 | | |
Итого: | 70 ч. | 70 ч. | | |
9 КЛАСС (2 ч в неделю; всего 68 ч)
Раздел 1. Повторение основных вопросов из курса 8 класса
Химические элементы и их свойства. Периодический закон. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Основные классы неорганических соединений. Типы химических реакций. Химическое уравнение. Основные типы химических задач.
Раздел 2. Теоретические основы химии
Тема 1: Химические реакции и закономерности их протекания
Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакций. Катализ. Закон действия масс. Обратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
Расчетные задачи
-
Тепловой эффект химической реакции.
-
Вычисление выхода продукта от теоретически возможного.
Практическая работа №1
«Влияние различных факторов на скорость химической реакции».
Демонстрации
- Горение серы с железом.
- Изделия из металлов, подвергшиеся коррозии.
Тема 2: Теория электролитической диссоциации
Сведения о растворах. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации. Гидратация ионов. Общие свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Обменные реакции электролитов. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Гидролиз солей
Расчетные задачи
Решение задач на реакции в растворах.
- Изменение окраски индикаторов в растворах кислот, щелочей и солей (гидролиз).
Раздел 3. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения
Тема 3: Общая характеристика неметаллов
Положение элементов — неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности строения их атомов. Простые вещества — неметаллы. Аллотропия. Общие свойства, получение и применение неметаллов (на примере хлора, азота, серы). Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и гидроксиды неметаллов.
Демонстрации
- Состав и строение атомов неметаллов, их распространенность в природе.
- Образцы простых веществ-неметаллов и их соединений.
- Коллекция «Галогены».
Тема 4: Подгруппа кислорода и ее типичные представители
Характеристика представителей VIА группы элементов. Кислород и озон. Сера – представитель VIА-группы. Аллотропия и свойства серы. Соединения серы. Серная кислота. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Производство серной кислоты.
Демонстрации
- Качественные реакции на сероводород и сульфиды.
- Модели молекулы серной кислоты.
- Растворение серной кислоты в воде.
Тема 5: Подгруппа азота и ее типичные представители
Характеристика представителей VА группы элементов. Азот и фосфор. Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли. Фосфор и его соединения.
Практическая работа №3
«Получение аммиака и изучение его свойств».
Демонстрации
- Видеофильм: «Азот – химический элемент и простое вещество».
- Качественная реакция на соли аммония.
Тема 6: Подгруппа углерода
Характеристика представителей IV группы элементов. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний и его свойства. Силикатная промышленность. Минеральные удобрения.
Раздел 4. Металлы
Тема 7: Общие свойства металлов
Положение металлов в периодической системе. Особенности строения металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов.
Демонстрации
-
Модели кристаллических решеток металлов.
-
Образцы металлов и их соединений.
-
Коллекция «Металлы и сплавы».
Тема 8: Металлы главных и побочных подгрупп
Металлы — элементы IА группы. Металлы — элементы IIА группы. Жесткость воды. Металлы — элементы IIIА группы. Железо как представитель d-элементов. Коррозия металлов, ее виды: химическая и электрохимическая, способы борьбы с коррозией. Понятие о металлургии. Производство и применение чугуна и стали.
«Решение экспериментальных задач».
Раздел 5. Общие сведения об органических соединениях
Тема 9: Углеводороды (5 часов)
Возникновение и развитие органической химии. Основные понятия органической химии. Классификация углеводородов. Общие свойства. Краткая характеристика их классов. Предельные углеводороды – алканы. Непредельные углеводороды – алкены, алкины. Природные источники углеводородов.
Демонстрации
- Продукты и материалы органической химии.
- Портрет А.М. Бутлерова.
- Модели молекул углеводородов и органических соединений разных классов.
- Коллекция: «Нефть и нефтепродукты».
Тема 10: Кислородосодержащие органические соединения
Спирты. Карбоновые кислоты
Демонстрации
- Спиртосодержащие жидкости: одеколон, лекарственные препараты, антифризы, глицерин.
- Модели молекул углеводородов, метилового и этилового спиртов.
Тема 11: Биологически важные органические соединения (жиры, белки, углеводы)
Демонстрации
- Модель молекулы белка.
- Качественная реакция на крахмал.
- Горение шерстяной нити.
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Л.Р. | П.Р. |
Авторская программа | Рабочая программа |
Повторение основных вопросов из курса 8 класса (2 часа) | 2 | 2 | 1 | |
Раздел 1. Теоретические основы химии (17 ч.) |
Тема 1.1: Химические реакции и закономерности их протекания | 4 | 4 | 1 | 1 |
Тема 1.2: Теория электролитической диссоциации | 13 | 13 | 1 | 1 |
Раздел 2. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (32ч.) |
Тема 2.1 Общая характеристика неметаллов | 4 | 4 | 1 | |
Тема 2.2 Подгруппа кислорода и ее типичные представители | 5 | 5 | 1 | 1 |
Тема 2.3 Подгруппа азота и ее типичные представители | 9 | 9 | 1 | |
Тема 2.4 Подгруппа углерода | 5 | 5 | 1 | 1 |
Тема 2.5. Подгруппа азота и ее типичные представители | 9 | 9 | 2 | |
Раздел 3. Металлы (11 ч.) |
Тема 3.1.Общие свойства металлов | 4 | 4 | 2 | |
Тема 3.2. Металлы главных и побочных подгрупп | 7 | 7 | 3 | |
Раздел 4. Общие сведения об органических соединениях (6 часов) |
Тема 4.1. Производство неорганических веществ и их применение | 5 | 5 | 1 | |
Тема 4.2. Вопросы экологии и химического производства | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 68 | | |