СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

Аннотация к рабочим программам по химии 8-10 классов



Рабочие программы для учащихся 8,9 классов составлены на основе:

• Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

• Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);

• Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

• Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

• Письма Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2015, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. Ru)

• Примерной программы основного общего образования по химии, 2010г.

• Авторской программы к учебнику химии Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 2011г.

• Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора от 26.08.2016г № 122/1 -ОД

• Учебного плана Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ на 2019-2020 уч. год;



Основные цели изучения химии направлены:

  • на освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий;

  • на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.



Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

Задачи развитиясоздать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Задачи воспитания: 

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, здоровью, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ».

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении ЛИЧНОСТНОГО развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  9. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

  10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

  12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

ПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Рабочая программа ориентированы на использование учебника:

Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.-13-е изд., - М.: Просвещение, 2014.-208 с.

Программа рассчитана на 68 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 13.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с алгеброй, физикой, биологией, географией, историей.

Алгебра. Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении). Составление формул соединений по валентности; вычисления по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества; определение массовой доли растворенного вещества. ФизикаПредмет химии. Вещества и их свойства. Закон Авогадро. Физические свойства веществ, агрегатное состояние веществ в теме «Основные классы неорганических соединений», «Кислород», «Водород», «Вода». Тепловой эффект химических реакций. Физические явления. Молекулы и атомы. Атомно-молеклярное учение. Строение атома.

Биология. Физические и химические явления. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Круговорот кислорода в природе. Вода и растворы. Кислород, нахождение в природе, общая характеристика.

География Чистые вещества и смеси. Круговорот воды в природе.

История. Вклад ученых разных стран в становление химии как науки

Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.-13-е изд., - М.: Просвещение, 2013.-191 с. Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 11.



Интеграция предметов

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с алгеброй, физикой, биологией, географией, историей.

Алгебра.

Решение расчетных задач предполагает наличие математических знаний у учащихся.

Физика.

Физические свойства веществ. Кристаллические решетки. Влияние температуры, давления на скорость химических реакций.

Биология.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Круговорот веществ в природе. Органические вещества в живой природе.

География

Формирование представлений о распределении и роли химических соединений в природе, важнейших месторождениях, имеющих народнохозяйственное и промышленное значение. Усвоение химико- технологических понятий «сырье», «факторы размещения промышленных предприятий на территории страны». Формирование экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала; природоохраняемые проблемы, обусловленные добычей руд

История.

Знакомство с биографией известных ученых, их вкладом в развитие науки и культуры; знакомство с историей открытия, изучение и использование тех или иных веществ человеком

Рабочие программы по химии для 10 и 11 классов составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки школьников, утвержденными федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства России от 05.03.2004г. № 1089, ред. От 31.01.2012)

Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе:

  • Федерального перечня рекомендованных учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ от 28 декабря 2018г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования),

  • Приказ Минобрнауки России № 870 от 18 июня 2016г., Приказ от 28 декабря 2015г. № 1529, Приказ от 26 января 2016г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016г. № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017г. № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2014г. № 253»).

  • Учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ, утвержденного директором школы и согласованного с Управляющим советом

  • Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора от 26.08.2016г № 122/1 -ОД

Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей и задач:

- освоение важнейших знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях и законах химии, химических процессах;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристики изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс химии 10 класса посвящён ознакомлению с органической химией. В числе важнейших содержательных особенностей курса важно отметить его ориентацию на выделение и поэтапное развитие блоков знаний о веществе, реакции и химической технологии.

Программа рассчитана на 34 часа в X классе, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 2 часа, лабораторных опытов - 16.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Учебник – Химия: основы общей химии для 10 класса. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2013г. – 159с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник – Химия: основы общей химии для 11 класса. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2013г. – 159с.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

8-10 классы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 8-10 классов, разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Основная образовательная программа основного общего образования.

3. Авторская программа: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин. Химия. 8 класс. - М.: Вентана-Граф. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. Химия. 9 класс. - М.: Вентана-Граф.

4. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Еленовское Красногвардейского района.

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

Программой отводится на изучение химии 8-9 классы- 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс-1 час в неделю, 35 ч в год.


1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения химии ученик должен знать/ понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химическихвеществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.


2. Содержание

8 класс (2 ч в неделю; всего 70 ч)

Введение (2 ч)

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.

1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практические работы. №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. 2. Наблюдение за горящей свечой

Лабораторная работа № 1 «Описание физических свойств веществ».

Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

Тема 1.1. Химические элементы и вещества (11 ч.).

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1–20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов.

Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 1. 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (7 ч).

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Тема 1.3. Методы изучения химии (2 ч.)

Основные методы изучения в химии.

Тема 1.4. Вещества в окружающей нас природе и технике (5 ч.)

Чистые вещества и смеси. Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Тема 1.5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 ч.)

Законы Гей-Люссака и Авогадро. Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород. Получение кислорода. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода.

Тема 1.6. Основные классы неорганических соединений (12 ч.)

Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Лабораторные работы №5-8: «Химические свойства оксидов», «Химические свойства кислот», «Химические свойства оснований», «Химические свойства солей».

Практическая работа № 3 «Изучение химических свойств веществ».

Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории (23).

Тема 2.1. Строение атома (3 ч.)

Состав атомов. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов.

Тема 2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (3 ч.)

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

Тема 2.3. Строение вещества (5 ч.)

Химическая связь. Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи. Ионная связь.

Степень окисления. Кристаллическое состояние вещества.

Тема 2.4. Химические реакции в свете ТЭД (2 ч.)

Окислительно-восстановительные реакции.

Тема 2.5. Водород и его важнейшие соединения (3 ч.)

Водород, его получение и свойства. Вода и ее свойства.

Практическая работа№ 4 «Получение водорода и изучение его свойств».

Тема 2.6. Галогены (4 ч.)

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены - простые вещества. Хлороводород и соляная кислота.

Раздел 3. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (3 ч.)


3. Учебно-тематический план по химии 8 класс

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Практикум

Авторская программа

Рабочая программа

Л/Р

П/Р

Введение

2

2


№ 1

Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

45

45



Тема 1.1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

11

11

№ 1


Тема 1.2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии.

7

7

№ 2,3,4


Тема 1.3. Методы изучения химии.

2

2


№ 2

Тема 1. 4. Вещества в окружающей нас природе и технике.

5

5



Тема 1.5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

8

8



Тема 1.6. Основные классы неорганических соединений.

12

12

№5-8

№3

Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории.

20

20



Тема 2.1. Строение атома.

3

3



Тема 2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

3

3

№5


Тема 2.3. Строение вещества.

5

5

№6


Тема 2.4. Химические реакции в свете электронной теории

2

2

№7,8


Тема 2.5. Водород и его важнейшие соединения.




№ 4

Тема 2.6. Галогены.

4

4



Раздел 3. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов

3



3




Итого:

70 ч.

70 ч.



9 КЛАСС (2 ч в неделю; всего 68 ч)


Раздел 1. Повторение основных вопросов из курса 8 класса 

Химические элементы и их свойства. Периодиче­ский закон. Закономерности изменения свойств эле­ментов в периодах и группах. Основные классы неорганических соединений. Типы химических реакций. Химическое уравнение. Основные типы химических задач.


Раздел 2. Теоретические основы химии 


Тема 1: Химические реакции и закономерности их протекания


Тепловой эффект химических реакций. Термо­химические уравнения. Скорость химиче­ской реакции. Факторы, влияющие на скорость реакций. Катализ. Закон действия масс. Обратимые реакции. Химиче­ское равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.

Расчетные задачи

  1. Тепловой эффект химической реакции.

  2. Вычисление выхода продукта от теоретически возможного.

Практическая работа №1

«Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Демонстрации

- Горение серы с железом.

- Изделия из металлов, подвергшиеся коррозии.

Тема 2: Теория электролитической диссоциации

Сведения о растворах. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации. Гидратация ионов. Общие свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Обменные реакции электролитов. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Гидролиз солей

Расчетные задачи

Решение задач на реакции в растворах.

- Изменение окраски индикаторов в растворах кислот, щелочей и солей (гидролиз).


Раздел 3. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения 


Тема 3: Общая характеристика неметаллов

Положение элементов — неметаллов в периодиче­ской системе Д. И. Менделеева. Особенности строения их атомов. Простые вещества — неметаллы. Аллотропия. Общие свойства, получение и применение неметаллов (на примере хлора, азота, серы). Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и гидроксиды неметаллов.

Демонстрации

- Состав и строение атомов неметаллов, их распространенность в природе.

- Образцы простых веществ-неметаллов и их соединений.

- Коллекция «Галогены».


Тема 4: Подгруппа кислорода и ее типичные представители

Характеристика представителей VIА группы элементов. Кислород и озон. Сера – представитель VIА-группы. Аллотропия и свойства серы. Соединения серы. Серная кислота. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Производство серной кислоты.

Демонстрации

- Качественные реакции на сероводород и сульфиды.

- Модели молекулы серной кислоты.

- Растворение серной кислоты в воде.

Тема 5: Подгруппа азота и ее типичные представители

Характеристика представителей VА группы элементов. Азот и фосфор. Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли. Фосфор и его соединения.

Практическая работа №3

«Получение аммиака и изучение его свойств».

Демонстрации

- Видеофильм: «Азот – химический элемент и простое вещество».

- Качественная реакция на соли аммония.


Тема 6: Подгруппа углерода

Характеристика представителей IV группы элементов. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний и его свойства. Силикатная промышленность. Минеральные удобрения.

Раздел 4Металлы 

Тема 7: Общие свойства металлов

Положение металлов в периодической системе. Особенности строения металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Демонстрации

  1. Модели кристаллических решеток металлов.

  2. Образцы металлов и их соединений.

  3. Коллекция «Металлы и сплавы».

Тема 8: Металлы главных и побочных подгрупп

Металлы — элементы IА группы. Металлы — элементы IIА группы. Жесткость воды. Металлы — элементы IIIА группы. Железо как представитель d-элементов. Коррозия металлов, ее виды: химическая и электрохими­ческая, способы борьбы с коррозией. Понятие о металлургии. Производство и применение чугуна и стали.

«Решение экспериментальных задач».

Раздел 5Общие сведения об органических соединениях 

Тема 9: Углеводороды (5 часов)

Возникновение и развитие органической химии. Основные понятия органической химии. Классификация углеводородов. Общие свойства. Краткая характеристика их клас­сов. Предельные углеводороды – алканы. Непредельные углеводороды – алкены, алкины. Природные источники углеводородов.

Демонстрации

- Продукты и материалы органической химии.

- Портрет А.М. Бутлерова.

- Модели молекул углеводородов и органических соединений разных классов.

- Коллекция: «Нефть и нефтепродукты».

Тема 10: Кислородосодержащие органические соединения

Спирты. Карбоновые кислоты

Демонстрации

- Спиртосодержащие жидкости: одеколон, лекарственные препараты, антифризы, глицерин.

- Модели молекул углеводородов, метилового и этилового спиртов.

Тема 11: Биологически важные органические соединения (жиры, белки, углеводы)

Демонстрации

- Модель молекулы белка.

- Качественная реакция на крахмал.

- Горение шерстяной нити.


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Л.Р.

П.Р.

Авторская программа

Рабочая программа

Повторение основных вопросов из курса 8 класса (2 часа)


2


2

1




Раздел 1. Теоретические основы химии (17 ч.)


Тема 1.1: Химические реакции и закономерности их протекания

4

4

1

1

Тема 1.2: Теория электролитической диссоциации

13

13

1

1

Раздел 2. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (32ч.)

Тема 2.1 Общая характеристика неметаллов

4

4

1


Тема 2.2 Подгруппа кислорода и ее типичные представители

5

5

1

1

Тема 2.3 Подгруппа азота и ее типичные представители

9

9

1


Тема 2.4 Подгруппа углерода

5

5

1

1

Тема 2.5. Подгруппа азота и ее типичные представители

9

9

2


Раздел 3. Металлы (11 ч.)

Тема 3.1.Общие свойства металлов

4

4

2


Тема 3.2. Металлы главных и побочных подгрупп

7

7

3


Раздел 4. Общие сведения об органических соединениях (6 часов)

Тема 4.1. Производство неорганических веществ и их применение

5

5

1


Тема 4.2. Вопросы экологии и химического производства

1

1

1


Итого

68

68







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!