СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 7 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для учеников 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 7 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИСЛОКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ




«Рекомендовано» «Утверждаю»

Руководитель МС Директор школы:

______ Н.А.Пуховская _____ Н.А. Пуховская

Протокол № от 31.08.20 г Приказ №39 от 27.08.2018г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ (вводный курс)

7 класс

34 часа


Составитель : учитель химии Катцына Любовь Федоровна







2018-2019 г



Пояснительная записка

Рабочая программа для 7 класса составлена на основе программы пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса основной школы О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Плановых контрольных уроков - 2 , практических работ - 6.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, «Химия. Вводный курс» 7 класс, Москва, Дрофа, 2014, рабочую тетрадь к учебному пособию О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина, «Химия. Вводный курс» 7 класс.


Основные цели курса:

• подготовить учащихся к изучению серьёзного учебного предмета;

• разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

• сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

• отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчётных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8 и 9 классах;

• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;

• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».


Основные задачи курса:

1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);

2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

4.Воспитывать элементы экологической культуры;

5.Развивать логику химического мышления.

6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.

7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.

Исходя из задач обучения, специфика курса в том, что он с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, биологии, экологии, математики.

По окончанию изучения пропедевтического курса обучающийся должен применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Курс состоит из четырёх частей – тем.

Первая тема курса «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старыми знакомыми». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно – научной картины мира уже на начальном этапе обучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчёркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для отработки практических умений и навыков отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами ( правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).

Вторая тема – «Математика в химии» - позволяет отработать расчётные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей)..

Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» - актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.

Четвёртая тема – «Рассказы по химии» - призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит занимательные и интересные этюды о великих химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических процессах.

Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы в обучении ( например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др.

Предлагаемый курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.

В программе нет требований стандарта химического образования для основной школы, например, знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию, сами же формулы веществ не выводятся, равно как и уравнения химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.



Планируемые результаты обучения


Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;


Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.


Предметные:

знать / понимать
  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;

уметь

  • называть: химические элементы;

  • определять: состав веществ по их формулам,;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.



Содержание тем учебного курса


Химия в центре естествознания (11 часов)

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Методы изучения естествознания.

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».

Моделирование

Химическая символика

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.

Химия и физика. Агрегатные состояния вещества.

Химия и география.

Химия и биология.

Качественные реакции в химии.


Математика в химии (10 часов)

Относительные атомная и молекулярная массы.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Чистые вещества и смеси.

Объемная доля компонента газовой смеси.

Массовая доля вещества в растворе.

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Массовая доля примесей.


Явления, происходящие с веществами (9 часов)

Разделение смесей.

Фильтрование.

Адсорбция.

Дистилляция.

Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли»»

Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов».

Химические реакции.

Признаки химических реакций.

Практическая работа № 6 «Коррозия металлов»


Рассказы по химии ( 4 часа)

Выдающиеся русские ученые-химики

Мое любимое химическое вещество


Основные изучаемые вопросы:


Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения естествознания. Моделирование. Химическая символика. Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Объемная доля компонента газовой смеси. Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля примесей. Разделение смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция. Химические реакции. Признаки химических реакций.



Практические работы:

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)».

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Практическая работы №4 «Очистка поваренной соли».

Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов».

Практическая работа №6 «Коррозия металлов».


Программа предусматривает как устные так и письменные формы контроля знании, а так же практические работы и домашние эксперименты, такие как:

Продолжительность горения свечи в зависимости от объема воздуха.

Диффузия ионов перманганата калия в воде. Изучение скорости диффузии аэрозолей. Диффузия сахара в воде.

Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 2. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.




Учебно-тематический план.


п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Химия в центре естествознания

11

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».


2.

Математика в химии

10

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Контрольная работа № 1 «Математические расчеты в химии».

3.

Явления, происходящие с веществами

9

Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли» .


Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами».

4.

Рассказы по химии

4

Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов».

Практическая работа № 6 «Коррозия металлов»



Итого


34

6

2




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) 7 КЛАСС


п/п

Дата

Тема

Демонстрация опытов.

Использование ЦОР

Основное содержание урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)


1

3.09

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, из стекла — лабораторная посуда). Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».

Лабораторные опыты. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия


Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.


Интегрировать частные предметные знания в систему знаний о естественном мире.

Объяснять диалектику взаимоотношений человека и природы, иллюстрировать ее примерами.

Характеризовать предмет химии.

Различать тела и вещества. Характеризовать свойства веществ как их индивидуальные признаки.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и областями их применения.

Описывать свойства некоторых веществ по определенному плану с помощью русского (родного) языка.

Регулятивные:

1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно.

2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

1. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.


Коммуникативные:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

1. Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе.

2

10.09

Методы изучения естествознания.

Демонстрации. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии.

Лабораторные опыты. Строение пламени (свечи, спиртовки, сухого горючего)


Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.

Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Характеризовать основные методы изучения естествознания: наблюдение, гипотезу, эксперимент.

Предлагать способы фиксирования результатов эксперимента.

Наблюдать за горением свечи и изучать строение пламени. Формулировать правила оптимального нагревания с использованием пламени.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами.

Регулятивные:

1. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.

2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные:

1. Формировать ответственное отношение к учению.

3

17.09

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)».

Регулятивные:

1. Уметь самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера.

2. В процессе выполнения задания постоянно соотносить промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем.

Познавательные:

1. Самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников.

2. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

1. Уметь оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

1. Формировать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.

4

24.09

Практическая работа 2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».

5

1.10

Моделирование.

Демонстрации.

Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток






Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов.

Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии.

Модели в биологии. Биологические муляжи.

Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения).

Объяснять, что такое модель. Классифицировать модели на материальные и знаковые.

Приводить примеры различных типов моделей, используемых при изучении различных естественнонаучных предметов.

6

8.10

Химическая символика. Демонстрации. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина


Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут.

Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.


Переводить названия химических элементов в символьную систему знаков и наоборот.

Характеризовать химические формулы как знаковые модели состава химических веществ.

Различать индексы и коэффициенты.

Сообщать с помощью русского языка информацию, которую несет химический язык: знаки и формулы.

Регулятивные:

1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Познавательные:

3. Выявлять причины и следствия простых явлений.

4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.


Коммуникативные:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Личностные:

1. Понимать и принимать возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях.

7

15.10

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно- кинетической теории.

Демонстрации. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

Лабораторные опыты. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.



Объяснять, что такое атом, молекула, ион.

Характеризовать кристаллическое состояние веществ и кристаллические решетки.

Аргументировать реальность молекул явлениями диффузии и броуновского движения.

Моделировать броуновское движение и описывать эту модель




8

22.10

Химия и физика. Демонстрации. Три агрегатных состояния воды. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них


Агрегатные состояния вещества. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества.

Физические и химические явления.

Характеризовать газообразные, жидкие и твердые вещества.

Различать кристаллические и аморфные твердые вещества; физические и химические явления.

Устанавливать взаимосвязи между переходами агрегатных состояний одного вещества.

Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе.

Регулятивные:

1. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.


Познавательные:

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


Коммуникативные:

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

9

5.11

Химия и география. Демонстрации. Коллекция минералов . Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Лабораторные опыты. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты.

Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Характеризовать геологическое строение планеты Земля.

Различать минералы и горные породы; магматические и осадочные породы.

Изучать состав горной породы

с помощью оптических приборов




10

12.11

Химия и биология. Демонстрации. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев.

Лабораторные опыты. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.

Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов.

Биологическая роль воды в живой клетке.

Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.

Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Устанавливать межпредметные связи между биологией и химией на основе химического состава клетки.

Классифицировать вещества клетки и описывать их роль в ней.

Характеризовать биологическую роль воды.

Описывать явление фотосинтеза и раскрывать роль хлорофилла в этом процессе.

Характеризовать биологическую роль важнейших классов органических соединений для жизнедеятельности организмов.

Экспериментально доказывать наличие тех или иных органических соединений в растительных клетках

Регулятивные:

1. Уметь корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками).

2. Уметь самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки.

Познавательные:

1. Уметь представить результаты работы (исследования) в заданном формате.

2. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. .

Коммуникативные:

1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Личностные:

1. Проявлять самостоятельность, инициативу и ответственность как личность.

2. Понимать и принимать возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях.

11

19.11

Качественные реакции в химии.

Демонстрации. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на известковую воду.

Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Объяснять, что такое качественные реакции и аналитический эффект. Различать определяемое вещество и реактив на него. Проводить качественную реакцию на углекислый газ.

Описывать качественную реакцию на кислород.

Тема 2. Математика в химии (9 ч)

12

26.11

Относительные атомная и молекулярная массы.












Понятие об относительной атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы

Объяснять, что такое относительная атомная масса и относительная молекулярная масса.

Определять относительную атомную массу по таблице Д. И. Менделеева. Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле.

Регулятивные:

1. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

1. Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

1. Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

1. Оценивать содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

13

3.12

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Демонстрации. Минералы куприт и тенорит

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.


Характеризовать массовую долю химического элемента в сложном веществе и рассчитывать ее по его формуле.


Регулятивные:

1. Планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

Допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

Личностные:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

14

10.12

Чистые вещества и смеси. Демонстрации. Коллекции различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и сахарного песка и ее разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.).

Лабораторные опыты. Изучение состава бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС). Смеси гомогенные и гетерогенные.




Различать чистые вещества и смеси, гомогенные и гетерогенные смеси.

Приводить примеры смесей различного агрегатного состояния и описывать их роль и значение.

Исследовать состав бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам

Регулятивные:

1. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

2. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные:

1. Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

1. Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

1. Проявлять ответственное отношение к обучению.

15

17.12

Объемная доля компонента газовой смеси.

Понятие об объемной доле.

Характеризовать объемную долю компонента газовой смеси и рассчитывать ее по объему этой смеси.

Описывать объемный состав атмосферного воздуха и понимать значение постоянства этого состава для здоровья.

16

24.12

Массовая доля вещества в растворе.

Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Характеризовать массовую долю вещества в растворе и рассчитывать ее по массе раствора.

Предлагать другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Регулятивные:

1. Планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия.

2. Планировать ресурсы для достижения цели.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

1. Допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

Личностные:

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

17

14.01.2018


Практическая работа 3

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

18

21.01

Массовая доля примесей. Демонстрации. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Лабораторные опыты. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.


Различать чистое вещество и вещество, содержащее примеси.

Количественно характеризовать массовую долю примеси (w) в образце исходного вещества.

Производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Исследовать по этикеткам состав некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.

Регулятивные:

1. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные:

1. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

2. Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

1. Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

19-20




28.01

4.02

Решение задач и упражнений по теме

Контрольная работа № 1 «Математические расчеты в химии».

Подготовка к контрольной работе № 1

Решать задачи и упражнения по теме. Определять пробелы в личных знаниях и расчетных умениях.


Тема 3. Явления, происходящие с веществами (9 ч)


21

11.02

Разделение смесей. Разделение смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошков серы и железа. Разделение смеси порошков серы и песка.

Демонстрации. Просеивание смеси Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование.

Лабораторные опыты. Разделение смеси сухого молока и речного песка

Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.










Объяснять физическую сущность, лежащую в основе разделения смесей и очистки веществ.

Характеризовать простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение

с помощью делительной воронки.

Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе. Предлагать способы разделения смеси сухого молока и речного песка и экспериментально подтверждать истинность предложенного способа.


Регулятивные:

1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Познавательные:

1. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

2. Уметь использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач, исследовательской и проектной деятельности.


Коммуникативные:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

2. В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Личностные:

1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 2. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

22

18.02

Фильтрование.

Демонстрации. Фильтрование.

Коллекция респираторных масок и марлевых повязок.

Лабораторные опыты. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

Характеризовать способ фильтрования.

Изготавливать бумажный фильтр и собирать установку для фильтрования.

Приводить примеры использования бытовых и производственных фильтров.

Понимать важность использования марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа и изготавливать их.

23

4.03

Адсорбция.

Демонстрации. Адсорбционные свойства активированного угля. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. Противогаз и его устройство.

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле.

Устройство противогаза.

Объяснять, что такое адсорбции и адсорбенты.

Характеризовать адсорбирующие свойства активированного угля и его применение на этой основе в быту, на производстве и в военном деле.

Описывать устройство противогаза.


Регулятивные:

1. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Познавательные:

1. Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий.

2. Уметь (или развивать способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. 

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Личностные:

1. Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение.

2. Знать/ понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии.

24

11.03

Дистилляция.

Демонстрации. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Коллекция «Нефть и нефтепродукты»

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Объяснять, что такое дистилляция и дистиллированная вода, описывать области ее применения.

Характеризовать кристаллизацию. Собирать установку для выпаривания растворов.

Описывать перегонку нефти и фракционную перегонку жидкого воздуха.

25

18.03

Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли»

26

1.04

Химические реакции. Демонстрации. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. Лабораторные опыты. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы.

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Объяснять, что такое химическая реакция.

Характеризовать условия течения и прекращения химических реакций. Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе.

Исследовать состав и применение синтетических моющих средств, содержащих энзимы, по этикеткам и в процессе выполнения домашней стирки.

Регулятивные:

1. Восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.

2. Корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками).

Познавательные:

1. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

2. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

1. Определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

2. Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Личностные:

1. Испытывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Принимать решения с учетом позиций всех участников, самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе.


27

8.04

Признаки химических реакций.

Демонстрации. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. Получение осадка гидроксида меди (II) или гидроксида железа (III) реакцией обмена. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Лабораторные опыты. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.

Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.


Характеризовать признаки химических реакций.

Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе.

Изучать устройство зажигалки и ее пламя.

28-29

15.04

22.04

Обобщение и актуализация знаний по теме.

Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами».

Рассказы по химии (4 ч)


30

29.04



Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,

А. М. Бутлерова.

31

6.05

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» (об открытии, получении и значении выбранного химического вещества)

32

13.05

Интегрированный урок «Фотосинтез и горение»

33-34

20.05

27.05


Семинар по итогам домашнего исследовательского эксперимента:

Практическая работа № 5 «Выращивание кристаллов соли». Конкурс на лучший выращенный кристалл.

Практическая работа № 6 «Коррозия металлов». Конкурс на лучшие рекомендации по защите металлов от коррозии.



Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации

  2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, Химия. Вводный курс 7 класс, Москва: Дрофа, 2018. – 159 с.

  3. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина, «Химия. Вводный курс 7 класс», Москва: Дрофа, 2018. – 107 с.

  4. Габриелян О.С., Шипарева Г, А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс», М: Дрофа, 2007. – 205 с.


Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон.

Химические реактивы, химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы

Модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), по­варенной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.

Учебные пособия на печатной основе

В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химиче­ских элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кис­лот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!