МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИСЛОКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Руководитель МС Директор школы:
______ Н.А.Пуховская _____ Н.А. Пуховская
Протокол № от 31.08.20 г Приказ №39 от 27.08.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ (вводный курс)
7 класс
34 часа
Составитель : учитель химии Катцына Любовь Федоровна
2018-2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе программы пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса основной школы О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Плановых контрольных уроков - 2 , практических работ - 6.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, «Химия. Вводный курс» 7 класс, Москва, Дрофа, 2014, рабочую тетрадь к учебному пособию О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина, «Химия. Вводный курс» 7 класс.
Основные цели курса:
• подготовить учащихся к изучению серьёзного учебного предмета;
• разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
• сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
• отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчётных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8 и 9 классах;
• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Основные задачи курса:
1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);
2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
4.Воспитывать элементы экологической культуры;
5.Развивать логику химического мышления.
6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.
7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.
Исходя из задач обучения, специфика курса в том, что он с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, биологии, экологии, математики.
По окончанию изучения пропедевтического курса обучающийся должен применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс состоит из четырёх частей – тем.
Первая тема курса «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старыми знакомыми». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно – научной картины мира уже на начальном этапе обучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчёркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для отработки практических умений и навыков отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами ( правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).
Вторая тема – «Математика в химии» - позволяет отработать расчётные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей)..
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» - актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.
Четвёртая тема – «Рассказы по химии» - призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит занимательные и интересные этюды о великих химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических процессах.
Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы в обучении ( например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др.
Предлагаемый курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.
В программе нет требований стандарта химического образования для основной школы, например, знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию, сами же формулы веществ не выводятся, равно как и уравнения химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;
уметь
называть: химические элементы;
определять: состав веществ по их формулам,;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание тем учебного курса
Химия в центре естествознания (11 часов)
Химия как часть естествознания. Предмет химии.
Методы изучения естествознания.
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».
Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».
Моделирование
Химическая символика
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества.
Химия и география.
Химия и биология.
Качественные реакции в химии.
Математика в химии (10 часов)
Относительные атомная и молекулярная массы.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Чистые вещества и смеси.
Объемная доля компонента газовой смеси.
Массовая доля вещества в растворе.
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».
Массовая доля примесей.
Явления, происходящие с веществами (9 часов)
Разделение смесей.
Фильтрование.
Адсорбция.
Дистилляция.
Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли»»
Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов».
Химические реакции.
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 6 «Коррозия металлов»
Рассказы по химии ( 4 часа)
Выдающиеся русские ученые-химики
Мое любимое химическое вещество
Основные изучаемые вопросы:
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения естествознания. Моделирование. Химическая символика. Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Объемная доля компонента газовой смеси. Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля примесей. Разделение смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция. Химические реакции. Признаки химических реакций.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)».
Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».
Практическая работы №4 «Очистка поваренной соли».
Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов».
Практическая работа №6 «Коррозия металлов».
Программа предусматривает как устные так и письменные формы контроля знании, а так же практические работы и домашние эксперименты, такие как:
Продолжительность горения свечи в зависимости от объема воздуха.
Диффузия ионов перманганата калия в воде. Изучение скорости диффузии аэрозолей. Диффузия сахара в воде.
Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 2. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Практические работы | Контрольные работы |
1. | Химия в центре естествознания | 11 | Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете». Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами». | |
2. | Математика в химии | 10 | Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». | Контрольная работа № 1 «Математические расчеты в химии». |
3. | Явления, происходящие с веществами | 9 | Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли» . | Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами». |
4. | Рассказы по химии | 4 | Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов». Практическая работа № 6 «Коррозия металлов» | |
| Итого | 34 | 6 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) 7 КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема Демонстрация опытов. Использование ЦОР | Основное содержание урока | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные Метапредметные |
Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч) |
1 | 3.09 | Химия как часть естествознания. Предмет химии. Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, из стекла — лабораторная посуда). Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Лабораторные опыты. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия | Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения. | Интегрировать частные предметные знания в систему знаний о естественном мире. Объяснять диалектику взаимоотношений человека и природы, иллюстрировать ее примерами. Характеризовать предмет химии. Различать тела и вещества. Характеризовать свойства веществ как их индивидуальные признаки. Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и областями их применения. Описывать свойства некоторых веществ по определенному плану с помощью русского (родного) языка. | Регулятивные: 1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно. 2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: 1. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: 1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Личностные: 1. Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе. |
2 | 10.09 | Методы изучения естествознания. Демонстрации. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. Лабораторные опыты. Строение пламени (свечи, спиртовки, сухого горючего) | Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки. | Характеризовать основные методы изучения естествознания: наблюдение, гипотезу, эксперимент. Предлагать способы фиксирования результатов эксперимента. Наблюдать за горением свечи и изучать строение пламени. Формулировать правила оптимального нагревания с использованием пламени. Соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами. | Регулятивные: 1. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения. 2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Познавательные: 1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: 1. Формировать ответственное отношение к учению. |
3 | 17.09 | Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)». | Регулятивные: 1. Уметь самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера. 2. В процессе выполнения задания постоянно соотносить промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем. Познавательные: 1. Самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников. 2. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: 1. Уметь оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные: 1. Формировать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. |
4 | 24.09 | Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами». |
5 | 1.10 | Моделирование. Демонстрации. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток | Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения). | Объяснять, что такое модель. Классифицировать модели на материальные и знаковые. Приводить примеры различных типов моделей, используемых при изучении различных естественнонаучных предметов. |
6 | 8.10 | Химическая символика. Демонстрации. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина | Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. | Переводить названия химических элементов в символьную систему знаков и наоборот. Характеризовать химические формулы как знаковые модели состава химических веществ. Различать индексы и коэффициенты. Сообщать с помощью русского языка информацию, которую несет химический язык: знаки и формулы. | Регулятивные: 1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; 2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; Познавательные: 3. Выявлять причины и следствия простых явлений. 4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: 1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Личностные: 1. Понимать и принимать возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. |
7 | 15.10 | Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно- кинетической теории. Демонстрации. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Лабораторные опыты. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. | Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. | Объяснять, что такое атом, молекула, ион. Характеризовать кристаллическое состояние веществ и кристаллические решетки. Аргументировать реальность молекул явлениями диффузии и броуновского движения. Моделировать броуновское движение и описывать эту модель |
8 | 22.10 | Химия и физика. Демонстрации. Три агрегатных состояния воды. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них | Агрегатные состояния вещества. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления. | Характеризовать газообразные, жидкие и твердые вещества. Различать кристаллические и аморфные твердые вещества; физические и химические явления. Устанавливать взаимосвязи между переходами агрегатных состояний одного вещества. Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе. | Регулятивные: 1. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 2. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: 1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
9 | 5.11 | Химия и география. Демонстрации. Коллекция минералов . Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Лабораторные опыты. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. | Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы. | Характеризовать геологическое строение планеты Земля. Различать минералы и горные породы; магматические и осадочные породы. Изучать состав горной породы с помощью оптических приборов |
10 | 12.11 | Химия и биология. Демонстрации. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. Лабораторные опыты. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке | Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. | Устанавливать межпредметные связи между биологией и химией на основе химического состава клетки. Классифицировать вещества клетки и описывать их роль в ней. Характеризовать биологическую роль воды. Описывать явление фотосинтеза и раскрывать роль хлорофилла в этом процессе. Характеризовать биологическую роль важнейших классов органических соединений для жизнедеятельности организмов. Экспериментально доказывать наличие тех или иных органических соединений в растительных клетках | Регулятивные: 1. Уметь корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками). 2. Уметь самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки. Познавательные: 1. Уметь представить результаты работы (исследования) в заданном формате. 2. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. . Коммуникативные: 1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Личностные: 1. Проявлять самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. 2. Понимать и принимать возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. |
11 | 19.11 | Качественные реакции в химии. Демонстрации. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на известковую воду. Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду. | Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную. | Объяснять, что такое качественные реакции и аналитический эффект. Различать определяемое вещество и реактив на него. Проводить качественную реакцию на углекислый газ. Описывать качественную реакцию на кислород. |
Тема 2. Математика в химии (9 ч) |
12 | 26.11 | Относительные атомная и молекулярная массы. | Понятие об относительной атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы | Объяснять, что такое относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Определять относительную атомную массу по таблице Д. И. Менделеева. Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле. | Регулятивные: 1. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: 1. Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: 1. Оценивать содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
13 | 3.12 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Демонстрации. Минералы куприт и тенорит | Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. | Характеризовать массовую долю химического элемента в сложном веществе и рассчитывать ее по его формуле. | Регулятивные: 1. Планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: Допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Личностные: Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
14 | 10.12 | Чистые вещества и смеси. Демонстрации. Коллекции различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и сахарного песка и ее разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.). Лабораторные опыты. Изучение состава бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам | Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС). Смеси гомогенные и гетерогенные. | Различать чистые вещества и смеси, гомогенные и гетерогенные смеси. Приводить примеры смесей различного агрегатного состояния и описывать их роль и значение. Исследовать состав бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам | Регулятивные: 1. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. 2. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: 1. Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: 1. Проявлять ответственное отношение к обучению. |
15 | 17.12 | Объемная доля компонента газовой смеси. | Понятие об объемной доле. | Характеризовать объемную долю компонента газовой смеси и рассчитывать ее по объему этой смеси. Описывать объемный состав атмосферного воздуха и понимать значение постоянства этого состава для здоровья. |
16 | 24.12 | Массовая доля вещества в растворе. | Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. | Характеризовать массовую долю вещества в растворе и рассчитывать ее по массе раствора. Предлагать другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. | Регулятивные: 1. Планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия. 2. Планировать ресурсы для достижения цели. Познавательные: 1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: 1. Допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Личностные: 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
17 | 14.01.2018 | Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». |
18 | 21.01 | Массовая доля примесей. Демонстрации. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей. Лабораторные опыты. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам. | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. | Различать чистое вещество и вещество, содержащее примеси. Количественно характеризовать массовую долю примеси (w) в образце исходного вещества. Производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий. Исследовать по этикеткам состав некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей. | Регулятивные: 1. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. 2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; Познавательные: 1. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. 2. Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: 1. Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: 1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
19-20 | 28.01 4.02 | Решение задач и упражнений по теме Контрольная работа № 1 «Математические расчеты в химии». | Подготовка к контрольной работе № 1 | Решать задачи и упражнения по теме. Определять пробелы в личных знаниях и расчетных умениях. |
Тема 3. Явления, происходящие с веществами (9 ч) |
21 | 11.02 | Разделение смесей. Разделение смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошков серы и железа. Разделение смеси порошков серы и песка. Демонстрации. Просеивание смеси Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование. Лабораторные опыты. Разделение смеси сухого молока и речного песка | Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки. | Объяснять физическую сущность, лежащую в основе разделения смесей и очистки веществ. Характеризовать простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки. Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе. Предлагать способы разделения смеси сухого молока и речного песка и экспериментально подтверждать истинность предложенного способа. | Регулятивные: 1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: 1. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Уметь использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач, исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: 1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). 2. В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Личностные: 1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 2. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. |
22 | 18.02 | Фильтрование. Демонстрации. Фильтрование. Коллекция респираторных масок и марлевых повязок. Лабораторные опыты. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. | Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. | Характеризовать способ фильтрования. Изготавливать бумажный фильтр и собирать установку для фильтрования. Приводить примеры использования бытовых и производственных фильтров. Понимать важность использования марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа и изготавливать их. |
23 | 4.03 | Адсорбция. Демонстрации. Адсорбционные свойства активированного угля. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. Противогаз и его устройство. | Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза. | Объяснять, что такое адсорбции и адсорбенты. Характеризовать адсорбирующие свойства активированного угля и его применение на этой основе в быту, на производстве и в военном деле. Описывать устройство противогаза. | Регулятивные: 1. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: 1. Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий. 2. Уметь (или развивать способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. 3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: 1. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Личностные: 1. Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение. 2. Знать/ понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии. |
24 | 11.03 | Дистилляция. Демонстрации. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Коллекция «Нефть и нефтепродукты» | Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. | Объяснять, что такое дистилляция и дистиллированная вода, описывать области ее применения. Характеризовать кристаллизацию. Собирать установку для выпаривания растворов. Описывать перегонку нефти и фракционную перегонку жидкого воздуха. |
25 | 18.03 | Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли» |
26 | 1.04 | Химические реакции. Демонстрации. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. Лабораторные опыты. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. | Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. | Объяснять, что такое химическая реакция. Характеризовать условия течения и прекращения химических реакций. Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе. Исследовать состав и применение синтетических моющих средств, содержащих энзимы, по этикеткам и в процессе выполнения домашней стирки. | Регулятивные: 1. Восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. 2. Корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками). Познавательные: 1. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. 2. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: 1. Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. 2. Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Личностные: 1. Испытывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. 2. Принимать решения с учетом позиций всех участников, самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе. |
27 | 8.04 | Признаки химических реакций. Демонстрации. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. Получение осадка гидроксида меди (II) или гидроксида железа (III) реакцией обмена. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой. Лабораторные опыты. Изучение устройства зажигалки и ее пламени. | Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа. | Характеризовать признаки химических реакций. Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе. Изучать устройство зажигалки и ее пламя. |
28-29 | 15.04 22.04 | Обобщение и актуализация знаний по теме. Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами». |
Рассказы по химии (4 ч) |
30 | 29.04 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова. |
31 | 6.05 | Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» (об открытии, получении и значении выбранного химического вещества) |
32 | 13.05 | Интегрированный урок «Фотосинтез и горение» |
33-34 | 20.05 27.05 | Семинар по итогам домашнего исследовательского эксперимента: Практическая работа № 5 «Выращивание кристаллов соли». Конкурс на лучший выращенный кристалл. Практическая работа № 6 «Коррозия металлов». Конкурс на лучшие рекомендации по защите металлов от коррозии. |
Перечень учебно – методического обеспечения
Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, Химия. Вводный курс 7 класс, Москва: Дрофа, 2018. – 159 с.
Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина, «Химия. Вводный курс 7 класс», Москва: Дрофа, 2018. – 107 с.
Габриелян О.С., Шипарева Г, А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс», М: Дрофа, 2007. – 205 с.
Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы, химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы
Модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
Учебные пособия на печатной основе
В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».