Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано Утверждено
Руководитель ТГ учителей общественно-
естественнонаучного цикла: Директор МБОУ «ОСОШ №2»:
____________(Т.В.Ширшова) _____________(Э.В.Кокорина)
«___» августа 2015 г. приказ №150 «31» августа 2015 г.
рабочая программа
по химии
(предмет)
8-9 класс
учитель Конькова Наталья Васильевна
высшая квалификационная категория
п.Октябрьский
2015 год.
Пояснительная записка
Программа раскрывает содержание обучения химии обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, представленных в ФГОС второго поколения, и примерной программы ООО по химии, программы развития УУД, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В системе общего образования предмет «Химия» вносит весомый вклад в обучение и воспитание школьников, в формирование у них научной картины мира и мировоззрения. Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовывать себя в современном обществе. Изучение химии способствует решению общей цели естественнонаучного образования – дать единое представление о природе. Сформировать естественнонаучную картину мира. Мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.
Программа реализована в учебниках химии, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 8 класс № 1.2.5.3.5.1. в Федеральном перечне учебников; Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 9 класс. № 1.2.5.3.5.2. в Федеральном перечне учебников.
В программе и учебниках по химии реализованы следующие приоритетные идеи:
гуманизация содержания, выраженная уважительным отношением к обучающемуся как уникальной растущей личности, создание условий для его обучения, развития и самореализации;
дифференциация учебного материала, обеспеченная уровневым построением учебников и заданий различной сложности;
формирование химических понятии и их теоретических систем, реализация их эвристических функций в активной деятельности обучающихся;
внутрипредметная и межпредметная интеграция на основе общих целей, законов, теорий, понятий, способов решения интегративных проблем - общие целевые
Общая характеристика учебного предмета химия.
Содержание учебного предмета «Химия» в основной школе непосредственно связано с наукой химией. Отражает ее объекты и логику химического познания. Это обусловлено ролью химии в познании законов природы и материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества (питание, здоровье, одежда, бытовые и другие средства и т.д.). В программу включены все обязательные компоненты содержания химического образования, обеспечивающие оптимальные соотношения разных подходов, связь теории и практики.
Особенности содержания курса химии являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Главные цели изучения химии:
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.
познакомить учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;
формировать систему химических понятий во взаимосвязи их друг с другом;
формировать и развивать интерес к химии;
формировать необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами.
Описание места химии в учебном плане.
Учебный план на изучение химии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение 2 лет (8 и 9 классы).
8 класс 34 недели – 68 часов,
9 класс 34 недели – 68 часов.
Всего 136 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.
Результаты изучения предмета:
1) личностные результаты:
чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2) метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение у фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.;
способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры. Принципах социального взаимодействия.
3) предметные результаты:
понимать значение научных знаний для адаптации человека в современном динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
проводить химический эксперимент, обращаться с веществами в соответствии с правилами техники безопасности;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений. Простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений. Изученных химических закономерностей. Прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и промышленной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание учебного курса химии
8 класс 34 недели(2 часа в неделю) всего 68 часов
Введение. (3 часа)
Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения. (41 час)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. | ПР №1.Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени. | | 3 |
2 | Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. | ЛО1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. ЛО2. Испытание твердости веществ с помощью образцов коллекции «Шкала твердости» ЛО3. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. ЛО4. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. ЛО5. Изучение образцов металлов и неметаллов. ЛО6. Изучение свойств веществ: нагревание воды и оксида кремния(4). | РС1. Химический состав минералов Архангельской области | 9 |
3 | Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии. | ЛО7. Признаки химических реакций. ЛО8. Типы химических реакций. | | 6 |
4 | Методы химии. | ЛО9. Изменение окраски индикаторов в различных средах. | | 2 |
5 | Вещества в окружающей нас природе и технике. | ПР №2. Очистка веществ. ПР №3. Растворимость вещества. ПР №4. Приготовление раствора заданной концентрации. ЛО10. Приготовление и разложение смеси железа и серы, разделение смеси нефти и воды. ЛО11. Исследование физических и химически свойств природных веществ. ЛО12. Сравнение проб воды. | РС2. Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. | 6 |
6 | Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. | ПР №5. Получение кислорода и изучение его свойств | | 7 |
7 | Основные классы неорганических соединений. | ПР №6. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований. ЛО13. Рассмотрение образцов оксидов. ЛО14. Наблюдение растворимости оксидов в воде. ЛО15. Определение кислотности-основности среды растворов с помощью индикаторов. ЛО16. Взаимодействие оксидов с водой. ЛО17. Взаимодействие оксидов с кислотами. ЛО18. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. ЛО19. Взаимодействие металлов с растворами кислот. ЛО20. Взаимодействие кислот со щелочами, ЛО21. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями. ЛО22. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств. | РС3. Оксиды в природе Архангельской области. РС4. Кислотность почв Архангельской области. РС5. Соли как полезные ископаемые Архангельской области. | 11 |
Раздел 2. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории (22 часа)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Строение атома | | | 3 |
2 | Периодический закон и Периодическая система химически элементов Д.И.Менделеева | | | 3 |
3 | Строение вещества | | | 4 |
4 | Химические реакции в свете электронной теории | | | 4 |
5 | Водород – рождающий воду и энергию | ПР №7. Получение водорода и изучение его свойств. | РС6 Вода в природе Архангельской области | 3 |
6 | Галогены | ПР №8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. ЛО23. Распознавание соляной кислоты и галогенидов. ЛО24. Отбеливающие свойства хлора. ЛО25. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. | | 5 |
9 класс 34 недели(2 часа в неделю) всего 68 часов
Раздел 1. Теоретические основы химии. (14 часов)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Химические реакции и закономерности их протекания | ПР №1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции. ЛО1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих. ЛО2. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. | | 3 |
2 | Растворы. Теория электролитической диссоциации | ПР №2. Решение экспериментальных задач по теме. ЛО3. Реакции обмена между растворами электролитов. | | 11 |
Раздел 2. Элементы-неметаллы и важнейшие соединения. (24 часа)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Общая характеристика неметаллов | | РС2Неметаллы на территории Архангельской области | 3 |
2 | Подгруппа кислорода и ее типичные представители. | | РС3Главные загрязнители воздуха Архангельской области РС4Применение серы на предприятиях области. РС5Применение серной кислоты на ЦБ предприятиях области | 7 |
3 | Подгруппа азота и ее типичные представители. | ПР №3. Получение аммиака и опыты с ним. | | 6 |
4 | Подгруппа углерода. | ПР №4. Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. ЛО4. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений. ЛО5. Получение аммиака и исследование его свойств. ЛО6. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака. ЛО7. Получение углекислого газа и изучение его свойств. ЛО8. Качественные реакции на анионы кислот. 6. Восстановительные свойства водорода и углерода. ЛО9. Получение угольной кислоты из оксида углерода (IV) и изучение её свойств ЛО10. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов. | РС6Экологические проблемы городов Архангельской области РС7Цементное производство области | 8 |
Раздел 3.Металлы. (12 часов)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Общие свойства металлов | | РС8Металлы на территории Архангельской области | 4 |
2 | Металлы главных и побочных подгрупп | ПР №5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» ЛО11. Рассмотрение образцов металлов, их солей и природных соединений. ЛО12. Взаимодействие металлов с растворами солей. ЛО13. Ознакомление с образцами сплавов (коллекция «Металлы и сплавы»). ЛО14. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. ЛО15. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов. ЛО16. Ознакомление с образцами чугуна и стали. ЛО17. Свойства оксидов и гидроксидов алюминия. ЛО18. Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и железа (III). ЛО19. Качественные реакции на ионы железа. ЛО20. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. | РС9Месторождения бокситов и железняков на территории Архангельской области РС10Жесткость воды в водоемах Архангельской области | 8 |
Раздел 4. Общие сведения об органических соединениях. (9 часов)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Углеводороды | | РС11Перспективы добычи нефти и газа на территории области | 5 |
2 | Кислородсодержащие органические соединения | | РС12Этиловый спирт – продукт гидролизного производства области | 2 |
3 | Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки) | | | 2 |
Раздел 5. Химия и жизнь. (7 часов)
№ п/п | тема | Практическая часть | Региональное содержание | Кол-во часов |
1 | Человек в мире веществ | ПР №6. Минеральные удобрения. ЛО21. Распознавание минеральных удобрений. ЛО22. Ознакомление с образцами полимеров и изучение их свойств | | 4 |
2 | Производство неорганических веществ и их применение | | | 3 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8 класс. Тема 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения. (41 час) |
Личностные результаты | Знакомиться с лабораторным оборудованием. Соблюдать технику безопасности Описывать физические и химические явления. Сравнивать и наблюдать свойства веществ. |
Метапредметные результаты | Использование умений и навыков различных видов деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; |
Предметные результаты | Уметь пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева при определении валентности. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Поиск в учебнике и дополнительной литературе информации о выдающихся ученых химиках и их открытиях. |
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» | Работа над исследовательскими проектами: Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения. Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции к изменению состава воздуха в XXI в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспорт — один из основных источников загрязнения атмосферы. Международное соглашение о защите атмосферы. |
8 класс. Тема 2. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории (22 ч) |
Личностные результаты | Умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения |
Метапредметные результаты | Использование умений и навыков различных видов деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; |
Предметные результаты | Разграничивать понятия «химическая связь», «кристаллическая решётка». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка». |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений. |
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» | Работа над исследовательскими проектами: Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере) |
9 класс. Тема 1. Теоретические основы химии (14 ч) |
Личностные результаты | Чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения. |
Метапредметные результаты | Использование различных источников для получения химической информации; Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение у фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.; |
Предметные результаты | Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; Проводить химический эксперимент, обращаться с веществами в соответствии с правилами техники безопасности; |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Поиск в учебнике и дополнительной литературе информации о выдающихся ученых химиках и их открытиях. |
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» | Работа над исследовательскими проектами: Значение научной теории для понимания окружающего мира, научной и практической деятельности |
9 класс. Тема 2. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (24 ч) |
Личностные результаты | Умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения. |
Метапредметные результаты | Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; |
Предметные результаты | Делать выводы и умозаключения из наблюдений. Изученных химических закономерностей. Прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; Моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул; |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Поиск в учебнике и дополнительной литературе информации о выдающихся ученых химиках и их открытиях. |
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» | Работа над исследовательскими проектами: Химические свойства элементов и их роль в экологических процессах (на примере изученных элементов IV, V, VI групп). Фосфор (азот, селен, бор). Распространение в природе; состав, строение, свойства и роль неметаллов в техносфере. Кремний в полупроводниковой промышленности. Солнечные батареи |
9 класс. Тема 3. Металлы (12 ч) |
Личностные результаты | Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; Взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности; Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения. |
Метапредметные результаты | Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; Использование различных источников для получения химической информации; Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение у фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.; |
Предметные результаты | Давать определения изученных понятий; Проводить химический эксперимент, обращаться с веществами в соответствии с правилами техники безопасности; Моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Поиск в учебнике и дополнительной литературе информации о выдающихся ученых химиках и их открытиях. |
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» | Работа над исследовательскими проектами: Металлы и современное общество |
9 класс. Тема 4. Общие сведения об органических соединениях (9 ч) |
Личностные результаты | Чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения. |
Метапредметные результаты | Использование различных источников для получения химической информации; Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение у фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.; Способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры. |
Предметные результаты | Описывать и различать изученные классы органических соединений Классифицировать изученные объекты и явления; |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Поиск в учебнике и дополнительной литературе информации о выдающихся ученых химиках и их открытиях. |
9 класс. Тема 5. Химия и жизнь (7 ч) |
Личностные результаты | Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения. |
Метапредметные результаты | Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; Способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры. Принципах социального взаимодействия. |
Предметные результаты | Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и промышленной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. |
Программа развития УУД | Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Проявлять личностное отношение к открытиям в науке. |
Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» | Оформление сообщений, подготовка презентаций, иллюстрирующих сообщения учащихся |
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» | Поиск в учебнике и дополнительной литературе информации о выдающихся ученых химиках и их открытиях. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
наименование | Должно быть, кол-ство | наличие |
Коллекции |
Чугун и сталь | 1 | + |
Шкала твердости | 1 | |
Волокна | 3 | + |
Пластмассы | 3 | + |
Металлы | 1 | + |
Алюминий | 1 | + |
Топливо | 1 | + |
Минералы и горные породы – сырьё для химической промышленности (20 видов) | 1 | + |
Нефть и важнейшие продукты ее переработки | 1 | + |
Минеральные удобрения | 1 | + |
Модели |
Набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул | 1 | + |
Набор для составления объёмных моделей молекул | 1 | - |
Комплект моделей кристаллических решеток (медь, хлорид натрия, алмаз, графит, железо) | 1 | + |
Набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул (НМР) | 1 | + |
Приборы, посуда и принадлежности общего назначения |
Аппарат для дистилляции воды (дистиллятор АД-4) | 1 | - |
Баня комбинированная лабораторная БКЛ-М | 1 | + |
Весы ВА-4М с комплектом гирь Г4-1111,10 | 1 | - |
Канистра ПЭ 5 л для дистиллированной воды | 1 | - |
Плитка электрическая лабораторная ПЭМ (350 Вт) | 1 | + |
Электролизёр с выпрямителем | 1 | - |
Устройство для сушки посуды ПЭ-2000 | 1 | - |
Зажим винтовой | 3 | + |
Зажим пружинящий | 3 | + |
Бутылка 0,25 л (горло №28) СТ | 25 | - |
Бутылка 1л коричневая (комплект) | 12 | - |
Очки защитные с прямой вентиляцией ЗП-1-80 | 1 | _ |
Перчатки кислотостойкие | 1 | - |
Доска для сушки посуды | 1 | + |
Пест №1 | 1 | - |
Пест №2 | 1 | - |
Пест №3 | 1 | - |
Стакан высокий с носиком В-1-250 | 4 | - |
Стакан высокий с носиком В-1-400 | 4 | - |
Стакан высокий с носиком В-1-600 | 4 | |
Ступка №3 | 1 | |
Ступка №4 | 1 | |
Ступка №5 | 1 | |
Ступка №6 | 1 | |
Чашка выпарительная №2 | 13 | |
Чашка выпарительная №3 | 1 | |
Чашка выпарительная №4 | 1 | |
Чашка выпарительная №5 | 1 | |
Чашка кристаллизационная 180 мл | 1 | |
Цилиндр измерительный 100 мл | 1 | |
Цилиндр измерительный 25 мл (2-25-2) | 1 | |
Цилиндр измерительный 50 мл (2-50-2) | 1 | |
Цилиндр измерительный с носиком (1-1000-2) | 1 | |
Аппарат Киппа (250 мл) | 1 | + |
Прибор для демонстрации определения состава воздуха | 1 | |
Прибор для опытов по химии с электрическим током | 1 | |
Набор посуды для дистилляции воды (НД-1) | 1 | |
Газометр (прибор для собирания и хранения газов) | 1 | |
Штатив лабораторный ПЭ-2700 (основание, три лапки, кольцо, четыре держателя) | 1 | |
Штатив лабораторный химический ШЛХ | 2 | |
Штатив для пробирок с подсветкой и фоновыми экранами | 1 | |
Спиртовка | 2 | |
Колба коническая КН-2-100-34 ТС | 8 | |
Колба коническая КН-2-250-34 ТС | 2 | |
Колба коническая КН-2-500-34 ТС | 2 | |
Колба коническая КН-2-1000-50 ТС | 1 | |
Колба плоскодонная П-2-250-34 ТС | 2 | |
Колба плоскодонная П-2-500-34 ТС | 1 | |
Колба круглодонная К-2-250-34 ТС | 2 | |
Колба круглодонная К-2-500-34 ТС | 2 | |
Колба Вюрца КП-1-250-29/32 ТС | 2 | |
Колба Вюрца КП-1-500-29/32 ТС | 2 | |
Колба мерная с пробкой 2-250-2 | 2 | |
Колба мерная с пробкой 2-500-2 | 2 | |
Колба мерная с пробкой 2-1000-2 ТС | 2 | |
Цилиндр 100 мл с носиком (объёмная шкала) ПП | 2 | |
Цилиндр 250 мл с носиком (объёмная шкала) ПП | 2 | |
Стакан низкий без шкалы 100 мл ПП | 4 | |
Стакан низкий без шкалы 250 мл ПП | 4 | |
Стакан низкий без шкалы 1000 мл ПП | 2 | |
Стакан низкий со шкалой 250 мл ПП | 4 | |
Стакан низкий со шкалой 500 мл ПП | 4 | |
Мензурка 500 мл | 1 | |
Мензурка 100 мл | 1 | |
Мензурка 250 мл | 1 | |
Бюретка без крана ( с оливой) 50 мл | 2 | |
Воронка лабораторная d=75 ПП | 2 | |
Воронка лабораторная В-100 | 2 | |
Воронка делительная цилиндрическая ВД-1-100 | 2 | |
Воронка капельная | 1 | |
Банка-промывалка 500 мл (LDPE) | 1 | |
Чаша выпарительная №3 100 мл Ф | 1 | |
Ступка с пестом №4 d=110 мм Ф | 1 | |
Тигель высокий №4 32 мл Ф | 1 | |
Пипетка 3-2-2-10 градуированная на полный слив | 3 | |
Пробирка П-1-14-120 | 10 | |
Пробирка П-1-16-150 | 10 | |
Пробирка П-2-21-200 | 20 | |
Колба Бунзена 2-250-29/32 ТС | 1 | |
Пробка резиновая № 14,5 | 10 | |
Пробка резиновая № 16 | 10 | |
Пробка резиновая № 21 | 10 | |
Пробка резиновая № 29 | 10 | |
Зажим-пробиркодержатель | 2 | |
Ложка №1 l=120 мм Ф | 1 | |
Палочка стеклянная d=3-5 мм l=250 мм | 3 | |
Груша ПВХ 50 мл | 2 | |
Пробка резиновая №21 с отверстием для стеклянной трубки | 10 | 10 |
Трубка стеклянная изогнутая газоотводная | 10 | 10 |
Щипцы тигельные | 1 | 2 |
Трубка хлоркальциевая ТХ-П-1-25 | 3 | - |
Трубка медицинская резиновая дренажная 6х1,5 мм | 0,5 кг | - |
Кристаллизатор прямой 180 мм | 2 | 2 |
Ложечка для сжигания веществ | 8 | 8 |
Шпатель-ложечка | 4 | 6 |
Горючее для спиртовок (спирт этиловый) 1 л | 1 | + |
Пинцет | 1 | + |
Скальпель | 1 | - |
Фильтраты обеззоленные белая лента d=12,5 в инд.уп. | 10 уп. | - |
Набор ершей для мытья посуды (1 комплект) | 1 | - |
Фильтровальная бумага | 3 | + |
Комплект оборудования для лабораторных опытов и практических занятий (на 2 учащихся) | 15 | 1 |
Термометр ТЛ-2№1 30+70 лабораторный | 1 | |
Весы учебные до 200 г с гирями | 7 | - |
Спиртовка школьная ученическая | 15 | 15 |
Прибор для получения газов лабораторный | 15 | |
Штатив лабораторный химический ШЛХ | 15 | |
Цилиндр 100 мл с носиком (объемная шкала) ПП | 1 | - |
Цилиндр 50 мл с носиком мерный | 1 | |
Стакан высокий с носиком 100 мл | 2 | |
Стакан низкий со шкалой 250 мл ПП | 2 | |
Пробирка П-1-14-120 | 100 | |
Пробка резиновая № 14,5 | 15 | |
Пробка резиновая № 14,5 с отверстием для стеклянной трубки | 15 | |
Пробирка П-1-16-150 | 20 | |
Пробка резиновая № 16 | 10 | |
Пробка резиновая № 16 с отверстием для стеклянной трубки | 4 | |
Банка-промывалка 250 мл (PE) | 1 | |
Эксикатор 2-250 | 1 | |
Чаша выпарительная №3 100 мл Ф | 1 | |
Трубка стеклянная изогнутая газоотводная | 15 | |
Палочка стеклянная d=3-5 мм l=250 мм | 20 | |
Магниты к доске аудиторной | 10 | |
Комплекты плакатов «Белки и нуклеиновые кислоты» (8 таблиц) | 1 | |
Комплекты плакатов «Номенклатура» (6 таблиц) | 1 | |
Комплекты плакатов «Строение вещества» (10 таблиц) | 1 | |
Комплекты плакатов «Химические реакции» (8 таблиц) | 1 | |
Плакат «Правила техники безопасности», винил 120х168 см | 1 | |
Плакат «Периодическая система химических элементов», винил 120х168 см | 1 | |
Плакат «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», винил 120х168 см | 1 | |
Портреты ученых-химиков (10 штук) | 1 | |
Таблица «Количественные отношения в химии» | 1 | |
Комплект таблиц по органической химии (20 штук) | 1 | |
Химические реактивы и материалы |
Набор №1 «Кислоты» | 1 | |
Набор №1 В «Кислоты» | 1 | |
Набор №1 С «Кислоты» | 1 | |
Набор №2 «Щелочи, соли щелочных и щелочноземельных металлов» | 1 | |
Набор №3 ВС «Щелочи» | 1 | |
Набор №4 «Подгруппа азота» | 1 | |
Набор №5 С «Органические вещества» | 1 | |
Набор №6 «Галогены» | 1 | |
Набор №6 С «Органические вещества» | 1 | |
Набор №7 «переходные элементы» | 1 | |
Набор №8 «теория электролитической диссоциации» | 1 | |
Набор №9 ВС «Образцы неорганических соединений» | 1 | |
Набор № 10 «Металлы, неметаллы» | 1 | |
Набор № 10 С «Органические вещества» | 1 | |
Набор №11 «Органические вещества» | 1 | |
Набор № 11 С «Соли для демонстрационных опытов» | 1 | |
Набор №13 ВС «Галогениды» | 1 | |
Набор №14 ВС «Сульфаты, сульфиты, сульфиды.» | 1 | |
Набор №16 ВС «Металлы, оксиды» | 1 | |
Набор №17 С «Нитраты» | 1 | |
Набор №18 С «Соединения хрома» | 1 | |
Набор №19 ВС «Соединения марганца» | 1 | |
Набор №22 ВС «Индикаторы» | 1 | |
Средства для мультимедийных технологий |
Компьютер + монитор | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
СД 1С Репетитор: Химия | 1 | |
СД Открытая химия | 1 | |
СД Комплект для 8 класса | 1 | |
Интерактивная доска | 1 | |
8. Планируемые результаты изучения химии
1) личностные результаты:
чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2) метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение у фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.;
способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры. Принципах социального взаимодействия.
3) предметные результаты:
понимать значение научных знаний для адаптации человека в современном динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
проводить химический эксперимент, обращаться с веществами в соответствии с правилами техники безопасности;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений. Простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений. Изученных химических закономерностей. Прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
Приложения к программе
8 класс - темы проектов;
Работа над исследовательскими проектами:
Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.
Вещества в технике.
Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии.
Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции.
Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Тенденции к изменению состава воздуха в XXI в.
Основные источники загрязнения атмосферы.
Транспорт — один из основных источников загрязнения атмосферы.
Международное соглашение о защите атмосферы.
Значение периодического закона для развития науки и техники.
Роль периодического закона в создании научной картины мира.
Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере)
9 класс
Значение научной теории для понимания окружающего мира, научной и практической деятельности
Химические свойства элементов и их роль в экологических процессах (на примере изученных элементов IV, V, VI групп).
Фосфор (азот, селен, бор).
Распространение в природе; состав, строение, свойства и роль неметаллов в техносфере.
Кремний в полупроводниковой промышленности.
Солнечные батареи
Металлы и современное общество
16