СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8-9 классы.          

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Еленовское

Красногвардейского района Республики Адыгея




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/ ____ /

протокол № _____

от « » 2018г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ _____/М.К. Атажахова/


« » 2018г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»

________________/ А.С. Калинин/

Приказ № _____

от « » 2018г.










Рабочая программа учителя

Химии, биологии

Кияница Н.П.

по предмету «Химия» в 8 классе

на 2018-2019 учебный год











Рабочая программа разработана:


  • В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17декабря 2010г)

  • На основе примерной программы основного общего образования по химии и программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Кузцовой, Н. Н. Гара. (Вентана-Граф, 2014)


Пояснительная записка.


  • Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с Федерального Государственного стандарта, «Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. (Вентана-Граф, 2014)

Согласно действующему Базисному учебному  плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2-х часов в неделю, 70 часов в учебном году.

Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК

для учителя:

  1. Н.Е.Кузнецова, Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.:Вентана Граф, 2015 г.

  2. Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара. Химия.8 - 9 класс: Программы по химии,2009 г, Вентана Граф.

для обучающихся:

  1. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара/ - М.Вентана Граф, 2015г.

  2. Сборники задач по химии. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин – Москва, Вентана Граф -2014 г.

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие обучающихся; призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение обучающихся в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на разных этапах обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

При реализации программы используются различные формы уроков: изучения нового материала, комбинированные, практические работы, контроля знаний различные виды контроля сформированности ЗУН: текущий, тематический, итоговый.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание учебного предмета по химии 8 класс

Введение 2 ч.

Предмет химии. Основные понятия и теории химии. Техника безопасности на уроках химии. Знакомство с химическим оборудованием.

Практическая работа № 1 «Правила обращения с химическим оборудованием»

Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

Тема 1. Химические элементы и вещества (11 ч.)


Физические и химические явления. Атомы. Молекулы. Простые и сложные вещества. Состав веществ. Химические формулы. Атомно-молекулярное учение в химии. Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах. Что показывают химический знак и химическая формула. Система химических элементов Д.И. Менделеева. Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Лабораторная работа № 1 «Описание физических свойств веществ».

Тема 1. 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (7 ч).

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям. Типы химических реакций. Методы химии.

Лабораторные работы № 2,3 «Признаки протекания химических реакций»,

«Знакомство с химическими реакциями различных типов».

Тема 1.3. Методы изучения химии (2 ч.)

Основные методы изучения в химии.

Лабораторная работа №4 «Разделение смеси железных опилок и порошка серы».

Практическая работа № 2«Очистка загрязненных веществ».

Тема 1.4. Вещества в окружающей нас природе и технике (5 ч.)

Чистые вещества и смеси. Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

Тема 1.5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 ч.)

Законы Гей-Люссака и Авогадро. Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород. Получение кислорода. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода.

Тема 1.6. Основные классы неорганических соединений (12 ч.)

Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Лабораторные работы №5-8: «Химические свойства оксидов», «Химические свойства кислот», «Химические свойства оснований», «Химические свойства солей».

Практическая работа № 3 «Изучение химических свойств веществ».

Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории (23).

Тема 2.1. Строение атома (3 ч.)

Состав атомов. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов.

Тема 2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (3 ч.)

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

Тема 2.3. Строение вещества (5 ч.)

Химическая связь. Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи. Ионная связь.

Степень окисления. Кристаллическое состояние вещества.

Тема 2.4. Химические реакции в свете ТЭД (2 ч.)

Окислительно-восстановительные реакции.

Тема 2.5. Водород и его важнейшие соединения (3 ч.)

Водород, его получение и свойства. Вода и ее свойства.

Практическая работа№ 4 «Получение водорода и изучение его свойств».

Тема 2.6. Галогены (4 ч.)

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены- простые вещества. Хлороводород и соляная кислота.

Раздел 3. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (3 ч.)





Учебно-тематический план по химии 8 класс

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Практикум


Авторская программа

Рабочая программа

Л/Р

П/Р

Введение

2

2


№ 1

Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

45

45



Тема 1.1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

11

11

№ 1


Тема 1.2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии.

7

7

№ 2,3


Тема 1.3. Методы изучения химии.

2

2

№ 4

№ 2

Тема 1. 4. Вещества в окружающей нас природе и технике.

5

5



Тема 1.5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

8

8



Тема 1.6. Основные классы неорганических соединений.

12

12

№5-8

№3

Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории.

20

20



Тема 2.1. Строение атома.

3

3



Тема 2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

3

3



Тема 2.3. Строение вещества.

5

5



Тема 2.4. Химические реакции в свете электронной теории

2

2



Тема 2.5. Водород и его важнейшие соединения.

43



№ 4

Тема 2.6. Галогены.

4

4



Раздел 3. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов

3



3




Итого:

70 ч.

70 ч.







Проверка и оценка знаний и умений обучающихся


Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по четырехбальной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

- дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах, ответ отсутствует.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении, задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок, работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

.25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Список литературы для учителя


  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы., «Дрофа», Москва, 2007 год.

  2. И.В.Маркина «Современный урок химии». Технологии. Приемы. Разработки учебных занятий. Ярославль. Академия развития 2008.

  3. Н.Е.Кузнецова. Химия 8 - 9 класс. Базовый уровень. «Вентана-Граф», 2015 год.

  1. Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,2009 г.

  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие,-СПб.: Образование.2001 г.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.

  4. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы.-М.: вентана-Граф,2003

  5. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2011 г.

  6. Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2002

Список литература для обучающихся:

1. Химия.8 - 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара/ - М.Вентана Граф, 2015.

Сборники задач по химии. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин – Москва, Вентана Граф -2007 год.


МТО предмета.

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  2. Комплект наборов «микролаборатория»

  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.

  4. Химическая посуда , оборудование, химические реактивы  (в соответствии с программой основной школы по химии)

  5. Комплект шаростержневых моделей.

Оборудование и приборы.

  • Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  • Комплект наборов «микролаборатория»

  • Комплект таблиц по химии для основной школы.

  • Химическая посуда, оборудование, химические реактивы (в соответствии с программой основной школы по химии)

  • Комплект шаростержневых моделей.










































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Еленовское

Красногвардейского района Республики Адыгея




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/ ____ /

протокол № _____

от « » 2017г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ _____/М.К. Атажахова/


« » 2017г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»

________________/ А.С. Калинин/

Приказ № _____

от « » 2017г.










Рабочая программа учителя

Химии, биологии

Кияница Н.П.

по предмету «Химия» в 9 классе

на 2018-2019 учебный год












Рабочая программа разработана:


  • На основе примерной программы основного общего образования по химии и программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Кузцовой, Н. Н. Гара. (Вентана-Граф, 2014)







Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе примерной программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. (Вентана-Граф, 2014).

Согласно действующему Базисному учебному  плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение химии в объеме 2-х часов в неделю, 68 часов.

Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК

для учителя:

  1. Н.Е.Кузнецова, Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.:Вентана Граф, 2015 г.

  2. Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара. Химия.8 - 9 класс: Программы по химии,2009 г, Вентана Граф.

для обучающихся:

  1. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара/ - М.Вентана Граф, 2015г.

  2. Сборники задач по химии. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин – Москва, Вентана Граф -2009 г.

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие обучающихся; призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение обучающихся в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на разных этапах обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

При реализации программы используются различные формы уроков: изучения нового материала, комбинированные, практические работы, контроля знаний различные виды контроля сформированности ЗУН: текущий, тематический, итоговый.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.


Содержание тем учебного курса химии в 9 классе

1. Повторение некоторых вопросов курса химии за 8 класс (2 ч.).

Химические элементы и их свойства. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менднелеева. Закономерности изменения свойств элементов а периодах и группах. Относительная электроотрицательность, степень окисления. Валентность. Сведения составе и номенклатуре основных классов неорганических соединений.

Демонстрации. 1. Образцы неорганических соединений. 2. Модели кристаллических решеток

Лабораторная работа № 1 «Рассмотрение образцов оксидов, солей, кислот, оснований».

Раздел 1. Теоретические основы химии (17 ч.)

Тема 1.1. Химические реакции (4 ч.)

Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Катализ и катализаторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе. Константа равновесия. Химическое равновесие, принцип ле Шателье.

Лабораторная работа № 2-3 «Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих, от площади соприкосновения, концентрации и температуры. «Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора».

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Практическая работа № 1 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Тема 1.2 Растворы. Теория электролитической диссоциации (13 ч.).

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов. Электролиты и неэлектролиты. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом химической связи. Свойства ионов.. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.Гидролиз солей .

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Демонстрации. 1.Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.2. Влияние разбавления на степень диссоциации. 3. Движение ионов.

Лабораторная работа №4 « Реакции обмена между растворами электролитов».

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Раздел 2. Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения (32ч.)

Тема 2.1.Общая характеристика неметаллов (4 часа)

Химические элементы неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева. Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах периодической системы. Распространение неметаллических элементов в природе. Понятие о круговороте химических элементов на примере азота.

Простые вещества – неметаллы. Особенности их строения. Физические и химические свойства простых веществ неметаллов. Способы получения.

Водородные соединения неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Формы соединений. Закономерности изменения свойств неметаллов в зависимости от особенностей строения образующих элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов.

Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.

Демонстрации. 1. Образцы простых веществ неметаллов и их соединений.

Тема 2.2. Подгруппа кислорода и ее типичные представители (5 ч.)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Закономерности изменения в подгруппе. Физические и химические свойства халькогенов – простых веществ. Биологические функции халькогенов.

Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды.

Кислородсодержащие соединения серы. Оксид серы (IV) и (VI), состав, строение, свойства, получение. Серная и сернистая кислоты, строение, состав, физические свойства. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.

Демонстрации. 1. Получение моноклинной и пластической серы.2. Взаимодействие серы с водородом, кислородом, медью. 3. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот. 4. Взаимодействие серы с концентрированной серной кислотой. 5. Получение оксида серы (IV). 6. Качественная реакция на сульфид-ион, сульфат-ион.

Лабораторная работа №5-6 « Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений, « Распознавание сульфатов».

Тема 2.3. Подгруппа азота и ее типичные представители (9 ч.)

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Важнейшие водородные и кислородные элементов подгруппы азота, их закономерные изменения. Азот как химический элемент и как простое вещество. Химические свойства азота. Аммиак, строение, свойства. Механизм образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота, состав, строение, физические и химические свойства. Соли азотной кислоты – нитраты. Качественная реакция на азотную кислоту и ее соли. Получение и применение азотной кислоты и ее солей. Фосфор как элемент и простое вещество. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Применение фосфора. Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и ее соли. Качественная реакция на фосфат-ион.

Минеральные удобрения: классификация, примеры, особенности физиологического воздействия на растения.

Расчетные задачи. Вычисления массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Демонстрации. 1. Получение оксидов азота. 2. Взаимодействие азота, фосфора с металлами и водородом. 3. Получение аммиака и исследование его свойств. 4. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот 5. Горение угля в азотной кислоте. Воспламенение скипидара в азотной кислоте. 6. Качественные реакции на нитрат-ион, фосфат-ион.

Лабораторные работа №7 « Качественные реакции на анионы кислот».

Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним».

Тема 2.4.. Подгруппа углерода (5 ч.)

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, распространение в природе. Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит. Химические свойства углерода.

Оксиды углерода, строение, свойства, получение. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний и его свойства. Оксид кремния(IV), кремниевая кислота.

Демонстрации. 1. Восстановление железа из оксида улем. 2. Опыты, подтверждающие общие химические свойства кислот. 3. Получение кремниевой кислоты. 4. Качественная реакция на карбонат-ион.

Лабораторные работы №8-10 «Получение углекислого газа и изучение его свойств», «Восстановительные свойства углерода», « Получение угольной кислоты из оксида углерода (I I) и изучение ее свойств».

Практическая работа №4 «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств».

Тема 2.5. Общие сведения об органических соединениях. (9 ч.)

Соединения углерода – предмет самостоятельной науки – органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и роль теории А. М. Бутлерова в развитии этой науки.

Основные классы углеводородов. Алканы. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакциям замещения и изомеризации.

Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации. Понятие о полимерных химических соединениях. Полиэтилен. Полипропилен. Алкины, номенклатура, свойства. Распространение углеводородов в природе. Состав нефти и характеристика основных продуктов, получаемых из нефти.

Кислородсодержащие органические соединения. Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот. Физиологическое действие спиртов на организм. Химические свойства спиртов, карбоновых кислот.

Биологически важные соединения: жиры, углеводы, белки – важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных. Жиры. Белки. Углеводы.

Демонстрации. 1. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 2. Модели молекул органических соединений.. 3. Модель молекулы белка.

Практическая работа №5 «Определение качественного состава органического вещества».

Раздел 3 Металлы (11 ч.)

Тема 3.1. Общие свойства металлов (4 ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов6 s-, p- b d –элементов. Металлическая связь. Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства Способность металлов образовывать сплавы. Общие сведения о сплавах. Применение чугуна и стали.

Понятие о коррозии металлов. Способы химической антикоррозийной защиты сплавов железа.

Демонстрации. 1. Образцы металлов и их соединений. 2. Модели кристаллических решеток металлов. 3. Взаимодействие металлов с водой. 4. Опыты по коррозии металлов и защите металлов от нее.

Лабораторные работы №11-13 «Рассмотрение образцов металлов, их солей и природных соединений», «Взаимодействие металлов с растворами солей», «Ознакомление с образцами сплавов, алюминия чугуна и стали».

Тема 3.2. Металлы главных и побочных подгрупп (7 часов)

Металлы-элементы (I) и (II) группы. Строение атомов химических элементов, физические и химические свойства простых веществ, оксидов, гидроксидов, применение.

Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области практического применения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий: химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Применение в современной технике. Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств.

Железо как простое вещество. Физические и химические свойства. Важнейшие соединения Fe (II), Fe (III). Качественные реакции на ионы железа.

Демонстрации. 1. Горение, взаимодействие с водой лития, натрия, кальция.2. Взаимодействие с водой оксида кальция. 3. Качественная реакция на ионы кальция и бария. 4. Устранение жесткости воды. 5. Взаимодействие алюминия с водой. 6. Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами.

Лабораторные работы №14-16 «Ознакомление с образцами природных соединений кальция», «Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и (III)», , «Взаимодействие железа с растворами кислот и щелочей».

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Раздел 4. Производство неорганических веществ (6 ч.).

Тема 4.1. Производство неорганических веществ и их применение (5 ч.).

Взаимосвязь науки химии с химической технологией. Химико-технологический процесс. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Различные виды сырья для производства серной кислоты.

Синтез аммиака. Условия протекания химических реакций, их аппаратурное оформление.

Химико-технологические основы получения металлов из руд. Доменное производство. Различные способы производства стали. Легированные стали. Проблема рационального использования сырья перспективные технологии получения сплавов.

Демонстрации: 1. Коллекция минералов и горных пород. 2. Модели производства серной кислоты и аммиака

Лабораторная работа №17 «Ознакомление с образцами сырья для производства серной кислоты».

Расчетные задачи. Определение массовой, объемной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного.

Тема 4.2.Вопросы экологии и химического производства (1 ч.)

Направления развития химических и металлургических производств.

Учебно-тематический план химия 9 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Л.Р.

Д.О.

П.Р.



Расчет.

задачи

Авторская программа

Рабочая программа

Повторение некоторых вопросов курса химии за 8 класс.


2


2


1


2


-


-

Раздел 1. Теоретические основы химии

17

17

3

3

2


Тема 1.1. Химические реакции

4

4

2

-

1

+

Тема 1.2 Растворы. Теория электролитической диссоциации

13

13

1

3

1

+

Раздел 2 Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения

32

32

6

20

3


+

Тема 2.1. Общая характеристика неметаллов

4

4

-

1

-

-


Тема 2.2. Подгруппа кислорода и ее типичные представители

5

5

2

6

-

-

Тема 2.3. Подгруппа азота и ее типичные представители

9

9

1

6

1

+

Тема 2.4. Подгруппа углерода

5

5

3

4

1

-

Тема 2.5. Общие сведения об органических соединениях.

9

9

-

3

1

-

Раздел 3. Металлы

11

11

7

10

-

+

Тема 3.1.Общие свойства металлов

4

4

3

4

-

-

Тема 3.2. Металлы главных и побочных подгрупп

7

7

4

6

-

+

Раздел 4 Производство неорганических веществ.

6

6

1

2

-

+

Тема 4.1. Производство неорганических веществ и их применение

5

5

1

2

-

+

Тема 4.2. Вопросы экологии и химического производства

1

1

-

-

-

-

Итого

68

68

18

35

5

+



Проверка и оценка знаний и умений обучающихся


Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по четырехбальной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

- дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах, ответ отсутствует.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении, задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок, работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

.25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Список литературы для учителя


  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы., «Дрофа», Москва, 2007 год.

  2. И.В.Маркина «Современный урок химии». Технологии. Приемы. Разработки учебных занятий. Ярославль. Академия развития 2008.

  3. Н.Е.Кузнецова. Химия 8 - 9 класс. Базовый уровень. «Вентана-Граф», 2015 год.

  1. Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,2009 г.

  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие,-СПб.: Образование.2001 г.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.

  4. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы.-М.: вентана-Граф,2003

  5. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2011 г.

  6. Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2002

Список литература для обучающихся:

1. Химия.8 - 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара/ - М.Вентана Граф, 2015.

Сборники задач по химии. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин – Москва, Вентана Граф -2007 год.


МТО предмета.

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  2. Комплект наборов «микролаборатория»

  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.

  4. Химическая посуда , оборудование, химические реактивы  (в соответствии с программой основной школы по химии)

  5. Комплект шаростержневых моделей.

Оборудование и приборы.

  • Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  • Комплект наборов «микролаборатория»

  • Комплект таблиц по химии для основной школы.

  • Химическая посуда, оборудование, химические реактивы (в соответствии с программой основной школы по химии)

  • Комплект шаростержневых моделей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!