СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 - 9 классы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 - 9 классы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ухоловская средняя школа Рязанской области



Рассмотрено на заседании Утверждено приказом директора

методического совета школы школы от 26.08.2017 года № 110

(протокол № 01 от 25.08.2017)










Рабочая программа по учебному предмету

«Химия»

для 8-9 классов на 2017-2018 учебный год






Составитель: С.А. Малофеева,

учитель химии















Ухолово

2017






Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы Н.Е.Кузнецовой, 2014 год которая имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации»

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесс, возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на 136 часов (68 + 68 за каждый год) 2 часа в неделю, в том числе на контрольные работы- 5 часов, практические работы 5 и 6 часов соответственно.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Цели изучения химии в 8 классе:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;

2.Воспитывать общечеловеческую культуру;

3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Школьные:

 Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.

 Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.

 самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 планирует ресурсы для достижения цели.

 Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

 Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.


Выпускник получит возможность научиться:

 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

 Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

 преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Школьные

 осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

 Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.

 Создает модели и схемы для решения задач.

 Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.

 Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвует в проектно- исследовательской деятельности.

  • дает определение понятиям.

  • устанавливает причинно-следственные связи.

  • обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Школьные:

 Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

 Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.

 формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

 Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

 устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

 спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

 осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.

 умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


Выпускник получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

 осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

 рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

 использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

 объяснять мир с точки зрения химии.

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

 умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:


- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


8 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)

Тема 1. Введение (2 ч)

Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.

Практическая  работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

 Раздел I. Вещество и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения


Тема 2. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

в свете атомно-молекулярного учения (13 ч)

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые переходы. Описание веществ. Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространенных простых веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д. И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.

Количество вещества. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.

Лабораторные опыты. 1. Примеры физических и химических явлений.

Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот


Тема 3. Химические реакции (5 ч)

Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Лабораторные опыты. 2. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокабоната натрия; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. 3. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа.

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию, б) образовавшихся в результате реакции.


Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике (4 ч)

Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ — фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.

Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.

Лабораторные опыты. 4. Разделение смеси железа и серы

Практическая работа №2. Очистка веществ

Расчетные задачи. 1. Построение графиков растворимости веществ при различной температуре. 2. Использование графиков растворимости для расчетов коэффициентов растворимости веществ. 3. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. 4. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.


Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 ч)

Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород — химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Схема опытов Д. Пристли и А. Л. Лавуазье.

Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.

Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции изменения состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот кислорода в природе. О всемирном законе об атмосфере.

Практическая работа №3 Получение и свойства кислорода

Расчетные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.


Тема 6. Основные классы неорганических соединений (12ч)

Оксиды — состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах — кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. ч. органические и неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.

Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация неорганических веществ. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).

Лабораторные опыты. 5. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 6. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. 7. Свойства кислот на примере соляной кислоты. 8. Взаимодействие оксида кальция с водой и испытание раствора индикаторами, гидроксида натрия и соляной кислоты, углекислого газа с известковой водой 9. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида меди). 10. Химические свойства солей.

Практическая работа №4. 1. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории

Тема 7. Строение атома. Ядерные реакции (3ч)

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов элементов: s-, р-, d-, f-электроны. Место элемента в периодической системе и электронная структура атомов. Электронные и электронографические формулы.


Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

 (4 ч)

Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов (ОЭО). Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.


Тема 9. Химическая связь и строение веществ в свете электронной теории (6ч)

Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная

связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.

Природа химической связи и ее типы. Относительность типологии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.

Кристаллическое строение веществ.  Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная — и их характеристики.

Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.


Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (3 ч)

Физическая сущность химической реакции.

Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. ОВР. Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Составление уравнений ОВР. Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса. Общая характеристика ОВР.

Классификация химических реакций в свете электронной теории.


Тема 11. Водород и его важнейшие соединения (4ч)

Водород в космосе. Ядерные реакции на Солнце. Водород в земной природе. Получение водорода в лаборатории. Водород — химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода, Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород — экологически чистое топливо и перспективы его использования. Оксид водорода — вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико-химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение, пероксид водорода в ОВР.

Лабораторные опыты. 11. Получение и распознавание водорода

Практическая работа №5 Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 12. Галогены (4 ч)

Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие вещества.

Лабораторные опыты. 12.Свойства соляной кислоты и её солей

Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.



9 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)


Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса (2 ч)

Состав и характерные свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь основных классов неорганических соединений.

Тема 2. Теория электролитической диссоциации (13 ч)

Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной химической связью.

Сильные и слабые электролиты

Реакции электролитов в водных растворах. Уравнения ионных реакций в водных растворах

Кислоты как электролиты

Основания как электролиты

Соли как электролиты. Гидролиз солей.

Лабораторный опыт

№1. Испытание электропроводности некоторых веществ.

№2. Реакции ионного обмена

№3. Гидролиз растворов солей

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация веществ»

Тема 3. Основные закономерности протекания химических реакций (4 ч)

Энергетика химических реакций. Тепловой эффект реакции

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ, катализаторы. Химическое равновесие и условия его смещения.

Лабораторный опыт

№4. Изучение скорости протекания химических реакций

Тема 4. Химия неметаллов (25 ч)

Общая характеристика элементов-неметаллов

Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение

Водородные и кислородные соединения неметаллов

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Сера. Аллотропия и свойства серы

Сероводород. Сульфиды

Кислородсодержащие соединения серы. Круговорот серы в природе

Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота

Азот – простое вещество

Аммиак

Соли аммония

Оксиды азота

Азотная кислота

Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе

Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

Кремний и его свойства. Соединения кремния. Силикатная промышленность.

Лабораторные опыты

№5 Ознакомление с образцами серы и её соединений.

№6. Качественная реакция на сульфат-ион

№7. Качественная реакция на ион аммония

№8. Качественная реакция на нитрат-ион

№9. Качественная реакция на ортофосфат-ион

№10 Получение углекислого газа и изучение его свойств

№11 Получение угольной кислоты и изучение её свойств.

№12 Качественная реакция на силикат-ион

Практические работы

  1. Получение аммиака и опыты с ним.

  2. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

Тема 5. Химия металлов (11 ч)

Положение элементов – металлов в таблице Менделеева и особенности строения их атомов.

Физические свойства металлов

Химические свойства металлов Fe 2+ Fe 3+

Лабораторный опыт

Демонстрация. Рассмотрение образцов металлов

№ 13 Взаимодействие металлов с растворами солей.

№14 Свойства оксида и гидроксида алюминия

№15 Качественные реакции на ионы железа

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Тема 6. Общие вопросы химической технологии (3ч)

Производство серной кислоты, чугуна и стали. Промышленный синтез аммиака. Металлургия.


Тема 7. Основы органической химии (10 ч)

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова

Изомерия.

Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов

Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов

Спирты. Альдегиды.

Карбоновые кислоты

Жиры

Углеводы

Аминокислоты и белки.



Перечень учебно-методического обеспечения.


Список литературы для учителя.

  1. Р.А. Бочарникова. Химия. Учимся решать задачи 8-11 классы.- Волгоград. Учитель, 2008

  2. Мастер-класс учителя химии. 1-2 выпуск.- М. Планета, 2010-2011

  3. А.А.Каверина и др. Химия. Дидактические материалы 8-9.- М. Владос, 2000

  4. И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.- М.: Новая волна, 2005

  5. А.М. Радецкий. Проверочные работы по химии 8-11. Пособие для учителя. М.: Просвещение,2000

  6. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2001.

  7. Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2002

  8. С.В. Горбунцова. Тесты по основным разделам школьного курса 8-9.- М. Вако, 2006

  9. Т.С. Назарова, В.Н. Лаврова Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11.- М. Владос, 2000


Оборудование и приборы.

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  2. Комплект наборов «микролаборатория»

  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.

  4. Химическая посуда, оборудование, химические реактивы  (в соответствии с программой основной школы по химии)

  5. Комплект шаростержневых моделей.


Список литературы для обучающихся.

1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2015.


2. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2016.


Интернет- ресурсы:

http://festival.1september.ru (Первое сентября)

•http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)

http://portfolio.1september.ru

http://school-collection.edu.ru

http://window.edu.ru

http://www.uroki.ru/ur_rus/programms/env_3.htm

http://www.kcn.ru/school/book/index.htm

•http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)

•http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)





Учебно-тематическое планирование курса химии для учащихся 8 класса.

Базовый уровень (68ч; 2ч/нед).



№ п/п

Тема урока

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Тема 1 Введение (2ч)

1

Предмет и задачи химии

§1

06.09


2

П.Р. №1.Приемы обращения с лабораторным оборудованием

с.12 - 15

07.09


Тема 2. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

в свете атомно-молекулярного учения (13 ч)


3

Физические и химические явления

§3, §4, №4 с.22

13.09


4

Атомы. Молекулы. Химические элементы

§5, выучить хим. эл-ты

14.09


5

Формы существования химических элементов

§6, №3

20.09


6

Закон постоянства состава. Химические формулы

§7, №2

21.09


7

Атомно-молекулярное учение в химии

§8, №3

27.09


8

Относительная атомная масса элемента. Относительная молекулярная масса вещества

§9, №3

§10 до с.43, №1

28.09


9

Расчеты по химическим формулам

§10 до конца, №6

04.10


10

Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам.

§13, №4

05.10


11

Составление формул по валентности

§14, №4

11.10


12

Количество вещества. Моль-единица количества вещества.

§15, №3(б)


12.10


13

Молярная масса

§16, №3(а), №5(а)

18.10


14

Решение задач с использованием понятия «молярная масса»

№7 с.68

19.10


15

К.р. №1 по теме «Первоначальные химические понятия»


25.10


Тема 3. Химические реакции (5 ч)


16

Сущность и признаки протекания химической реакции

§17, №3

26.10


17

Составление уравнений химических реакций

§19, №7

08.11


18

Расчеты по уравнениям химических реакций

Алгоритм на с.79, №5 с.80

09.11


19

Типы химических реакций

§20, №3

15.11


20

Урок-упражнение по теме «Химические реакции»

Повторить

§17- §20

16.11


Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике (4 ч)


21

Вещества в природе. Чистые вещества и смеси

§23, записи, №3

22.11


22

П.р.№2 Очистка веществ

с.98- с.99

23.11


23

Растворы. Растворимость веществ

§24, №5

29.11


24

Способы выражения концентрации растворов

§25, №3(а), №6

30.11


Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 ч)


25

Законы Гей-Люссака и Авогадро

§26 до с.112, №2 (а,б)

06.12


26

Расчеты на основании закона Авогадро

§26 до конца, №5

07.12


27

Воздух - смесь газов. Относительная плотность газов

§27

13.12


28

Кислород – химический элемент и простое вещество

§28 , №2(а)

14.12


29

Химические свойства и применение кислорода

§29,таблица

20.12


30

П.р. №3 Получение и свойства кислорода

с.129-130

21.12


31

Обобщение знаний по теме

повторить §26-§29

27.12


32

Контрольная работа №2 по темам 5,6


28.12


Тема 6. Основные классы неорганических соединений (12ч)


33

Оксиды

§30, №3

17.01


34

Основания

§31, №3

18.01


35

Кислоты

§32

24.01


36

Соли

§33, №2(а,г)

25.01


37

Химические свойства оксидов

§34, №2

31.01


38

Химические свойства кислот

§35, №2

01.02


39

Щёлочи, их получение и свойства

§36, №7(б)

07.02


40

Нерастворимые основания, их получение и свойства. Понятие об амфотерности.

§37 до с.137, №1

08.02


41

Химические свойства солей

§38

14.02


42

Генетическая связь классов неорганических соединений

№9 с.142

15.02


43

П.р. №4 Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

с.142

21.02


44

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений»


22.02


Тема 7. Строение атома. (3ч)


45

Строение атома. Изотопы

§39

01.03


46

Состояние электронов в атоме

§40, №5

07.03


47

Составление электронных и электронно-графических формул

повторить

§39- §40

14.03


Тема 8. Периодический закон и периодич. система элементов Д. И. Менделеева (4 ч)


48

Свойства химических элементов и их периодические изменения.

§41

15.03


49

Периодический закон. Периодическая система в свете строения атома.

§ 42,записи

21.03


50

Характеристика элемента на основании положения в П.С.Х.Э.

§ 43

22.03


51

Обобщение знаний по теме: «Строение атома. ПЗ и ПСХЭ»

повт. §41-§43

04.04


Тема 9. Химическая связь и строение веществ в свете электронной теории (6ч)


52

Химическая связь атомов при образовании простых веществ.

§45

05.04


53

Ковалентная связь

§44, § 45

11.04


54

Ионная связь

§46, №4

12.04


55

Степень окисления.

§47, №2

18.04


56

Кристаллическое состояние веществ.

§48

19.04


57

Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и строение атома»


25.04


Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (3 ч)


58

Окислительно-восстановительные реакции.

§49, №4

26.04


59

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

§50, №2

02.05


60

Урок-упражнение по теме: «химические реакции в свете электронной теории.»

повт. §49-§51

03.05


Тема 11. Водород и его важнейшие соединения (4ч)


61

Водород-химический элемент и простое вещество. Получение водорода.

§ 52

10.05


62

Свойства водорода и его применение

записи

14.05


63

П.р.№5 Получение водорода и изучение его свойств

с.224

16.05


64

Вода. Пероксид водорода

§ 53

17.05


Тема 12. Галогены (4ч)

65

Итоговое повторение

повт. по вопросам

23.05


66

Итоговая контрольная работа №5


24.05


67

Общая характеристика галогенов. Галогены-простые вещества.

Химические свойства галогенов

§54, №5

30.05


68

Хлороводород. Соляная кислота и её соли.

§ 55

31.05




















Учебно-тематическое планирование

курса «Химия» для учащихся 9 класса.


№ п/п

Тема урока

Практич. работы, лабораторн. опыты

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

1

Периодическая система химических элементов и строение атома


Повторить свойства оксидов, оснований, кислот, солей по тетради 8 класса

04.09

06.09

07.09


2

Генетическая связь основных классов неорганических веществ


Составить уравнения хим реакций по цепочке

08.09


3

Растворы. Теория электролитической диссоциации

Л.о №1 Испытание веществ на электрич. провод-ть

§3, §4 до с.20

11.09

13.09

14.09


4

Механизм Э.Д.


§5

15.09


5

Сильные и слабые электролиты


§7, №1

18.09

20.09

21.09


6

Реакции ионного обмена

Л.о. №2 Реакции обмена между растворами электролитов

§8

22.09


7

Кислоты как электролиты


§9, №3

25.09

27.09

28.09


8

Основания как электролиты


§10

29.09


9

Соли как электролиты


§11

02.10

04.10

05.10


10

Урок-упражнение по теме: «Свойства, кислот, оснований, солей в свете теории ЭД»


Повторить §3-§11

06.10


11

Решение расчетных задач на избыток


задача

09.10

11.10

12.10


12

Гидролиз солей

Л.о. №3 Гидролиз растворов солей

с.51 –с.54

13.10


13

П.Р. №1 Решение экспериментальных задач по теме «Э.Д.»


П.Р.№1

с.50-с.51

16.10

18.10

19.10


14

Обобщение знаний по теме: «Электролитическая диссоциация»


Повторить §3-§11

20.10


15

Контрольная работа №1 по теме «Электролитическая диссоциация»



23.10

25.10

26.10


16

Энергетика химических реакций. Скорость химических реакций


§1

27.10


17

Факторы, влияющие на скорость химических реакций

Л.о.№4

Факторы, влияющие на скорость реакции

§2

06.11

08.11

09.11


18

Химическое равновесие и условия его смещения


§2, записи

10.11


19

Обобщение знаний по теме «Основные закономерности протекания химических реакций»



13.11

15.11

16.11


20

Общая характеристика неметаллов


§ 12-13

17.11


21

Решение задач с использованием понятия «выход продукта»


§14

20.11

22.11

23.11


22

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Сера

Л.о.№5. Ознакомление с образцами серы и её соединений

§15, §17,записи

24.11


23

Сероводород. Сульфиды


§18, №6

27.11

29.11

30.11


24

Соединения серы (IV)


§19, №5

01.12


25

Соединения серы (VI)

Л.о.№6. Качественная реакция на сульфат-ион

§20

04.12

06.12

07.12


26

Обобщение знаний по теме «Подгруппа кислорода»


Повторить § 12-19

08.12


27

Общая характеристика элементов VI А группы. Азот


§21, §22

11.12

13.12

14.12


28

Аммиак.


§23 до с.126, №5

15.12


29

Соли аммония

Л.о.№7. Качественная реакция на ион аммония

§23 с.126

18.12

20.12

21.12


30

П.Р. №2. Получение аммиака и опыты с ним

П.Р. №2

с.128-с.129

22.12


31

Оксиды азота


§24, №5

25.12

27.12

28.12


32

Азотная кислота


§25 до с.140

29.12


33

Нитраты

Л.о.№8. Качественная реакция на нитрат-ион

§25, №5

12.01


34

Фосфор и его соединения

Л.о.№9. Качественная реакция на ортофосфат-ион

§26, §27 заполнить таблицу о соединениях фосфора

15.01

17.01

18.01


35

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота»


Повторить

§21-27

19.01


36

Решение задач на нахождение массы или объема вещества по исходному веществу, содержащему примеси


Повторить по вопросам, подготовиться к КР

22.01

24.01

25.01


37

Контрольная работа №2 Подгруппа кислорода. Подгруппа азота



26.01


38

Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод.


§28, §29

29.01

31.01

01.02


39

Оксиды углерода

Л.о.10. Получение углекислого газа и изучение его свойств

§31, №5

02.02


40

П.Р. №3 «Получение углекислого газа и изучение его свойств»

П.Р. №3

с.174

05.02

07.02

08.02


41

Угольная кислота и её соли

Л.о.11. Получение угольной кислоты и изучение её свойств

§32

09.02


42

Кремний и его соединения.

Л.о.12. Качественная реакция на силикат -ион

§33

12.02

14.02

15.02


43

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»


Повторение по вопросам

16.02


44

Контрольная работа №3 «Неметаллы»



19.02

21.02

22.02


45

Общая характеристика металлов


§34, §35

26.02

28.02

01.03


46

Свойства металлов. Сплавы

Л.о.13.Взаимодействие металлов с растворами солей

§36

02.03


47

Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз


записи

05.03

07.03

09.03


48

Понятие о коррозии металлов и её предупреждение


с.201-с.205

12.03

09.03

15.03


49

Металлы I A группы.


§37, №4 (а)

16.03

14.03

16.03


50

Металлы IIA группы.


§38, №5

19.03

16.03

22.03


51

Алюминий и его соединения

Л.о №14 Свойства оксида и гидроксида алюминия

§40

23.03

21.03

23.03


52

Железо


§41 до с.232

02.04

23.03

05.04


53

Соединения железа

Л.о.№15. Качественные реакции на ионы железа

§41, №4-6

06.04

04.04

06.04


54

П.Р. №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

П.Р. №4

с.234

09.04

06.04

12.04


55

Контрольная работа №4 по теме: «Металлы»



13.04

11.04

13.04


56

Производство серной кислоты


§56

16.04

13.04

19.04


57

Промышленный синтез аммиака


записи

20.04

18.04

20.04


58

Производство чугуна и стали


§57

23.04

20.04

26.04


59

Предмет органической химии.

Особенности органических веществ


§42

27.04

25.04

27.04


60

Предельные углеводороды


§43, §44

04.05

27.04

03.05


61

Понятие о гомологии, изомерии и номенклатуре алканов


§43, записи

07.05

04.05

04.05


62

Непредельные углеводороды.


§45

11.05

11.05

10.05


63

Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты


§47, §48

14.05

16.05

11.05


64

Жиры. Углеводы


§49, §50

18.05

18.05

17.05


65

Аминокислоты. Белки


§51

25.05


66

Итоговый тест



21.05

22.05

24.05


67

Анализ теста





68

Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!