ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2 «БЕРЕГИНЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУ ЛНР «ВУВК №2 «Берегиня»
________________И.М. Левко
31.08.2020 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
базовый уровень
8-9 классы
Составитель рабочей программы:
Илюхина Елена Леонидовна
2020 - 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Химия» (8-9 классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, утвержденной МОН ЛНР (приказ № 600-од от 10.06.2020). Составители: Кузьменко Е.Н., Пигида Т.И., Бударина Н.А., Тиняков О.В.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
- Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.
- Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.: ил.
Изучение предмета «Химия» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- обеспечение осознанного усвоения учащимися языка химии, важнейших законов и закономерностей, методов их познания для понимания и объяснения свойств веществ и химических явлений;
-формирование умений наблюдать химические реакции при проведении химического эксперимента и анализировать результаты наблюдений; осуществлять расчёты на основе химических формул веществ и химических уравнений;
-создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, экологической культуры, мотивации изучения химии как одной из фундаментальных естественных наук;
-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно примерному учебному плану основного общего образования
образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «Химия» в основной школе выделяется 136 часов, из них в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), и в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения предмета «Химия»
являются:
Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитость морального сознания и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
3.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5.Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
6.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; осознанное принятие правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения предмета «Химия» являются:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение учащимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
При изучении химии учащиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения химии учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится
− самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
− оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
− овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловому чтению: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; критически оценивать содержание и форму текста.
Обучающийся сможет научиться
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится
− организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; овладеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметными результатами изучения предмета «Химия»
являются:
Обучающийся научится
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ;
- получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразного вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятия «тепловой эффект реакции»,
«реакции экзотермические и эндотермические»;
- раскрывать смысл понятия «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразного вещества: углекислый газ и
аммиак;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Обучающийся сможет научиться
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Предметные результаты для 8 класса:
В результате изучения предмета «Химия» ученик 8 класса должен
знать/понимать
– химическую символику: знаки некоторых химических элементов;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества, валентность, химическая формула;
-химические и физические явления;
-основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
-свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделять их существенные признаки;
–характеристику физических и химических свойств основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- виды химической связи в неорганических соединениях;
- схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей.
уметь:
– называть химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, относительную молекулярную массу;
– вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятия «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- определять степень окисления элементов в соединениях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критического отношения к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации.
Предметные результаты для 9 класса:
В результате изучения предмета «Химия» ученик 9 класса должен:
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов; формулы химических веществ; уравнения химических реакций;
– важнейшие химические понятия: «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»; химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь; вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объем; химическая реакция, классификация реакций; аллотропия; гидролиз; скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты;
- сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- возможность протекания реакций ионного обмена;
- взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- виды химической связи в неорганических соединениях;
- схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей.
уметь:
– раскрывать смысл понятия «тепловой эффект реакции», «реакции экзотермические и эндотермические»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- определять степень окисления элементов в соединениях;
- классифицировать химические реакции по различным признакам;
-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- вычислять по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей или находящегося в растворе;
находить массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– оценивания влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотного обращения с веществами в повседневной жизни;
-выполнения проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-понимания необходимости соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
В связи с тем, что 2019 – 2020 учебный год проходил с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, планируется расширенное повторение материала за счёт перераспределения часов на изучение тем «Первоначальные химические понятия», «Кислород. Горение», «Водород», «Вода. Растворы», «Расчеты в химии: количество вещества, моль, решение задач», «Основные классы неорганических соединений», «Периодический закон и химическая связь» в 8 классе и «Повторение», «Химические реакции», «Электролитическая диссоциация», «Химия элементов», «Общее знакомство с органическими веществами» в 9 классе.
Из рабочей программы 8 класса исключены практические работы «Строение пламени», «Очистка загрязненной поваренной соли», «Физические и химические явления», «Признаки химических реакций», так как они были выполнены в 7 классе.
Содержание программы
по химии
Класс: 8
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Первоначальные химические понятия | 13 |
2. | Кислород. Горение | 6 |
3. | Водород. Вода. Растворы | 8 |
4. | Количество вещества. Расчеты по химическим формулам | 8 |
5. | Основные классы неорганических соединений | 15 |
6. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | 12 |
7. | Строение вещества. Химическая связь | 6 |
| Всего | 68 |
Содержание программы
по химии
Класс: 9
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Повторение | 7 |
2. | Электролитическая диссоциация | 6 |
3. | Строение вещества. Химическая связь. Химические реакции | 12 |
4. | Галогены | 5 |
5. | Подгруппа кислорода | 6 |
6. | Подгруппа азота | 10 |
7. | Подгруппа углерода | 10 |
8. | Общие свойства металлов | 12 |
| Всего | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 8
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
8-А | 8-Б | 8-А | 8-Б |
Повторение. Первоначальные химические понятия (13ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по Т.Б. Предмет химии. Вещества и их свойства | 01.09 | 01.09 | | | |
2 | 2 | Физические и химические явления. Химические реакции | 03.09 | 04.09 | | | |
3 | 3 | Атомы и молекулы | 08.09 | 08.09 | | | |
4 | 4 | Химический элемент. Знаки химических элементов | 10.09 | 11.09 | | | |
5 | 5 | Закон постоянства состава | 15.09 | 15.09 | | | |
6 | 6 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | 17.09 | 18.09 | | | |
7 | 7 | Массовая доля элемента, вычисления по формулам | 22.09 | 22.09 | | | |
8 | 8 | Валентность. Определение валентности | 24.09 | 25.09 | | | |
9 | 9 | Составление формул по валентности | 29.09 | 29.09 | | | |
10 | 10 | Сохранение массы веществ при химических реакциях | 01.10 | 02.10 | | | |
11 | 11 | Химические уравнения | 06.10 | 06.10 | | | |
12 | 12 | Типы химических реакций | 08.10 | 09.10 | | | |
13 | 13 | Контрольная работа | 13.10 | 13.10 | | | |
Кислород. Горение (6 ч) |
14 | 1 | Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе | 15.10 | 16.10 | | | |
15 | 2 | Свойства кислорода | 20.10 | 20.10 | | | |
16 | 3 | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе | 22.10 | 23.10 | | | |
17 | 4 | Аллотропия кислорода. Озон и его свойства | 03.11 | 03.11 | | | |
18 | 5 | Воздух, состав воздуха | 05.11 | 06.11 | | | |
19 | 6 | Практическая работа №1. Получение и свойства кислорода | 10.11 | 10.11 | | | |
Водород. Вода. Растворы (8 ч) |
20 | 1 | Водород. Нахождение в природе. Получение водорода. | 12.11 | 13.11 | | | |
21 | 2 | Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Применение водорода. | 17.11 | 17.11 | | | |
22 | 3 | Практическая работа №2. Получение водорода и исследование его свойств. | 19.11 | 20.11 | | | |
23 | 4 | Вода. Строение молекулы. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. | 24.11 | 24.11 | | | |
24 | 5 | Химические свойства воды. Применение воды. | 26.11 | 27.11 | | | |
25 | 6 | Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы. | 01.12 | 01.12 | | | |
26 | 7 | Определение массовой доли растворенного вещества в растворе. | 03.12 | 04.12 | | | |
27 | 8 | Практическая работа №3. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. | 08.12 | 08.12 | | | |
Количество вещества. Расчеты по химическим формулам (8 ч) |
28 | 1 | Количество вещества. Моль — единица количества вещества | 10.12 | 11.12 | | | |
29 | 2 | Число Авогадро. Молярная масса вещества | 15.12 | 15.12 | | | |
30 | 3 | Контрольная работа | 17.12 | 18.12 | | | |
31 | 4 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 22.12 | 22.12 | | | |
32 | 5 | Решение задач | 24.12 | 25.12 | | | |
33 | 6 | Объёмные отношения газов при химических реакциях | 12.01 | 12.01 | | | |
34 | 7 | Относительная плотность газов | 14.01 | 15.01 | | | |
35 | 8 | Решение задач | 19.01 | 19.01 | | | |
Основные классы неорганических соединений (15 ч) |
36 | 1 | Важнейшие классы неорганических веществ | 21.01 | 22.01 | | | |
37 | 2 | Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды | 26.01 | 26.01 | | | |
38 | 3 | Физические и химические свойства. Получение. Применение | 28.01 | 29.01 | | | |
39 | 4 | Основания. Классификация. Номенклатура | 02.02 | 02.02 | | | |
40 | 5 | Физические и химические свойства. Получение. Применение | 04.02 | 05.02 | | | |
41 | 6 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | 09.02 | 09.02 | | | |
42 | 7 | Кислоты. Классификация. Номенклатура | 11.02 | 12.02 | | | |
43 | 8 | Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова | 16.02 | 16.02 | | | |
44 | 9 | Соли. Классификация. Номенклатура | 18.02 | 19.02 | | | |
45 | 10 | Физические и химические свойства. Способы получения солей | |
46 | 11 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 25.02 | 26.02 | | | |
47 | 12 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 02.03 | 02.03 | | | |
48 | 13 | Решение задач | 04.03 | 05.03 | | | |
49 | 14 | Повторение и обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» | 09.03 | 09.03 | | | |
50 | 15 | Контрольная работа | 11.03 | 12.03 | | | |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (12 ч) |
51 | 1 | Классификация химических элементов | 16.03 | 16.03 | | | |
52 | 2 | Периодический закон | 18.03 | 19.03 | | | |
53 | 3 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. | 30.03 | 30.03 | | | |
54 | 4 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. | 01.04 | 02.04 | | | |
55 | 5 | Основные принципы размещения электронов на энергетических уровнях. | 06.04 | 06.04 | | | |
56 | 6 | Составление электронных формул первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | 08.04 | 09.04 | | | |
57 | 7 | Строение электронных оболочек атомов и структура периодической системы. | 13.04 | 13.04 | | | |
58 | 8 | Взаимосвязь между строением электронных оболочек и свойствами химических элементов, простых веществ, высших оксидов, летучих водородных соединений. | 15.04 | 16.04 | | | |
59 | 9 | Взаимосвязь между строением электронных оболочек и свойствами химических элементов, простых веществ, высших оксидов, летучих водородных соединений. | 20.04 | 20.04 | | | |
60 | 10 | Характеристика химических элементов по их положению в периодической системе и строению атома. | 22.04 | 23.04 | | | |
61 | 11 | Характеристика химических элементов по их положению в периодической системе и строению атома. | 27.04 | 27.04 | | | |
62 | 12 | Значение периодического закона. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева. | 29.04 | 30.04 | | | |
Строение вещества. Химическая связь (6 ч) |
63 | 1 | Электроотрицательность химических элементов | 04.05 | 04.05 | | | |
64 | 2 | Химическая связь. Типы химических связей | 06.05 | 07.05 | | | |
65 | 3 | Понятие о валентности и степени окисления. | 11.05 | 11.05 | | | |
66 | 4 | Правила определения степени окисления элементов. | 13.05 | 14.05 | | | |
67 | 5 | Контрольная работа | 18.05 | 18.05 | | | |
68 | 6 | Кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток | 20.05 | 21.05 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 9
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
9-А | 9-Б | 9-А | 9-Б |
Повторение (7 ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по Т.Б. Количество вещества. Закон Авогадро | 02.09 | 03.09 | | | |
2 | 2 | Состав и свойства основных классов неорганических соединений | 04.09 | 04.09 | | | |
3 | 3 | Состав и свойства основных классов неорганических соединений | 09.09 | 10.09 | | | |
4 | 4 | Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева | 11.09 | 11.09 | | | |
5 | 5 | Растворы. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе | 16.09 | 17.09 | | | |
6 | 6 | Решение задач | 18.09 | 18.09 | | | |
7 | 7 | Контрольная работа | 23.09 | 24.09 | | | |
Электролитическая диссоциация (6 ч) |
8 | 1 | Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. | 25.09 | 25.09 | | | |
9 | 2 | Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты | 30.09 | 01.10 | | | |
10 | 3 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах | 02.10 | 02.10 | | | |
11 | 4 | Реакции обмена между растворами электролитов, условия их протекания | 07.10 | 08.10 | | | |
12 | 5 | Ионные уравнения | 09.10 | 09.10 | | | |
13 | 6 | Практическая работа № 1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов | 14.10 | 15.10 | | | |
Строение вещества. Химическая связь. Химические реакции (12 ч) |
14 | 1 | Электроотрицательность химических элементов | 16.10 | 16.10 | | | |
15 | 2 | Химическая связь. Типы химических связей. Кристаллические решетки | 21.10 | 22.10 | | | |
16 | 3 | Понятие о валентности и степени окисления | 23.10 | 23.10 | | | |
17 | 4 | Правила определения степени окисления элементов | 05.11 | | | |
18 | 5 | Классификация химических реакций по разным признакам | 06.11 | 06.11 | | | |
19 | 6 | Окислительно-восстановительные реакции, их значение | 11.11 | 12.11 | | | |
20 | 7 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, подбор коэффициентов | 13.11 | 13.11 | | | |
21 | 8 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, подбор коэффициентов | 18.11 | 19.11 | | | |
22 | 9 | Тепловой эффект реакции. Экзотермические и эндотермические реакции | 20.11 | 20.11 | | | |
23 | 10 | Термохимические уравнения | 25.11 | 26.11 | | | |
24 | 11 | Скорость химических реакций, зависимость скорости реакции от разных факторов. | 27.11 | 27.11 | | | |
25 | 12 | Практическая работа № 2. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость | 02.12 | 03.12 | | | |
Галогены (5 ч) |
26 | 1 | Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор | 04.12 | 04.12 | | | |
27 | 2 | Хлороводород. Хлороводородная кислота и ее соли | 09.12 | 10.12 | | | |
28 | 3 | Практическая работа № 3. Химические свойства, качественная реакция на соляную кислоту и ее соли | 11.12 | 11.12 | | | |
29 | 4 | Решение задач | 16.12 | 17.12 | | | |
30 | 5 | Контрольная работа | 18.12 | 18.12 | | | |
Подгруппа кислорода (6 ч) |
31 | 1 | Общая характеристика подгруппы кислорода. Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов | 23.12 | 24.12 | | | |
32 | 2 | Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. | 25.12 | 25.12 | | | |
33 | 3 | Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли | 13.01 | 14.01 | | | |
34 | 4 | Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли | 15.01 | 15.01 | | | |
35 | 5 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | 20.01 | 21.01 | | | |
36 | 6 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 22.01 | 22.01 | | | |
Подгруппа азота (10 ч) |
37 | 1 | Общая характеристика подгруппы азота. Азот, физические и химические свойства | 27.01 | 28.01 | | | |
38 | 2 | Аммиак. Физические и химические свойства аммиака | 29.01 | 29.01 | | | |
39 | 3 | Практическая работа № 5. Получение аммиака и изучение его свойств | 03.02 | 04.02 | | | |
40 | 4 | Соли аммония | 05.02 | 05.02 | | | |
41 | 5 | Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота. Окислительные свойства | 10.02 | 11.02 | | | |
42 | 6 | Соли азотной кислоты | 12.02 | 12.02 | | | |
43 | 7 | Фосфор. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) | 17.02 | 18.02 | | | |
44 | 8 | Ортофосфорная кислота. Соли ортофосфорной кислоты | 19.02 | 19.02 | | | |
45 | 9 | Минеральные удобрения | 24.02 | 25.02 | | | |
46 | 10 | Решение задач | 26.02 | | | |
Подгруппа углерода (10 ч) |
47 | 1 | Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод, физические и химические свойства | 26.02 | 04.03 | | | |
48 | 2 | Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм | 03.03 | 05.03 | | | |
49 | 3 | Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе | 05.03 | 11.03 | | | |
50 | 4 | Понятие об органической химии | 10.03 | 12.03 | | | |
51 | 5 | Предельные и непредельные углеводороды | 12.03 | 18.03 | | | |
52 | 6 | Производные углеводородов. Понятие о функциональной группе | 17.03 | 19.03 | | | |
53 | 7 | Общие представления о кислородсодержащих органических веществах | 19.03 | 01.04 | | | |
54 | 8 | Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли | 31.03 | 02.04 | | | |
55 | 9 | Решение задач | 02.04 | 08.04 | | | |
56 | 10 | Практическая работа № 6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 07.04 | 09.04 | | | |
Общие свойства металлов (12 ч) |
57 | 1 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства | 09.04 | 15.04 | | | |
58 | 2 | Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов | 14.04 | 16.04 | | | |
59 | 3 | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы | 16.04 | 22.04 | | | |
60 | 4 | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства | 21.04 | 23.04 | | | |
61 | 5 | Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе и строение атомов | 23.04 | 29.04 | | | |
62 | 6 | Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения | 28.04 | 30.04 | | | |
63 | 7 | Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Физические и химические свойства | 30.04 | 06.05 | | | |
64 | 8 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | 05.05 | 07.05 | | | |
65 | 9 | Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III) | 07.05 | 13.05 | | | |
66 | 10 | Контрольная работа | 14.05 | 14.05 | | | |
67 | 11 | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 19.05 | 20.05 | | | |
68 | 12 | Решение задач | 21.05 | 21.05 | | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
кафедры естественно-математических дисциплин
от «27 » августа 2020 г. № __
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Л.Д. Величко
«28» августа 2020 г.