1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- объяснять роль веществ в их круговороте.
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- понимать смысл химических терминов.
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и в дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
1. Введение (5 ч.)
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Превращение веществ. Химическая символика. Периодическая система химических элементов Д. И Менделеева.
2. Атомы химических элементов(9 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов Д. И Менделеева и строение атомов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома. Практическая работа №1»Правила ТБ в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Ковалентная неполярная химическая связь. Образование бинарных соединений неметаллов. Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – неметаллы. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий» количество вещества», «молярный объем газов», атомная масса».
Степень окисления. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с образцами веществ разных классов» Основания, их состав и название. Кислоты, их состав и название. Представители кислот: серная, соляная и азотная кислоты. Соли как производные кислот и оснований. Типы кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Лабораторная работа № 2 «Разделение смесей» Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов» Массовая и объемная доля компонента смеси. Расчеты, связаны с использованием понятия «доля»
Физические явления в химии. Лабораторная работа № 3 «Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге» Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Лабораторная работа № 4 «Окисление меди в пламени спиртовки» Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям. Расчеты с использованием понятия «доля». Реакции разложения. Реакции соединения. Лабораторная работа № 5 «Помутнение известковой воды от вдыхаемого углекислого газа» Реакции замещения. Лабораторная работа № 6 «Замещение меди в растворе хлорида меди ( II) железом» Реакции обмена. Лабораторная работа № 7 «Получение углекислого газа взаимодействием соды и воды » Практическая работа №4 «Признаки химических реакций» Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Контрольная работа № 3 по теме «Типы химических реакций. Химические уравнения»
Растворение как физико – химический процесс. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Кислоты, их классификация. Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»
Лабораторная работа № 8 «Реакции, характерные для растворов кислот» Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Лабораторная работа № 9 «Реакции, характерные для растворов щелочей» Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Лабораторная работа № 10 «Получение и свойства нерастворимого основания» Соли, их классификация Лабораторная работа № 11 «Реакции, характерные для растворов солей» Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Обобщение сведений об оксидах. Лабораторная работа № 12 «Реакции, характерные для основных оксидов» Лабораторная работа № 13 «Реакции, характерные для кислотных оксидов» Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно – восстановительные реакции. Реакции ионного обмена и окислительно - восстановительные реакции. Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы»
Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач»
Повторение основных понятий, законов и теорий через знакомство с деятельностью ученых. Повторение основных понятий за курс 8 класса
№ | Название раздела/темы | Количество часов |
Введение | 5 |
1 | Предмет химии. Вещества. | 1 |
2 | Превращение веществ | 1 |
3 | Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием | 1 |
4 | Периодическая система. Знаки химических элементов. | 1 |
5 | Химические формулы | 1 |
Атомы химических элементов | 9 |
6 | Основные сведения о строении атомов. | 1 |
7 | Изменения в составе ядер атомов элементов. | 1 |
8 | Строение электронных оболочек. | 1 |
9 | Изменение числа электронов на внешнем уровне. | 1 |
10 | Взаимодействие атомов неметаллов между собой. | 1 |
11 | Ковалентная полярная химическая связь. | 1 |
12 | Металлическая химическая связь. | 1 |
13 | Элементы металлов и неметаллов. Виды связей. | 1 |
14 | Контрольная работа №1 «Элементы. Химическая связь». | 1 |
| 3. Простые вещества | 9 |
15 | Простые вещества – металлы. | 1 |
16 | Простые вещества – неметаллы. | 1 |
17 | Количество вещества. | 1 |
18 | Молярный объем газообразных веществ. | 1 |
19 | Решение задач с использованием понятия «количество вещества». | 1 |
20 | Простые вещества. | 1 |
| 4. Соединения химических элементов | 16 |
21 | Степень окисления. | 1 |
22 | Важнейшие классы бинарных соединений. | 1 |
23 | Основания. | 1 |
24 | Кислоты, их состав и название | 1 |
25 | Представители кислот: серная, соляная и азотная | 1 |
26 | Соли - как производные кислот и оснований. | 1 |
27 | Соли – как производные кислот и оснований. | 1 |
28 | Типы кристаллических решеток | 1 |
29 | Классификация сложных веществ. | 1 |
30 | Чистые вещества и смеси. | 1 |
31 | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 |
32 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | 1 |
33 | Расчеты, связанные с понятием «доля». | 1 |
34 | Расчеты, связанные с понятием «доля». Повторный инструктаж по технике безопасности | 1 |
35 | Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара. | 1 |
36 | Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов». | 1 |
| 5. Изменения, происходящие с веществами | 13 |
37 | Физические явления в химии. Первичный инструктаж по технике безопасности | 1 |
38 | Химические реакции. | 1 |
39 | Химические уравнения. | 1 |
40 | Реакции разложения. | 1 |
41 | Реакции соединения. | 1 |
42 | Реакции замещения. | 1 |
43 | Реакции обмена. | 1 |
44 | Типы хим. реакций на примере воды. | 1 |
45 | Практическая работа № 4. «Признаки химических реакций» | 1 |
46 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
47 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
48 | Обобщение по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
49 | Контрольная работа №3 «Типы химических реакций». | 1 |
| 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена | 21 |
50 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 |
51 | Электролитическая диссоциация. | 1 |
52 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 |
53 | Ионные реакции. | 1 |
54 | Практическая работа №5 "Условия протекания реакций между растворами электролитов". | 1 |
55 | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 |
56 | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 |
57 | Основания, их классификация и свойства. | 1 |
58 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 |
59 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 |
60 | Соли, их классификация и свойства. | 1 |
61 | Практическая работа №6 "Свойства кислот, оснований, оксидов и солей". | 1 |
62 | Генетическая связь между классами веществ. | 1 |
63 | Генетическая связь между классами веществ. | 1 |
64 | Генетическая связь между классами веществ. | 1 |
65 | Классы веществ. | 1 |
66 | Практическая работа №7 "Решение экспериментальных задач". | 1 |
67 | Обобщение и систематизация по теме "Типы химических реакций" | 1 |
68 | Контрольная работа №4 "Вещества. Типы химических реакций" | 1 |
69 | Обобщение материала за курс неорганической химии. | 1 |
70 | Обобщение материала за курс неорганической химии. | 1 |
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка даты | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности |
Введение (5 ч.) |
1 | Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества. | 1 | 05.09 | | Понятия «вещества», свойства», «превращение», «наука – химия», «тело», вещество», «простое вещество», «сложное вещество» | Знать предмет изучения химии; понимать логическую связь между понятиями «атом», «молекула», «вещество», «тело»; Уметь определять элемент как совокупность атомов определенного вида. |
2 | Превращение веществ. | 1 | 07.09 | | Превращение веществ, физические и химические явления в химии. | Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент» |
3 | Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 1 | 12.09 | | Характеристика Периодической системы Д.И. Менделеева, группы, подгруппы, периоды, порядковый номер, атомный вес. | Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов, символику, произношение, правила написания. |
4 | Периодическая система. Знаки химических элементов. | 1 | 14.09 | | Характеристика Периодической системы Д.И. Менделеева, группы, подгруппы, периоды, порядковый номер, атомный вес. | Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов, символику, произношение, правила написания. |
5 | Химические формулы. | 1 | 19.09 | | Характеристика Периодической системы Д.И. Менделеева, группы, подгруппы, периоды, порядковый номер, атомный вес. | Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов, символику, произношение, правила написания. |
Тема 1. Атомы химических элементов(9 ч) |
6 | Основные сведения о строении атомов. | 1 | 21.09 | | Строение атома, планетарная модель Резерфорда. | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента |
7 | Изменения в составе ядер атомов элементов. | | 26.09 | | Состав атомных ядер: протоны, нейтроны, электроны. | Знать определение понятия «химический элемент». Уметь определять с опорой на таблицу ПСХЭ количество протонов, электронов, нейтронов. |
8 | Строение электронных оболочек. | 1 | 28.09 | | Электронные уровни, подуровни, правило расположения электронов. | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
9 | Изменение числа электронов на внешнем уровне. | 1 | 03.10 | | Периодическая Система Химических Элементов в свете учения о строении атома. | Знать формулировку периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Уметь характеризовать химические элементы (от H до Ca) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов |
10 | Взаимодействие атомов неметаллов между собой. | 1 | 05.10 | | Правило изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях. |
11 | Ковалентная полярная химическая связь. | 1 | 10.10 | | Бинарные соединения: оксиды, хлориды, фториды, сульфиды. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях. |
12 | Металлическая химическая связь. | 1 | 12.10 | | Бинарные соединения: оксиды, хлориды, фториды, сульфиды. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях |
13 | Элементы металлов и неметаллов. Виды связей. | 1 | 17.10 | | Ковалентная неполярная химическая связь – связь атомов неметаллов между собой. | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия её с ковалентной и ионной связью. |
14 | Контрольная работа №1 «Элементы. Химическая связь». | 1 | 19.10 | | Атомы химических элементов, их свойства, химические связи. | Знать характеристику атомов химических элементов с опорой на таблицу Периодической системы Д.И. Менделеева Уметь определять тип химической связи. |
Тема 2. Простые вещества(6 ч ) |
15 | Простые вещества – металлы. | 1 | 24.10 | | Закономерность положения металлов и неметаллов в таблице ПСХЭ. | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов. |
16 | Простые вещества – неметаллы. | 1 | 26.10 | | Простые вещества – неметаллы, их характеристика, свойства. | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. |
17 | Количество вещества. | 1 | 31.10 | | Аллотропные модификации фосфора, олова, кислорода, их характерные особенности и свойства. | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). |
18 | Молярный объем газообразных веществ. | 1 | 02.11 | | Отличительные свойства металлов и неметаллов. | Знать отличительные свойства металлов и неметаллов. Уметь давать характеристику этих свойств на примере простых веществ. |
19 | Решение задач с использованием понятия «количество вещества». | 1 | 14.11 | | Введение новых понятий «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро». | Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества; объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи) |
20 | Повторный инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете химии. Простые вещества. | 1 | 16.11 | | Расчет по формулам количество вещества и молярный объем газов. | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи) |
Тема 3. Соединения химических элементов(16 ч) |
21 | Степень окисления. | 1 | 21.11 | | Работа с таблицей Периодической Системы Химических Элементов, определение степени окисления веществ. | Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. |
22 | Важнейшие классы бинарных соединений. | 1 | 23.11 | | Знакомство с образцами разных классов веществ. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов. |
23 | Основания. | 1 | 28.11 | | Характерные свойства, состав оснований. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей. |
24 | Кислоты, их состав и название. | 1 | 30.11 | | Характерные свойства, состав оснований. | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот. |
25 | Представители кислот: серная, соляная и азотная. | 1 | 05.12 | | Характерные свойства, состав кислот. | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. |
26 | Соли - как производные кислот. | 1 | 07.12 | | Характерные свойства, состав солей. | Знать принцип составления химических формул солей, их названия. Уметь писать химические формулы солей, давать им названия. |
27 | Соли – как производные оснований. | 1 | 12.12 | | Типы кристаллических решеток: ионной, атомной, молекулярной. | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. |
28 | Типы кристаллических решеток. | 1 | 14.12 | | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Знать характеристику веществ молекулярного и немолекулярного строения. Уметь писать химические формулы, приводить примеры, работать с таблицей ПСХЭ. |
29 | Классификация сложных веществ. | 1 | 19.12 | | Чистые вещества и смеси, принцип разделения смесей. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
30 | Чистые вещества и смеси. | 1 | 21.12 | | | Знать основные понятия по теме «Химические элементы», писать химические формулы, определять тип химической связи. |
31 | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 | 26.12 | | Массовая и объемная доля компонента смеси. | Знать правила разделения смесей. Уметь высчитывать массовые и объемные доли компонентов смеси. |
32 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | 1 | 11.01 | | Расчеты, связаны с использованием понятия «доля» | Знать принцип расчета массовой доли вещества. Уметь готовить растворы заданной концентрации. |
33 | Расчеты, связанные с понятием «доля». | | 16.01 | | Массовая и объемная доля компонента смеси. | Знать принцип расчета массовой доли вещества. Уметь готовить растворы заданной концентрации. |
34 | Расчеты, связанные с понятием «доля». Повторный инструктаж по технике безопасности. | | 18.01 | | Массовая и объемная доля компонента смеси. | Знать принцип расчета массовой доли вещества. Уметь готовить растворы заданной концентрации. |
35 | Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара. | | 23.01 | | Рабочий раствор, процентная концентрация | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
36 | Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов», промежуточный контроль. | | 25.01 | | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Знать характеристику веществ молекулярного и немолекулярного строения. Уметь писать химические формулы, приводить примеры, работать с таблицей ПСХЭ. |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 ч.) |
37 | Физические явления в химии. Первичный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 30.01 | | Физические явления в химии. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
38 | Химические реакции. | 1 | 01.02 | | Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли. |
39 | Химические уравнения. | 1 | 06.02 | | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. |
40 | Реакции разложения. | 1 | 08.02 | | Химические уравнения, химические реакции. | Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. |
41 | Реакции соединения. | 1 | 13.02 | | Расчеты с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей |
42 | Реакции замещения. | 1 | 15.02 | | Реакции разложения, понятие, их характерные особенности. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей |
43 | Реакции обмена. | 1 | 20.02 | | Реакции соединения, их характерные особенности. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
44 | Типы химических реакций. | 1 | 22.02 | | Реакции замещения, их характерные особенности. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
45 | Практическая работа № 4. Признаки химических реакций. | 1 | 27.02 | | Реакции обмена, их характерные особенности. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
46 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | 01.03 | | Расчеты с использованием понятия «доля». | Знать определение основных терминов темы. Уметь производить расчеты. |
47 | Расчеты по химическим уравнениям. Решение расчётных задач. | 1 | 06.03 | | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации |
48 | Обобщение по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | 08.03 | | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации |
49 | Контрольная работа №3 «Типы химических реакций». | 1 | 13.03 | | Лабораторное оборудование, правила техники безопасности при работе с ним. | Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации |
Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена (21 час) |
50 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 | 15.03 | | Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации |
51 | Электролитическая диссоциация. | 1 | 20.03 | | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации |
52 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | 22.03 | | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации |
53 | Ионные реакции. | 1 | 03.04 | | Лабораторное оборудование, правила техники безопасности при работе с ним. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
54 | Практическая работа №5 "Условия протекания реакций между растворами электролитов". | 1 | 05.04 | | Лабораторное оборудование, правила техники безопасности при работе с ним. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выполнять работу, сравнивать, делать вывод. |
55 | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 | 10.04 | | Растворение как физико – химический процесс. | Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости. |
56 | Кислоты, их классификация и химические свойства. | 1 | 12.04 | | Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации |
57 | Основания, их классификация и свойства. | 1 | 17.04 | | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации |
58 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 | 19.04 | | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации |
59 | Оксиды, их классификация и химические свойства. | 1 | 24.04 | | Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. |
60 | Соли, их классификация и свойства. | 1 | 26.04 | | Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. |
61 | Практическая работа №6 "Свойства кислот, оснований, оксидов и солей". | 1 | 01.05 | | Кислоты, их классификация. Кислородсодержащие, односоставные, двухсоставные, трехсоставные. | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. |
62 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | 03.05 | | Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. |
63 | Генетическая связь между классами веществ. | 1 | 08.05 | | Основания, их классификация. | Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. |
64 | Генетическая связь между классами веществ. | 1 | 10.05 | | Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. | Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде. |
65 | Классы веществ. | 1 | 15.05 | | Соли кислые, средние, основные. | Знать классификацию и химические свойства средних солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде. |
66 | Практическая работа №7 "Решение экспериментальных задач". | 1 | 17.05 | | Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. |
67 | Обобщение и систематизация по теме "Типы химических реакций". | 1 | 22.05 | | Обобщение сведений об оксидах. | Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. |
68 | Контрольная работа №4 "Вещества. Типы химических реакций", итоговый контроль. | 1 | 24.05 | | Кислотные оксиды, их характерные свойства | Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. |
69 | Обобщение материала за курс неорганической химии. | 1 | 29.05 | | Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях. |
70 | Итоговый урок по неорганической химии курса 8 класса. | 1 | 31.05 | | Окислительно – восстановительные реакции | Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях. |
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Химия» составлена в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
– Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 9.
1. Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. - М.: Дрофа, 2014.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2014.
3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки» по химии 8 класс, ML, «Вако». 2014 г.
4. Комисарова Л.В., , Присягина И.Г «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», 2017г.
5. Учебно-методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2013 г.
6. Химия 8 класс О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2016
CD диски «Общая и неорганическая химия», Органическая химия» «Виртуальная лаборатория»
Базисный учебный план на изучение химии в 8 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, итого 70 часов в год.
Содержание рабочей программы адекватно контингенту, образовательным потребностям и запросам, возрастным, психологическим и соматическим особенностям и мотивационному уровню обучающихся 8-х классов.
Наблюдения показали, что учащиеся 8-х классов активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Обладают элементарными навыками самостоятельного поиска информации.
Исходя из этого, в учебном процессе, для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются элементы современных образовательных технологий, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТУ, работа с использованием интерактивной доски.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять раз-личные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Формирование персонифицированного учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование широкого спектра современных технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности, позволяет сформировать у обучающихся компетенции, заявленные мною в рабочей программе.
В тематическом планировании 8а,8б,8в,8г, 8д классах я не указываю технологии, которые будут использованы на конкретных уроках т.к. использование той или иной технологии будет обусловлено уровнем развития учащихся на этапах обучения, исходя из уровня подготовки класса.