Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, на основе:
- закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010 г.)
- Примерной программы основного общего образования и Программы курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Москва, Дрофа, 2011г).
- авторской программы - О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2015.).
- общеобразовательной программы МКОУ «Новиковская СОШ им. Фёдорова Н.Д.».
Цели изучения учебного курса химии в 8 классе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного курса:
формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества; развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Организация учебного процесса
Рабочая программа по химии предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов - по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций, использование для решения познавательных задач различных источников информации (литературу, интернет – ресурсы, диски); соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Реализации задач рабочей программы по химии способствует интеграция результатов проектно - исследовательской работы, соответствующей предметной области знания с обучением, а также использование в педагогической деятельности элементов технологии критического мышления. Технологии обучения.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Формы контроля за усвоением знаний учащихся
Виды контроля: текущий (поурочный), промежуточный (по разделу), итоговый (за курс).
Формы проверки знаний, умений, навыков: тестовые контролирующие задания, контрольная работа, практическая и лабораторная работа, проект, эксперимент.
Контроль за усвоением знаний во время занятий: преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы), устный опрос (собеседование), самоконтроль и взаимоконтроль. Внеурочные способы оценки знаний учащихся: химические олимпиады, рефераты, доклады, участие в конкурсах.
Средства контроля: бумажные (учебники, сборники, дидактический материал, методические пособия);
Электронные (электронные пособия по курсу химии, мультимедийные приложения, самоучитель «Химия для всех», интерактивные задания).
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Согласно действующему Базисному учебному плану 2004 года рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю что соответствует федеральному компоненту. Количество классов-комплектов – 1.
В соответствии с Сан Пин Мином на 68 часов в учебном году, продолжительностью урока 40 минут, 2 урока в неделю.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять их причинно-следственные связи.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
определять роль различных веществ в природе и технике;
объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
приводить примеры химических процессов в природе;
находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
объяснять мир с точки зрения химии:
перечислять отличительные свойства химических веществ;
различать основные химические процессы;
определять основные классы неорганических веществ;
понимать смысл химических терминов.
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
различать опасные и безопасные вещества.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по химии
Оценка теоретических знаний учащихся:
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и реактивов, научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования, допущены неточности, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки его оформлении.
2. Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого процесса, названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков процесса выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признаки процесса, допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 85 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 65 – 84%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 49 – 64%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 49%.
Содержание тем учебного курса
Введение (4ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Тема1
Атомы химических элементов (10ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2
Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимелярная и киломолярная массы вещества, милли-молярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Т е м а 3
Соединения химических элементов (13 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практическая работа 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Т е м а 4
Изменения, происходящие с веществами
(10 ч)
Понятие явлений как изменений, происходя щих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция * кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля-), когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кисло тах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Т е м а 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (4ч)
Практические работы 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Т е м а 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом хими ческой связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Тема7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов (2 ч)1
6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
Учебно-тематическое планирование по химии, 8 класс.
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 1 час – резервное время) УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п | темы | кол-во часов | из них | лабораторных опытов |
контрольных работ | практических работ |
1 | Введение | 4 | | | 2 |
2 | Тема 1. Атомы химических элементов | 9 | 1 | - | 3 |
3 | Тема 2. Простые вещества | 6 | | - | 2 |
4 | Тема 3. Соединения химических элементов | 14 | 1 | - | 8 |
5 | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 12 | 1 | - | 2 |
6 | Тема 5. Практикум 1. «Простейшие операции с веществом» | 3 | | 3 | |
7 | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 18 | 1 | 4 | 14 |
8 | Тема 7. Практикум 2. «Свойства растворов электролитов» | 1 | | 1 | |
9 | Резервное время 1ч. Итого: | 68 | 4 | 7 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Планируемые образовательные результаты | Информационные ресурсы, средства обучения | Формы и методы обучения |
Предметные | Метапредмет-ные (КУУД, ПУУД, РУУД) | Личностные (ЛУУД) |
| | Введение |
1. | 1 нед. Сент. | Химия часть естествознания. Предмет химии. Вещества. | Научатся: объяснять значимость науки химия в системе наук, изучающих природу Получат возможность научиться: доказывать значимость химических веществ для человека | Регуливные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: выделяют и формулируют проблему, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Презентации «Правила ТБ в кабинете химии», «История развития химии», «Химия и повседневная жизнь человека». Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
2 | 1 нед. Сент. | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. | Научатся: определять роль химии в жизни человека Получат возможность научиться: объяснять особенности химических процессов | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: исследуют свойства изучаемых веществ, классифицируют изучаемые вещества по составу, наблюдают и описывают химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии, характеризуют состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
3 | 2 нед. Сент. | Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д.И. Менделеева | Научатся: читать периодическую систему и объяснять принципы построения таблицы Получат возможность научиться: самоанализу своих действий по выполнению заданий по теме | Регулятивные: оценивают достигнутый результат, предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Оптимизм в восприятии мира | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
4 | 2 нед. Сент. | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении. | Научатся: структурировать свои знания по теме Получат возможность: работы над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Регулятивные: оценивают достигнутый результат, предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Оптимизм в восприятии мира | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
| | Тема № 1. Атомы химических элементов |
5 | 3 нед. Сент. | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Изотопы. | Научатся: описывать строение атомов Получат возможность: доказывать сущность планетарного строения атомов | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: исследуют свойства изучаемых веществ, классифицируют изучаемые вещества по составу, характеризуют состав и свойства веществ Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют ответственное отношение к учению | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
6 | 3 нед. Сент. | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов №1- №20 в таблице Менделеева | Научатся: объяснять электронное строение атомов Получат возможность: доказывать сущность заполнения энергетических уровней | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: исследуют свойства изучаемых веществ, классифицируют изучаемые вещества по составу, характеризуют состав и свойства веществ Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют устойчивый познавательный интерес | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
7 | 4 нед. Сент. | Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменения свойств химических элементов по периодам и группам | Научатся: читать периодическую систему Получат возможность: объяснять принципы размещения химических элементов в системе | Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Познавательные: исследуют свойства изучаемых веществ, классифицируют изучаемые вещества по составу, характеризуют состав и свойства веществ, определяют основную и второстепенную информацию Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Позитивная моральная самооценка | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
8 | 4 нед. Сент. | Ионная химическая связь. | Научатся: определять ионную связь в соединениях Получат возможность: виртуального построения молекул с ионной связью | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Познавательные: выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, строят логические цепи рассуждений, составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют устойчивый познавательный интерес | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
9 | 1 нед. октября | Ковалентная неполярная химическая связь. | Научатся: определять ионную связь в соединениях Получат возможность: виртуального построения молекул с ковалентной неполярной связью | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные: выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, строят логические цепи рассуждений, составляют целое из частей Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют устойчивый познавательный интерес | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
10 | 1 нед. октября | Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. | Научатся: определять ионную связь в соединениях Получат возможность: виртуального построения молекул с ковалентной полярной связью | Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
11 | 2 нед. октября | Металлическая химическая связь. | Научатся: определять ионную связь в соединениях Получат возможность: виртуального построения молекул с металлической связью | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные: выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, строят логические цепи рассуждений, составляют целое из частей Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
12 | 2 нед. октября | Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи. | Научатся: структурировать свои знания по теме Получат возможность: работы над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные: выделяют и формулируют проблему, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
13 | 3 нед. октября | Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов» | Научатся: структурировать свои знания по теме Получат возможность: работы над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Регулятивные: оценивают достигнутый результат, предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Оптимизм в восприятии мира | | Контроль знаний. |
| | Тема № 2. Простые вещества |
14. | 3 нед. октября | Простые вещества металлы. | Научатся: описывать особенности строения металлов Получат возможность: доказывать принадлежность к металлам | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга | Формируют устойчивый познавательный интерес | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
15 | 4 нед. октября | Простые вещества неметаллы, их сравнение с металлами. Аллотропия. | Научатся: описывать особенности строения неметаллов Получат возможность: доказывать принадлежность к неметаллам | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, структурируют знания Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
16 | 4 нед. октября | Количество вещества. | Научатся: решать задачи на определение количества вещества Получат возможность: доказывать значимость количества вещества | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: анализируют условия и требования задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
17 | 2 нед. ноября | Молярный объем газообразных веществ. | Научатся: решать задачи на определение молярного объема Получат возможность: доказывать значимость молярного объема | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: анализируют условия и требования задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Формируют устойчивый познавательный интерес | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
18 | 2 нед. ноября | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов» | Научатся: решать задачи на определение массовой доли элемента в веществе Получат возможность: доказывать значимость массовой доли | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: анализируют условия и требования задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
19 | 3 нед. ноября | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | Научатся: решать задачи на определение массовой доли вещества Получат возможность: доказывать значимость массовой доли | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: анализируют условия и требования задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | |
| | Тема № 3. Соединения химических элементов |
20. | 3 нед. ноября | Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений. | Научатся: определять степень окисления в бинарных соединениях Получат возможность: моделирования соединений с заданной степенью окисления | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами ( символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
21-22. | 4 нед. ноября | Оксиды. Летучие водородные соединения. | Научатся: исследовать свойства изучаемых веществ Получат возможность: моделировать соединения разных классов | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами ( символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
23-24. | 5 нед. ноября | Основания. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: моделировать соединения изучаемого класса | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами ( символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
25-26. | 1 нед. декабря | Кислоты. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: моделировать соединения изучаемого класса | Регулятивные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Оптимизм в восприятии мира | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
27-28. | 2 нед. декабря | Соли как производные кислот и оснований. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: моделировать соединения изучаемого класса | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: исследуют свойства изучаемых веществ, умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
29 | 3 нед. декабря | Аморфные и кристаллические вещества. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: моделировать соединения изучаемого класса | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: исследуют свойства изучаемых веществ, умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
30. | 3 нед. декабря | Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доля компонентов смеси. | Научатся: наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии Получат возможность: характеризовать состав и свойства чистых веществ и смесей | Регулятивные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
31-32. | 4 нед. декабря | Расчеты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | Научатся: решать задачи на определение массовой доли вещества Получат возможность: доказывать значимость массовой доли | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: анализируют условия и требования задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
33 | 3 нед января | Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов». | Научатся: структурировать свои знания по теме Получат возможность: работы над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Оптимизм в восприятии мира | | Контроль знаний. |
| | Тема № 4. Изменения, происходящие с веществами |
34 | 3 нед января | Физические явления. Разделение смесей. | Научатся: исследовать и описывать физические явления Получат возможность: доказывать сущность физического явления | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
35 | 4 нед января | Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. | Научатся: исследовать и описывать химические реакции Получат возможность: моделировать химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
36 | 4 нед января | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Научатся: наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии Получат возможность: исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
37-38 | 5 нед января | Расчёты по химическим уравнениям. | Научатся: описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений Получат возможность: наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
39 | 2 нед февраля | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах. | Научатся: проводить наблюдения за поведением веществ, за химическими реакциями разложения Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
40 | 2 нед февраля | Реакции соединения. Цепочки переходов. | Научатся: проводить наблюдения за поведением веществ, за химическими реакциями соединения Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
41 | 3 нед февраля | Реакции замещения. Ряд активности металлов. | Научатся: проводить наблюдения за поведением веществ, за химическими реакциями замещения Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
42 | 3 нед февраля | Реакции обмена. Правило Бертолле. | Научатся: проводить наблюдения за поведением веществ, за химическими реакциями обмена Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
43 | 4 нед февраля | Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе. | Научатся: решать задачи на расчет по химическим уравнениям Получат возможность: находить рациональные способы решения задач | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: анализируют условия и требования задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
44 | 4 нед феврал я | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | Научатся: структурировать свои знания по теме Получат возможность: работы над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Оптимизм в восприятии мира | | Контроль знаний. |
45 | 5 нед февраля | Контрольная работа№3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» |
| | Тема 5. Практикум 1. «Простейшие операции с веществом» |
46 | 5 нед февраля | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Практическая работа № 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». | Научатся: наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии Получат возможность: исследовать и описывать условия, химической реакции | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Формируют устойчивый познавательный интерес | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: эксперимент, наблюдения. Методы: репродуктивный и частично-поисковый. |
47 | 2 нед. марта | Практическая работа № 2. «Признаки химических реакций». | Научатся: наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии Получат возможность: исследовать и описывать условия, химической реакции | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Оптимизм в восприятии мира | | Формы: эксперимент, наблюдения. Методы: репродуктивный и частично-поисковый. |
48 | 2 нед. марта | Практическая работа №3. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | Научатся: наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии Получат возможность: исследовать и описывать условия, химической реакции | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: эксперимент, наблюдения. Методы: репродуктивный и частично-поисковый. |
| | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
49 | 3 нед. марта | Электролитическая диссоциация. | Научатся: давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация» Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
50 | 3 нед. марта | Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. | Научатся: проводить наблюдения за поведением веществ, в ионных реакциях Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
51-53 | 4 нед. марта | Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: исследовать свойства изучаемых веществ | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
54-56 | 1 нед апреля | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: исследовать свойства изучаемых веществ | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
57-58 | 2 нед апреля | Оксиды: классификация и свойства | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: исследовать свойства изучаемых веществ | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
59-60 | 3 нед апреля | Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. | Научатся: классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам Получат возможность: исследовать свойства изучаемых веществ | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
61 | 4 нед апреля | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Научатся: исследовать свойства изучаемых веществ Получат возможность: характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: умеют заменять термины определениями, выбирают знаково-символические средства для построения модели, выполняют операции со знаками и символами, структурируют знания Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Формы: учебное занятие, наблюдения, эксперементы. Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. |
62-63 | 4-5 нед апреля | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | Научатся: исследовать количественные характеристики веществ Получат возможность: характеризовать состав и свойства веществ по уравнению реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: умеют заменять термины определениями, выбирают знаково-символические средства для построения модели, выполняют операции со знаками и символами, структурируют знания Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | Контроль знаний. |
64 | 1 нед мая | Контрольная работа №4 по теме теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
65 | 2 нед мая | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. | Научатся: классифицировать химические реакции Получат возможность: наблюдать и описывать химические реакции с помощью языка химии | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: умеют заменять термины определениями, выбирают знаково-символические средства для построения модели, выполняют операции со знаками и символами, структурируют знания Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | | |
66 | 3 нед мая | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. | Научатся: проводить наблюдения за поведением веществ, за химическими реакциями Получат возможность: наблюдать и описывают химические реакции | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (символы, схемы, знаки), выполняют операции со знаками и символами, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируют ответственное отношение к учению | | |
| | Тема 7. Практикум 2. «Свойства растворов электролитов» |
67 | 3 нед мая | Практическая работа «Решение экспериментальных задач». | Научатся: наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии Получат возможность: исследовать и описывать условия, химической реакции | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Оптимизм в восприятии мира | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику | Формы: эксперимент, наблюдения. Методы: репродуктивный и частично-поисковый. |
68 | 4 нед мая | Подведение итогов. Резерв. | | | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения по химии 8 класс.
Габриэлян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2015.
Химия 8 класс: учеб, для общеобразоват, учреждений / О.С.Габриелян. – 7 –е изд., испр.. – М.: Дрофа, 2018. – 287, ил.
Химия 8 класс: контрольные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» : учебное пособие /О.С.Габриелян, В.Г.Краснова – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2017. – 79 с.
Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян, «Химия. 8 класс» /О.С.Габриелян, С.А. Сладков – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207 с.
Химия 8 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна, «Химия. 8 класс» /О.С.Габриелян, А.В. Купцова.– 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 96 с.
Химия. 8 класс. Настольная книга учителя. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2010 г. 400с.
Химия. 8–9 классы. Методическое пособие. О. С. Габриелян, А. В. Купцова. - М.: Дрофа, 2017 г. 222 с.
Интернет-ресурсы
chem.msu.su
hemi.nsu.ru
college.ru
school-sector.relarn.ru
alhimikov.net
alhimik.ru
chemworld.narod.ru
. Утверждено приказом директора №103/1-П от 02.09.2014
Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № 01 от 29.08.2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ И НОРМАХ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новиковская средняя общеобразовательная школа»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1 Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава, Образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новиковская средняя общеобразовательная школа».
1.2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новиковская средняя общеобразовательная школа» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
1.3.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новиковская средняя общеобразовательная школа» самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».
II. НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ.
При промежуточной аттестации устанавливается как качественная («зачтено», «не зачтено»), так и бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.
2.14. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); 3.допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.