СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 9 класс на 2022-2023 у.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором

Заседании МО методическим школы

учителей советом Приказ №____________

естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.

исторического Протокол №__ ____________________

цикла Руководитель ФИО

«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)

Протокол №___ __________

Руководитель МО:







Рабочая программа по химии

9 класс

















Составила: Пляскина Т.В.




2022 - 2023 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ;

-ФГОС ООО, зарегистрированном Минюстом России 01.02.11 №19644, утвержденном 17.12.10 №1897;

-Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15 №1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программы по химии О.С.Габриеляна;

- Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12  января 2021 г.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Основными целями курса являются:

1. направления личностного развития:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2. метапредметного направления:

- развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3.в предметном направлении:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.

Задачи:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.


Место учебного предмета.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 9 классе основной школе отводит 2 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 66 часов. Предусмотрено 3 контрольных работы, 6 практических работ, на резерв-0 ч, на проектную деятельность- 2 ч, на изучение нового материала -47 ч ,повторение -8ч.

Содержание курса

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.

Неметаллы IVVII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Типы расчетных задач:

  1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

  1. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

  2. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

  1. Качественные реакции на ионы в растворе.

  2. Получение аммиака и изучение его свойств.

  3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

  4. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».

  5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Повторение. Периодическая система. Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. Диссоциация электролитов. Ионные уравнения реакций. ОВР. Неорганические вещества, их номенклатура, классификация и химические свойства.


Планируемые результаты:

Личностные:

-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

-формирование умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

-развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

-Предметные:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;


Выпускник научится:

-характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

-получать, собирать кислород и водород;

-распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

-характеризовать физические и химические свойства воды;

-распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

-характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

-раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

-объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

-объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

-проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

-определять окислитель и восстановитель;

-называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

-классифицировать химические реакции по различным признакам;

-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

-проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

-распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

-называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Выпускник получит возможность научиться:

-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

-характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

-прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

-осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности


Применение оборудования «Точки роста»

1

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

1.1.Характеристика химического элемента на основании его положения в ПС

1.2.Амфотерные соединения

1.3.ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева

1.4.Химическая организация природы

1.5.Химические реакции. Скорость химической реакции

1.6.Катализаторы и катализ

7



1




1


1



1


1



2




Характеристика элементов металлов и неметаллов



Составление уравнений с амфотерными соединениями

Работа с текстом

Составление конспекта


Проведение экспериментов, составление уравнений химических реакций

Демонстрационные опыты № 2 «Изучение влияния различных факторов на скорость реакции»

2

Металлы

2.1. Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева

Строение атомов металлов

2.2. Свойства металлов

2.3. Сплавы

2.4. Получение металлов

2.5. Коррозия металлов

2.6. Щелочные металлы

2.7.Щелочно-земельные металлы

2.8. Алюминий

2.9. Железо

2.10.Химический практикум

2.11. Контрольная работа

21

1




1

1

3


1

3

3


2

2

3

1

Составление конспекта

На всех уроках - работа с текстом, наблюдение за экспериментами, составление уравнений химических реакций, определение окислителей и восстановителей. Решение задач.

Подготовка сообщений Подготовка сообщений

Подготовка сообщений


Подготовка сообщений

Подготовка сообщений

Выполнение практических работ.

Лабораторный опыт № 11 «Взаимодействие известковой воды с углекислым газом»

Лабораторный опыт № 12 «Окисление железа во влажном воздухе»

3

Неметаллы

3.1.Общая характеристика неметаллов. 3.2.Кислород. 3.3.Водород

3.4.Вода.

3.5.Галогены

3.6.Сера и ее соединения

3.7.Азот и его соединения

3.8.Фосфор и его соединения

3.9.Углерод и его соединения

3.10.Кремний и его соединения

3.11.Химический практикум

3.12.Контрольная работа

22

1



1

1

1

3

3


3


2


2


1


3

1

На всех уроках - работа с текстом, наблюдение за экспериментами, составление уравнений химических реакций, определение окислителей и восстановителей. Решение задач. Подготовка сообщений

Составление конспекта.








Практические работы




Демонстрационный опыт № 3 «Изучение физических и химических свойств хлора»

Практическая работа № 3 «Определение содержания хлорид-ионов в питьевой воде»

Демонстрационный опыт: «Получение сероводорода и изучение его свойств». Лабораторный опыт: «Синтез сероводорода. Качественные реакции на сероводород и сульфиды»

Демонстрационый опыт № 4«Изучение свойств сернистого газа и сернистой кислоты»

Лабораторный опыт № 9 «Основные свойства аммиака»

Демонстрационные опыты: «Получение оксида азота (IV) и изучение его свойств»; «Окисление оксида азота (II) до оксида азота (IV)»; «Взаимодействие оксида азота (IV) с водой и кислородом, получение азотной кислоты»

Практическая работа № 4 «Определение нитратионов в питательном растворе»

Лабораторный опыт № 10 «Определение аммиачной селитры и мочевины»

4

Органические вещества

4.1. Предмет органической химии

4.2.Предельные углеводороды

4.3. Непредельные углеводороды

4.4.Спирты

4.5.Карбоновые Кислоты

4.6.Сложные эфиры. Жиры

4.7.Аминокислоты и белки

4.8.Углеводы

4.9.Полимеры

4.10.Обобщение

10


Работа с текстом, составление схем, выполнение упражнений и опытов, подготовка сообщений


5

Обобщение знаний за курс основной школы

5.1.Периодическая система и строение атома

5.2.Электроотрицательность. Степень окисления.

5.3.Классификация химических реакций.

5.4.Электролитическая диссоциация и ионные уравнения

5.5.Окислительно-восстановительные реакции

5.6.Неорганические вещества

6


1



1



1



1


1



1


Работа с таблицами и схемами. Работа с тестами.



Учебно-методический комплекс:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2018.

  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 368с.

  3.  Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 9класс.- М.: Дрофа, 20106г.

  4. Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.  - М.: Дрофа, 2015. – 350с. г.

  5.  Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2015. – 267с.


- Натуральные объекты: (Коллекции минералов и горных пород; Металлов и сплавов; Минеральных удобрений; Пластмасс, каучуков, волокон.

-Химические реактивы и материалы:

-Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

-Модели: Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул; Кристаллические  решетки солей.

      Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

      Экранно-звуковые средства обучения:

  1. Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 9 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.

  2. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»

  3.  компьютерные презентации

Материально-техническая база центра «Точка роста»: прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током, прибор для изучения состава воздуха и многие другие.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!