СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр № 2

Майкопского района»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «ОЦ № 2

Майкопского района»

___________________/ / ___________ И.Ю. Воронцова

« ___» ___________ 2022 года « ___» ___________ 2022 года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии



Класс – 8

Учитель – Лутай Е.В.

Количество часов: всего – 70 часов

Планирование составлено на основе: Примерных программ по химии. - М.: Дрофа, 2007

Учебник – Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник-М.: Просвещение, 2014.




2022-2023 учебный год.





Пояснительная записка


Рабочая учебная программа составлена на основе:

1) Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

2) Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1987 от 17.12.2010 года.

3) Приказа Мои Н РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4) Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения РФ, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.

5) Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ 09.03.2004г. № 1312».

6) Приказа МОиН РА «1272 от 11.11.2010 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений РА, реализующих программы общего образования».

7) Письма МОиН РА №3337 от 05.07.2012г. «О внесении изменений в примерные учебные планы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в рамках апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

8) Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

9) Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006г. №115 « О национально –региональном компоненте государственного образовательного стандарта»

10) Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1576, №1577 от 31.12.2015 г.;

11) Письмо МОиН РА № 2366/1 от 29.04.2016г.)

12) Учебного плана МБОУ «ОЦ №2 Майкопского района»


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть 1. Основное общее образование) и примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

На изучение химии в 8 классах предусмотрено 70 часов в год.

Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение теоретических основ химии и информации об основных свойствах и областях применения простых веществ (металлов и неметаллов) и важнейших классов неорганических соединений.

Основные цели и задачи, решаемые в процессе обучения:

  • обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий;

  • знакомство учащихся с методами химической науки;

  • формирование научного мировоззрения, а также понимания того, что химическое образование – обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку;

  • воспитание трудолюбия, нравственности, бережного отношения к природе, уважения к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;

  • развитие мышления учащихся, их самостоятельности и творческой активности в овладении знаниями, обучение разнообразным видам учебной деятельности;

  • обеспечение знакомства с главными направлениями химизации народного хозяйства, с возрастающим значением химии в окружающей действительностиформирование практических умений и навыков, начальная профориентационная подготовка учащихся, направленная на обеспечение сознательного выбора профессии.


Методологической основой организации обучения при изучении курса является личностно-ориентированный деятельностный подход, сущность которого кратко может быть выражена в следующих положениях:

  • построение обучения на высоком, но посильном для учащихся уровне трудности, обеспечивающем усвоение предмета на базовом уровне. Соблюдение меры трудности обеспечивает не механическое, а сознательное усвоение учащимися учебного материала;

  • изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом;

  • повышение удельного веса навыков по решению комбинированных задач;

  • осознание учащимися процесса учения, в том числе сознательное использование умственных приемов.

При правильной организации процесса обучения на всех этапах курса можно добиться постепенного умственного развития учащихся, которое, на наш взгляд, может проявляться:

  • в системности мышления, под которым понимается его упорядоченность на последовательно усложняющихся уровнях;

  • в умении проводить широкий перенос знаний на решение новых познавательных задач;

  • в умении выделять главное, делать обобщения;

  • в более рациональном мышлении, самостоятельности, лаконичности.






Планируемые результаты

Ученик научится в 8 классе:


составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Ученик получит возможность научиться в 8 классе :

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию .


Предметными результатами программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,  генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, ионные уравнения);
· наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Метапредметными результатами освоения программы по химии являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
    умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.

Личностными результатами освоения программы по химии являются:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.



Содержание программы курса химии 8 класса


Раздел 1 Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)


Тема 1 Первоначальные химические понятия.

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.

Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения.

Коэффициенты в уравнениях химических реакций, как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции.

Демонстрации:

Ознакомление с лабораторным оборудованием; приемы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция.

Нагревание сахара. Нагревание парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях.

Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды.

Практическая работа 1

Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Практическая работа 2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Лабораторные опыты:

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений.

Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.

Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Упражнения и задачи:

Упражнения на определение валентности элементов в бинарных соединениях.

Упражнения на составление формул бинарных соединений по известной валентности.

Упражнения на определение состава простейших соединений по их химическим формулам.

Упражнения в составлении химических уравнений.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Шаростержневые модели молекул.

Модели кристаллических решеток.

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.


Тема 2 Кислород.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации:

Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Условия возникновения и прекращения горения.

Практическая работа 3

Получение и свойства кислорода.

Лабораторные опыты:

Ознакомление с образцами оксидов.

Упражнения и задачи:

Упражнения на составление формул оксидов по известной валентности.

Упражнения в составлении уравнений реакций горения сложных веществ.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.


Тема 3 Водород.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Демонстрации:

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснением воздуха и воды.

Практическая работа 4

Получение водорода и исследование его свойств.

Лабораторные опыты:

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Упражнения и задачи:

Упражнения на составление формул соединений по известной валентности.

Упражнения в составлении химических уравнений.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам.


Тема 4 Растворы. Вода.

Вода. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации:

Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором.

Практическая работа 5

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Упражнения и задачи:

Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.


Тема 5 Количественные отношения в химии

Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации:

Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Упражнения и задачи:

Вычисления с использованием понятий «масса», «моль», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».

Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчеты по уравнениям химических реакций.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)


Тема 6 Важнейшие классы неорганических соединений.

Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.

Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Реакция нейтрализации.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Вытеснительный ряд металлов.

Кислотно-основные индикаторы.

Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Способы получения солей. Связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации:

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Практическая работа 6

Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.»

Лабораторные опыты:

Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.

Упражнения и задачи:

Расчеты по уравнениям химических реакций.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.


Раздел 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.


Тема 7 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

Первоначальные понятия классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены. Благородные газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов.

Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса.

Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов малых периодов. Электронные схемы и электронно-графические формулы. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона для развития науки. Жизнь и научный подвиг Д.И.Менделеева.

Демонстрации:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Физические свойства щелочных металлов.

Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.

Взаимодействие натрия и калия с водой.

Физические свойства галогенов.

Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.

Упражнения и задачи:

Упражнения на основные характеристики атома химического элемента.

Упражнения на сравнение свойств химических элементов на основании их положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам.


Раздел 3 Строение вещества.


Тема 8 Химическая связь. Строение вещества.

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Упражнения и задачи:

Упражнения на определение типа химической связи в соединениях; составление схем образования связей в соединениях.

Упражнения на определение степени окисления элементов в соединении; составление формулы вещества по степени окисления элементов.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Ряд электроотрицательности химических элементов.

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам.







Учебно - тематический план


Тема

Количество часов по рабочей программе

В том

числе практичес-ких работ

В том числе контроль-ных работ

1

Первоначальные химические понятия.

20

2

1

2

Кислород.

5

1

-

3

Водород.

3

1

-

4

Растворы. Вода.

7

1

1

5

Количественные отношения в химии.

5

-

-

6

Важнейшие классы неорганических соединений.

11

1

1

7

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

8

-

-

8

Химическая связь. Строение вещества.

7


1


Резерв

2




Итого

70

6

4










Календарно – тематическое планирование

Химия 8 класс

(2ч в неделю, всего 70 часов, из них – 2 часа резервное время)

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема 1 Первоначальные химические понятия. (20 ч)

1

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Химия как часть естествознания.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):



2

Методы познания в химии.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):



3

Практическая работа № 1


Тема: «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами.

Строение пламени.»

Проводят химический эксперимент. Учатся соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при

отравлениях, ожогах и травмах,

связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Знакомиться с лабораторным оборудован нем.



4

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Демонстрации:

Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция.

Лабораторные опыты:

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита.

Индивидуальная работа — составление краткого плана-конспекта параграфа, извлечение информации из различных источнико



5

Практическая работа № 2


Тема: «Очистка загрязненной поваренной соли.»

Выполнение опытов, направленных на практическое освоение действий по разделению смесей, в частности очистке поваренной соли от примесей.



6

Физические и химические явления. Химические реакции.

Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Демонстрации:

Нагревание сахара. Нагревание парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосажден-ного гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

Индивидуальная работа — составление краткого плана-конспекта параграфа, извлечение информации из различных источнико



7

Атомы, молекулы и ионы.

Понятие атома, молекулы и иона. Первоначаль-ные представления.

Современные определения.

Демонстрации:

Шаростержне-вые модели молекул метана, аммиака, воды.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: Самостоятельная работа с учебником. Поиск нужной информации.



8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.


Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристалличес-кие и аморфные вещества. Типы кристалличес-ких решеток. Зависимость свойств веществ от типа кристалличес-кой решетки.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста учебника. Знакомство со знаками химических элементов



9

Простые и сложные вещества.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.

Демонстрации:

Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях.

Лабораторные опыты:

Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.

изучение текста и иллюстративного материала по предложенному учителем алгоритму.

Отработка новых понятий



10

Язык химии. Относительная атомная масса.

Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.

Расчеты по формулам. Проверочная работа. Коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке



11

Закон постоянства состава веществ.

Закон постоянства состава веществ.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности



12

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

Качественный и количествен-ный состав вещества. Вычисления по химическим формулам.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа учебника. Работа в парах – изучение знаков химических элементов



13

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности Вычисляют массовую долю химического элемента по формуле соединения. Коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке



14

Валентность химических элементов.

Определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.

Формирование у учащихся умении по­строения и реализации новых знаний: самостоятельная работа - определение цели урока, изучение текста учебника при консультативной помощи учителя.



15

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Выполнение упражнений по теме.

Определяют валентность по формуле, состоящей из двух элементов. Коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке



16

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

Основные положения атомно-молекулярного учения. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности. Проводят расчеты по формулам.



17

Химические уравнения.

Коэффициенты в уравнениях химических реакций, как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Упражнения в составлении химических уравнений.

Формирование у учащихся умениий по­строения и реализации новых знаний: самостоятельная работа - определение цели урока, изучение текста и иллю­стративного материала Самостоятельная работа с учебником, составление уравнений реакций при консультативной помощи учителя



18

Типы химических реакций.

Типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения.

Лабораторные опыты:

Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Самостоятельная работа с учебником, составление уравнений реакций – работа в парах с последующей взаимопроверкой



19

Обобщение по теме «Перво-начальные химические понятия.»


Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности. Применение знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения данной темы



20

Тестирование : «Перво-начальные химические понятия.»

Тема: «Перво-начальные химические понятия.»

Контрольная работа



Тема 2 Кислород. (5 ч)

21

Кислород.

Физические свойства. Получение.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышлен-ности Демонстрации:

Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение текста и иллюстративного материала по предложенному учителем алгоритму.

Отработка новых понятий.



22

Оксиды.

Химические свойства кислорода.

Химические свойства кислорода.

Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Демонстрации:

Условия возникновения и прекращения горения.

Лабораторные опыты:

Ознакомление с образцами оксидов.

Упражнения на составление формул оксидов по известной валентности.

выполнение зада­ний, предложенных учителем, с после­дующей взаимопроверкой; коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке



23

Практическая работа № 3


Получение и свойства кислорода.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности: использовать приобретённые знания и умения, при выполнении лабораторной работы,

коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке



24

Озон, аллотропия кислорода.

НРК. Качество воздуха в регионе

Озон, озоновый экран. Аллотропия, аллотропные модификации.

Формирование у учащихся умении по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельная работа - определение цели урока, изучение текста учебника. Составление конспекта.



25

Воздух и его состав.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Состав воздуха. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Упражнения в составлении уравнений реакций горения сложных веществ.

Выступления с сообщениями, работа в группах, выводы. Составление плана и опорного конспекта парагра­фа, ответы на вопросы учителя



Тема 3 Водород. (3ч)

26

Водород. Физические свойства. Получение.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышлен-ности. Меры безопасности при работе с водородом. Физические свойства водорода. Демонстрации:

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснением воздуха и воды.

получение водорода при взаимодействии раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли



27

Химические свойства водорода.

Химические свойства водорода.

Водород – восстановитель. Применение водорода.

Лабораторные опыты:

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию изучаемого предметного содержания



28

Практическая работа № 4


Получение водорода и исследование его свойств.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности: использовать приобретённые знания и умения, при выполнении лабораторной работы,

коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке




Тема 4 Растворы. Вода. (7ч)

29

Вода. Вода в природе и способы её очистки.

НРК. Качество воды в Майкопском районе

Физические свойства воды. Методы определения состава воды – анализ и синтез.

Аэрация воды.

Демонстрации:

Анализ воды. Синтез воды.

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельная работа - определение цели урока, изучение текста и составление конспекта



30

Химические свойства и применение воды.

Демонстрации:

Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором.

Умение характеризовать свойства воды (химические свойства основных классов неорганических веществ), взаимодействие воды с основными и кислотными оксидами;

составлять уравнения химических реакций, характерных для воды



31

Вода – растворитель. Растворы.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Растворимость веществ в воде. Насыщенные и ненасыщенные растворы.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом



32

Массовая доля растворенного вещества.


Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом построение на основе теорети­ческого материала схем, таблиц при консультативной помощи учителя с последующей са­мопроверкой



33

Практическая работа № 5


Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности: использовать приобретённые знания и умения, при выполнении лабораторной работы,

коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке



34

Диагностичесая работа по темаам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

Выполнение упражнений, решение задач по темам.

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий



35

Контрольная работа № 2

Тема: «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий



Тема 5 Количественные отношения в химии (5ч)

36

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Демонстрации:

Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания



37

Вычисления по химическим уравнениям.

Вычисления с использованием понятий «масса», «моль», «количество вещества», «молярная масса»,

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий



38

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Вычисления с использованием понятий «масса», «моль», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Работа с учебником и таблицей «Масса и объем 1 моль газа»



39

Относительная плотность газов.

Вычисления с использованием понятия «Относительная плотность газов.»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Работа с учебником и таблицей «Масса и объем 1 моль газа»



40

Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчеты по уравнениям химических реакций.

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности: использовать приобретённые знания и умения, при решении задач



Тема 6 Важнейшие классы неорганических соединений. (11ч)

41

Оксиды.

Оксиды металлов и неметаллов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов. Демонстрации:

Образцы оксидов.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом построение на основе теорети­ческого материала схем, таблиц при консультативной помощи учителя с последующей са­мопроверкой



42

Гидроксиды. Основания.

Классификация. Номенклатура. Получение.

Демонстрации:

Образцы оснований.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие

у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания



43

Химические свойства оснований.

Взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.

Демонстрации:

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты:

Опыты, подтвержда-ющие химические свойства оснований.

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



44

Амфотерные оксиды и гидроксиды.


Лабораторные опыты:

Опыты, подтвержда-ющие химические свойства амфотерных гидроксидов.

искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль¬ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



45

Кислоты.

Состав.

Классификация.

Номенклатура. Получение кислот. Демонстрации:

Образцы кислот.

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



46

Химические свойства кислот.

Взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Вытеснительный ряд металлов.

Лабораторные опыты:

Опыты, подтвержда-ющие химические свойства кислот.

Формирование у учащихся спо-собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль¬ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



47

Соли.

Средние соли. Способы получения солей. Демонстрации:

Образцы солей.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки;



48

Свойства солей.

Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами.

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



49

Практическая работа № 6


Решение эксперимен-тальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганичес-ких соединений.»

Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности: использовать приобретённые знания и умения, при выполнении лабораторной работы,

коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке




50

Обобщение по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.»

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)


Формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности: использовать приобретённые знания и умения,

коллективная работа - обсуждение результатов работы на уроке




51

Контрольная работа № 3

Тема:

Тестирование «Важнейшие классы неорганических соединений.»

Овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий



Тема 7 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. (8ч)

52

Классификация химических элементов.

Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства химических элементов.

Демонстрации:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менде-леева. (ПСХЭ)

Физические свойства щелочных металлов.

Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.

Взаимодействие натрия и калия с водой.

Физические свойства галогенов.

Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способно­стей к систематизиации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки;



53

Периодический закон

Д. И. Менделеева.

Предпосылки и история создания Периодическо-го закона Д.И.Менделее-ва

Периодический закон в формулировке Д.И.Менделее-ва

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способно­стей к систематизиации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки;



54

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

ПСХЭ как графическое отображение Периодическо-го закона. Строение ПСХЭ, варианты ее оформления. Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Развитие у учащихся навыков работы с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки;



55

Строение атома.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;




56

Распределение электронов по энергетическим уровням.

Понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов малых периодов. Электронные схемы и электронно-графические формулы. Современная формулировка периодического закона.

Формирование у учащихся спо-собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль¬ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;




57

Зависимость свойств атомов от положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева и с точки зрения строения атома.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом



58

Значение периодического закона для развития науки.

Жизнь и научный подвиг Д.И.Менделее-ва.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом



59

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.»

Выполнение упражнений по теме.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом



Тема 8 Химическая связь. Строение вещества. (7ч)

60

Электроотрица-тельность химических элементов.

Определение электроотрица-тельности химических элементов по положению в ПСХЭ.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст-вий): изучение содержания пара¬графа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; классифи¬кация и сравнение



61

Виды химической связи.

Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь.

Упражнения на определение типа химической связи в соединениях; составление схем образования связей в соединениях.

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



62

Ионная связь.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;



63

Валентность, степень окисления, заряд иона.

Правила определения степеней окисления элементов.

Упражнения на определение степени окисления элементов в соединении; составление формулы вещества по степени окисления элементов.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно¬стей к систематизиации и структу-рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с текстом; сравне¬ния биологических объектов по за-данным критериям; подготовки сообщений и создания презентаций;



64

Окислительно –восстановитель-ные реакции.

Упражнения в составлении уравнений ОВР.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с текстом; сравне­ния биологических объектов по за­данным критериям; подготовки сообщений и создания презентаций;



65

Диагностическая работа по темам:«Периодичес-кий закон

Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества».

Выполнение упражнений по теме.

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их:



66

Повторение изученного в 8 классе





67-

Итоговая контрольная работа

Темы: «Периодичес-кий закон

Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества».

Контрольная работа



68


Анализ контрольной работы






69

Итоговый урок





70

Резервный урок





Итого 70 часов










ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Тема контрольной работы

Дата проведения

Контрольная работа №1 Тема: «Первоначальные химические понятия.»


Контрольная работа № 2 Тема: «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».


Контрольная работа № 3 Тема:

«Важнейшие классы неорганических соединений.»


Контрольная работа № 4 Темы: «Периодичес-кий закон

Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества».






Учебно – методическое обеспечение


Обязательная литература для учащихся:

Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия. 8 класс: учебник-М.: Просвещение, 2014.


Рекомендуемая литература для учащихся

Химия. Задачник с «помощником». 8-9классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 95с.

Хомченко И.Г. "Сборник задач и упражнений по химии для средней школы" М., Изд. "Новая Волна", 2008.


Литература для учителя:

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 1000 вопросов и ответов. Тесты. М.: Книжный дом "Университет", 1999.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии (в 2 томах). М., 1 Федеративная Книготорговая компания,2005.

Малякин А.М. Решение олимпиадных задач по химии. С-П.: Корвус, 1995.

Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа,2004.

Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа, 1993.

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. М., Новая волна,2004.

А.М.Радецкий, Химия, дидактический материал, 8-9классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.М.Радецкий, - М.: Просвещение, 2014.-127с.

















19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!