СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс ФГОС 2019-2020 год

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс ФГОС 2019-2020 год»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии , примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна 2012 г.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Планируемые результаты изучения курса химии

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов.

Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере

-чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

в трудовой сфере

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

в познавательной (интеллектуальной) сфере

-умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, -применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

-классифицировать изученные объекты и явления;

-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

-моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

-анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.


В трудовой сфере:

-проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и

других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 9 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Результаты изучения курса «Химия.8- 9 классов» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту второго поколения ФГОС.

Требования направлены:

- на реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов;

-освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

-овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих

личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной ( интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, -применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

В познавательной сфере:

-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

-классифицировать изученные объекты и явления;

-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

-моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

•анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:

•проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и

других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Содержание учебного предмета.

8 класс

1.Введение (9 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1

1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

2.Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема 2. Атомы химических элементов (8ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 3. Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,«постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 4. Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли.
Практическая работа № 3

Приготовление раствора вещества и определение массовой доли его в растворе.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 4

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Тема 6. Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов
(20 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 5

Условия протекания химических реакций до конца.

Реакции ионного обмена.

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач.


9 класс

1. Введение.

Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1.Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами, от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации, от площади соприкосновения реагирующих веществ, от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

5. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.

6. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

Тема 2. Металлы (13 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

1. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.

2. Ознакомление с рудами железа.

3. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.

4. Взаимодействие кальция с водой.

5.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

6. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

7. Взаимодействие железа с соляной кислотой.

8. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)

1. Получение и свойства соединений металлов.

2. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов и на осуществление цепочки химических превращений.

Тема 3. Неметаллы (29 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород.

Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

1. Получение и распознавание водорода.

2.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.

3. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).

4. Ознакомление с составом минеральной воды.

5. Качественная реакция на галогенид-ионы.

6. Получение и распознавание кислорода.

7. Горение серы на воздухе и в кислороде.

8.Свойства разбавленной серной кислоты.

9. Изучение свойств аммиака.

10. Распознавание солей аммония.

11. Свойства разбавленной азотной кислоты.

12. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

13. Горение угля в кислороде.

14. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

15. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

16. Разложение гидрокарбоната натрия.

Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (7 ч)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

2. Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода».

3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».

5-7. Получение, собирание и распознавание газов (на примере кислорода, аммиака, углекислого газа).

Тема 4. Органические вещества. (14 ч.)

Многообразие органических веществ. Химическое строение органических веществ.

Углеводороды (метан, этан, этилен, ацетилен) их практическое значение. Природные источники углеводородов. Кислородсодержащие органические соединения (этиловый спирт, метиловый спирт, уксусная кислота, липиды(жиры), глюкоза, сахароза, крахмал (клетчатка) и др.). Нахождение в природе, значение. Физиологическое действие спиртов на организм. Белки, их роль и значение.

Практикум 3. (1 ч)

1.Решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (2 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.


Тематическое планирование


п/п

Основное содержание по темам

Виды учебной деятельности

8класс

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. (6 часов)

1

Предмет химия.

Урок формирование новых знаний.

Знать определение важнейших понятий

Различать понятия

2

Вещества.

Урок формирование новых знаний.

Знать определение важнейших понятий: простые и сложнее вещества, химический элемент, атом, молекула.

Различать понятия «вещество» и «тело» «простое вещество» и «сложное вещество»

3

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

Комбинированный урок

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

4

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

Комбинированный урок.

Уметь определять положение химического элемента в периодической системе, назвать химические элементы.

Знать первые 20 химических элементов.

5

Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная массы. Комбинированный урок.

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав вещества по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

6

Расчеты по химической формуле вещества. Комбинированный урок.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединений.

ТЕМА 2. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ( 10 часов)

7

Основные сведения о строении атомов. Урок объяснение нового материала


Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента

8

Ядерные реакции. Изотопы.

Комбинированный урок.

Знать определение понятия « химического элемента»

9

Строение электронных оболочек. Урок объяснения нового материала.

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

10

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Комбинированный урок.

Знать формулировку периодического закона.

Уметь объяснять закономерности изменений свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция)на основе их положения в периодической системе

11

Ионная связь

Комбинированный урок.

Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь».

Уметь определять тип химической связи (ионной)

12

Ковалентная неполярная связь.

Комбинированный урок.

Уметь определять тип химической связи ковалентной неполярной

13

Ковалентная полярная связь.

Комбинированный урок.

Уметь определять тип химической связи ковалентной полярной

14

Металлическая связь. Комбинированный урок.

Знать определение металлической связи, объяснить свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства ее с ковалентной и ионной связи.


15

Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Знать определение понятий

Уметь определять тип химической связи

16

Контрольная работа№1 по темам 1,2

Урок контроля.

Знать определение понятий

Уметь определять тип химической связи

17

Анализ контрольной работы №1. Простые вещества- металлы. Объяснение нового материала.

Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом строением и свойствами металлов.

18

Простые вещества - неметаллы.

Урок объяснения нового материала.

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.

19

Количество вещества. Молярная масса. Комбинированный урок.

Знать определение понятий « моль», «Молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества по числу частиц, по числу известного количества вещества.


20

Молярный объем газа. Закон Авогадро.

Комбинированный урок.

Знать определение молярного объема.

Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.

21

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро»

Урок-соревнование.

Знать определение молярного объема.

Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.

22

Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме.

Знать определение молярного объема, определение молярного объема.

Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа, вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.


23

Контрольная работа № 2 по теме « Простые вещества»

Знать все определения по теме «Простые вещества»


24

Степень окисления и валентность. Урок объяснения нового материала.

Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, назвать бинарные соединения., назвать бинарные соединения.

25

Важнейшие классы бинарных соединений- оксиды и летучие водородные соединения.

Комбинированный урок

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксиды, назвать его, составить формулу оксида.

26

Основания.

Комбинированный урок.

Уметь определять принадлежность вещества к классу основания, назвать его, составить формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, распознавание оснований

27

Кислоты.

Комбинированный урок

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, назвать его, составить формулы кислот. Знать качественную на распознавание кислот

28

Соли.

Комбинированный урок.

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, назвать его, составить формулы солей, назвать их

29

Кристаллические решетки.

Урок изучения нового материала

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки

30

Чистые вещества и смеси.

Урок объяснения нового материала

Уметьразличать чистые вещества от смесей

31

Массовая и объемная доли компоненты смеси ( раствора)

Комбинированный урок

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе

32

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смесей

Урок- упражнение с элементами соревнования

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

33

Знакомство с лабораторным оборудованием

Практическая работа№1

Уметь обращаться с химическим оборудованием

34

Правила безопасности работы в химической лаборатории

Практическая работа № 2

Знать технику безопасности при работе с химическими веществами.

35

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа № 3

Уметь приготовить растворы заданной концентрации

36

Повторение

Урок обобщения, систематизация и коррекция знаний по изученным темам

Знать соединения химических элементов

37

Контрольная работа по теме « Соединения химических элементов»

Урок контроля.

Знать все по соединениям химических элементов

38

Физические явления.

Комбинированный урок

Знать способы разделения смесей

39

Очистка загрязненной поваренной соли

Практическая работа № 5

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли.

40

Химические реакции

Комбинированный урок.

Знать определение понятия « химические реакции», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению и выделению тепла

41

Химические уравнения.

Комбинированный урок.

Знать определения « химические реакции».

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы вещества

42-43

Расчеты по химическим уравнений.

Комбинированный урок, урок- соревнование.

Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества содержащего определенную долю примесей.

44

Реакция разложения.

Комбинированный урок.

Уметь отличать реакции разложения от других реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

45

Реакция соединения.

Комбинированный урок.

Уметь отличать реакции соединения от других реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

46

Реакция замещения.

Комбинированный урок.

Уметь отличать реакции замещения от других реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

47

Реакция обмена.

Комбинированный урок.

Уметь отличать реакции обмена от других реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

48

Типы химических реакций на примере воды.

Комбинированный урок.

Уметь составлять уравнения реакций всех типов, характеризирующих свойства воды.

49

Повторение.

Урок- обобщение, систематизация знаний по изученному материалу.

Знать происхождение веществ

50

Контрольная работа по теме « Изменения происходящие с веществами»

Урок контроля

Знать происхождение веществ

ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.(17 часов)

51

Анализ контрольной работы. Растворимость. Растворимость веществ в воде.

Урок объяснения нового материала.

Знать определение понятий «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь пользоваться таблицей растворимостей.

52

Электролитическая диссоциация.

Комбинированный урок.

Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», « электролитическая диссоциация», «сильный электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации.

53

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Комбинированный урок.

Знать основные положения теории электролитической диссоциации.

54

Диссоциация кислот, оснований, солей.

Комбинированный урок.

Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциаций кислот, щелочей, солей.

Знать определения кислот, щелочей и солей с точки зрения электролитической диссоциации.

55

Ионные уравнения

Комбинированный урок.


Уметь составлять уравнения ионного обмена, понимать их сущность .Определить возможность протекания реакций ионного обмена.

56

Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.

Урок-упражнение с элементами соревнований.


Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

57

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

Комбинированный урок.

Знать классификацию и химические свойства кислот.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

58

Основания в свете теории электролитической диссоциации.

Комбинированный урок.

Знать классификацию и химические свойства оснований.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

59

Оксиды в свете теории электролитической диссоциации.

Комбинированный урок.

Знать классификацию и химические свойства оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

60

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

Комбинированный урок.

Знать классификацию и химические свойства солей.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

61

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Комбинированный урок.

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.

62

Окислительно-восстановительные реакции

Урок объяснение

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.


63

Упражнения в составлении окислительно-восстановительные реакции.

Урок комбинированный.

Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», « восстановление».

Уметь определять окислитель и восстановитель, отличать окислительно-восстановительные реакции, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.


64

Свойства веществ изученных классов соединений на свете окислительно-восстановительных реакциях.

Комбинированный урок


Уметь составлять ОВР, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.

65

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганической химии.

Практическая работа № 9

Уметь опытным путем получать или определять вещества.


66

Повторение.

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Знать растворы, растворение, свойства растворов электролитов

67

Контрольная работа по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».

Урок контроля

Контроль знаний

68

Анализ контрольной работы

Уметь находить ошибки и исправлять их.



9 класс

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В 9 КЛАСС

( 6 часов)

1

Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Менделеева

Комбинированный урок.

Знать план характеристики элемента.

Уметь объяснить смысл порядкового номера, объяснить закономерности изменений элементов и их соединений в группах и периодах. Дать характеристику элемента

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Урок закрепление материала.

Знать план характеристики элемента, понятия «генетическая связь».

Уметь составлять генетические ряды металлов, неметаллов, переходных элементов.

3

Переходные элементы.

Комбинированный урок

Знать понятие амфотерность

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов цинка и алюминия.

4

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева.

Комбинированный урок.

Знать формулировку периодического закона Д.И. Менделеева, его значение.

Уметь объяснить значение периодического закона, пользоваться периодической системе.

5

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Комбинированный урок.

Знать определения оксидов и оснований с точки зрения ТЭД.

Уметь записывать уравнения химической реакции ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для ОВР

6

Свойства кислот и солей в свете ЭТД и процессах окисления-восстановления.

Комбинированный урок.

Знать определения кислот и солей с точки зрения ТЭД.

Уметь записывать уравнения химической реакции ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для ОВР

ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ(16 часов)

7

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение и физические свойства.

Комбинированный урок.

Знать, что такое металлы, способности строения атомов, их свойства.

Уметь находить металлы в периодической системе элементов.

Уметь объяснять строение

8

Химические свойства металлов.

Комбинированный урок.

Знать химические свойства металлов.

Уметь характеризовать общие химические свойства металлов.

Уметь записывать уравнения реакций, металлов с водой, солями, кислотами.

9

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Урок изучение нового материала.

Знать понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты коррозии. Сплавы.

Уметь объяснять механизм коррозии.

10

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Комбинированный урок.

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.

11

Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.

Комбинированный урок.

Знать положение щелочных металлов в периодической системе, их строение, зависимость свойств от строения

Уметь составлять уравнения химических реакций

12

Соединения щелочных металлов.

Комбинированный урок.


Знать основные соединения щелочных металлов, их характеристики, свойства и применения.

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксодов щелочных металлов.

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы 11 группы.

Комбинированный урок.

Знать положение щелочноземельных металлов в периодической системе, их строение, зависимость свойств от строения

Уметь составлять уравнения химических реакций

14

Соединения щелочноземельных металлов.

Комбинированный урок.

Знать основные соединения щелочноземельных металлов, их характеристики, свойства и применения.

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксодов щелочноземельных металлов.

15

Алюминий, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

Знать строение атома А1, физические свойства и особенности химических свойств.

Уметь характеризовать химические свойства алюминия.

Уметь написать уравнения реакций с водой и гидроксидом алюминия.

16

Соединения алюминия.

Комбинированный урок.

Знать соединения алюминия, амфотерный характера его оксида и гидроксида, область применения.

Уметь записывать уравнения реакций.


17

Железо, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

Знать особенности строения элементов Б-подруппы, на примере железа.

Уметь составлять схему строения железа с указанием числа электронов в электронных слоях, составлять уравнения реакций железа.

18

Генетические ряды железа (11) и железа (111).

Комбинированный урок.

Знать химические свойства железа и качественные реакции на (Fe2+, Fe3+).

Уметь составлять генетические ряды железа (11) и (111)

19

Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме

« Химия металлов»

Урок - обобщение.

Знать строение атомов металлов, химические свойства и применения, щелочных, щелочноземельных, алюминий, железа.

Уметь давать характеристику металлов по положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций с их участием.

20

Решение задач на определение выхода продукта реакций.

Комбинированный урок

Знать понятие «доля», формулы для расчетов массы и объема.

Уметьуметь вычислять массовые и объемные доли, практический объем и практическую массу.

21

Контрольная работа № 1 по теме « Металлы»

Контроль знаний

22

Практическая работа № 1по теме «Получений соединений металлов и изучение их свойств»

Знать правила техники безопасности.

Знать признаки генетические ряды металлов.

Уметь осуществлять цепочки превращений.

ТЕМА № 3 « НЕМЕТАЛЛЫ» ( 24 часа)

23

Общая характеристика неметаллов.

Комбинированный урок.

Знать положения неметаллов в ПСХЭ, особенности их строения, основные соединения, физические свойства.

Уметь дать характеристику элементам – неметаллам на основания их положения в ПСХЭ

24

Водород.

Комбинированный урок.

Знать строение, свойства и способы получения водорода.

Уметь составлять ОВР с участием водорода, объяснить его положения в ПСХЭ.

25

Общая характеристика галогенов.

Комбинированный урок.

Знать строения и свойства галогенов.

Уметь составлять схему строения атомов галогенов. Объяснять изменения свойств галогенов.

26

Важнейшие соединения галогенов.

Комбинированный урок.

Знать состав и свойства галогенов.

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов.

27

Кислорода.

Комбинированный урок.

Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе.

Уметь записывать уравнения реакций с кислородом.

28

Сера, ее физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

Знать строения атома серы.

Уметь характеризовать химические свойства элемента на основе ПСХЭ, записывать уравнения реакций характерных для серы.

29

Оксиды серы. Серная кислота.

Комбинированный урок.

Уметь записывать ОВР химических свойств оксидов и серной кислоты.

30

Азот и его свойства.

Комбинированный урок.

Знать строения атома азота.

Уметь характеризовать химические свойства элемента на основе ПСХЭ, записывать уравнения реакций характерных для азота.

31

Аммиак и его свойства.

Комбинированный урок.

Знать состава и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака.

Уметь описывать свойства аммиака. На организм.

32

Соли аммония и их свойства.

Комбинированный урок.

Знать строение молекулы, основные свойства аммиака. Состав солей аммония, их получения и свойства.

Уметь записывать уравнения реакций с их участием, рассмотреть с точки зрения ТЭД

33

Азотная кислота и ее свойства.

Комбинированный урок.

Знать особенности химических свойств азотной кислоты.

Уметь характеризовать свойства азотной кислоты.

34

Соли азотной и азотистой кислот, Азотные удобрения.

Комбинированный урок.

Знать основные свойства азотной кислоты(особенности взаимодействия с металлами и неметаллами).

Уметь составлять уравнения реакций.

35

Фосфор, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

Знать строение, физические и химические свойства фосфора.

Уметь составлять схему строения фосфора и писать уравнения реакций.

36

Соединения фосфора.

Комбинированный урок.

Знать состав, характер и свойства оксида фосфора(V) и ортофосфорной кислоты.

Уметь характеризовать свойства соединений фосфора.

37

Углерод, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок

Знать аллотропные модификации углерода, физические и химические свойства.

Уметь составлять схемы строения атома углерода.

38

Оксиды углерода. Сравнение их физических и химических свойств.Комбинированный урок.

Знать строение и свойства оксидов углерода.

Уметь описывать свойства и физиологическое воздействие на организм.

39

Угольная кислота и ее соли.

Комбинированный урок.

Знать состав, свойства угольной кислоты и ее соли.

Уметь характеризовать свойства угольной кислоты и ее солей: карбонаты и гидрокарбонаты.

40

Кремний, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

Знать строение, физические и химические свойства кремния.

Уметь составлять схему строения атома.

41

Силикатная промышленность.

Урок - презентация.

Знать свойства и область применения стекла.

Уметь объяснять значимость соединений кремния.

42

Решение расчетных задач.

Комбинированный урок.

Знать формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом.

Уметь вычислять количество вещества, массу, объем

43

Обобщение знаний по теме «Химия неметаллов»

Знать электронное строение атомов неметаллов и их свойств.

Уметь применять эти знания при выполнении логических заданий.

43

Контрольная работа по теме

«Химические свойства неметаллов»

Знать строение и свойства неметаллов.

Уметь применять на практике свои знания.

44

Анализ контрольной работы

Уметь определять ошибки и устранять их

Тема № 4 ПРАКТИКУМ № 2 « СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ» ( 2 часа)

45

Практическая работа № 2 « Решение экспериментальных задач по теме « Получение соединений и изучение их свойств»Урок- практикум

Знать правила технике безопасности, генетические ряды неметаллов.

Уметь обращаться с химической посудой.

46

Практическая работа № 3 « Получение, собирание и распознавание газов»( углекислый газ, аммиак)

Знать правила технике безопасности, качественные реакции на углекислый газ и аммиак.

Уметь обращаться с химической посудой.

ТЕМА № 5 « ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ( 18часов)

47

Предмет «органическая химия». Строения атома углерода в органических соединениях. Урок изучение нового материала.

Знать особенности органических соединений, основные положения теории Бутлерова.

Уметь объяснять многообразие органических соединений.

48

Предельные углеводороды.

Урок изучение нового материала.

Знать состав, изомерию и номенклатуру алканов, их свойства.

Уметь записывать структурные формулы важнейших органических соединений.

49

Предельные углеводороды.

Закрепление пройденного материала

Знать состав, изомерию и номенклатуру алканов, их свойства.

Уметь записывать структурные формулы важнейших органических соединений.

50

Непредельные углеводороды. Алкены.Урок изучение нового материала

Знать состав, изомерию и номенклатуру алкенов, их свойства.

Уметь записывать структурные формулы важнейших органических соединений.

51

Непредельные углеводороды. Алкины.Урок изучение нового материала

Знать состав, изомерию и номенклатуру алкинов, их свойства.

Уметь записывать структурные формулы важнейших органических соединений.

52

Вывод формул органических соединений по относительной плотности газов.

Урок- решение задач.

Знать понятие относительной плотности газов.

Уметь рассчитывать молекулярную формулу вещества по относительной плотности.

53

Вывод формул органических соединений по продуктам горения

Урок- решение задач.

Знать продукты горения органических веществ.

Уметь выводить формулы по продуктам реакций.

54

Самостоятельная работа по теме «Вывод формул органических соединений»

Проверить умение выводить химические формулы веществ по относительной плотности газов и продуктам горения.

55

Понятия о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.Урок изучение нового материала.

Знать состав, изомерию, номенклатуру предельных одноатомных спиртов.

Уметь описывать свойства и физиологическое воздействие на организм.

56

Одноосновные карбоновые кислоты.Урок изучение нового материала.

Знать состав, изомерию, номенклатуру предельных одноосновных карбоновых .

Уметь записывать уравнения реакций.

57

Реакция этерификации, понятия сложных эфиров. Урок изучение нового материала.


Знать состав, свойства, получение и применение сложных эфиров.

Уметь назвать изучаемые вещества.

58

Жиры

Знать состав, свойства, получение жиров.

Уметь называть изучаемые вещества.

59

Понятия об аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации. Урок изучения нового материала.

Знать состав, особые свойства аминокислот.

Уметь записывать реакцию поликонденсации.

60

Понятия об углеводах. Урок изучения нового материала.

Знать состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы.

Уметь записывать уравнения реакции с участием глюкозы.

61

Полимеры. Урок изучения нового материала.

Знать основные понятия химии, ВМС, классификация полимеров.

Уметь назвать их вещества.

62

Обобщение знаний по теме

«Органическая химия»

Знать основные классы соединений

Уметь определять принадлежность вещества к тому или иному классу соединений. Решать задачи на вывод формул

63

Контрольная работа по теме «Органическая химия»

Проверка усвоения материала.

64

Анализ контрольной работы

Уметь определять ошибки и устранять их

65

Практическая работа № 4

«Органические вещества»

Знать теоретические качественные реакции на практике.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ (3 часа)

66

Урок- проект по теме « Химия и здоровья человека»

Уметь выявлять основной материал и составлять проект




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!